Строительство идет, ждите пополнение

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 32 (17- 23 августа 2011)

Строительство идет, ждите пополнение

Илья Крамник

Летом прошлого года главнокомандующий ВМФ России Владимир Высоцкий пообещал значительно усилить Черноморский флот. Он, по словам адмирала, должен получить в течение ближайшего десятилетия 15 новых боевых единиц.

Чуть позже, на параде в последний день июля, когда наша страна традиционно чествует своих военных моряков, главком конкретизировал это заявление, сообщив, что на Черное море перейдут два фрегата проекта 1154 из состава Балтийского флота - «Ярослав Мудрый» и «Неустрашимый». Кроме того, в течение 2010-2012 годов была обещана закладка шести фрегатов проекта 11356 и трех подводных лодок.

Обещания и реальность

Надо сказать, что за время, минувшее после распада Советского Союза, российская общественность привыкла воспринимать официальные декларации о внимании к нуждам защитников Отечества с определенным недоверием: слишком часто произнесенные слова не имели ничего общего с реальностью. Однако известие о скором пополнении ЧФ сопровождалось обнародованием информации об огромных средствах, выделяемых на реализацию в 2011-2020 годах очередной Госпрограммы вооружения. С учетом того что цифры озвучивались также первыми лицами государства, многие стали ждать воплощения планов в жизнь.

Сегодня можно сказать, что полностью обещания главкома выполнить не удалось: как оказалось, заложить новые боевые единицы на стапелях проще, чем протолкнуть через бюрократические рогатки переброску уже имеющихся кораблей. Во всяком случае два фрегата и одна подлодка из числа тех, что ждут черноморцы, действительно строятся, а вот о передислокации из Балтийска в Севастополь «Неустрашимого» и «Ярослава Мудрого» никаких известий не поступало.

Помимо подлодок и фрегатов ЧФ посулили и корабли иных классов, в частности корветы нового поколения. Например, «Проворный» - головной корабль проекта 20385 (усовершенствованный вариант проекта 20380 с усиленным вооружением и улучшенной обитаемостью) заложен на Северной верфи в мае этого года и согласно опубликованным сведениям также предназначен для несения службы на Черном море. Кроме того, до конца текущего года намечено приступить к строительству еще одного корвета проекта 20385, подлодки проекта 636.3 и фрегата проекта 11356, а в следующем году - трех фрегатов и одной субмарины. Если эти планы будут реализованы и работы пойдут в нормальном темпе, то уже к концу 2015 года Черноморский флот пополнят 11 боевых единиц (шесть фрегатов, два корвета и три подлодки).

" Современный флот немыслим без современной авиации, и в свете данного постулата положение Черноморского флота можно смело назвать критическим: его воздушные силы давно устарели "

Такое подкрепление позволит списать или отправить в капитальный ремонт с модернизацией «стариков» из состава 30-й дивизии надводных кораблей: БПК «Сметливый» (1969 год постройки), сторожевики «Ладный» (1980) и «Пытливый» (1981). Возможно, новые фрегаты окажутся способны заменить и БПК «Керчь»: уступая этому кораблю, который находится в строю с 1974 года, по размерам, они за счет более современного оборудования и вооружения обладают неменьшим потенциалом.

Без смены в обозримом будущем пока остается ракетный крейсер «Москва» - флагман Черноморского флота, принятый ВМФ от Минсудпрома в 1982 году и относительно недавно ремонтировавшийся. Он являлся в свое время одним из первых боевых кораблей третьего послевоенного поколения, причем его боевые возможности вполне отвечают сегодняшним требованиям. Впрочем, в случае успешного пополнения ЧФ новыми корветами и фрегатами «Москву» могут отправить в Североморск или во Владивосток, передав одному из наших океанских флотов, где мощный ракетоносец будет более востребован. О подобных планах уже говорилось в прессе.

В дальнейшем ЧФ планируется пополнять и боевыми единицами других классов, включая малые ракетные и малые артиллерийские корабли, предназначенные для действий у берегов и в ближней морской зоне. Фрегаты же главным образом должны будут выполнять задачи вдали от родной базы - в Средиземном море, Атлантике и Индийском океане, оперируя совместно с кораблями Северного, Балтийского и Тихоокеанского флотов.

Проблемы новых проектов

Несмотря на то, что новые фрегаты уже строятся, достоверно неизвестно, чем они будут вооружены, особенно это касается ударного вооружения и систем ПВО. Основу боевой мощи фрегатов проекта 11356М должен составить УКСК - универсальный корабельный стрельбовый комплекс, в котором возможно размещение ПКР «Оникс», а также ракет комплекса «Калибр», более знакомого широкой публике по экспортному обозначению «Клаб».

Изначально предполагалось, что каждый фрегат будет нести один восьмиячеечный модуль УКСК, однако, по имеющейся информации, в настоящее время прорабатывается вариант размещения на кораблях 12-ячеечной установки. Учитывая, что она пока не отработана, ударный потенциал перспективных кораблей пока неясен.

0x01 graphicФото: flot2017.com

Также еще неведомо, какой ЗРК выберут, дабы защитить фрегаты от нападения с воздуха на средних дистанциях («Штиль-1», «Полимент-Редут» или устаревший «Ураган»), и какие именно системы обеспечат ближнюю зону ПВО. Проблемы возникают из-за недоведенности ряда элементов систем управления огнем новых комплексов противоздушной обороны. Если эти вопросы не будут оперативно решены, ввод кораблей в строй грозит затянуться.

Помимо этого есть сообщения о претензиях, которые ВМФ предъявляет к универсальным артсистемам, устанавливающимся на новых корветах и фрегатах, как отечественных, так и строящихся на экспорт. Ряд источников свидетельствует, что 100-мм артустановки А-190 «Универсал» разработки ЦНИИ «Буревестник» регулярно испытывают проблемы по механической части, делающие практически невозможной стрельбу из них длинными очередями. Не исключено, что это связано с принципиальными дефектами конструкции А-190. Претензии к корабельной артиллерии были озвучены на самом верху нынешней весной, когда главком ВМФ РФ заявил о возможной закупке итальянских либо французских артсистем для новых фрегатов.

Впрочем, нужно иметь в виду, что «железные» проблемы неизменно сопровождали, сопровождают и, видимо, будут сопровождать ввод в строй любого нового проекта, и Россия здесь отнюдь не исключение. На то, чтобы «укротить» новые системы вооружения и заставить их выдавать требуемые характеристики в условиях реальной службы, зачастую уходят годы.

Самолеты и вертолеты

Современный флот немыслим без современной авиации, и в свете данного постулата положение Черноморского флота можно смело назвать критическим: его воздушные силы давно устарели. Это касается и совсем уж древних гидросамолетов Бе-12 постройки 60-х годов, и отнюдь «не молодых» бомбардировщиков Су-24, выпущенных в 70-80-х годах. Когда и чем заменят «пенсионеров» Бе-12, пока неясно, а вот ударный компонент обновится благодаря закупке многоцелевых истребителей Су-30СМ. Работы по контракту уже начались. По словам гендиректора Иркутского авиационного завода Александра Вепрева, 28 самолетов получат ВВС и 12 - авиация ВМФ. В свою очередь президент «Иркута» Алексей Федоров отметил, что контракт с Минобороны на поставку этих машин будет заключен в 2012 году.

Су-30СМ является модификацией самолета Су-30МКИ - истребителя, заказанного ВВС Индии. Российский вариант машины получит ряд систем западного производства, но при этом его возможности по применению российского авиационного вооружения расширятся. Цена самолета такого класса - около полутора миллиардов рублей, однако с учетом необходимости закупки вооружения и оборудования может приблизиться к трем миллиардам. 12 истребителей, предназначенных для ВМФ, достанутся авиации Черноморского флота, где они сменят фронтовые бомбардировщики Су-24М.

Нужно отметить, что лишь ЧФ имеет авиабазы (7057-я смешанная, 7058-я штурмовая), все остальные флотские истребительные, бомбардировочные, штурмовые авиачасти переданы ВВС России. Такое положение вызвано тем, что по действующим российско-украинским соглашениям о статусе Черноморского флота ему должны подчиняться все авиационные подразделения РФ, дислоцирующиеся в Крыму.

Грядущая отправка на полуостров Су-30СМ, по мнению экспертов, преследует ту же цель, что и строительство фрегатов, корветов, субмарин: это системное обновление всех важнейших элементов боевой мощи ЧФ. Ведь эскадрилья современных многоцелевых истребителей, оснащенных в том числе сверхзвуковыми противокорабельными ракетами, способна значительно увеличить потенциал флота, дополнив возможности его кораблей и ракетных комплексов берегового базирования.

В замене нуждаются и черноморские «вертушки» - палубные Ка-27 и Ка-29, береговые Ми-14. За это направление, впрочем, можно быть относительно спокойными: учитывая демонстрируемые отечественными предприятиями темпы роста, вертолетный парк ЧФ возможно полностью обновить за пару лет без ущерба для других программ. Вопрос заключается только в оформлении соответствующего заказа.

Десантные силы

Относительно неплохо обстоит дело с морской пехотой ЧФ: ее полк в ходе реформы был развернут в бригаду около 3000 человек. Это соединение способно выполнять задачи самого разного рода: от поддержки боевых действий армии на приморском фланге до участия в миротворческих операциях и защиты флота в его главной базе от террористических и иных возможных посягательств в случае обострения обстановки в Крыму.

Наибольшие опасения здесь внушает состояние больших десантных кораблей, которых на ЧФ насчитывается семь единиц: три устаревших БДК проекта 1171, вошедших в строй с 1966 по 1975 год, и четыре - проекта 775 польской постройки, «заступивших на службу» в 1986-1991 годах.

«Мистрали» на Черном море если и появятся, то в целях учебных либо пропагандистских - запихивать на постоянное базирование в «лужу» Черного моря корабли с дальностью плавания 20 тысяч миль и многомесячной автономностью не имеет смысла. Менять черноморские БДК должны корабли того же класса, и тут возникают тревожные вопросы относительно серийного строительства БДК нового проекта 11711. Головной корабль этого типа - «Иван Грен» заложен в 2004 году, но пока все еще не спущен на воду. В прессе мелькала информация о планах постройки для ВМФ России пяти-шести кораблей данного класса, однако очевидно, что этого количества будет явно недостаточно.

Сегодня ВМФ России располагает 15 БДК проекта 775 и четырьмя проекта 1171 и все они так или иначе требуют замены в ближайшие 10-15 лет. Хотя четыре «Мистраля», которые закупила Россия, сопоставимы по десантовместимости как минимум с восемью существующими БДК, остается еще 11-12 кораблей, нуждающихся в замене. Учитывая относительно низкую по сравнению с боевыми кораблями стоимость постройки и меньшую сложность, такая серия может и должна быть построена уже в ближайшие 10-12 лет.

Кроме того, ЧФ нуждается в десантных кораблях на воздушной подушке, характеристики которых идеально подходят для этого замкнутого театра. Сочетание БДК и ДКВП придаст действиям морской пехоты флота нужную гибкость и позволит оперативно реагировать на различные ситуации.

Основа основ

Береговая инфраструктура ЧФ является давней головной болью России. Отсутствие договоренностей относительно пребывания флота в Севастополе долгое время препятствовало развитию и модернизации базы не хуже хронического безденежья 90-х годов. Еще больше ситуацию осложняет фактическая безальтернативность Севастополя: другого столь удобно расположенного и просторного порта у РФ на Черном море нет. Возможности Новороссийска в этом отношении крайне ограничены климатическими особенностями: знаменитый ледяной норд-ост, известный также как бора, нередко наносит очень большой ущерб стоящим у стенок и на рейде судам.

Фактически с решения вопроса об инфраструктуре должны начинаться остальные планы усиления ЧФ, иначе все поставки новых кораблей окажутся бесполезны: в отсутствие нормальных условий базирования флот не сможет поддерживать в готовности к быстрому применению нужное число боевых единиц, а их ресурс будет быстро исчерпан. Сегодня ситуацию облегчает наличие российско-украинского соглашения, продлившего время пребывания ЧФ в Севастополе до 2042 года. Остается надеяться, что эта договоренность станет наконец надежным фундаментом для российского присутствия в Крыму и развития Черноморского флота.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации