Смотреть в будущее, чтобы строить настоящее

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 17/2011 (04-10 мая)

Смотреть в будущее, чтобы строить настоящее

Александр Бартош

член-корреспондент АВН, эксперт Центра военно-дипломатического анализа и оценок

Принятая в Лиссабоне в ноябре 2010 года новая стратегическая концепция Североатлантического альянса подтвердила его ориентацию на развитие в качестве глобальной системы американского доминирования с нацеливанием главных усилий на кавказское, средневосточное, азиатско-тихоокеанское направления.

Подобная эволюция НАТО не позволяет, по крайней мере в краткосрочной (3-5 лет), а возможно, и в среднесрочной (5-10 лет) перспективе, рассчитывать на достижение сколь-либо заметного прогресса в воплощении в жизнь идеи России о новой архитектуре европейской безопасности. Генеральный секретарь альянса Андерс Фог Расмуссен без обиняков говорит, что не видит необходимости в осуществлении предложений РФ. Очевидно, что США и НАТО не заинтересованы в усилении роли Москвы в вопросах обеспечения безопасности не только в Евро-Атлантическом регионе, но и в пределах СНГ и приграничных районах. Одновременно Вашингтон и Брюссель наращивают мероприятия по реализации собственных интересов на постсоветском пространстве. Таким образом, системное военно-политическое противостояние здесь не только сохраняется, но и все более настойчиво дает о себе знать.

Это надо иметь в виду

В данных условиях для планирования основных направлений внешней и внутренней политики РФ, принятия решений в сферах обороны и безопасности крайне необходимы научно обоснованные прогнозы. Очень важно предвидеть эволюцию отношений между Россией и ключевыми игроками на международной арене, одним из которых является НАТО. Это требуется нашей стране для решения задач адекватной адаптации к глобальным процессам, развивающимся в политической и военной областях. Для планирования приоритетных направлений партнерства РФ и альянса важно показать, какие угрозы и вызовы являются общими для Российской Федерации и Организации Североатлантического договора, каковы возможности для совместного противостояния им.

0x01 graphic

Коллаж Андрея Седых

При попытке определения перспектив реализации провозглашенного в Лиссабоне курса России и НАТО на развитие партнерских отношений надо учесть несколько ключевых факторов, каждый из которых оказывает существенное, а порой и определяющее влияние на выбранный путь развития. К их числу можно отнести динамику и содержание этапов эволюции сложных систем, которыми являются Российское государство (в период до 1991 года - СССР) и НАТО, зависимость каждого из них как от собственной истории, так и от широкого диапазона вероятных изменений обстановки в будущем.

Принятая на саммите в Лиссабоне в 2010 году действующая стратегическая концепция НАТО определяет ключевые направления политической деятельности и военного строительства альянса на ближайшее десятилетие. В документе наряду с неизменными установками на незыблемость действия 5-й статьи Вашингтонского договора о коллективной обороне провозглашается решимость обеспечить защиту союзников от широкого спектра традиционных и новых угроз и вызовов безопасности. Это - распространение ОМП и средств его доставки, терроризм, очаги нестабильности за пределами границ НАТО, кибертерроризм, угрозы энергобезопасности, опасные тенденции в развитии высоких технологий, изменения климата.

Очередными этапами практического развития установок стратегической концепции станут апрельские и намеченные на июнь 2011 года заседания министров обороны блока, которые примут Политические директивы по перспективным задачам коалиционного военного строительства и конкретным направлениям реализации военных аспектов новой концепции. Речь будет идти о создании территориальной противоракетной обороны, предназначенной для обеспечения защиты населения и территории стран-союзниц, реформировании командно-штабной структуры ОВС НАТО. В рамках ее оптимизации предполагается сократить с 11 до 7 количество штабов, упразднить 14 агентств и на их основе создать три новые структуры: разработки и закупки ВВТ, их обслуживания и тылового обеспечения, а также обеспечения функционирования систем управления, связи и разведки. Утвержден «Лиссабонский пакет первоочередных потребностей альянса в силах и средствах», определяющий приоритетные направления совершенствования военного потенциала НАТО.

Надежда на компромисс

Анализ эволюции стратегических концепций НАТО применительно к задаче прогнозирования отношений между Россией и альянсом существенно осложняется элементами неопределенности в поведении партнеров в настоящем и в их проекции на будущее. Нашей стране при выработке стратегической линии поведения с НАТО (при всей открытости РФ к сотрудничеству с Западом в целом и с альянсом в частности) непросто «перешагнуть» через комплекс факторов неопределенности, которые практически в неизменном виде в течение истекших 20 лет присутствуют в российско-натовских взаимоотношениях. К ним можно отнести и неготовность альянса реально учитывать интересы нашей безопасности, последовательно реализуемую политику расширения на восток, включая постсоветское пространство, отсутствие ясного алгоритма отношений НАТО с ключевыми международными организациями (прежде всего с ООН), довольно широкое толкование права блока на использование силы далеко за пределами территорий государств-участников.

Наличие столь широкого спектра неопределенностей не позволяет детализировать прогноз и существенно усложняет задачу определения оптимальных направлений, способов и средств обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития России в части, касающейся стратегии ее связей с НАТО.

Поэтому применительно к отношениям РФ и НАТО прогноз призван способствовать созданию общего, недетализированного плана деятельности по обеспечению национальной безопасности нашей страны в контексте связей с Организацией Североатлантического договора, рассчитанного на длительный период и определяющего способ достижения поставленной цели. Такая цель является главной на момент принятия плана и в дальнейшем подлежит корректировке в соответствии с меняющейся обстановкой. В конечном итоге план представляет собой своеобразную стратегию или модель поведения, которой предлагается следовать для достижения долгосрочных целей.

Наряду с упомянутыми неопределенностями выработку стратегии России по линии поведения с альянсом существенно затрудняют сама динамика и содержание отношений РФ и НАТО за прошедшие 20 лет. Здесь характерно волнообразное развитие. Вслед за подъемами следовали падения, терялся темп, не получали развития, казалось бы, многообещающие инициативы. По-видимому, дело не в воздействии каких-то досадных случайных факторов, а в отсутствии у НАТО политической установки на выстраивание с Россией отношений на долговременную перспективу. Сегодня и в прошлом для Североатлантического альянса характерно прагматичное стремление использовать в своих интересах возможности РФ в каких-то не отличающихся масштабностью и временным размахом проектах. Ничего похожего на выстраивание сотрудничества, например, в высокотехнологичных областях, которые столь важны для модернизации нашей страны, пока нет, а перспективы самые туманные.

Показателем искренности намерений альянса находить точки соприкосновения с Россией в этой сфере может стать выход на взаимоприемлемое решение по ПРО, поиском которого сейчас и занимаются наши дипломаты. Пока ход переговоров между РФ и НАТО о создании совместной противоракетной обороны не внушает оптимизма. Российское предложение о создании секторальной ПРО, судя по всему, не находит поддержки в Брюсселе. Однако можно надеяться, что компромисс будет найден. Если все же возобладает предлагаемый НАТО подход о взаимодействии двух независимых систем, то нам понадобятся реальные гарантии ненаправленности европейской ПРО против России.

С нашей стороны отправной точкой для выработки прогноза отношений с НАТО является Стратегия национальной безопасности до 2020 года от 12 мая 2009-го, где в качестве одной из ключевых долгосрочных целей внешней политики России декларируется построение открытой системы коллективной безопасности на четкой договорно-правовой основе. Имеется в виду прежде всего Евро-Атлантика, но универсальная идея открытости, конечно, может быть спроецирована и на евроазиатское пространство. Кроме того, важнейшие положения о вооруженной защите РФ отражены в основном документе стратегического планирования - Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной указом президента РФ от 5 февраля 2010 года.

В документах признается несостоятельность существующей глобальной и региональной архитектуры, ориентированной, особенно в Евро-Атлантическом регионе, только на НАТО. Более того, вызывают закономерные опасения попытки тандема США и НАТО превратить этот закрытый блок в орган глобального военно-политического регулирования, поставив его в один ряд с ООН.

Умение предвидеть

С началом XXI века в РФ и НАТО стали преобладать прагматичные подходы, основанные на трезвой оценке реальности. Ясно, что в обозримом будущем нельзя ожидать прорыва в отношениях с альянсом, надеяться на сколь-либо существенные результаты сотрудничества, которое еще долго будет иметь преимущественно декларативный характер. С учетом жесткого постулата - «Россия никогда не получит права вето на решения НАТО» - нет оснований рассчитывать на скорое достижение желаемых решений по многим жизненно важным для нашей страны вопросам. Более того, на фоне глобализации сферы интересов альянса Россию как не члена НАТО фактически стараются выдавить на окраину процесса принятия главнейших международных решений по вопросам международной безопасности. Стремясь закрепить эту возможность, натовцы демонстративно стараются не замечать предложений Москвы по новой архитектуре европейской безопасности.

Подробное рассмотрение взаимоотношений России и НАТО за прошедшее двадцатилетие позволяет утверждать, что в период до 2020 года для них будет характерен эволюционный характер развития, если процессу вновь не помешают периоды резкого ухудшения в политике, которые имели место в течение предыдущих двух десятилетий, в частности в 1999-м (агрессия НАТО против Югославии) и в 2008-м в связи с событиями на Кавказе. При этом Североатлантический альянс будет наращивать свое присутствие в регионе Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Средней Азии, в Арктике. Сохранится курс на дальнейшее расширение блока, включая Украину и Грузию.

Партнерству скорее всего удастся придать определенный функциональный характер, конкретизировать его содержание по направлениям, представляющим взаимный интерес. Например, в сфере военной медицины специалистами высочайшего класса признаны российские хирурги, врачи стран альянса - в диагностике и лечении сердечно-сосудистых заболеваний.

Анализ военной составляющей деятельности блока свидетельствует о том, что вооруженные силы альянса на основе прогнозов и планов развития целеустремленно готовятся к принципиально новым формам и способам ведения войн будущего. Практика участия НАТО и отдельных государств-союзников в войнах против Югославии, Ирака, Афганистана и Ливии, направленность подготовки войск и программы вооружения подтверждают это.

Нашей военной науке тоже надо уметь предвидеть. Здесь главное - подготовить достоверный прогноз, способный служить научно обоснованным фундаментом для программ вооружения армии самыми современными средствами с целью борьбы с высокотехнологичным противником. Как представляется, наиболее важными задачами в этом контексте являются разработка концепции нетрадиционных войн и вооруженных конфликтов, форм и способов вооруженного противоборства, теории управления войсками, внедрение в повседневную практику боевой и оперативной подготовки современных систем высокоточного оружия, автоматизированных систем управления и связи, построенных на основе компьютерных сетей. Важны укрепление и развитие всех видов разведки, совершенствование аналитической работы, включая подготовку прогнозов развития военно-политической обстановки, техники и вооружения.

В целом стратегия отношений РФ с альянсом должна быть нацелена на решение двуединой задачи: сохраняя диалог с США по стратегическим вопросам, сконцентрировать одновременно ресурсы для наращивания потенциала политико-дипломатического и военного противовеса НАТО для предотвращения возможных попыток вести диалог с Россией с позиции силы.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации