Реформировать так реформировать

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 07/2011 (23 февраля - 01 марта)

Реформировать так реформировать

Константин Макиенко

15 февраля исполнилось четыре года с тех пор, как Анатолий Сердюков возглавил военное ведомство России. Первые полтора из них новый министр обороны главным образом изучал и анализировал сложившуюся к тому времени ситуацию в войсках. С осени 2008-го, то есть уже два с половиной года, под руководством Сердюкова проводится радикальная военная реформа, призванная придать Вооруженным Силам страны новый облик.

0x01 graphicНамеченные для этого мероприятия проходят сейчас экватор, а некоторые наиболее инерционные треки реформы, например переоснащение армии, дадут значимые и очевидные результаты через 7-10 лет. Вот почему прогноз результативности проводимых преобразований представляется пока преждевременным. Но некоторые их особенности очевидны уже сегодня.

Во-первых, военная реформа - это всерьез и надолго. Более того, если брать постъельцинскую эпоху, то мы наблюдаем самый масштабный и серьезный проект политического руководства в области национального и государственного строительства. Значение его, возможно, не меньше важности замирения Чечни. Сегодня можно с уверенностью говорить, что осуществляемое преображение Вооруженных Сил имеет колоссальную важность для дальнейшего развития России. А в широком военно-историческом контексте реформа Сердюкова - Макарова - это наиболее радикальная и глубокая трансформация армии как минимум со времен Льва Троцкого и Михаила Фрунзе. Потому что речь идет фактически о создании новых ВС молодой страны (которой, как известно, всего двадцать лет).

Три обстоятельства позволяют надеяться, что отката не произойдет и преобразования необратимы - политическая воля Кремля и московского Белого дома, наличие ресурсов для проведения реформы и выбор исполнителя. Удивительно, но высшее руководство РФ, которое в принципе не склонно предпринимать чересчур революционные шаги, затрагивающие, в частности, интересы бюрократии и наименее самодеятельных, зависимых от патерналистской заботы государства социальных слоев населения, в данном случае демонстрирует поразительную решимость довести начатое до конца. А ведь именно деградировавшая постсоветская военная бюрократия стала одним из самых влиятельных и истеричных оппонентов реформирования Вооруженных Сил. Однако Министерство обороны, пользуясь необходимой поддержкой и президента, и премьер-министра, ни на йоту не отступает от разработанных планов.

Обращает на себя внимание и твердая решимость государства обеспечить трансформацию армии и флота необходимыми ассигнованиями. Понятно, что денег никогда не бывает слишком много и ограничения всегда присутствуют. Но даже в самый тяжелый период финансово-экономического кризиса в 2009 году военная реформа оставалась в числе приоритетов в бюджете государства. Обнародованные планы оснащения Вооруженных Сил современной боевой техникой (а это одна из наиболее затратных задач, стоящих перед Министерством обороны) и готовность выделить на данные цели 20 триллионов рублей в ближайшие десять лет также говорят о серьезности намерений. Прогнозируемые расходы на национальную оборону, которые в определенный момент могут приблизиться к четырем процентам ВВП, даже у такого убежденного сторонника реформы, как автор данного комментария, вызывают некоторые опасения.

Наконец, симптоматичен и нетривиальный выбор Анатолия Сердюкова в качестве проводника преобразований. И дело даже не в том, что это волевой, энергичный, поразительно работоспособный, хотя и отличающийся холодной жесткостью руководитель. Таких людей в Кремле и правительстве немало. Весьма впечатляют, однако, равнодушие министра к перспективам своей будущей карьеры, готовность идти ради порученного дела на фатальные, возможно, репутационные издержки, чуждость всякой позе и игре на публику.

Еще одна из особенностей реформы - феноменальная быстрота ее осуществления. Например, основные оргштатные изменения в Сухопутных войсках были проведены всего за год, с невероятной скоростью меняется и структура ВВС. Поразительно, но сам Сердюков и начальник Генерального штаба Николай Макаров считают темпы преобразований недостаточными и относят это обстоятельство к своим неудачам. Как тут не вспомнить известное высказывание известного государственного деятеля Российской империи графа Сергея Витте: «В России необходимо проводить реформы быстро и спешно, иначе они большей частью не удаются и затормаживаются».

Темп преобразований, масштаб и сложность задачи, естественно, порождают возможность ошибок и социальную травматичность реформы. Значительная часть профессиональной критики в адрес руководства Минобороны наверняка вполне обоснованна. Но и здесь нельзя не отметить способность реформаторов признавать свои ошибки, их постоянную готовность к коррекции курса. На первый взгляд это может создавать впечатление бессистемности и непродуманности действий. На самом же деле такой конструктивный, гибкий подход в полной мере учитывает национальные традиции, русский менталитет, политическую культуру и вновь, и вновь свидетельствует о несгибаемой решимости выполнить историческую миссию по созданию новой армии РФ.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации