Рабочая лошадка панцерваффе - часть II

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 27 (13-19 июля 2011)

«Рабочая лошадка» панцерваффе - часть II

Михаил Барятинский

Окончание. Начало читайте в предыдущем номере.

Вариант Pz.IV Ausf.G, производство которого началось в мае 1942 и продолжалось до апреля 1943 года, принципиальных отличий от модификации F не имел. Единственной сразу бросающейся в глаза новинкой стал двухкаморный дульный тормоз пушки.

Кроме того, на большей части машин отсутствовали приборы наблюдения в правом борту и лобовом листе башни (справа от орудия). Впрочем, судя по фотографиям, этих приборов нет и на многих «четверках» варианта F2.

Существенные изменения

Последние 412 танков Ausf.G получили 75-мм пушку KwK 40 с длиной ствола 48 калибров. Машины поздних выпусков оснащались 1450-килограммовыми «восточными гусеницами» - Ostketten, дополнительной 30-мм лобовой броней (ее установили примерно на 700 «четверок») и бортовыми экранами, что делало их почти неотличимыми от следующей модификации - Ausf.H. Вопреки расхожему мнению бортовые экраны (5-мм на корпусе и 10-мм на башне) не предназначались для защиты от кумулятивных снарядов. Даже испытаний таких не проводилось. Цель навешивания этих экранов заключалась в том, чтобы предохранять относительно тонкую броню бортов корпуса и башни от прямых попаданий 14,5-мм бронебойных пуль советских противотанковых ружей при стрельбе с близких дистанций - 100 метров и менее.

Антенна радиостанции была перенесена на левую кормовую часть корпуса танка. С февраля 1943 года монтировалась новая командирская башенка.

«Четверки» модификации Н имели 80-мм лобовую броню, изменилась конструкция ведущих колес машин. Часть танков снабдили необрезиненными поддерживающими катками. На командирской башенке появилась зенитная установка пулемета MG 34. На «четверках» Н последних выпусков кормовой лист корпуса стал вертикальным (раньше он располагался под наклоном 30о к вертикали). До 16 миллиметров возросла толщина переднего листа крыши башни и до 25 миллиметров - заднего. Все наружные поверхности танка обмазывались циммеритом.

Последней модификацией Pz.IV оказались машины Ausf.J. Эти «четверки», в целом схожие с предыдущим вариантом, претерпели изменения, связанные с технологическими упрощениями. Так, например, был ликвидирован силовой агрегат электропривода поворота башни и сохранился только ручной привод. Менее сложной стала конструкция башенных люков, демонтировали бортовой прибор наблюдения механика-водителя (бесполезный при наличии бортовых экранов). Поддерживающие катки, число которых на машинах поздних выпусков сократилось до трех, лишились резиновых бандажей, изменилась конструкция направляющего колеса. На танке устанавливались топливные баки повышенной емкости, в результате чего запас хода по шоссе возрос до 320 километров. Для бортовых экранов широко использовалась металлическая сетка. Часть «четверок» имела вертикальные выхлопные патрубки, подобные применяемым на танках «Пантера».

На всех фронтах

Pz.IV был самым массовым танком вермахта: с 1937 по 1945 год промышленность Третьего рейха изготовила около 8,7 тысячи этих машин.

0x01 graphic

Первые «четверки» поступили в германские сухопутные войска в январе 1938-го. Общий заказ на танки данного типа включал поставку 709 единиц. План же на 1938 год предусматривал выпуск 116 танков и фирма Krupp почти выполнила его, передав армии 113 машин. Первыми военными операциями с участием Pz.IV стали аншлюс Австрии и захват Судетской области Чехословакии в 1938-м. В марте 1939-го эти танки прошли по улицам Праги.

Накануне вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года в вермахте насчитывалось 211 Pz.IV модификаций А, В и С. По действовавшему тогда штату в танковой дивизии должны были состоять 24 «четверки» - по 12 машин в каждом полку. Однако до полного штата в ту пору удалось укомплектовать лишь 1 и 2-й танковые полки 1-й танковой дивизии. Полный штат имел и Учебный танковый батальон, приданный 3-й танковой дивизии. В остальных соединениях числилось лишь по нескольку Pz.IV, которые по вооружению и броневой защите превосходили все типы противостоящих им польских танков. Тем не менее за месяц в Польше немцы потеряли 76 танков этого типа, из них 19 безвозвратно.

К началу Западной кампании 1940 года панцерваффе располагали уже 290 «четверками» и 20 мостоукладчиками на их базе. Как и Pz.III, они были сконцентрированы в соединениях, сосредоточенных на направлениях главных ударов. В 7-й танковой дивизии генерала Роммеля, например, насчитывалось 36 Pz.IV. В ходе боев французам и англичанам удалось подбить 97 «четверок». Безвозвратные потери немцев в танках Pz.IV составили всего 30 машин этого типа.

В 1940 году удельный вес Pz.IV в танковых соединениях вермахта несколько возрос. С одной стороны, благодаря росту производства, а с другой - из-за уменьшения количества танков в дивизии до 258 единиц. Во время скоротечной операции на Балканах весной 1941-го «четверки», участвовавшие в боях с югославскими, греческими и английскими войсками, потерь не понесли.

Перед нападением на СССР вермахт располагал 439 машинами Pz.IV, к концу 1941 года 348 из них были потеряны безвозвратно. «Четверки», вооруженные короткоствольными пушками, не могли эффективно бороться с советскими средними и тяжелыми танками. Лишь с появлением длинноствольной модификации ситуация изменилась. К середине 1943-го Pz.IV стал основным германским танком на Восточном фронте. В штат немецкой танковой дивизии входил танковый полк двухбатальонного состава. В первом батальоне «четверками» оснащались две роты, во втором эти машины имелись только в одной. В целом в боевых батальонах соединения находился 51 Pz.IV. На долю «четверок» пришлось почти 60 процентов танков, задействованных в операции «Цитадель».

В Северной Африке вплоть до капитуляции германских войск Pz.IV успешно противостояли всем типам танков союзников. Наибольшего успеха «четверки» достигали в борьбе с британскими крейсерскими машинами A.9 и A.10 - подвижными, но легкобронированными. Первые Pz.IV модификации F2 доставили в Африканский корпус Роммеля летом 1942 года. В конце июля немцы располагали всего 13 «четверками», в том числе лишь девятью в варианте F2.

Несмотря на поражение под Эль-Аламейном, германское командование приступило к реорганизации своих сил в Африке. 9 декабря 1942 года в Тунисе была сформирована 5-я танковая армия, в которую в числе прочих вошла переброшенная из Франции 10-я танковая дивизия, имевшая на вооружении Pz.IV Ausf.G. Эти машины участвовали в разгроме американских войск у Кассерина 14 февраля 1943-го - последней удачной операции вермахта на Африканском континенте. Уже 23 февраля немцы были вынуждены перейти к обороне, их силы быстро таяли. На 1 мая 1943 года в германских войсках в Тунисе имелось только 58 танков, из них 17 «четверок».

До и после капитуляции Германии

В 1944-м организация немецкой танковой дивизии претерпела существенные изменения. Первый батальон танкового полка получил машины Pz.V «Пантера», второй был укомплектован Pz.IV. На самом же деле «Пантеры» поступили на вооружение не всех танковых дивизий вермахта. В ряде соединений оба батальона имели только «четверки».

Летом 1944 года германские войска терпели поражение за поражением как на западе, так и на востоке. Соответствующими были и потери: только за два месяца - август и сентябрь - подбито 1139 танков Pz.IV. Тем не менее их количество в немецкой армии продолжало оставаться значительным. В ноябре 1944-го Pz.IV составляли 40 процентов германских танков на Восточном фронте, 52 процента - на Западном и 57 процентов - в Италии.

Последними крупными операциями вермахта с участием Pz.IV стали контрнаступление в Арденнах в декабре 1944 года и контрудар 6-й танковой армии СС в районе озера Балатон в январе - марте 1945-го, закончившиеся провалом. Только в течение января 1945 года было подбито 287 «четверок», из них восстановлено и возвращено в строй 53 машины.

Pz.IV применялись в боевых действиях до последних дней войны, в том числе на улицах Берлина. На территории Чехословакии танки этого типа использовались в боях вплоть до 12 мая 1945 года. Согласно немецким данным за время Второй мировой по 10 апреля 1945-го безвозвратные потери Pz.IV достигли 7636 единиц.

«Четверка» в значительно больших количествах, чем другие германские танки, поставлялась союзникам Третьего рейха: Венгрии (74, по другим данным - 104), Румынии (142), Болгарии (97), Финляндии (14) и Хорватии. 490 машин в 1942-1944 годах немцы отправили в Турцию и Испанию.

На базе Pz.IV выпускались самоходно-артиллерийские установки, командирские и мостовые танки, машины передовых артиллерийских наблюдателей, эвакуационные тягачи.

После капитуляции Германии крупная партия из 165 Pz.IV была передана Чехословакии. Пройдя ремонт, они состояли на вооружении чехословацкой армии вплоть до начала 50-х годов. На протяжении многих лет Pz.IV эксплуатировались в армиях Испании, Турции, Франции, Финляндии, Болгарии и Сирии.

Pz.IV - единственный немецкий танк, находившийся в производстве в течение всей Второй мировой войны. Конструктивно отработанная и исключительно надежная в эксплуатации, эта боевая машина в полном смысле слова была «рабочей лошадкой» панцерваффе.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации