Рабочая лошадка панцерваффе - часть I

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 26/2011 ( 6 - 12 июля )

«Рабочая лошадка» панцерваффе - часть I

Михаил Барятинский

Уже в начале 30-х годов в Германии была выработана доктрина строительства танковых войск, сложились взгляды и на тактическое использование различных типов танков. И если легкие машины Pz.I и Pz.II рассматривались преимущественно как учебно-боевые, то их более тяжелые «собратья» - Pz.III и Pz.IV - как полноценные боевые танки. При этом Pz.III должен был выполнять функции среднего танка, а Pz.IV - танка поддержки.

Проект последнего разрабатывался в рамках требований к машине 18-тонного класса, условно предназначенной для командиров танковых батальонов. Отсюда и его первоначальное название Bataillonsfuhrerwagen - BW. Впрочем, по другой версии, BW - это Begleitwagen - машина поддержки. Второй вариант представляется наиболее достоверным, тем более что танк предопределялся для замены так и не запущенного в большую серию трехбашенного танка поддержки Nb.Fz. Первое упоминание о желательности заменить Nb.Fz. новым танком поддержки встречается в документах 6-го департамента Управления вооружений, датированных ноябрем 1934 года.

Неудачный опыт Круппа

Проектированием BW занимались фирмы Rheinmetall-Borsig в Дюссельдорфе и Friedrich Krupp в Эссене. Соответствующий заказ от Управления вооружений они получили в конце февраля 1935 года. Первой, в апреле 1935-го, свой проект предложила фирма Krupp. По сути это были две машины, отличавшиеся бронированием и соответственно массой - 17,2 или 18,5 тонны. Трансмиссия располагалась впереди, а двигатель находился сзади. Вооружение танка состояло из 75-мм пушки и пулемета, размещенных в главной башне, несколько смещенной к левому борту, и пулемета, установленного в пулеметной башенке, смонтированной в передней части корпуса справа. На главной башне предусматривалась командирская башенка. Экипаж машины должен был состоять из шести человек: командира, наводчика, заряжающего (все в башне), механика-водителя и пулеметчика (в корпусе впереди), радиста (в корпусе, позади механика-водителя). Ходовая часть предусматривалась в двух вариантах исполнения - с восьмью и шестью опорными катками.

К проекту фирмы Krupp сохранилась пояснительная записка, откуда, собственно, и почерпнута вся вышеприведенная информация, но, увы, нет ни одной фотографии. Хотя доподлинно известно, что Управление вооружений заказало два шасси, две верхние части корпуса и один комплект башен, все из простой стали. Впрочем, возможно, это связано с тем, что в вышеописанном виде прототип BW I Kp так и не был построен. На стадии изготовления от пулеметной башенки отказались, заменив ее шаровой установкой пулемета в лобовом листе корпуса. Экипаж сократили до пяти человек, передав функции радиста пулеметчику. О первоначальном замысле теперь напоминали только смещенная к левому борту башня и характерный (а для непосвященного человека еще и малопонятный) излом лобового листа корпуса. Изготовили два прототипа: один с восьмикатковой ходовой частью и рессорно-балансирной подвеской, другой - с шестью опорными катками и торсионной подвеской. Результаты заводских испытаний последней оказались настолько плохими, что до конца Второй мировой войны отбили у инженеров Круппа желание ею заниматься.

Модификация А

Ну а что же предложила фирма Rheinmetall? Тут с информацией все обстоит с точностью до наоборот: документов не сохранилось, зато фотографий в избытке. По ним можно судить, как примерно должен был выглядеть и крупповский танк. В отличие от него прототип фирмы Rheinmetall имел ходовую часть, почти полностью заимствованную у многобашенного танка Nb.Fz. По итогам заводских испытаний, на которых BW I Kp в октябре 1936 года прошел 2043 километра, и испытаний на полигоне Управления вооружений в Мюнсингене предпочтение отдали крупповской конструкции ходовой части. Еще в апреле 1936-го танк получил стандартное армейское название Panzerkampfwagen IV (сокращенно Pz.Kpfw.IV, часто встречается Panzer IV и совсем краткое - Pz.IV). По сквозной системе обозначений подвижных средств вермахта индекс машины - Sd.Kfz.161.

0x01 graphic

Несколько танков нулевой серии были изготовлены в цехах крупповского завода в Эссене, но уже в октябре 1937-го производство перенесли на завод Krupp-Gruson AG в Магдебурге, где начался выпуск боевых машин модификации А.

Броневая защита корпуса танка Ausf.A колебалась от 14,5 до 8 миллиметров. Лобовая броня башни достигала 30, бортов - 20, кормы - 10 миллиметров. Боевая масса танка составила 17,3 тонны. Вооружение - 75-мм пушка KwK 37 с длиной ствола 24 калибра, в ее боекомплект входило 120 выстрелов. Два пулемета MG 34 калибра 7,92 миллиметра (один - спаренный с пушкой, другой - курсовой) имели боезапас 3000 патронов. Танк оснащался 12-цилиндровым V-образным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Maybach HL 108TR мощностью 250 лошадиных сил и пятискоростной механической коробкой передач. Двигатель был расположен несимметрично, ближе к правому борту корпуса. Ходовая часть состояла из восьми сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах, четырех поддерживающих катков, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы. Впоследствии при многочисленных модернизациях Pz.IV его ходовая часть не претерпела сколько-нибудь серьезных конструктивных изменений.

Характерными чертами машин модификации A стали командирская башенка цилиндрической формы с шестью смотровыми щелями и курсовой пулемет в шаровой установке в ломаном лобовом листе корпуса. Башню танка сместили влево от его продольной оси на 51,7 миллиметра. До марта 1938 года заводские цехи покинули 35 танков модификации А. Практически это была установочная партия.

Серии B, C, D

Машины модификации В несколько отличались от предыдущих. Ломаную лобовую плиту корпуса заменили на прямую, ликвидировали курсовой пулемет (на его месте появился смотровой прибор радиста, а справа от него проделали бойницу для стрельбы из личного оружия), ввели новую командирскую башенку и перископический прибор наблюдения, изменили конструкцию бронировки почти всех смотровых приборов, вместо двухстворчатых крышек посадочных люков механика-водителя и радиста установили одностворчатые. Толщину лобовой брони подбашенной коробки, носовой части корпуса, башни, а также броню маски пушки и командирской башенки довели до 30 миллиметров. Танки Ausf.B оснащались двигателем Maybach HL120TR мощностью 300 лошадиных сил и шестискоростной коробкой передач. Боекомплект сократился до 80 выстрелов и 2700 патронов.

0x01 graphic

С сентября 1938 по август 1939 года производились танки серии С. Начиная с 41-й машины серии начали устанавливать двигатель Maybach HL120TRM - в дальнейшем он применялся на всех последующих модификациях. К другим усовершенствованиям можно отнести специальный отбойник под стволом орудия для отгибания антенны при повороте башни и броневой кожух спаренного пулемета. Две машины Ausf.C переоборудовали в мостовые танки.

С октября 1939 по октябрь 1940-го выпускались машины модификации D, на которых вновь появились ломаная лобовая плита корпуса и курсовой пулемет с дополнительной прямоугольной бронировкой. Изменилась конструкция маски спаренной установки пушки и пулемета. Толщина бортовой брони корпуса и башни возросла до 20 миллиметров. Танки поздних выпусков имели 50-мм броню лобового листа корпуса. В 1940-1941 годах лобовую и бортовую броню подбашенной коробки усилили 20-мм листами. Были введены новые смотровые приборы в бортах башни и корпуса и ограничители поворота тележек подвески на 3, 5 и 7-м опорных катках. Была смонтирована шаровая установка курсового пулемета Kugelblende 30 (число 30 означает, что яблоко установки было приспособлено под крепление в 30-мм броню). Танки Ausf.D поздних выпусков имели дополнительные вентиляционные отверстия в моторном отделении.

Броня все толще

Главным отличием модификации Ausf.E от предшественников стало существенное увеличение толщины брони. Лобовую броню подбашенной коробки довели до 30 миллиметров и вдобавок усилили 30-мм экраном. Лоб башни также был доведен до 30 миллиметров, а маска - до 35-37 миллиметров. Борта корпуса и башни имели 20-мм, а крыша и корма - 15-мм броню. Появились командирская башенка нового типа с усиленным до толщины 50-95 миллиметров бронированием, башенный вентилятор, усовершенствованный смотровой прибор механика-водителя, новый вспомогательный бензоэлектрический агрегат, упрощенные ведущее и направляющее колеса, ящик для снаряжения, крепившийся на корме башни, и другие более мелкие изменения. Подверглась переделке и конструкция кормового листа башни. Боевая масса танка достигла 21 тонны.

Pz.IV Ausf.F появился в результате анализа боевого применения машин предыдущих вариантов в Польше и Франции. Вновь возросла толщина брони: лоб корпуса и башни - до 50 миллиметров, борта - до 30. Одностворчатые дверцы в бортах башни заменили на двухстворчатые, лобовой лист корпуса опять стал прямым. Пулемет при этом сохранился, но теперь он размещался в шаровой установке Kugelblende 50. Поскольку масса корпуса танка возросла на 48 процентов по сравнению с Ausf.E, машина получила новую 400-мм гусеницу вместо применявшейся ранее 360-мм и новое направляющее колесо. Были выполнены дополнительные вентиляционные отверстия в крыше моторного отделения и в крышках трансмиссионных люков. Изменились размещение и конструкция глушителей двигателя и бензомотора поворота башни. Помимо фирмы Krupp-Gruson к производству танка, продолжавшемуся с апреля 1941 по март 1942 года, подключились Vomag и Nibelungenwerke.

Все вышеперечисленные модификации танка Pz.IV вооружались короткоствольной 75-мм пушкой с начальной скоростью бронебойного снаряда 385 м/с, которая была бессильна как против французских танков, так и против английской «Матильды». После выпуска 462 машин варианта F производство их прекратили на один месяц. За это время в конструкцию танка внесли весьма существенные изменения. Главное из них - установка 75-мм пушки KwK 40 с длиной ствола 43 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда 770 м/с, разработанной конструкторами фирм Krupp и Rheinmetall. Производство этих орудий началось в марте 1942 года. 4 апреля танк с новой пушкой был показан Гитлеру, вслед за этим возобновился его выпуск. Машины с короткими пушками имели обозначение F1, а с новым орудием - F2. Боекомплект последних состоял из 87 выстрелов, 32 из которых размещались в башне. Машины получили новую маск-установку и новый прицел. Боевая масса достигла 23,6 тонны.

Окончание следует.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации