Пентагону требуется новый бомбардировщик

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 30 (03- 09 августа 2011)

Пентагону требуется новый бомбардировщик

Владимир Щербаков

24 мая 2011 года «главный по закупкам» в Минобороны США Эштон Картер заявил на конференции, организованной в Вашингтоне руководством Ассоциации предприятий аэрокосмической промышленности, что военному ведомству Соединенных Штатов крайне необходимо приступить к созданию перспективного бомбардировщика.

Наконец-то решились?

«Мы должны начать данную программу и вести ее в полной уверенности, что будем способны успешно завершить ее», - подчеркнул высокопоставленный чиновник Пентагона. И добавил, что новой машине необходимо обладать высокими возможностями по решению задач разведки и ведению радиоэлектронной борьбы. Самолет, по словам Эштона Картера, надо снабдить самыми современными средствами связи, управления и навигации.

Это весьма примечательное выступление, если учесть, что буквально двумя годами ранее - 5 октября 2009 года Картер говорил: Министерство обороны все еще не пришло к окончательному выводу о том, нужен ли военно-воздушным силам перспективный бомбардировщик и каким ему надлежит быть.

Между тем ВВС США уже запросили ассигнования в 2012 финансовом году в размере 197 миллионов долларов на расходы по НИОКР, связанным с проектированием будущей машины. В рамках же пятилетнего бюджета этого вида американских вооруженных сил на НИОКР по «боевым ударным системам большой дальности», в которые включены бомбардировщик, новые «дальнобойные» ракеты и даже беспилотники, предусмотрено освоить 3,7 миллиарда долларов.

Потенциальными кандидатами на получение подряда по программе создания перспективного бомбардировщика являются компании «Нортроп Грумман», «Боинг» и «Локхид Мартин». Причем еще 25 января 2008 года последние две объявили о намерении сформировать консорциум (с распределением работ между «Боингом» и «Локхид Мартин» в пропорции 60 на 40%) и «вместе противостоять» потенциальному предложению «Нортроп Грумман». Впрочем, 1 марта 2010 года официальный представитель «Боинга» сообщил, что совместный проект пока заморожен.

Изменения облика

На протяжении десяти с лишним лет мнения командования ВВС США и руководителей Пентагона по вопросу создания нового боевого самолета стратегического назначения претерпели существенные изменения. Так, в обнародованной в 1999 году «Дорожной карте по перспективному бомбардировщику» утверждалось, что американским военно-воздушным силам такая машина не понадобится минимум до 2037-го (программа получила условное наименование «Бомбардировщик образца 2037 года» или «2037 Bomber»). Однако в опубликованном в 2006-м «Четырехлетнем докладе по вопросам обороны» уже имелся особый пункт, согласно которому ВВС должны были получить новый, «промежуточный» бомбардировщик к 2018 году (программа «Бомбардировщик образца 2018 года»/«2018 Bomber»).

0x01 graphicФото: vpk.net.ua

При этом в проекте «2037 Bomber» говорилось о малозаметном «тяжелом бомбардировщике», который рассматривался в качестве замены самолетам В-52 и В-1В. Он должен был обладать сверхзвуковой скоростью и большой дальностью полета (особо оговаривалась необходимость обеспечения большой ракетно-бомбовой нагрузки, включая ядерные боеприпасы). А в программе «2018 Bomber» (затем «Бомбардировщик следующего поколения» или Next-Generation Bomber) речь шла об ударном самолете с несколько меньшими массогабаритными характеристиками, дозвуковой скоростью, средними показателями дальности полета и бомбовой нагрузки, но также разрабатываемом с широким использованием технологий «малозаметности».

Однако 24 июня 2010 года заместитель командующего ВВС США по оперативному применению, планированию и определению оперативных потребностей генерал-лейтенант Филипп М. Бридлав заявил, что термина «бомбардировщик следующего поколения» больше не существует (предложение министра обороны Роберта Гейтса от апреля 2009 года о ликвидации данной программы было все же выполнено, а имевшиеся контракты с компаниями расторгнуты). Вместе с тем, отметил генерал, специалисты ВВС занимаются определением облика целого семейства ударных самолетов большой дальности, в ходе создания которых будут использованы отдельные наработки по проектам F-35 и F-22. Интересно, что командующий ВВС генерал Нортон Шварц, отвечая на вопрос о перспективном бомбардировщике, отметил, что базовый его вариант не будет изначально являться носителем ядерных боеприпасов, хотя в рамках семейства подобные машины разработают.

Наконец, 6 января 2011 года Роберт Гейтс заявил, что одной из приоритетных программ ВВС США на 2012 финансовый год станет создание нового дальнего бомбардировщика - носителя ядерного оружия, который способен осуществлять прорыв мощной системы ПВО противника и поражать объекты в глубине его территории. Министр также подчеркнул, что бомбардировщик будет проектироваться с использованием уже отработанных и оправдавших себя технологий, что позволит реализовать программу в срок и в рамках утвержденного бюджета… и позволит принять на вооружение новый самолет до того, как в отставку будут отправлены нынешние машины данного класса.

По оценке Гейтса, самолет должен решать широкий круг задач: стратегические и тактические бомбардировки, действия в рамках концепции «Быстрого глобального удара», ведение различных видов разведки и радиоэлектронной борьбы в интересах однородных и разнородных группировок сил.

12 января 2011 года министр ВВС Майкл Донли перечислил основные требования к новой машине: опционально-пилотируемый аппарат с большой дальностью полета (порядка 9000 км без дозаправки), способный применять ядерные боеприпасы, вести разведку наземных объектов и РЭБ. Более подробную информацию было обещано сообщить в период подготовки и утверждения военного бюджета на 2012 финансовый год.

Правда, прошлой осенью начальник Боевого авиационного командования ВВС США генерал Уильям М. Фрейзер объявил более полные данные - результат соответствующего исследования, проведенного его подчиненными: дозвуковая скорость полета, боевой радиус - 3600-4600 километров, максимальная дальность полета без дозаправки - 7400-9200 километров, полезная нагрузка - ракетно-бомбовое вооружение и аппаратура для ведения разведки и РЭБ совокупной массой порядка 6350-12 700 килограммов, а также возможность нацеливания экипажем бомбардировщика на необходимые объекты других самолетов и даже войсковых группировок. Генерал также вновь упомянул о необходимости создания «семейства авиационных систем», тогда как представитель корпорации «Нортроп Грумман» упомянул в 2010 году о том, что перспективные бомбардировщики должны выполнять задания продолжительностью 50-100 часов в беспилотном режиме.

По оценке разных специалистов, ВВС США потребуется от 80 до 175 дальних бомбардировщиков нового поколения (Пентагону нужны 10 эскадрилий - по количеству авиационных экспедиционных формирований ВВС). Отличительной особенностью этих самолетов станет «модульность полезной нагрузки» - возможность применения различных авиационных средств поражения и специального оборудования в зависимости от типа миссии и задач, определенных экипажу в данном конкретном вылете.

В настоящее время командование американских военно-воздушных сил активно формирует специальную группу, которой и будет поручено осуществление всех надзорных и иных работ по программе перспективного стратегического бомбардировщика. Ее совокупная стоимость оценивается в 40-50 миллиардов долларов, продолжительность реализации - порядка 25 лет.

Доводы за и против

Командование ВВС США и экспертное сообщество принимают во внимание характерный для последнего десятилетия стремительный рост роботизации авиационной техники военного назначения. А потому одним из ключевых вопросов, которые необходимо решить в рамках начальной фазы программы создания нового бомбардировщика, считают определение его, если можно так сказать, характера: будет это традиционный пилотируемый самолет, но с высокой степенью автоматизации или беспилотный летательный аппарат, управляемый с наземного или воздушного командного пункта. Либо надлежит разрабатывать авиационный комплекс комбинированного типа - пилотируемый бомбардировщик, в состав бортового вооружения которого войдут БПЛА, предназначенные для решения разведывательно-ударных задач в наиболее сложной обстановке, сопряженной с потенциальной угрозой для жизни членов экипажа самолета.

Однако военно-политическое руководство Соединенных Штатов пока, как показывают результаты различных исследований и выступления тех или иных высокопоставленных госчиновников или законодателей, не готово доверить применение ядерных авиационных боеприпасов беспилотной машине. В качестве аргументов против приводятся удручающие и весьма нелицеприятные для Пентагона факты, стоившие кресел министру ВВС Майклу Уэйну и командующему ВВС генералу Т. Майклу Моусли. В августе 2007 года шесть крылатых ракет, снаряженных ядерными боевыми частями, без соответствующего разрешения - по ошибке - подвесили на пилоны бомбардировщика, выполнившего перелет с базы «Мино» (штат Северная Дакота) на базу «Барксдейл» (штат Луизиана), где их и обнаружили «к большому удивлению». В августе 2006-го взрыватели к ядерным боевым частям были переправлены на Тайвань, ибо - опять-таки по ошибке - их обозначили как «элементы питания для вертолетов UH-1 «Хьюи» (Пентагон признал инцидент только в марте 2008-го).

Однако у «БПЛА с ядерным оружием» (nuclear-dedicated unmanned combat aerial vehicle или ND-UCAV) есть и масса достоинств. Они подробно описаны в статье «Беспилотный и ядерный: готова ли Америка к беспилотному бомбардировщику?», опубликованной в июньском 2009 года номере журнала Armed Forces Journal. Автор - Адам Лоутер, профессор НИИ ВВС США.

Что же это за достоинства?

Такой беспилотник способен решить задачу доставки к цели двух свободно падающих ядерных бомб типа В61 при расходах, намного меньших, чем при использовании любого современного или перспективного пилотируемого дальнего бомбардировщика.

БПЛА с ядерным оружием можно создать как сверхмалозаметный летательный аппарат, что обеспечит его высокую живучесть в случае прорыва сильной системы ПВО или нанесения ударов по хорошо защищенным объектам противника.

Существенно меньшие массогабаритные характеристики боевого БПЛА позволят ему находиться на любой военно-воздушной базе и любом аэродроме, что предотвратит ненужную скученность носителей ядерного оружия и повысит оперативность применения данных беспилотников, которые могут стать новым средством ядерного сдерживания в арсенале американских военных.

В отличие от оснащенных ядерными боеголовками межконтинентальных ракет БПЛА с ядерным оружием является, во-первых, многоразовой системой, а во-вторых, может быть отозван или переориентирован на другую цель, что невозможно проделать со стартовавшей МБР.

Боевой БПЛА способен барражировать в заданном районе в ожидании соответствующей команды на атаку той или иной цели - беспилотник в таком случае становится своеобразным «ядерным дамокловым мечом», занесенным над территорией противника.

Дроны без малейших сомнений удастся использовать в зараженных или опасных для человека районах.

Впрочем, как утверждают эксперты, на пути создания беспилотника - носителя ядерных боеприпасов стоят три «пороговые проблемы», которые необходимо устранить.

Самая важная из них - популистские заявления президента США Барака Обамы о необходимости стремления полностью к безъядерному миру, что может поставить крест на проектировании любого летательного аппарата, предназначенного в первую очередь для применения ядерного оружия. Кроме того, начало программы по разработке новой высокотехнологичной платформы для ядерных боеприпасов негативно воспримут другие страны (наверняка особенно это возмутит Россию и Китай).

Система управления БПЛА может оказаться неготовой к реагированию на определенные угрозы или слишком быстрые изменения обстановки, а также взломана и поставлена под контроль противника (атакуемой стороны).

Невозможна борьба с международным терроризмом - главным врагом Америки на сегодня - с помощью ядерного оружия: террористы не имеют своего государства и могут находиться в любой стране, что не является причиной для нанесения по ней удара ядерными боеприпасами. А это в свою очередь ставит под сомнение - по крайней мере на данном историческом этапе - саму необходимость обладания беспилотником, способным нести ядерное оружие.

В докладе «Поддержание стратегического превосходства Америки в ударных средствах большой дальности», подготовленном в 2010 году Марком Ганцингером из Центра стратегических и бюджетных оценок, приводилось сравнение между пилотируемым, опционально-пилотируемым и беспилотным дальним бомбардировщиком, которое изложено в таблице.

Пилотируемый

Опционально-пилотируемый

Беспилотный

Угроза жизни летчиков

Да

В зависимости от миссии

Нет

Малозаметность

Различия несущественны

Ограничения

Ограничения по физическим возможностям летчика

В зависимости от миссии

Ограничения по конструкции БПЛА

Требования по защищенным каналам связи

Желательно

В зависимости от миссии

Обязательно для современных БПЛА

Возможность перенацеливания в полете и приема дополнительных ЦУ

Осуществляется пилотом немедленно во время полета

В зависимости от миссии

Осуществляется с удаленного КП или закладывается в программе БЦВМ

Принятие решения о применении оружия

Осуществляется пилотом немедленно во время полета

В зависимости от миссии

Осуществляется с удаленного КП или закладывается в программе БЦВМ

Масса пустого

На 4-6% больше, чем сравнимого БПЛА

На 4-6% больше, чем сравнимого БПЛА

-

Стоимость

Различия несущественны

Возможность потери контроля (управления полетом)

-

В ходе длительных непилотируемых миссий требуются многократное резервирование и применение совершенной БЦВМ

В ходе длительных миссий требуются многократное резервирование и применение совершенной БЦВМ

Возможность применения ядерного оружия в соответствии с имеющимися требованиями по безопасности

Нет

Нет в случае пилотируемой миссии

Решение данной задачи сегодня невозможно


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации