От ишачков до многофункциональных Су-34

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 30 (03- 09 августа 2011)

От «ишачков» до многофункциональных Су-34

По сообщениям корреспондентов «ВПК»,информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН

Новосибирское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова (НАПО, входит в холдинг «Сухой») празднует 80-летний юбилей.

0x01 graphic

История НАПО началась в июле 1931 года, когда был заложен первый камень в строительство предприятия горного оборудования, которое спустя пять лет перепрофилировали в самолетостроительный завод. Первой выпущенной им машиной стал истребитель-моноплан И-16 конструкции Николая Поликарпова. Всего же с 1938 по 1940 год из города на Оби в ВВС Красной армии отправилось более 600 таких самолетов.

И-16 являлся самым массовым истребителем своего времени, он широко использовался в ходе гражданской войны в Испании, в боевых действиях на Халхин-Голе и финской кампании, в начальный период Великой Отечественной. На этом маневренном легком деревянном самолете впервые в мире Валерий Чкалов выполнил восходящий штопор.

В 1939 году после трагической гибели легендарного летчика по просьбе коллектива завода указом Президиума Верховного Совета СССР предприятию присвоили его имя. В том же 1939-м здесь началось изготовление первого советского скоростного истребителя деревянной конструкции с силовыми элементами из упрочненной древесины ЛАГГ-3 (конструкторы - С. А. Лавочкин, М. И. Гудков, В. П. Горбунов). К концу 1941 года выпущено около 900 таких машин.

В декабре 1941-го на заводе развернулось строительство новых истребителей Як-7 конструкции Александра Яковлева. Оборудование эвакуированных из европейской части страны авиационных предприятий позволило резко увеличить выпуск самолетов. Размер производственных площадей возрос более чем в пять раз, объем оборудования - в семь. К концу года была выпущена первая партия Як-7. В течение 1942-го построили 2211 машин. За годы войны все авиационные заводы страны произвели 36 тысяч истребителей типа Як, почти каждый второй из них создан на чкаловском предприятии. За вклад в победу завод наградили орденом Ленина, а знамя Государственного комитета обороны передали коллективу на вечное хранение.

1947 год. Предприятие запустило в серийное производство реактивные истребители со стреловидным крылом МиГ-15, а позднее, в 1951-м - МиГ-17 конструкции Артема Микояна и Михаила Гуревича. В 1954 году с заводского аэродрома поднялся в небо первый сверхзвуковой одноместный истребитель МиГ-19, который по своим боевым и летно-техническим характеристикам превосходил лучшие аналоги мира. Около 10 лет самолеты конструкции Микояна, выпускаемые заводом, являлись основными истребителями ВВС СССР и стран Варшавского договора.

Важным этапом в истории предприятия стало сотрудничество с ОКБ Павла Сухого. В 1956 году в производство был запущен истребитель-перехватчик Су-9. Истребители Су-9, Су-11 (1962), Су-15 (1966), Су-15УТ служили основой авиационного вооружения Войск ПВО СССР. По своим летно-техническим характеристикам, возможностям боевого и учебного применения, конструктивно-технологическим особенностям они во многом определили основные этапы отечественного самолетостроения, аккумулируя все перспективные достижения авиационной и вычислительной техники, моторостроения, радиоэлектроники, электроавтоматики, других смежных областей науки и техники.

Совершенно новый этап в развитии отечественного самолетостроения - создание фронтового бомбардировщика Су-24, серийное производство которого началось в Новосибирске в 1973 году. По своим летно-техническим характеристикам и боевым возможностям Су-24 превосходил все существующие в то время серийные образцы самолетов аналогичного класса. За освоение этой модели заводу вручили орден Трудового Красного Знамени. В 1993-м предприятие наладило выпуск нового перспективного многофункционального самолета Су-34.

В состав «Сухого» НАПО вошло в 2001 году. Ныне объединение участвует в реализации всех приоритетных программ холдинга. Здесь организована сборка отсеков фюзеляжа среднемагистрального пассажирского лайнера «Сухой Суперджет 100». Ведется серийное производство бомбардировщиков Су-34. Завод изготовляет отдельные элементы истребителя 5-го поколения. В объединении продолжаются ремонт и реконструкция производственных площадей. Внедряются новое высокопроизводительное оборудование и технологические процессы.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации