Баланс интересов

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 25/2011 ( 29 июня - 5 июля )

Баланс интересов

Год назад был подписан указ Президента, утвердивший Положение о Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка). В январе 2011-го оно приступило к проведению процедур по размещению государственного оборонного заказа для нужд Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, ФСО, ФСИН, ФСКН России.

В пресс-релизе ведомства, подготовленном по случаю первой годовщины его функционирования, в частности, отмечается: «Основополагающий принцип деятельности Рособоронпоставки - обеспечение надежного баланса интересов заказчиков и исполнителей. Баланса, позволяющего предприятиям иметь разумный уровень рентабельности на основе прозрачного ценообразования и экономически целесообразного, ответственного подхода к закупкам со стороны государственных заказчиков. Речь идет не просто об эффективном использовании бюджетных средств, а о получении максимально качественной, надежной и современной продукции».

Правда, в агентстве подчеркивают, что для него 2011 год является переходным. Предстоит решить еще много правовых и организационных вопросов, чтобы к 2012 году Рособоронпоставка заработала в полную силу и стала достойным партнером для заказчиков. Тем не менее по итогам торгов, уже завершенных ведомством, сумма заключенных контрактов составила три миллиарда рублей, а общее снижение начальной (максимальной) цены - порядка 68 миллионов рублей (данные на 16 июня 2011 года). Участие в торгах приняли свыше 110 организаций.

Вот что агентство предпринимает в настоящее время для выполнения поставленных перед ним задач.

Во избежание ситуаций, влекущих ограничение круга участников и необоснованное завышение цены контракта, Рособоронпоставка проводит тщательный анализ документации, представленной для размещения заказчиками, на ее соответствие требованиям существующего законодательства о размещении заказов. Ведутся проверка технических характеристик, анализ начальной (максимальной) цены контракта с использованием информации из открытых источников, условий ранее заключенных контрактов и применения расчетных методов определения начальной (максимальной) цены контракта.

В случае выявления существенных отклонений цены контракта в адрес заказчиков направляются рекомендации по изменению начальной (максимальной) цены контракта.

0x01 graphic

Для исключения возможных рисков невыполнения участниками размещения заказа своих обязательств по заключенным госконтрактам по инициативе агентства заключаются соглашения об информационном взаимодействии с Федеральной службой по оборонному заказу, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой судебных приставов.

С целью эффективного использования выделенных из федерального бюджета средств на реализацию гособоронзаказа агентство проводит совместные торги в рамках заключенных многосторонних соглашений с ФСБ, ФСО, ФСИН, ФСКН, МВД, Минобороны. Рособоронпоставкой совместные торги проводятся в «классической форме» - одним лотом для нескольких государственных заказчиков по одинаковой цене за единицу продукции и на одинаковых условиях исполнения контракта.

Ведется обобщение практики применения российского законодательства в сфере размещения гособоронзаказа, вырабатываются единые подходы проверки участников размещения заказа, совершенствуется механизм размещения заказа - эти инициативы агентства призваны в дальнейшем обеспечить большую экономию бюджетных средств.

А теперь слово руководителю Рособоронпоставки Надежде Синиковой, которая согласилась ответить на вопросы редакции еженедельника.

- Надежда Валентиновна, какие, на ваш взгляд, законодательные, организационные меры необходимо предпринять, чтобы каждый бюджетный рубль, направляемый на выполнение гособоронзаказа, не пропал даром?

- Сегодня размещение государственного оборонного заказа производится с января по апрель текущего года, включая этап заключения государственного контракта. По разным причинам (продление сроков проведения торгов, признание торгов несостоявшимися и объявление повторных процедур и др.) сроки исполнения контрактов могут переноситься. Решить проблему, по нашему мнению, возможно путем проведения всех организационных мероприятий по размещению ГОЗ в четвертом квартале предыдущего года, включая определение номенклатуры ВВСТ, подлежащей размещению в следующем году, подготовку заявок, технических заданий, тактико-технических характеристик, технических условий. Данная подготовительная работа позволит с начала следующего года своевременно и в полном объеме провести процедуры размещения ГОЗ, а значит, максимально эффективно расходовать выделенные денежные средства.

Постановлением правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 813 «О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства» установлены дополнительные требования к участникам размещения заказов на поставки товаров для нужд обороны страны и безопасности государства путем проведения торгов. К ним относится наличие соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для производства товаров. Однако их законодательное определение, содержание и механизм проверки участников размещения заказа на соответствие дополнительным требованиям не установлены.

На наш взгляд, закрепление такого механизма позволит обеспечить единообразный подход со стороны государственных заказчиков к требованиям, предъявляемым к участникам.

Необходимо активизировать работу по включению в реестр единственных поставщиков вооружения и военной техники производителей, являющихся единственными возможными поставщиками закупаемой продукции.

Следует отметить, что расширение практики проведения совместных торгов также будет способствовать эффективности расходования бюджетных средств и обеспечению закупки одноименной продукции в рамках государственного оборонного заказа разными государственными заказчиками у одного производителя по одной цене.

- Какова доля электронных торгов, проводимых при участии Рособоронпоставки? Будет ли она повышаться?

- С учетом специфики предметов закупки (вооружение, военная, специальная техника) значительное количество заказов размещается путем проведения закрытых торгов, заказов у единственного поставщика и заключения многолетних контрактов.

Размещение заказов на поставку продукции двойного (военного и промышленного) назначения осуществляется агентством путем проведения открытых аукционов в электронной форме. Их доля составляет приблизительно 77 процентов от общего количества проведенных торгов.

На сегодня данный способ размещения заказов для открытых торгов является наиболее предпочтительным для агентства, поскольку направлен на быстрое и объективное определение победителей торгов.

Отмечу: пока не все предприятия ОПК прошли процедуру аккредитации на электронных торговых площадках, что свидетельствует о низком проценте их участия в открытых аукционах.

Справка «ВПК»

Указом Президента России от 14 мая 2010 года № 589 утверждено Положение о Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств.

Рособоронпоставка является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственного заказчика по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения госконтрактов по оборонному заказу.

Руководство деятельностью Рособоронпоставки осуществляет президент Российской Федерации.

Агентство находится в ведении Министерства обороны РФ, которое координирует и контролирует его деятельность.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации