ИСПЫТАНИЕ АНТИПИРАТСКИМИ ПОХОДАМИ

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 24/2010

ИСПЫТАНИЕ АНТИПИРАТСКИМИ ПОХОДАМИ

Михаил БАРАБАНОВ

главный редактор журнала Moscow Defense Brief

ТЕНДЕНЦИИ   

В АДЕНСКОМ ЗАЛИВЕ СПОСОБНЫ НЕСТИ БОЕВУЮ СЛУЖБУ ЛИШЬ НЕМНОГИЕ КОРАБЛИ ВМФ РФ

Обострение проблемы с безопасностью мореплавания в водах, омывающих Сомали, вынудило международное сообщество предпринять активные коллективные действия по борьбе с пиратством. В течение 2008 года Совет Безопасности ООН проголосовал  за четыре резолюции, дающие право государствам направлять к побережью Африканского Рога боевые корабли, которые должны пресекать вылазки новоявленных корсаров и освобождать захваченных ими людей, а 8 декабря 2008-го Европейский союз начал в Аденском заливе операцию «Аталанта» с целью недопущения пиратских акций и эскортирования торговых судов. К военно-морской группировке ЕС (EU NAVFOR) присоединились корабли ВМС других стран.

Военно-морской флот РФ с осени 2008 года также принимает активное участие в действиях против пиратов в Аденском заливе. В октябре 2008-го российский МИД обратился к номинальному «переходному правительству» Сомали, дабы оно предоставило РФ статус «сотрудничающего государства». Получив удовлетворительный ответ, Россия обрела формальную юридическую базу для борьбы с морским разбоем. (Правда, корабли нашей страны ведут ее самостоятельно, хотя и в тесном взаимодействии с группировкой ЕС и кораблями других государств.)

Это позволило ВМФ РФ возобновить на планово-регулярной основе дальние походы, а патрулирование и эскортирование в Аденском заливе стали своего рода новым видом боевой службы. Вместе с тем организация и столь дальних походов, и службы вдали от своих баз явилась серьезным вызовом для нашего флота как в организационно-техническом отношении, так и в плане боевого обеспечения и, наконец, с точки зрения напряжения наличного корабельного состава.

Командование российского ВМФ обычно высылает из состава Балтийского, Северного или Тихоокеанского флотов один надводный боевой корабль 1 или 2-го ранга, сопровождаемый одним (иногда даже двумя) морскими танкерами (вместе с кораблем ТОФ также следует морской спасательный буксир - на всякий случай). Между тем ограниченность корабельного состава, способного решать задачи в Аденском заливе, - значительная проблема для ВМФ России. Обязательными требованиями к кораблям, привлекаемым для антипиратских действий, являются достаточные дальность плавания, мореходность и надежность энергетической установки, общее хорошее состояние, а также наличие минимум одного корабельного вертолета постоянного базирования. Перечисленные условия выводят из списка возможных участников миссий близ берегов Сомали остающиеся в составе ВМФ эскадренные миноносцы проекта 956 (ненадежна котлотурбинная энергетическая установка) и старые сторожевые корабли проекта 1135 (нет вертолета).

Черноморский флот вообще оказался в итоге лишен кораблей, которые можно послать в Аденский залив (старый БПК «Керчь» проекта 1134Б по техническому состоянию нельзя выводить из Черного моря). В итоге Северный и Тихоокеанский флоты способны привлечь к действиям в Аденском заливе только большие противолодочные корабли проекта 1155 постройки 80-х годов. Из них на период 2008-2010 годов в исправном состоянии на севере находились «Адмирал Левченко», «Североморск» и «Адмирал Чабаненко» (последний - модифицированного проекта 11551, достроенный в 1999-м), а «Адмирал Харламов» отстаивался в резерве в ожидании ремонта. На Тихом океане были исправны однотипные БПК «Маршал Шапошников», «Адмирал Трибуц», «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Пантелеев». В 2010 году в Санкт-Петербурге удалось завершить почти 20-летний ремонт с модернизацией большого противолодочного корабля проекта 1155 «Вице-адмирал Кулаков» (введен в строй еще в 1982-м), который вернется в состав Северного флота.

Наконец, Балтийский флот располагал находящимся в строю с 1993 года и отвечающим перечисленным требованиям единственным сторожевым кораблем «Неустрашимый» проекта 11540, в силу сбалансированности своих характеристик при умеренных размерах и меньшей эксплуатационной стоимости оказавшимся наиболее подходящим для антипиратских патрулирований. В 2009 году после более чем 20 лет постройки завод «Янтарь» смог передать Балтийскому флоту второй однотипный сторожевой корабль «Ярослав Мудрый».

Ограниченность в России корабельного состава, пригодного для борьбы с пиратством в удаленных водах, породила даже идею: построить для Тихоокеанского флота специальный большой патрульный корабль - прожект объяснимый, но вряд ли оправданный с рационально-экономической точки зрения именно для ВМФ.

В результате для первой регулярной антипиратской миссии российского ВМФ у берегов Сомали был выбран СКР «Неустрашимый», давно являющийся самым активным действующим кораблем Балтийского флота и фактически ставший на нем «прислугой за все». Он вышел из Балтийска 24 сентября 2008 года в сопровождении танкера «Ельня» и после отработки ряда задач в Атлантике и Средиземном море 27 октября прибыл в Аденский залив, приступив к эскортированию торговых судов. Корабль действовал у побережья Сомали до 11 января 2009 года, вернувшись в базу на Балтику лишь 8 февраля 2009-го. По окончании столь длительного плавания в тропических водах «Неустрашимому» потребовался серьезный ремонт на заводе «Янтарь».

С этого момента ВМФ РФ старался поддерживать непрерывность патрулирования своих кораблей у побережья Сомали, хотя в 2009 году в полной мере это обеспечить не удалось. К настоящему моменту российскими кораблями совершено еще шесть относительно длительных развертываний в данном районе Мирового океана.

На смену «Неустрашимому» еще 9 декабря 2008 года из Владивостока вышел большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Адмирал Виноградов» в сопровождении танкеров «Печенга» и «Борис Бутома», а также спасательного буксира «Фотий Крылов». Этот отряд прибыл в Аденский залив 2 января 2009-го, приняв вахту у балтийцев. В середине марта «Адмирал Виноградов» двинулся в обратный путь, вернувшись в базу 18 апреля 2009 года.

Одновременно в феврале 2009-го на короткое время в Аденском заливе отметился антипиратскими действиями совершавший дальнее плавание и направлявшийся в Индию тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» проекта 11442, именуемый журналистами «флагманом Северного флота». Именно «Петру Великому» принадлежит первый фактический успех России в борьбе с сомалийскими пиратами - 13 февраля гигантский корабль захватил три лодки, на борту которых находились десять морских разбойников, оружие и наркотики.

Для замены «Адмирала Виноградова» 29 марта 2009 года вышел однотипный ему тихоокеанский большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев» в сопровождении танкеров «Ижора» и «Иркут», а также буксира МБ-37. Они подошли к берегам Сомали 27 апреля и оперировали там до 9 июня.

«Адмирал Пантелеев» наиболее активно из всех российских кораблей оказался вовлечен в инциденты с пиратами. 28 апреля 2009 года корабль задержал в 15 милях восточнее побережья Сомали судно с 29 вооруженными людьми и оружием. Считается, что эта группа ранее дважды безуспешно пыталась захватить принадлежавший Новороссийскому морскому пароходству («Новошип») танкер NS Commander под либерийским флагом с российским экипажем. 30 апреля БПК, применив оружие, предотвратил нападение на танкер Bulavi Bank под флагом Антигуа и Барбуда с экипажем, состоявшим из граждан РФ. Один из пиратских катеров был потоплен. 1 июля 2009 года «Пантелеев» вернулся во Владивосток.

В конце того же месяца в Аденский залив прибыли с ТОФ большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц», танкер «Борис Бутома» и морской буксир МБ-99. После двух с половиной месяцев активных действий в сомалийских водах «Трибуц» в середине октября отправился к родным берегам, которые увидел 16 ноября 2009 года.

После тихоокеанцев наступила очередь Северного флота. Наиболее интенсивно плавающий и самый современный большой противолодочный корабль СФ «Адмирал Чабаненко» в сопровождении танкера «Сергей Осипов» ушел в поход 3 ноября 2009 года и 27 ноября достиг Индийского океана. Плавание «Адмирала Чабаненко» оказалось одной из наиболее длительных кампаний российского флота за последнее время - БПК находился в Аденском заливе до середины марта 2010-го, затем выполнял различные задачи в Средиземном море, на обратном пути посетив еще Испанию и в итоге придя в Североморск только 29 апреля 2010 года. Поход длился 177 дней.

У берегов Сомали «Адмирала Чабаненко» встретил отремонтированный сторожевой корабль «Неустрашимый», вышедший в свой второй антипиратский поход из Балтийска 30 ноября 2009 года в сопровождении танкера «Олекма». Снова отметившись выполнением боевой службы по пути, «Неустрашимый» пришел к сомалийскому побережью 23 января 2010-го и в дальнейшем принимал участие в патрулировании и эскортировании в регионе до конца марта - сначала совместно с «Адмиралом Чабаненко», затем один. Впервые, таким образом, российская постоянная военно-морская группировка у Сомали включала два боевых корабля. 6 февраля «Неустрашимый» задержал лодку с семью пиратами на борту, пытавшимися захватить судно Arielle, шедшее под флагом Антигуа и Барбуда. Сторожевой корабль вернулся в базу на Балтике 20 апреля 2010 года.

На смену неутомимому «Неустрашимому» в конце марта в сомалийские воды прибыл тихоокеанский большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников», вышедший из Владивостока 25 февраля 2010 года в сопровождении танкера «Печенга» и морского буксира МБ-37. «Маршал Шапошников» принял активное участие в действиях против пиратов, отличаясь, по сообщениям иностранной прессы, особой агрессивностью. Апофеозом его деятельности стало освобождение 6 мая захваченного сомалийскими пиратами днем ранее в 240 милях от побережья Сомали принадлежащего «Новошипу» танкера «Московский университет» под либерийским флагом. При освобождении корабля спецназовцами с «Маршала Шапошникова» один из пиратов был убит, а десять человек взяты в плен и позднее высажены в свою лодку в открытом море. На начало июня 2010 года «Маршал Шапошников» продолжал находиться в Аденском заливе, готовясь к возвращению на Родину.

8 июня из Североморска на смену «Маршалу Шапошникову» в сомалийские воды вышел большой противолодочный корабль Северного флота «Адмирал Левченко».

Наконец, в апреле этого года в Аденском заливе по пути на большие флотские учения во Владивосток в антипиратских действиях приняли кратковременное участие два российских ракетных крейсера - тяжелый атомный «Петр Великий» Северного флота и гвардейский «Москва» проекта 1164 Черноморского флота.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации