РОССИЙСКИЕ МИРОТВОРЦЫ ВОСТРЕБОВАНЫ ВО МНОГИХ СТРАНАХ

0x01 graphic0x01 graphic

№29 (245) 23 - 29 июля 2008 года

РОССИЙСКИЕ МИРОТВОРЦЫ ВОСТРЕБОВАНЫ ВО МНОГИХ СТРАНАХ

Ольга КОЛЕСНИЧЕНКО

ИХ УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ МОЖЕТ СПАСТИ ТЫСЯЧИ ЖИЗНЕЙ

Генерал-лейтенант Валерий Евневич, заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками РФ, недавно заявил, что в развитых странах предпочитают не рисковать жизнью своих граждан в "горячих точках" планеты и оказывать содействие урегулированию конфликтов путем предоставления гуманитарной, образовательной и финансовой помощи. Но, как показывает опыт, сохранение существующего формата урегулирования конфликтов на территории СНГ полностью зависит от непосредственного участия российских миротворческих контингентов.

0x01 graphic

Свои задачи российские миротворцы выполняют с неизменно высоким качеством.

Фото Олега ФАЛИЧЕВАФото ИТАР-ТАСС

В 2008 году Конгресс США утвердил оборонный бюджет государства в размере 696,4 млрд. долларов, из них 189,4 млрд. - на финансирование военных операций в Ираке и Афганистане. Российские расходы на оборону в этом году составят 933,9 млрд. рублей (примерно 39,7 млрд. долларов). Аргумент - оборонный бюджет не должен превышать 3% от ВВП, власть заботится о социальной стороне бюджета, но можно привести еще две цифры. Например, в небольшом государстве Азербайджан соотношение оборонного бюджета к среднестатистической пенсии гражданина составляет 1:11 млн. (пенсия равна примерно 90 долларам). А у нас - 1:219 млн. (пенсия равна примерно 177 долларам). Это как раз говорит о декларативности заявлений о том, что российский бюджет имеет ярко выраженную социальную направленность.

НЕМНОГО О БЮДЖЕТЕ: ДОХОДЫ И РАСХОДЫ НЕ СВЯЗАНЫ

Военные ведомства развитых государств имеют возможность зарабатывать немалые суммы при осуществлении миротворческих миссий под эгидой ООН. По информации Минфина, при формировании бюджета на 2007 год в составе лимитного финансирования были учтены средства в сумме 145 млн. долларов, поступившие от ООН за выполнение мероприятий российским миротворческим контингентом по поддержанию мира в 2005 году. Однако Минобороны получило от этих средств крохи - только на денежное довольствие миротворцев. В Минфине искренне убеждены, что вопросы участия России в миротворческих операциях существующим законодательством вполне урегулированы (Федеральный закон № 93-ФЗ "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности").

Согласно 15-й статье этого закона подготовка и оснащение воинских формирований Вооруженных Сил производится за счет средств, выделяемых на оборону. А расходы на содержание военного персонала в период участия в миротворческой деятельности предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой. Отдельной строкой в разделе о международной деятельности предусматриваются и расходы на подготовку и участие в миротворчестве гражданского персонала.

Объемы средств на миротворчество в 2008-2010 гг. согласованы с Минобороны. Представители Минфина подчеркивают, что в ходе подготовки проекта федерального бюджета от Минобороны заявок на дополнительное финансирование этого вида деятельности не поступало. Не было и никаких замечаний в рамках бюджетного процесса. По версии Минфина оказывается, что еще с подписания Меморандума по системе резервных соглашений ООН (СРС ООН) в 1992 году Минобороны не обращалось в Минфин за дополнительным финансированием. Но не будем подменять понятия, ведь речь идет не о заявках и замечаниях.

Минфин неоднократно рассматривал вопрос об изменении порядка зачисления средств, поступающих от ООН в качестве компенсации расходов РФ за участие в миротворческой деятельности. Сегодня позиция Минфина такова: изменение этого порядка противоречит принципу совокупного покрытия расходов федерального бюджета, когда расходы бюджета не могут быть увязаны с конкретными видами его доходов.

"Эти доходы и расходы никоим образом не связаны", - говорят в Минфине. Администратором доходов от миротворчества является МИД, средства в полном объеме поступают в доход федерального бюджета. А финансирование Минобороны в миротворческих операциях в основном осуществляется за счет расходов самого военного ведомства.

Однако генерал Валерий Евневич категорически не согласен с официальной позицией Министерства финансов, которое оправдывается по невыплатам, прикрываясь бюджетным законодательством и Бюджетным кодексом РФ. Как может быть не ясна позиция Минобороны в этом вопросе, если солдаты-миротворцы не получают в срок даже мизерную зарплату? Валерий Евневич настаивает на кардинальных изменениях в организации финансирования миротворческой деятельности. Оно должно быть выделено суммарно одной строкой в бюджете с учетом заработанных денег от ООН и даже свыше того. Прямым бюджетополучателем должно быть прописано Минобороны. Сейчас система финансирования не дает понять, выделены ли деньги на подготовку военнослужащих-миротворцев и ремонт техники - этого в бюджете не прописано.

Есть мнение, что для решения проблем с финансированием миротворцев нужно сменить головное ведомство с Минобороны на МИД. Ведь МИД договаривается по соглашениям и суммам с ООН. С другой стороны, согласно мировой практике всю организацию миротворческой деятельности на уровне широкого военно-гражданского сотрудничества осуществляет военное ведомство. Оно же и составляет заявку в ООН с расчетами затрат на материально-техническое оснащение, подготовку операции, переброску войск. Именно по этой бюджетной заявке ООН выплачивает деньги, которые обратно в полном объеме в Минобороны не поступают.

А ведь финансирование нужно для поддержания военной техники, закупки оборудования для участия в операциях ООН и тылового имущества, создания надлежащих условий жизни военных в сложных климатических и санитарно-эпидемиологических условиях, а также для социального обеспечения военных при ранении и поддержки семей в случае гибели миротворца в зоне конфликта. Реально создается механизм обкрадывания Минобороны. Встает вопрос, куда идут остальные деньги, полученные от ООН? А ведь это до боли знакомая схема увода денег.

Существующая законодательная база не позволяет осуществлять закупки некоторых видов военной техники в соответствии со стандартом ООН, необходимой для обеспечения подразделений, заявленных Россией. Определяет перечень военного имущества, на которое можно использовать выделяемые средства, гособоронзаказ. "Россия активнее могла бы подключаться к материально-техническому обеспечению контингента, включая поставки нашей военной техники. Сегодня нет необходимых ассигнований на подготовку техники и вооружения в соответствии со стандартами ООН. Для повышения эффективности данной работы целесообразно осуществлять выделение финансирования на указанные цели в рамках гособоронзаказа", - считает Валерий Евневич.

Миротворчество признается в России одним из важнейших направлений государственной политики. Зачастую секретариат ООН занимает жесткую позицию по самообеспечению миротворческого контингента, поэтому необходимо осуществлять планирование затрат на закупку оборудования и имущества, не предусмотренных сметой расходов Минобороны. Валерий Евневич настаивает на том, что в федеральном бюджете должны быть прописаны статьи на выделение средств для контингента по мандату ООН. Это позволит начать регулярное участие в операциях ООН.

Генерал убежден и в том, что нужно повышать не количество миротворцев, а качество нашего участия в миссиях ООН: "Основными поставщиками миротворцев являются развивающиеся страны, которым больше нечего предложить ООН. Мы можем предоставлять военных специалистов, военных наблюдателей, летчиков, саперов, и т.д". Помимо этого, Валерий Евневич предлагает перед принятием политического решения по Соглашению СРС направлять в миссии ООН рекогносцировочную группу от Минобороны России.

БРАТСКОЕ МИРОТВОРЧЕСТВО

"Как показал 15-летний опыт урегулирования конфликтов на территории СНГ, без активного участия России не удается сделать что-либо реальное по их разрешению. Необходимо учитывать судьбу российских граждан, свыше 20 млн. которых проживают вне границ России и более 3 млн. стали в 1996 году беженцами", - заостряет проблему Валерий Евневич. В общей сложности воинский контингент России, участвующий в миротворческих миссиях, насчитывает 3 тыс. 55 человек из состава Сухопутных войск. Подготовка офицеров управления воинским миротворческим контингентом осуществляется на базе учебного центра Общевойсковой академии ВС РФ в Солнечногорске. Создана миротворческая бригада в Приволжско-Уральском военном округе из нескольких тысяч человек, но эти военнослужащие заняты сегодня миротворческой деятельностью меньше чем на четверть своего штатного состава.

Сегодня на самостоятельную роль в урегулировании конфликтов стал претендовать блок НАТО. Некоторые государства СНГ стремятся угодить альянсу, направляя свой контингент в его миссии. А вот в зоне грузино-абхазского конфликта наши военнослужащие выполняют задачи в составе коллективных сил СНГ, но ни одного представителя СНГ нет и, несмотря на предпринимаемые со стороны России усилия, так и не появляется.

"В Приднестровском регионе Молдовы мы добились присутствия наблюдателей от Украины, но они всячески уклоняются от решения проблемных вопросов. На молдавской территории объединенная контрольная комиссия выполняет свои функции изредка, заседает, но практически никаких решений не принимает. Молдавские военные вышли из решения конфликтных вопросов коллегиально, даже не подписывают те документы, которые положено подписывать в составе объединенного штаба. На территории грузино-осетинского конфликта практически блокирована работа смешанной комиссии уже в течение года", - констатирует Валерий Евневич.

Россия не в полной мере использует свои рычаги для воздействия на своих партнеров по СНГ. Военные эксперты предупреждают, что градус российско-грузинских отношений, обстановки в Нагорном Карабахе и Приднестровье повышается. В Грузии на оборону в 2006 году потратили 77 млн. долларов, а сейчас уже 580 млн. Хотя рычаги воздействия есть.

Надо учитывать, например, что 60% населения Грузии на недавнем референдуме проголосовало за вступление в НАТО, но 24% ВВП Грузии - это деньги грузин, работающих на территории России. Как считают эксперты, что бы ни говорили пронатовские политики Грузии, в зонах грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов без российских миротворцев международные контингенты работать не смогут. Эксперты Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности убеждены, что раз грузинская сторона ставит вопрос об изменении формата миротворчества путем интернационализации за счет участия сил НАТО, то нам надо заняться интернационализацией за счет СНГ.

В рамках ОДКБ 6 октября 2006 года было подписано Соглашение о миротворческой деятельности, но договор до сих пор не ратифицирован в России. Сегодня и Казахстан, и Киргизия, и Таджикистан выражают свою готовность прислать не только военнослужащих, но хотя бы медсестер в зону грузинских конфликтов. Совет Федерации предложил инициировать в Парламентской ассамблее ОДКБ рассмотрение вопроса о привлечении стран-членов организации к миротворческим операциям. Положительный опыт есть - миротворческие группы Межпарламентской ассамблеи СНГ работали в Нагорном Карабахе. Кстати, глава VIII Устава ООН определяет: "Устав ни в коей мере не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, совместимых с целями и принципами ООН".

Принятие нового пакета документов о миротворческой деятельности состоялось на саммите СНГ в Душанбе в 2007 году. Идет формирование миротворческих сил ОДКБ. Геннадий Баракин, начальник отдела правового обеспечения секретариата ОДКБ, рассказал, что есть официальное решение по нормативному и организационному оформлению механизма миротворческой деятельности стран ОДКБ. "На наш взгляд, появилось широкое поле деятельности для взаимного сотрудничества между Межпарламентской ассамблеей СНГ и секретариатом Совета министров обороны СНГ. Кроме того, теперь зоной миротворческой деятельности ОДКБ может стать любая "горячая точка" мира", - говорит Геннадий Баракин. Естественно, если зона конфликта не входит в состав территории ОДКБ, то направление туда сил ОДКБ возможно только через обращение в Совет Безопасности ООН.

В настоящее время наблюдается активная экспансия китайских миротворческих миссий в Африку. Россия, имеющая большой опыт в африканском направлении миротворческих миссий, может быть просто вытеснена в скором времени. Валерий Евневич подробно рассказал о вовлеченности Минобороны России в поддержание мира на африканском континенте. По линии ООН российская авиационная группа работает в Судане, осуществляются миссии в Западной Сахаре, Эфиопии, Эритрее, Либерии, Кот-Д'Ивуаре, Конго, Сьерра-Леоне.

Все же основной упор генерал делает на расширение практики подготовки военных из Африки. "На основании поступивших в Минобороны России обращений руководителей зарубежных военных ведомств африканских государств об оказании содействия в подготовке кадров на льготной основе принято положительное решение в отношении Алжира, Анголы, Республики Гвинея, Сомали, Намибии, Руанды и Эфиопии. Обсуждается вопрос оказания содействия еще двум странам: Джибути и Судану", - говорит Валерий Евневич. Реальной проблемой работы в Африке является необходимость увеличения объема сил ВВС для переброски воинского контингента афромиротворцев на африканском континенте.

Валерий Евневич отметил: "Для привлечения транспортных самолетов в каждом конкретном случае требуются принятие соответствующего политического решения, выделение целевого финансирования, а также наличие резерва и технического ресурса парка транспортных средств". Кстати, экономически выгодно было бы обучать и миротворцев из Китая.

РАЗМИНИРОВАНИЕ - ДЕЛО ВОЕННОЕ ИЛИ НЕ ВОЕННОЕ?

Валерий Евневич затронул еще одну тему, которая окончательно не урегулирована в законодательном плане. "По сложившейся практике проектам по гуманитарному разминированию придается статус невоенных инициатив. Противоминная служба ООН, проводя тендеры на операции по гуманитарному разминированию, отдает преимущество гражданским структурам. Все контракты на проведение работ по гуманитарному разминированию размещаются среди стран-подписантов Оттавской конвенции 1997 года "О запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении", в число которых Российская Федерация не входит", - отметил Валерий Евневич.

Генерал категорически убежден, что Вооруженные Силы России по программе гуманитарного разминирования могут быть вовлечены по следующим направлениям: подготовка специалистов, в том числе иностранных, с использованием базы Минобороны (66-й учебный центр Минобороны в Московской области); предоставление полигона для проведения испытаний; обмен научно-технической информацией о средствах поиска и опытом по обезвреживанию минно-взрывных предметов.

К странам, имеющим на своей территории более 1 млн. необнаруженных противопехотных мин, эксперты ООН относят Египет, Иран, Анголу, Афганистан, Ирак, Камбоджу, Боснию и Герцеговину, Вьетнам, Мозамбик, Судан, Сомали. Ежегодно жертвами противопехотных мин становятся 5-6 тыс. человек, большая часть погибших - это мирные жители, дети. В результате миссий ООН за последние несколько лет в мире было уничтожено более 34 млн. противопехотных мин. Считается, что более 250 млн. противопехотных мин находится в арсеналах 108 государств. Например, в Китае их свыше 100 млн., в России - 60 млн., в США - 11 млн.

Российские саперы содействуют гуманитарному разминированию в Боснии, Сербии, Хорватии, Вьетнаме, Анголе, Эфиопии, странах СНГ и др. Не прекращаются операции по разминированию на территориях Чечни и Дагестана. Остались мины на территории России и со времен Великой Отечественной войны. Особенно много мин в Калининградской области. А на российских территориях, где сильно промерзает грунт, взрывоопасные предметы поднимаются к поверхности в среднем на 2 см в год. Это обусловливает тот факт, что после тотальных работ по разминированию в 50-60-х гг. значительная часть территории нашей страны вновь оказалась засоренной минами - в год обезвреживается до 100 тыс. противопехотных мин.

В зоне грузино-абхазского конфликта в 1992-1993 гг. было установлено более 80 тыс. противопехотных мин (по левому берегу реки Гумиста около Сухуми и по правому берегу реки Ингури на территории Гальского района). Вообще, по массовости применения противопехотных мин лидируют вооруженные конфликты в Чечне, Таджикистане, Грузии и Приднестровье. Все это говорит о чрезвычайной важности миссий по разминированию. Россия с 1996 года строго соблюдает принятый в одностороннем порядке мораторий на экспорт противопехотных мин, не оснащенных механизмами самоликвидации и не обнаруживаемых миноискателями. Однако Оттавскую конвенцию-97 в России не ратифицировали. Та же ситуация в США, Китае и Индии.

Начальник инженерных войск Вооруженных Сил РФ Николай Сердцев подчеркивает, что "страны, которые наиболее активно ратуют за выполнение Оттавской конвенции, в основном расположены на островах и никогда не подвергались иностранной агрессии". В России в настоящее время разработаны мины, которые соответствуют современным требованиям по обеспечению безопасности мирного населения. Поэтому вопрос о тендерах ООН имеет, конечно, меньшее значение, чем оборонительная стратегия России. В любом случае это вопрос переговоров и аргументации в Совбезе ООН, с одной стороны, о праве России на такое оружие и, с другой - о востребованности опыта российских специалистов по разминированию в миссиях ООН.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации