СТРАННЫЙ ВЫБОР МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ БОЛГАРИИ
Министерство обороны Болгарии планирует заменить состоящие на вооружении вертолеты Ми-17 и Ми-24 советского производства устаревшими французскими машинами. Как заявил глава болгарского военного ведомства Николай Свинаров, предпочтение будет отдано предложению западноевропейского консорциума EADS (точнее - концерна "Еврокоптер", входящего в EADS) о поставке 16 военно-транспортных вертолетов
«ВПК», №20(37), 2004 г.
ВНЕ ВСЯКОЙ ЛОГИКИ
СТРАННЫЙ ВЫБОР МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ БОЛГАРИИ
Владимир ШВАРЕВ
заместитель главного редактора агентства "АРМС-ТАСС
Министерство обороны Болгарии планирует заменить состоящие на вооружении вертолеты Ми-17 и Ми-24 советского производства устаревшими французскими машинами. Как заявил глава болгарского военного ведомства Николай Свинаров, предпочтение будет отдано предложению западноевропейского консорциума EADS (точнее - концерна "Еврокоптер", входящего в EADS) о поставке 16 военно-транспортных вертолетов "Пума" и 12 легких разведывательных вертолетов AS-555, снятых с вооружения французской армии. Стоимость контракта составит 150 млн. долл. В пресс-службе Минобороны Болгарии сообщили, что французские машины имеют остаточный ресурс, равный примерно 3 тыс. летных часов, что соответствует 10-15 годам эксплуатации. Тем не менее, этот вариант сочли более выгодным, чем предложение ряда других компаний, предлагавших модернизировать Ми-17 и Ми-24.
Ряд российских экспертов считают, что заявление Николая Свинарова еще не означает окончательного решения в пользу концерна EADS. Тем более, что изначально тендер был объявлен на модернизацию парка Ми-17 и Ми-24, то есть предложение EADS выходит за рамки намеченного конкурса. Кроме того, подведение его итогов, объявление результатов - компетенция тендерного комитета, а пока он этого не сделал, официальное высказывание точки зрения министра обороны может рассматриваться как прямое лоббирование интересов одной из компаний, принимающей участие в тендере.
Свидетельством неоднозначности ситуации является то, что в самой Болгарии, по сообщениям здешних СМИ, многие высшие военные чиновники не согласны с мнением своего шефа. В частности, начальник Главного штаба ВВС генерал-лейтенант Димитр Георгиев отметил, что "Пума" и AS-555 значительно уступают по своим боевым качествам российским вертолетам. По его словам, Болгария нуждается в современной военной технике, а французские машины технически и морально устарели. Он обратил также внимание на проблемы и затраты, с которыми придется столкнуться при переучивании болгарских пилотов, привыкших летать на Ми-17 и Ми-24.
Изначально тендер, о котором шла речь выше, был объявлен в рамках программного документа Минобороны Болгарии ("План-2004"), согласно которому до конца 2004 г. парк вертолетов Ми-17 и Ми-24 должен быть приведен в состояние полной оперативной готовности и в соответствие со стандартами НАТО. В конкурсе, наряду с российскими МВЗ им. М.Л. Миля и УУАЗ, принимали участие "Еврокоптер", "БАе системз" (Великобритания) и IAI (Израиль). В начале декабря 2003 г. к пулу этих компаний добавились американская корпорация "Локхид Мартин" и израильская "Элбит системз", заявившие о намерении объединить усилия для проведения работ по усовершенствованию Ми-17 и Ми-24 в Болгарии.
Объявить результаты тендера и заключить сделку стоимостью от 15 до 30 млн. долл. планировалось до конца 2003 г. В эту сумму оценивался капитальный ремонт и модернизация парка вертолетов - 18 боевых Ми-24 и столько же военно-транспортных Ми-17. Они поступили в ВВС Болгарии в 1983 г. К концу 2003 г. истек установленный срок их эксплуатации. Продление ресурса и получение новых сертификатов летной годности теперь возможно лишь после ремонта, осуществленного с одобрения держателя генеральной лицензии - ОКБ им. Миля совместно с производителем - МВЗ им. Миля. Поэтому первоначально считалось, что главная интрига тендера в том, какой из иностранных компаний милевцы отведут роль субподрядчика.
Теперь же, если выбор будет сделан в пользу предложения EADS, ситуация с имеющимся парком вертолетов Ми-17 и Ми-24 вообще становится неопределенной и решение военного ведомства Болгарии, как считают российские эксперты, не подчиняется никакому логическому обоснованию, тем более в условиях жесткой экономии бюджетных средств, выделяемых на нужды Минобороны страны.
Напротив, абсолютно логичной по критерию "эффективность - стоимость" представляется именно модернизация парка Ми-17 и Ми-24. Эти вертолеты применялись более чем в 30 локальных конфликтах и войнах. Опыт их использования в реальных боевых действиях имеется в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Сейчас это единственные в мире вертолеты, которые остаются на вооружении армий государств с различным экономическим уровнем развития, что можно объяснить высокими тактико-техническими характеристиками, умеренной ценой, высокой надежностью и выживаемостью машин.
Российские предложения, в частности, по модернизации Ми-24, позволяют расширить диапазон решаемых этими вертолетами задач и продлить сроки их эффективной эксплуатации до 2012-2015 гг. Программа усовершенствования разделена на несколько независимых блоков, набор которых определяет сам заказчик, и предусматривает оснащение вертолета очками ночного видения, многофункциональными жидкокристаллическими индикаторами, лазерным дальномером, противотанковой системой "Штурм-ВМ", гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-342. В итоге вертолет превращается в ударный комплекс всепогодного и всесуточного применения с современным высокоточным вооружением.