ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ
Воздушно-космическая оборона № 5, 2012 г., стр. 6
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ
В.В.Барвиненкозаслуженный деятель науки РФ,
доктор военных наук, профессор
Ю.Г.Аношкодоктор военных наук, профессор
Стратегический бомбардировщик В-52 Stratofortress с подвешенной на подкрыльевом пилоне гиперзвуковой ракетой Х-51А Waverider взлетает с авиабазы «Эдвардс» в Калифорнии. Фото: US AIR FORCE
В первую очередь требуется создать орган управления стратегического уровня для централизованного управления силами и средствами ВКО всего государства
Для рассмотрения проблем ВКО необходимо обратиться к факторам, обусловившим необходимость перехода к системе ВКО. Основным из них является создание в самое ближайшее время гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЗЛА), способных действовать на высотах 30-120 км, что окончательно интегрирует воздушное и космическое оружие в единый комплекс вооруженной борьбы. Эта интеграция, а также появление уязвимого в обороне пространства на высотах 30-120 км определили необходимость иметь единый комплекс борьбы с ними. Для этого решено организационно объединить системы противовоздушной и ракетно-космической обороны в общую систему воздушно-космической обороны.
Основными элементами системы ВКО РФ, на наш взгляд, должны стать системы информационного обеспечения, поражения и подавления, всестороннего обеспечения и управления. При этом новые системы ВКО образуются из соответствующих систем ПВО и РКО. Необходимость такой интеграции вызвана тем, что, как показывают исследования, решать задачи борьбы с новыми ГЗЛА возможно только при совместном использовании средств разведки, поражения и подавления ПВО и РКО.
Гиперзвуковая ракета X-51A WaveriderФото: US AIR FORCE
Первые полученные результаты организации системы ВКО в РФ выявили целый ряд проблем, основными из которых являются:
-
проблема ликвидации единой системы ПВО страны и ВС;
-
проблема отсутствия единых требований к средствам ВКО;
-
проблемы автоматизации управления войсками (силами) ВКО;
-
информационные проблемы;
-
проблема специалистов и научного комплекса;
-
экономические проблемы.
До 1997 г. в СССР и РФ существовала единая система ПВО страны и ВС с элементами системы ВКО по отражению ударов аэробаллистических ракет. Права и обязанности по формированию этой системы были делегированы главному командованию Войск ПВО. Однако годы реформ ВС, проводимых не на вполне научной основе, привели к тому, что эта единая система была дезорганизована. Войска ПВО как вид Вооруженных Сил были расформированы, а входившие в их состав войска РКО последовательно передавались РВСН, Космическим войскам и Войскам ВКО и организационно оказались распылены.
Гиперзвуковая крылатая ракета Х-43А перед пуском с борта В-52 (2004 г.)Фото: US AIR FORCE
При созданной структуре ВС РФ не стало единого органа управления всеми силами ВКО при подготовке и в ходе военных действий. В Генеральном штабе отсутствуют элементы непрерывного слежения за складывающейся воздушно-космической обстановкой и оперативного управления силами и средствами ВКО. Созданное командование Войск ВКО по своему статусу также не может решать эти задачи.
В соответствии с Концепцией ВКО «…основу воздушно-космической обороны составляет комплекс общегосударственных и военных мероприятий, а также боевых действий разновидовых (разнородных) группировок войск (сил), проводимых в общей системе вооруженной борьбы под единым руководством, по единому замыслу и плану…»
То есть орган управления воздушно-космической обороной должен иметь права по руководству действиями разновидовых (разнородных) группировок войск (сил). Статус командования рода войск не позволяет иметь такие права. Из-за этого единая система ПВО страны и Вооруженных Сил РФ распалась на пять самостоятельных частей - четыре системы ПВО военных округов и формирования Войск ВКО, которые системой пока еще не стали, так как система управления элементами ПРО и ПВО еще не создана.
Попытка управления командованием рода войск всеми войсками (силами) ВКО страны приведет к тому, что вместо межвидового и межокружного взаимодействия мы получим межвидовые и межокружные противоречия. Уровень органа управления системой ВКО должен быть только стратегическим.
Распад единой системы ПВО страны и Вооруженных Сил произошел из-за того, что при формировании Войск ВКО не прислушались к рекомендациям ученых. Они многократно в течение десятков лет предлагали создать стратегический орган управления, имеющий соответствующие обязанности и права по управлению всеми войсками и силами ВКО и объединенной системой ПВО ОДКБ. Более того, тесные связи задач и действий войск (сил) ВКО и авиации требуют создавать общее Воздушно-космическое командование.
В ближайшей перспективе совместные действия сил ПВО и РКО реально возможны в районе города Москвы и Центрального промышленного района при условии создания соответствующей системы управления и поступлении на вооружение средств борьбы с гиперзвуковыми летательными аппаратами (ГЗЛА). Это район так называемого Головного участка системы ВКО, на котором предполагалось создать общее оперативное командование (ОК), а реально созданы Войска ВКО. В созданной ситуации целесообразно в Войсках ВКО отработать способы совместного применения сил и средств ПВО и РКО, чтобы в дальнейшем распространить их на всю систему ВКО РФ и статус командования Войск ВКО поднять до стратегического уровня.
Следующая проблема обусловлена отсутствием общего руководства разработкой средств ВКО и состоит в том, что единые требования при разработке и модернизации средств ВКО по возможностям разведки и поражения (подавления) СВКН различных классов не выдвигаются.
Проблема автоматизации управления войсками (силами) ВКО состоит в необходимости разработки собственно принципов автоматизации разных звеньев управления и в сложности объединения в единый контур управления автоматизированных и автоматических систем противовоздушной и ракетно-космической обороны.
Проведенные исследования показали, что при автоматизации управления силами и средствами ВКО в основу методов разработки способов их действий должен быть положен трехэтапный подход последовательного формирования стратегических, оперативных, а затем тактических способов.
Основная задача органа управления на стратегическом уровне должна состоять в оценке угроз из воздушно-космической сферы и распределении сил и средств ВКО по районам ответственности ВО и ОК ВКО, так как в них наличных сил для отражения возможной агрессии явно не будет хватать.
Основная задача органов управления на оперативном уровне также должна состоять в оценке количества и состава СВКН на ожидаемых направлениях (районах) их действий и распределении сил и средств ВКО по этим направлениям (районам).
Исходя из этих задач, автоматизированное формирование стратегических и оперативных способов действий будет состоять в сборе, обработке и отображении информации, оптимизации распределения сил и средств ВКО по направлениям и районам, определении времени действий.
В тактическом звене, как показали исследования, необходимо перейти на полностью автоматическое управление в общей системе, объединяющей средства ПВО и РКО, то есть осуществлять целераспределение и целеуказания всем средствам ВКО общим комплексом средств автоматизации. При этом КСА должен иметь две ветви целераспределения - по целям, движущимся в наших зонах поражения по аэродинамическим и баллистическим траекториям, и назначать средства ВКО в соответствии с предварительно выделенным ресурсом.
Информационные проблемы обусловлены нашим значительным отставанием от ряда потенциальных противников в развитии систем связи, разведки, информационного обеспечения принятия решений и планирования действий в воздушно-космической сфере. Проведенные исследования показывают, что разрешение информационной проблемы должно осуществляться комплексно по двум основным направлениям: первое - принятие специальных организационно-технических мер по расширению возможностей получения требуемой информации, второе - по обеспечению ее необходимой автоматизированной обработки.
Для обеспечения необходимой автоматизированной обработки информации в КСА управления войсками (силами) ВКО следует создавать многофункциональные моделирующие комплексы, позволяющие решать задачи управления, аналогичные задачам, решаемым в центрах планирования воздушных операций США и НАТО. Моделирующие комплексы, обеспечивающие поддержку принятия решений и планирование боевых действий войск (сил) ВКО, возможно создать на основе технологии, принятой при разработке научно-производственным объединением «Русские базовые информационные технологии информационно-моделирующей среды ВС РФ».
В основу новой технологии положены создание имитационно-аналитических моделей сил и средств вооруженной борьбы и геофизических условий с применением объектно ориентированного подхода к созданию сложных систем и интегрированная информационная база данных. Уже имеется значительный задел для моделирования действий сил и средств ВКО. Он позволил обосновать многие положения по организации системы ВКО и по применению сил и средств воздушно-космической обороны.
Важность проблемы кадров заключается в том, что специалистов, для которых задачи и принципы построения всех элементов и системы воздушно-космической обороны в целом ясны и понятны, - единицы. Имей мы специалистов в органах управления, которые знают ЗРВ, РТВ, авиацию ПВО, РЭБ, ПРН, ККП, ПРО, ПКО, АСУ, многие проблемы ВКО, может быть, и не возникли. Специалисты, знающие эти системы, готовились в одном вузе - ВА ВКО. Однако эту универсальную научно-педагогическую школу начали разрушать.
Формирование стратегических и оперативных способов действий войск и сил ВКО
С 1997 г. у нее забрали оперативно-тактическую подготовку слушателей истребительной авиации и РЭ в ВВА им. Гагарина. Результат - командиров и штурманов частей истребителей ПВО стали готовить по программам фронтовых истребителей. Где сейчас готовятся офицеры этих специальностей после ликвидации Военно-воздушной академии, сложно сказать.
Специальность РЭБ ПВО просто тихо умерла. А в 2009 г. из ВА ВКО забрали подготовку и специалистов РКО. Но главная проблема состоит в том, что в ВС РФ нет военно-учетной специальности, связанной с ВКО и при существующем распределении специальностей и угрозе ликвидации ВА ВКО ее будет трудно реализовать и в вузах.
Экономические проблемы обусловлены отставанием России в экономическом развитии от передовых в индустриальном отношении государств. Особенно это ощутимо в наукоемких и дорогостоящих вооружениях для воздушно-космической сферы. Будущая война - это война средств, прежде всего воздушно-космического нападения и воздушно-космической обороны.
Таким образом, для разрешения проблем ВКО целесообразно:
-
после отработки вопросов управления войсками (силами) в составе Войск ВКО создать орган управления стратегического уровня для централизованного управления силами и средствами ВКО всего государства;
-
создать реальные системы разведки, поражения и подавления ВКО путем интеграции этих систем из систем ПВО и РКО и предъявления новых интегральных требований к средствам ПВО и РКО;
-
создать общую автоматизированную систему управления всеми силами и средствами ВКО, КСА которой обеспечивают наряду со сбором, обработкой и отображением информации формирование стратегических, оперативных и тактических способов действий сил и средств ВКО при решении различных задач;
-
создать глобальную информационную систему и средства моделирования действий сил и средств ВКО;
-
ввести специальности и организовать подготовку специалистов по профилю ВКО;
-
постепенно решать экономические проблемы ВКО.