УГРОЗА РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СЛЕПОТЫ

ВКО №1 (20) 2005

УГРОЗА РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СЛЕПОТЫУГРОЗА РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СЛЕПОТЫ

Александр АЛЕШИН

генерал-майор, начальник штаба -заместитель начальника радиотехнических войск ВВС.

России требуется надежный контроль воздушного пространства

В нашей стране вопросы организации интегрированной радиолокационной системы двойного (военно-гражданского) УГРОЗА РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СЛЕПОТЫназначения и создания единого радиолокационного поля изучались в прошлом столетии, и с тех пор не дают покоя специалистам и ученым. Единое информационное радиолокационное поле, которое бы стало источником информации для решения всевозможных задач, стало мечтой.

В 1970-е и начале 1980-х гг. XX-го века в ряде комплексных проектов была проведена фундаментальная проработка возможных путей создания интегрированной радиолокационной системы для решения информационных задач в интересах различных видов Вооруженных Сил Российской Федерации и единой системы управления воздушным движением. Конкретное воплощение разработок и исследований в этой сфере стало возможным после издания известного указа президента Бориса Ельцина об организации противовоздушной обороны в Российской Федерации. В целях объединения усилий Министерства обороны и Министерства транспорта для эффективного решения задач противовоздушной обороны и управления движением в воздушном пространстве страны была поставлена задача создать федеральную систему разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации.

ИСТОКИ

Организационно федеральная система состоит из координационных органов и единой радиолокационной системы. Единая радиолокационная система должна была включить в свой состав силы и средства радиолокационной разведки Минобороны - радиотехнических войск противовоздушной обороны страны, подразделений радиотехнического обеспечения Военно-воздушных сил радиотехнических частей и соединений войсковой противовоздушной обороны, радиотехнических подразделений и частей противовоздушной обороны и надводных кораблей, оснащенных радиолокационными станциями Военно-Морского Флота; Минтранса - радиолокационных позиций системы управления воздушным движением, а также системы управления, сбора и обработки радиолокационной информации.

Практическая деятельность по созданию федеральной системы началась в октябре 1994 г., когда по поручению президента страны начала функционировать Центральная межведомственная комиссия федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства под руководством главнокомандующего Войсками противовоздушной обороны генерал-полковника авиации В. Прудникова.

В состав межведомственной комиссии вошли представители органов военного управления - ГОУ Генерального штаба Вооруженных Сил, начальника связи Вооруженных Сил; видов Вооруженных Сил - Войск ПВО, ВВС, ВМФ, противовоздушной обороны Сухопутных войск; Росаэронавигации и других ведомств Минтранса, а также научно-исследовательских и научно-производственных учреждений Минобороны, Минтранса и Госкомоборонпрома. Иными словами, у истоков создания федеральной системы стояли профессионалы своего дела, военные и гражданские руководители и специалисты в области противовоздушной обороны и управления воздушным движением.

Центральной межведомственной комиссией была одобрена и принята концепция эволюционного поэтапного развития федеральной системы. Магистральным направлением развития и совершенствования федеральной системы стала работа по комплексной автоматизации органов управления и информационных источников системы в рамках построения единой автоматизированной радиолокационной системы федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства.

Предусматривалось поэтапное развитие системы и создание единой автоматизированной радиолокационной системы к 2005 г. В кратчайшие сроки были согласованы положения о подразделениях и позициях двойного назначения. Специалистами радиотехнических войск и предприятий Росаэронавигации осуществлена оценка почти полутора сотен позиций и подразделений двойного назначения.

РЕЗУЛЬТАТЫ

По результатам рекогносцировок были уточнены перечни информационных элементов единой радиолокационной системы и проведены практические эксперименты во всех зонах противовоздушной обороны по уточнению возможностей создания информационных элементов двойного назначения.

В работе по проверке основных принципов создания единой автоматизированной радиолокационной системы активно участвовала группа военных и гражданских специалистов, которую возглавил начальник радиотехнических войск ПВО (1987-1991 гг.) и генерал-лейтенант Г. Дубров - в то время первый заместитель генерального директора генеральной дирекции по модернизации единой системы организации воздушного движения.

В короткие сроки, в условиях отсутствия штатных экономистов и юристов было подготовлено и представлено к подписанию в июне 1996 г. Генеральное соглашение между Минобороны и Минтрансом о создании, функционировании и эксплуатации подразделений и позиций двойного назначения. Этот документ стал одним из основополагающих в дальнейшей работе. На заложенных в нем принципах началось подписание договоров по выполнению работ о создании подразделений и позиций двойного назначения.

Первой "ласточкой" в единой УГРОЗА РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СЛЕПОТЫрадиолокационной системе стало подразделение двойного назначения Чална, которое было создано на базе радиотехнического подразделения Северо-Западной зоны противовоздушной обороны в Карелии.

На технической позиции этого подразделения, кроме штатной радиоэлектронной техники, были размещены средства радиолокации госпредприятия по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением "Сев-Запаэроконтроль", в том числе первичная радиолокационная станция П-37, вторичный радиолокатор "Корень-АС", средства связи и передачи данных.

Созданное радиотехническое подразделение стало реально решать задачи как в интересах противовоздушной обороны, так и в интересах управления воздушным движением.

В рамках опытно-конструкторской работы по реализации технических вопросов создания федеральной системы была проведена военно-экономическая оценка технических решений по формированию информационных элементов двойного назначения и совершенствованию контроля за соблюдением порядка использования воздушного пространства.

Был уточнен перечень подразделений и позиций двойного назначения первой очереди. В течение 1996-1998 гг. подписаны договоренности о создании почти 40 информационных элементов двойного назначения. Реально можно было выполнять задачи двойного назначения, используя радиолокационную информацию от подразделений (Чална, Комсомольск-на-Амуре, Кош-Агач, Кызыл) и позиций (Хабаровск, Дальнереченск, Ростов-на-Дону, Мин.Воды, Усть-Донецк, Брюховецкая, Геленджик, Светлоград, Колпашево, Пермь).

В условиях сокращения состава радиотехнических войск противовоздушной обороны применение позиций двойного назначения федеральной системы частично позволило сохранить качество контроля за соблюдением порядка использования воздушного пространства РФ. В свою очередь, применение подразделений двойного назначения позволило, по некоторым экспертным оценкам, почти на 25% снизить затраты при решении задач управления воздушным движением в Карелии, Хабаровском Крае, Новосибирской области, Республике Тува.

НОВЫЙ ЭТАП

В 1998 г. произошло объединение двух видов Вооруженных Сил - Войск ПВО и ВВС. Были сформированы Военно-воздушные силы с их сегодняшним статусом. В условиях реформирования пришлось по-новому оценивать ход работ по развитию федеральной системы. Резкое снижение финансирования в сочетании с сокращением группировок радиотехнических войск привело к снижению эффективности федеральной системы. В значительной степени радиолокационный контроль воздушного пространства РФ был утрачен.

В этой обстановке в Совет безопасности и правительство России направляется аналитический доклад. Так как система имела государственную важность , последовало указание оперативно подготовить и представить проект указа главы государства о первоочередных мерах государственной поддержки федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства.

Указ был подписан президентом Российской Федерации в августе 1999 г. Он ознаменовал открытие нового этапа развития федеральной системы. Правительству поручалось обеспечить разработку и утвердить федеральную целевую программу совершенствования системы. Были определены функции государственных заказчиков системы и головной исполнитель работ. Генеральным конструктором единой радиолокационной системы стал генеральный конструктор ведущего научно-производственного объединения Я. Безель. Председателем Центральной межведомственной комиссии назначен главнокомандующий Военно-воздушными силами генерал-полковник А. Корнуков.

В кратчайшие сроки совместными усилиями Минобороны, Федеральной службы воздушного транспорта, Российского агентства по системам управления и ряда других министерств и ведомств разработаны проекты целевой программы, концепции совершенствования системы, а также перечней информационных элементов двойного назначения. С руководителями государственных предприятий по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением, расположенных во всех регионах нашей страны, были подписаны договоренности о создании более 40 информационных элементов двойного назначения, при этом функционировали к тому времени уже более половины из них.

Однако главный рычаг, который позволил бы комплексно решать проблему восстановления надежного радиолокационного контроля воздушного пространства страны, не работает. Целевая программа совершенствования системы не была утверждена, а финансирование по остаточному принципу не позволяет активизировать работу.

В начале 2001 г. Главное контрольное управление проверило выполнение указов по вопросам создания федеральной системы. Проверка показала, что правительством и рядом министерств не принято должных мер по выполнению нормативных актов. Состояние дел по созданию федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства признано не соответствующим требованиям национальной безопасности страны. Однако даже такая жесткая оценка не изменила ситуацию. До сих пор программа совершенствования системы не принята. Финансирования, как и в предыдущие пять лет, на эти цели в бюджете не заложено.

Главной причиной низкой результативности работ по совершенствованию федеральной системы является нехватка средств на создание и поставки из промышленности технических средств для выполнения функций федеральной системы. Эта причина не устранена до сих пор Проблемы сохранения радиолокационного контроля воздушного пространства России неоднократно обсуждались на различных уровнях по инициативе руководителей, которым поручено развивать федеральную систему. В последние годы работа по дооснащению средствами радиолокации, автоматизации и связи радиотехнических подразделений и радиолокационных позиций для выполнения ими функций двойного назначения ведется, как правило, на основе былых связей руководителей и дружеских отношений коллег в смежных военных и гражданских системах.

Есть и редкие исключения. На базе Великолукского центра организации воздушного движения создана типовая радиолокационная позиция двойного назначения. Позиция оснащена разработанными по совместному проекту Минобороны и Минтранса радиотехническими средствами: трассовым радиолокационным комплексом "ЛИРА-Т" и комплексом автоматизации "ТОПАЗ-2000". Впервые в отечественной практике построения радиолокационных систем созданы технические средства двойного назначения, в которых учитываются требования и особенности военно-гражданского применения.

"ЛИРА-Т" фактически является многофункциональным комплексом, в состав которого входят первичный и вторичный радиолокаторы, система государственного радиолокационного опознавания, а также системы обработки и передачи радиолокационной информации.

Мультирадарный модуль съема информации, входящий в состав комплекса, позволяет принимать, обрабатывать и выдавать радиолокационную информацию по 200 воздушным объектам от нескольких радиолокаторов. Радиолокационная позиция двойного назначения в Великих Луках стала не только испытательной площадкой для проверки и реализации технических идей, но и фрагментом единой автоматизированной системы района противовоздушной обороны. Здесь комплексно отработаны принципы автоматизированного взаимодействия ведомственных элементов единой автоматизированной радиолокационной системы федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации. Работы ведутся на основе трехстороннего решения 2003 г. о долевом финансировании работ. До 2006 г. планируется создать порядка 20 информационных элементов двойного назначения.

В рамках имеющихся договоров и приказов мы готовы вести работы по созданию и совершенствованию почти 60 информационных элементов двойного назначения, при этом в настоящее время уже функционируют более половины из их числа. В результате будет практически восстановлен надежный радиолокационный контроль воздушного пространства страны на больших высотах по первичному радиолокационному полю на Востоке страны, а для восстановления сплошного радиолокационного поля России на средних высотах необходимо создание около 100 радиолокационных позиций двойного назначения, оснащенных современными радиолокационными комплексами двойного назначения типа "ЛИРА-Т". Для решения поставленной задачи необходимо ежегодно в течение не менее десяти лет создавать по 7-12 информационных элементов федеральной системы. При этом потребуется порядка 6 млрд. руб. (около 200 млн. долл. США в нынешних ценах) финансовых ассигнований из федерального бюджета. Восстановление аналогичного радиолокационного поля только силами Минобороны потребует затрат почти в 10 раз больше.

Приходится использовать любую предоставляющуюся возможность для исправления создавшегося положения. К примеру, на Североамериканском континенте к подобным проблемам относятся совсем иначе. Основным источником информации о воздушных объектах здесь являются радиолокационные станции объединенной системы наблюдения за воздушным пространством. В оперативное подчинение системы управления выделены самолеты радиолокационного обнаружения и управления системы АВАКС.

Наряду с развертыванием сети радиолокационных станций дальнего обнаружения, осуществляется модернизация обычных радиолокационных постов на территории США. В 1999 г. завершено развертывание по периметру страны около 50 новых автоматизированных радиолокационных станций на замену устаревших, что дало возможность создать вблизи границ страны сплошное радиолокационное поле на средних и малых высотах.

Вместе с тем, по оценкам ряда зарубежных военных экспертов, даже эта система контроля воздушного пространства Североамериканского континента не позволяет в достаточной степени обеспечить защиту территории от террористических атак, подобных совершенным 11 сентября 2001 г., вследствие ограниченных возможностей по обнаружению и сопровождению низколетящих и малоразмерных целей.

С учетом новых требований проводятся мероприятия по улучшению качества радиолокационного обеспечения полетов военной и гражданской авиации, повышению эффективности применения сил и средств противовоздушной обороны. Для реализации этой программы был подписан контракт с фирмой Raytheon на приобретение более 200 новых радиолокационных станций и 300 терминалов общей стоимостью около 620 млн. долл. США.

Немало внимания уделяют вопросам контроля воздушного пространства и наши бывшие соседи по СССР. Так, например, страны Балтии создают региональную систему, в состав которой входят национальные радиолокационные системы контроля воздушного пространства Эстонии, Латвии и Литвы.

Только в России до сих пор нет должного понимания необходимости построения автоматизированной радиолокационной системы разведки и контроля воздушного пространства, имеющей общегосударственное значение для всех пользователей воздушного пространства.

К великому сожалению, могут сбыться пророческие предостережения генерал-лейтенанта Григория Дуброва, который еще в 2000 г. предупреждал о грозящей России "слепоте" в результате деградации некогда самой мощной в мире радиолокационной системы противовоздушной обороны.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации