НАКАНУНЕ КАМПАНИИ 1999 г.

Воздушно-космическая оборона № 5, 2004 г.

НАКАНУНЕ КАМПАНИИ 1999 г.

С.Вихровполковник, кандидат технических наук, доцент

НАКАНУНЕ КАМПАНИИ 1999 г.

Уровень ПВО СРЮ отстал почти на 20 лет от возможностей новейших средств воздушного нападения НАТО

Операция объединенных военно-воздушных сил НАТО 1995 г. в Боснии и Герцеговине, как оказалось впоследствии, была проверкой и генеральной репетицией нападения на Югославию в 1999 г. Командование Североатлантического альянса извлекло немало уроков из боевых действий против боснийских сербов, а потому провело тщательный анализ состояния и возможностей противовоздушной обороны Союзной Республики Югославия.

В 1995-1999 гг. система противовоздушной обороны Союзной Республики Югославии претерпела некоторые изменения. На основе анализа боевого применения зенитных ракетных комплексов в ходе боевых действий в Боснии и Герцеговине, а также в Ираке командование ВВС и ПВО Вооруженных Сил СРЮ провело техническую модернизацию всех поставленных в 1966-1982 гг. и оставшихся в строю ЗРК С-75 "Волхов", С-125 "Нева" и "Куб-М". В результате была существенно повышена их помехозащищенность, точность измерения координат и НАКАНУНЕ КАМПАНИИ 1999 г.сопровождения целей расчетами.

Удалось существенно доработать и устаревшие радиолокационные станции, которые соответствовали по своим тактико-техническим характеристикам РЛС советского производства типа П-18, П-19, П-37, произведенным в 1970-1980-е гг. Вместе с тем были развернуты радиолокационные посты на базе английских РЛС S-600, S-654, американских AN\TPS-63 и российских К-66. Забегая вперед, отметим, что они продемонстрировали возможность обнаруживать не только самолеты типа F-16, "Торнадо", но и широко разрекламированный на Западе истребитель F-117, выполненный по технологии "стелс".

НАКАНУНЕ КАМПАНИИ 1999 г.Однако вследствие отсутствия необходимых финансовых средств, ГСМ и запасных частей боеготовность соединений и частей ВС Югославии, в том числе ВВС и ПВО, поддерживалась на низком уровне. Из-за скудного денежного содержания и нехватки квартир увольнялись опытные летчики и высококвалифицированные специалисты. Все самолеты резерва были разобраны и утилизированы в соответствии с региональными договорами о сокращении вооруженных сил. Военно-промышленный комплекс страны просто не мог полностью обеспечить потребности своей армии.

К 1999 г. система ПВО СРЮ была организована по зональному принципу. В составе ВВС, войск ПВО и Сухопутных войск перед началом конфликта имелось 8 зенитных ракетных бригад (полков), оснащенных ЗРК типа С-75 "Двина", С-125 "Нева М1А", "Куб" (всего 176 ПУ ЗУР), три истребительных авиационных полка (62 самолета МиГ-21 и МиГ-29) и две авиабригады (истребители-бомбардировщики МиГ-21, "Супер Галеб" и "ОРАО-1" - всего 54 машины). В частях югославских Сухопутных войск были ЗРК типа "Стрела-1М" и "Стрела-10", ПЗРК "Стрела-2М" (всего 1033 ПУ).

Все зенитные ракетные бригады (полки) и истребительные авиационные полки входили в состав корпуса ПВО (КП - в Белграде).

В целом, систему ПВО Югославии по состоянию на март 1999 г. можно охарактеризовать следующим образом.

Силы и средства радиотехнической разведки создавали сплошное радиолокационное поле над территорией страны с нижней границей 1-2 км. Маловысотное поле с нижней границей 100-200 м обеспечивалось только в районах наиболее важных объектов.

Слабые стороны группировки РТВ Югославии:

- низкая помехозащищенность основной массы РЭТ, вследствие чего при спектральной плотности мощности АШП выше 10-15 Вт/МГц средства РТВ были полностью подавлены;

- малая глубина радиолокационного поля в сочетании с неавтоматизированными сбором и обработкой информации приводили к 6-10-минутному запаздыванию ее поступления на огневые средства ПВО;

- низкие возможности радиоэлектронной техники по обнаружению целей типа "стелс" (кроме РЛС, прошедших модернизацию) и крылатых ракет (даже при отсутствии помех максимальная дальность обнаружения КР "Томахок" доходила до 25-35 км, а в условиях помех она уменьшалась на 35-60%);

- отсутствие средств защиты от ПРР "Харм".

НАКАНУНЕ КАМПАНИИ 1999 г.Основой объектовой системы зенитного ракетного огня Югославии являлись ЗРК типа С-75, С-125 и "Куб", не обладающие надлежащими ТТХ для уничтожения применяемых ВВС НАТО средств воздушного нападения даже в простых условиях воздушной и помеховой обстановки. Дальность стрельбы по цели типа "крылатая ракета" этими комплексами не превышала 11-15 км с эффективностью не более 0,2-0,3. С высокоточным оружием противника югославам фактически было нечем бороться. К этому следует добавить полное отсутствие централизованного управления и взаимодействия с истребительной авиацией и ПВО Сухопутных войск, малый опыт практической работы боевых расчетов.

Истребители МиГ-21 и МиГ-29 первых серий ПВО Югославии уступали почти по всем главным параметрам самолетам F-14, F-15, F-16. Возможности бортовых радиолокационных станций югославских машин практически не обеспечивали атаку малозаметных самолетов типа F-117A.

СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ КУЛАК

В военной кампании против Югославии в той или иной степени приняли участие 14 членов НАТО. Для проведения воздушной операции были образованы группировки: тактической авиации ОВВС альянса (самолеты F-117A, F-16, "Торнадо", "Ягуар", "Харриер GR.7", "Мираж 2000", А-10) - в Италии и Германии, стратегической авиации (В-1В, В-2А, В-52) - в Великобритании и на континентальной части США, авиации ВМС (F/A-18, "Си-Харриер F/A2" , "Супер Этандар") - в Адриатическом море. При нанесении ударов по югославской территории использовалось воздушное пространство и только что принятых в НАТО стран (Венгрии), и ряда других государств (Албании, Хорватии, Болгарии).

Первоначально к операции привлекалось более 430 самолетов, в том числе 333 боевых. В основном это были американские машины. Но, кроме них, имелись семь голландских и восемь турецких F-16, шесть итальянских и восемь немецких "Торнадо", шесть испанских F-18, семь британских "Харриеров", десять "Миражей" и три "Ягуара" из Франции. Помимо ударных самолетов была задействована армейская авиация альянса (вертолеты АН-64 "Апач"). Важнейшие задачи по обеспечению авиационно-ракетных ударов выполняли самолеты ДРЛО и У Е-ЗА, E-3D, E-3F, РЭБ ЕА-6В, самолеты-разведчики RC-135, U-2, Е-8А.

К 12 мая альянс нацелил на Югославию уже до 610 боевых самолетов, а затем и еще большее их число. В ходе операции (24 марта - 17 мая 1999 г.) авиация блока совершила более 16 тыс. самолетовылетов, две трети из которых - с применением ракетно-бомбового и кассетного вооружения. Было выпущено около 900 крылатых ракет воздушного и морского базирования.

Морские подступы к зоне боевых действий блокировала эскадра НАТО, имевшая в своем составе авианосцы, ударные корабли и подводные лодки. В Адриатическом море находилась мощная военно-морская группировка альянса. Она включала постоянное средиземноморское соединение ОВМС НАТО и отряды ВМС США, Великобритании, Франции, Италии (всего более 30 боевых кораблей и 10 вспомогательных судов). В Эгейском море курсировал десантный отряд ВМС США (3 десантных корабля с морской пехотой, 5 штурмовиками AV-8В "Харриер" и 4 ударными вертолетами AH-1W на борту).

К середине апреля количественный состав группировки ВМС НАТО возрос до 60 единиц за счет авианосцев ВМС США, Великобритании, Франции, Италии и других кораблей (КР УРО, ЭМ, ФР).

Сухопутные войска НАТО активного участия в конфликте не принимали, однако миротворческие силы альянса в соседних с Югославией странах были выведены из подчинения ООН с тем, чтобы в любой момент вступить в бой.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации