КОСМОС - СФЕРА ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Воздушно-космическая оборона № 3, 2002

КОСМОС - СФЕРА ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Беседу вел В. Давиденко

КОСМОС - СФЕРА ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ИНТЕРЕСОВЭтой осенью наша страна впервые официально отметила День Космических войск России. Указом Президента РФ он установлен 4 октября - в честь запуска первого искусственного спутника Земли, который состоялся 45 лет назад, в уже далеком 1957-м. Об истории становления, сегодняшнем дне и перспективах развития Космических войск рассказывает командующий Космическими войсками генерал-полковник Анатолий ПЕРМИНОВ.

Запуск первого спутника и учреждение Дня Космических войск: Какое значение, на Ваш взгляд, имеют два этих события для Космических войск?

Анатолий Николаевич Перминов родился 16 июня 1945 года в Кировской области. В 1967-м окончил Пермское высшее военное командно-инженерное училище, а 1976 году - командный факультет Военной академии имени Ф.Э.Дзержинского.

После окончания в 1991 году Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил был назначен начальником Государственного научно-исследовательского испытательного полигона МО "Плесецк". Под его руководством осуществлено более ста запусков космических аппаратов и учебно-боевых пусков ракет.

С ноября 1994 года - первый заместитель начальника Главного штаба РВСН, с сентября 1997-го - начальник Главного штаба РВСН - первый заместитель Главнокомандующего РВСН. Указом Президента РФ от 28 марта 2001 года назначен командующим Космическими войсками.

Награжден 3 орденами. Кандидат технических наук, профессор Академии военных наук.

4 октября 1957 года человечество праздновало свою первую победу над земным тяготением. В тот день отечественная ракета достигла первой космической скорости и вывела на орбиту вокруг Земли первый в мире искусственный спутник. Так было положено начало космической эры в истории человечества.

Сейчас ни для кого не является секретом, что запуск спутника и наблюдение за его полетом были осуществлены воинскими формированиями космодрома Байконур, в том числе командно-измерительным комплексом. То событие по праву можно считать днем рождения частей космического назначения.

Учреждение праздника мы рассматриваем, с одной стороны, как признание заслуг ветеранов Вооруженных Сил, принимавших непосредственное участие в подготовке и запуске первого искусственного спутника Земли, с другой - как высокую ответственность за поддержание и развитие военно-космической деятельности на уровне, достойном государства-первооткрывателя космической эры.

Космические войска как самостоятельный род войск созданы всего полтора года назад. Но родились они не на пустом месте. Какова предыстория их развития в прошлые годы?

Воинские формирования космического назначения были образованы во второй половине 50-х годов в связи с подготовкой к запуску первого искусственного спутника Земли. К началу 60-х их организационная структура включала испытательное управление, отдельные инженерно-испытательные части и измерительный комплекс на полигоне Байконур, а также Центр командно-измерительного комплекса и 12 отдельных научно-измерительных пунктов управления космическими аппаратами (КА) и измерений. В 1964 году было принято решение о создании на базе несущих боевое дежурство частей РВСН полигона Плесецк. Он должен был обеспечивать проведение запусков космических аппаратов на приполярные орбиты и испытания перспективных образцов ракетного вооружения.

Для централизации работ по созданию новых ракет-носителей и КА, а также оперативного решения вопросов применения космических средств в 1964 году создано Центральное управление космических средств (ЦУКОС) Министерства обороны. В 1970-м оно реорганизовано в Главное управление космических средств (ГУКОС) Министерства обороны.

В 1982 году ГУКОС и подведомственные ему части выведены из состава РВСН и подчинены непосредственно министру обороны СССР, поскольку значительно возрос объем решаемых задач. В 1986-м ГУКОС был реорганизован в Управление начальника космических средств Минобороны СССР (УНКС).

Закономерным этапом стало создание в августе 1992-го Военно-космических сил (ВКС) Министерства обороны Российской Федерации, в состав которых вошли космодромы Байконур, Плесецк, Свободный, а также Главный испытательный центр испытаний и управления космических средств. Практически в тот же период происходило формирование войск Ракетно-космической обороны (РКО).

4 марта 1961 года противоракетой В-КОСМОС - СФЕРА ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ИНТЕРЕСОВ1000, разработанной в опытном конструкторском бюро под руководством академика П.Д. Грушина, впервые в мире была уничтожена в полёте головная часть отечественной баллистической ракеты Р-12, запущенной с полигона Капустин Яр.

15 ноября 1962 года было принято решение о создании специализированной системы контроля космического пространства (ККП), способной обнаруживать и сопровождать космические объекты на околоземных орбитах высотой до 3 тысяч километров с помощью строящихся радиолокационных станций системы предупреждения о ракетном нападении.

В 1967 году в соответствии с директивами Генерального штаба ВС СССР в составе Войск ПВО страны сформировано управление командующего войсками противоракетной и противокосмической обороны (ПРО и ПКО). В 1982 году на базе управления войск ПРО и ПКО - командование войск ракетно-космической обороны (РКО). Сегодня же два когда-то самостоятельных направления военной деятельности объективно сливаются в одно, поскольку очевидна новая сфера вооруженного противоборства - космос.

В 2001 году высшим политическим руководством страны было принято решение о создании на базе объединений, соединений и частей ракетно-космической обороны, запуска и управления КА нового рода войск - Космических войск.

Активная космическая деятельность - свидетельство экономической и научно-технической мощи государства. По каким основным направлениям осуществляется сегодня в России эта деятельность?

КОСМОС - СФЕРА ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ИНТЕРЕСОВЯ бы даже сказал, что она становится ключевым фактором развития. Ведь сегодняшний день немыслим без, скажем, космической связи и навигации, многих других космических систем.

Что же касается основных направлений развития космической деятельности, то выделил бы, в первую очередь, космическую навигацию. Сегодня каждый самолет, каждый корабль, совершающий международные рейсы должен быть в обязательном порядке оснащен приемником спутниковых навигационных сигналов. А глобальных спутниковых систем навигации всего две: американская - Навстар и наша - ГЛОНАСС. Это огромный рынок космических услуг. Поэтому проблеме развития отечественной космической навигации уделяется особое внимание на высшем государственном уровне, разработана и успешно реализуется соответствующая Федеральная целевая программа.

Далее, это дистанционное зондирование Земли. Даже при значительных затратах на создание космических комплексов картографии и разведки полезных ископаемых, это выгодное вложение денег. Этот рынок динамично развивается, все большее количество стран хотят обладать собственными системами дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Причем следует понимать, что между космической разведкой и дистанционным зондированием Земли грань весьма условная. Именно поэтому информация систем ДЗЗ активно используется в интересах обороны и безопасности - и наоборот.

Третье направление - связь. Здесь достаточно привести только один пример: без наличия отечественной космической группировки КА связи и ретрансляции просто немыслимо телевизионное вещание в Сибири и на Дальнем востоке.

Четвертое направление - средства выведения КА. Все большее число стран желает и обзаводится своими спутниками. Но их же нужно вывести на орбиту. Россия - одна из немногих стран, которая обладает такими возможностями.

Есть и другие направления. В космосе - перспектива развития и экономики, и военного дела.

И все же, какими объективными причинами было вызвано создание Космических войск как отдельного рода в 2001 году?

КОСМОС - СФЕРА ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ИНТЕРЕСОВТаких причин было несколько. Остановлюсь на наиболее значимых. Космос становится сферой жизненно важных интересов ведущих мировых государств. Расширение его использования в социально-экономических целях обусловливает устойчивую тенденцию к усилению зависимости экономической мощи и социального благополучия страны от масштабов и эффективности ее космической деятельности. В связи с этим в мире усиливается конкуренция за обладание орбитально-частотными и другими космическими ресурсами. Поэтому уже сейчас защита национальных экономических интересов в космической сфере рассматривается ведущими мировыми государствами как объективная необходимость.

С другой стороны, специфические свойства космического пространства, такие как глобальность, экстерриториальность и возможность обеспечения непрерывности присутствия, обусловливают все возрастающую зависимость эффективности вооруженной борьбы на суше, на море и в воздухе от эффективности использования космических военных систем, в первую очередь информационных.

В настоящее время в военном деле имеет место тенденция к обеспечению подавляющего военного превосходства над противником, в первую очередь, за счет достижения информационного превосходства. А оно может быть достигнуто только при условии широкого применения космических информационных технологий. Космическая информация - ключевой элемент современных и перспективных систем высокоточного оружия, без нее невозможна эффективная реализация стратегии быстрого реагирования и опережающего воздействия. Другими словами, космос уже стал неотъемлемой частью военного потенциала ведущих мировых держав, и его вклад в этот потенциал неуклонно возрастает.

Однако высокая стоимость космических военных систем и необходимость максимально эффективного использования их потенциала обусловливает развитие космических военных технологий как универсальных межвидовых средств. Одни и те же космические аппараты, системы и комплексы могут и должны одновременно использоваться в интересах сухопутных, морских и воздушных сил и средств, обеспечивать действия стратегических ядерных сил, а также функционирование гражданской инфраструктуры государства. В связи с этим объективно возникла необходимость усиления централизации военно-космической деятельности в масштабах Вооруженных Сил, создания единой вневидовой вертикали управления ею. Понимание этого и явилось одной из причин создания Космических войск как отдельного рода войск.

Замечу, что в данном вопросе Россия не является исключением. Анализ последних решений военно-политического руководства США по вопросам реорганизации и совершенствования управления военно-космической деятельностью позволяет сделать вывод о том, что усиление централизации военного космоса является мировой тенденцией, обусловленной современным ходом развития теории и практики военного дела.

Теперь о причинах военно-технического характера. Видовая подчиненность военно-космической деятельности объективно вела к тому, что развитие элементной, агрегатно-приборной и производственной базы космических средств интегрировалось с развитием других средств вооружения вида ВС. Однако в этом случае невозможно обеспечить максимальную эффективность тактико-технических характеристик космических систем и комплексов как межвидовых средств.

Для устранения этой дилеммы при видовой подчиненности военного космоса требовалась организация жесткого надвидового контроля за распределением ресурсов, выделенных на развитие космических средств и других средств вооружения. То есть фактически управление развитием космических средств вооружения все равно необходимо было организовывать на вневидовом уровне.

Словом, можно сделать вывод о том, что создание Космических войск было вызвано объективными мировыми экономическими и военными тенденциями. Оно было тщательно взвешенным, всесторонне продуманным и, безусловно, способствовало повышению эффективности военно-космической деятельности, обороны и безопасности Российской Федерации.

Ныне активно идет процесс преобразования Вооруженных Сил России. По каким направлениям развиваются Космические войска сегодня, что сделано за прошедшие полтора года?

Эта работа проводится в соответствии с общей концепцией развития Вооруженных Сил Российской Федерации. Суть ее - в обеспечении необходимого уровня обороны и безопасности государства при одновременном сокращении расходов, в первую очередь, за счет глубокой модернизации систем и средств вооружения, доведения их характеристик до уровня, не уступающего лучшим мировым образцам, в том числе и по показателям "эффективность - стоимость - реализуемость".

Основные направления реформирования и развития Космических войск связаны с переходом на использование перспективных космических систем и комплексов, средств предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны и контроля космического пространства нового поколения. Они создаются с учетом требований многофункциональности и универсальности, существенного улучшения характеристик по предназначению и повышения срока активного существования.

КОСМОС - СФЕРА ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ИНТЕРЕСОВОсновной трудностью при этом является то, что одновременно с созданием перспективных средств вооружения, мы должны решать задачу преодоления последствий кризиса финансирования военного строительства, имевшего место в конце прошедшего десятилетия. В этих условиях приняты следующие решения: об обеспечении минимально необходимого уровня выполнения задач за счет использования имеющихся на вооружении средств на пределе их технического ресурса; об изготовлении, поставках и проведении запусков стоящих на вооружении КА только в минимально необходимом объеме. Высвободившиеся таким образом ресурсы используются для форсирования работ по созданию перспективных систем и комплексов вооружения.

Данный подход дает положительный эффект. За прошедшие полтора года достигнут значительный прогресс в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию перспективных образцов вооружения. В ближайшие 2-3 года ожидается начало летных испытаний целого ряда ключевых космических систем и комплексов, ввод в эксплуатацию радиолокационных средств нового поколения для систем предупреждения о ракетном нападении и противоракетной обороны, завершение создания новых, современных средств системы контроля космического пространства. В этом году мы уже успешно провели испытания целого ряда перспективных средств. Среди них новые оптико-электронные и радиотехнические средства контроля космического пространства и локации, средства управления и выведения КА.

Конечно, такой прогресс мы не можем считать заслугой исключительно Космических войск. Вопросам поддержания и развития военно-космической деятельности и ракетно-космической обороны в последние годы уделяется повышенное внимание практически всех органов высшего военно-политического управления государства: Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства, Совета Безопасности, Министерства обороны и Генерального штаба. Возникающие при этом проблемные вопросы, в том числе связанные с финансированием работ, оперативно рассматриваются, своевременно принимаются необходимые решения. В 2000 и 2001 годах практически в наиболее полном объеме было обеспечено финансирование Государственной программы вооружения в части, касающейся развития военного космоса.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации