КОГДА ИДУТ РАЗБОРКИ

Воздушно-космическая оборона № 3, 2002

КОГДА ИДУТ РАЗБОРКИ

А. Гаравский, независимый военный обозреватель

КОГДА ИДУТ РАЗБОРКИВоенно-техническое сотрудничество (ВТС), а точнее продажа нашего оружия и военной техники за рубеж - весьма деликатная и важнейшая для государства сфера деятельности. Помимо огромных прибылей этот бизнес приносит и немалые геополитические дивиденды. Но вместе с тем и... некоторые проблемы. Какие?

Несмотря на заявления с высоких трибун о том, что каждый год мы наращиваем объем экспорта, думается, очевиден факт недостаточно четкого и своевременного срабатывания сложного механизма ВТС.

В Комитете Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС) - органе, существующем уже полтора года и призванном как раз навести порядок в сфере ВТС, есть свое мнение о существующих здесь проблемах. Его глава Михаил Дмитриев считает, что сегодня основным бичом является недостаточная оперативность прохождения различных бумаг, согласований в сфере ВТС. С этим трудно не согласиться. Есть множество примеров, когда из-за бюрократических проволочек к конкурентам уходят выгоднейшие контракты.

Но это, к сожалению, не единственная проблема российского военно-технического сотрудничества. Единого органа, наделенного достаточными полномочиями и контролирующего экспорт российского оружия пока нет. Ни КВТС, ни "Рособоронэкспорт", ни Комиссия по военно-техническому сотрудничеству таковой структурой не являются. Отсюда никому не нужная конкуренция, конфликты и как следствие отношение инозаказчиков к России как к нестабильному и несерьезному партнеру.

Вообще, как отмечают специалисты, сегодня отечественная политика в сфере ВТС заключается в основном в том, чтобы "хапнуть" крупный контракт, а что будет дальше неважно. Между тем заключение контракта - это только надводная, не самая большая часть айсберга оборонного экспорта. Важнейшую роль играют такие вопросы как качество наших изделий, поставляемых за рубеж, модернизация уже поставленного вооружения и военной техники (ВВТ), поставка к ним запчастей. В современных жестких конкурентных условиях не обойтись без создания на территории иностранных государств сервисных центров, ремонтных баз, центров технического обслуживания. У нас же заниматься этим никто не хочет. То есть решаются сиюминутные задачи, а о перспективе никто не думает.

Еще одна ошибка - зацикленность на определенных крупных контрактах. Мол, есть у нас Индия и Китай и больше никого не надо.

Результат всего вышеперечисленного очевиден - экспорт российского вооружения и военной техники приблизительно в два раза меньше, чем мог бы быть, а при существующем положении уже через пять лет на мировых рынках оружия мы станем аутсайдерами.

На этом, в общем-то, грустном фоне, есть и положительные тенденции. В частности, около 50 предприятий оборонно-промышленного комплекса (в первую очередь их будет не более десяти) смогут получить право на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность по поставке запасных частей и сервисному обслуживанию уже поставленного на экспорт вооружения и военной техники. К этому решению нас во многом подталкивали и результаты очередного авиасалона в Фарнборо. В ближайшее время должен состояться указ Президента РФ, который определит, какие оборонные фирмы получат эту привилегию.

Уже известно, что это будут федеральные государственные предприятия, а также акционерные общества с государственным пакетом акций не менее 51 процента, не имеющие иностранного капитала.

Увеличение количества самостоятельных субъектов ВТС должно упрочить позиции России в оружейном экспорте, ведь рынок запчастей и сервисного обслуживания составляет до 30 % от совокупного объема экспорта ВВТ России. Терять такой солидный кусок экспортного пирога просто глупо.

Еще один плюс увеличения объемов поставки запчастей и сервисного обслуживания заключается в том, что он приведет и к росту заказов на модернизацию поставленного за рубеж вооружения.

Таким образом, налицо желание государства навести порядок в сфере ВТС. Удастся ли это сделать? Возможно, что да. Но для этого нужно реформировать систему управления ВТС и до минимума свести влияние на эту сферу промышленных и властных группировок.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации