ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ИСКАТЬ, КТО ВИНОВАТ

Воздушно-космическая оборона №3, 2001 г.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ИСКАТЬ, КТО ВИНОВАТ

Подготовлено по книге М.Первова "Зенитное ракетное оружие противовоздушной обороны страны"

Трагедия, произошедшая во время учений украинских ПВО, надолго приковала к себе внимание общественности и средств массовой информации. Все, кто летает самолетами, кровно заинтересованы в том, чтобы подобное не повторилось. Те, кто отвечает за службу ПВО любой страны, хотят того же. Что делать?

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ИСКАТЬ, КТО ВИНОВАТ

Для начала не смешивать политику и вопросы боевой подготовки. Иначе заявление президента Украины Леонида Кучмы о том, что "не нужно делать из этой катастрофы трагедию, так как не мы первые и не мы последние", станет универсальным оправданием. А ведь во всей, некогда общей истории зенитных ракетных войск стран СНГ, украинские ракетчики - первые, кто в мирных условиях сбил гражданское воздушное судно. Эта трагедия действительно может стать не последней, если из нее не будут извлечены все необходимые уроки.

После долгих отговорок, трагическая ошибка украинской стороной была все-таки признана, но вслед за этим в СМИ сразу же послышались обвинения в адрес производителей зенитных комплексов. Зазвучали заявления о якобы имевшем место отказе техники, произведенной в России, из-за чего и случилась трагедия. Некоторые представители украинского Руха абсолютно всерьез говорили о том, что это чуть ли не происки Москвы, специально сбившей свой собственный самолет, для того, чтобы доказать необходимость единого российского руководства вооруженными силами двух стран.

Но объективный анализ развития ситуации и мнения специалистов, присутствовавших на учениях и работавших в государственной комиссии по изучению катастрофы самолета Ту-154, говорят о другом. Причиной, увы, опять стал "человеческий фактор".

Итак, что было не так.

Маневры такого масштаба со времен развала СССР на Украине не проводились ни разу. Учения с самого начала готовились очень помпезно. Присутствовало множество иностранных наблюдателей и представителей глав регионов со всей Украины. Ожидалось и прибытие президента страны, из-за чего начало учебно-боевой работы было перенесено на час, что, кстати, тоже не отвечало условиям обеспечения безопасности учений.

Украина не располагает полигонами для стрельбы ЗРК большой дальности, такими как С-200. В СНГ они есть только у России и Казахстана. Украина могла бы их арендовать на время учений, как это делают другие государства, но тогда нужно было бы договариваться с этими странами, наступив на горло собственной "самостийности". Например, в этом году комплексом С-200 на российском полигоне Телемба в Забайкалье довольно успешно стреляли белорусские зенитчики.

Этим комплексом по условиям безопасности можно "работать" только тогда, когда при стрельбе в воздушном пространстве, составляющем 2-2,5 зоны поражения (а это, как минимум, 625 км), гарантированно обеспечивается отсутствие посторонних летательных аппаратов. Во время учений на мысе Опук воздушная зона, закрытая для пролета воздушных судов при работе ЗРВ, была в несколько раз (!) меньше, чем требуется, поскольку это очень дорогое удовольствие - перекрывать воздушное движение на одном из самых оживленных перекрестков международных воздушных трасс.

Одним из главных факторов этой трагедии российские специалисты также называют систему безопасности учений. Подход, как утверждают они, был здесь просто дилетантский, если документа, который бы прописывал конкретно и четко меры безопасности как со стороны Украины, так и со стороны Черноморского флота, на чьем полигоне проходили учения, просто не существовало. Российские полигоны, между тем, имеют весьма эффективные технические наземные средства контроля. Что является существенным доводом в пользу использования наших полигонов для боевой работы странами - участниками Объединенной системы ПВО в рамках договора, который на двусторонней основе был подписан также и украинской стороной.

Предполагалось, что стрельба "дальнобойными" комплексами будет вестись в ближней зоне - на расстоянии в 35-38 км. Удачные предварительные пуски во время подготовки к учениям позволяли надеяться на успех. И все же решение работать таким комплексом в этом регионе однозначно можно назвать авантюрой. Непосредственно во время работы зенитных ракетных комплексов в зоне обнаружения радиолокационной станции в ракурсах стрельбы на дальностях от 200 км наблюдались воздушные объекты: это самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь", который в результате был сбит, ереванский Ан-24, ставший невольным свидетелем трагедии, и Як-42, который шел в том же коридоре.

В тот момент, когда взлетела та роковая ракета, в воздухе была только одна ракета-мишень "Рейс". Присутствовавшие наблюдатели рассказывают, что было понятно: дивизионы давно не стреляли. После обнаружения цели боевой расчет около полутора минут не мог принять решение на пуск. Цель была захвачена с дальности 55 км, а пуск произведен, когда до мишени оставалось только 36 км. Ракета заведомо не успевала "взять" цель. Но на подстраховке был комплекс С-300. Когда стало очевидно, что мишень проходит без воздействия, "трехсотка" ее уничтожила.

А ракета 5В28 комплекса С-200 продолжала свой трагический полет. Она вышла на оптимальную высоту в 12-15 км с тем, чтобы достичь той дальности, на которой она четко "видела" назначенную ей мишень. Поражение было осуществлено в штатном режиме. Боевая машина решила задачу, которую в нее заложил конструктор, и четко выполнила приказ на уничтожение цели, отданный ей человеком.

Что же следовало сделать?

Российские специалисты считают, что применение комплекса дальнего действия С-200 по мишеням типа "Рейс" в ближней зоне ни в какие рамки тактики не вписывается. Конечно, ракета комплекса С-200 очень мощная, старт имеет впечатляющий. Поэтому, по всей видимости, такой алгоритм стрельбы был рассчитан, как и многое другое в ходе этих учений, прежде всего на внешний эффект. Не вырабатывая на ближней дальности все топливо, ракета 5В28, подрываясь, образует огненный оранжево-красный шар.

Начальник ЗРВ ВВС РФ генерал-лейтенант Александр Горьков, который работал в составе Государственной комиссии по расследованию происшествия в Крыму, рассказал, как в 1981 году отрабатывал такую же стрельбу на полигоне Сары-Шаган. Тогда тоже в ближней зоне применялась ракета 5В28. Она прекрасно справляется с большими перегрузками, образующимися при стрельбе на малых дальностях и высотах, не "ломается" на траектории и наводится достаточно успешно даже в ближнюю границу зоны поражения - 17 км на высотах 200-300 м. Другие ракеты на этих траекториях не выдерживали перегрузок. Но это был эксперимент! "К этому эксперименту, - говорит генерал-лейтенант Горьков, - готовились очень тщательно и технические расчеты, и руководители стрельбы, и представители КБ. В Сары-Шагане мы прорабатывали все возможные варианты стрельбы, в том числе и неудачной. Один из них отрабатывался в том же режиме, в котором стреляли сейчас на учениях украинские расчеты С-200. Они работали в "гладком" режиме излучения для локатора, а нужно было бы работать в другом - в фазо-кодовой манипуляции излучения РПЦ (радиолокатор подсвета цели), соблюдая все возможные тонкости такой работы. Мы тогда отказались от этого варианта потому, что было доказано - он не соответствует требованиям по безопасности. А уж в Сары-Шагане полигон большой, и мы могли работать на всю дальность. Но если и эксплуатационная документация, и руководство по боевой работе, и правила стрельбы для комплекса С-200 были подтверждены практическими пусками в период предварительных и государственных испытаний, то разве нужно было их перепроверять такой необдуманной стрельбой, которую продемонстрировала на своих учениях украинская сторона? Тем более, там долго не стреляли и сразу вынесли на учения такой вариант стрельбы не как эксперимент, а как обычную боевую работу, да еще в условиях небольшого полигона!"

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ИСКАТЬ, КТО ВИНОВАТ

Полные материалы объективного контроля украинской стороной представлены не были, поэтому расследовавшей обстоятельства происшествия комиссии российских специалистов с самого начала пришлось отрабатывать несколько версий, в том числе две главных: техническая ошибка и человеческий фактор. Членам комиссии пришлось, во многом опираясь не на данные объективного контроля, а на свой профессиональный и жизненный опыт, восстанавливать ситуацию, которая привела к трагической ошибке. Если бы расчет действительно выключил мощность РПЦ, то события бы развивались штатно: в подобных случаях, согласно программе, ракета еще пять секунд "думает", ее головка самонаведения мечется, не наблюдая цели, затем рулям передается команда на вертикальный подъем, и она уходит в верхние слои атмосферы (примерно на 20-25 км) и там подрывается. Но поскольку такое развитие событий не подтверждается данными объективного контроля, спорить о причинах можно сколько угодно. К тому же данные о том, были эти ракеты оборудованы самоликвидаторами или нет, украинские военные также не представили.

Для объективной оценки действий сторон необходимо свести вместе две составляющие - систему безопасности и систему контроля, чтобы получить не подлежащий сомнению результат. Как тут с завистью не вспомнить о возможностях американской спутниковой разведки, которая сразу же точно поставила "диагноз", о чем немедленно узнали все мировые СМИ. А в это время как украинские, так и наши военные все еще продолжали искать истину.

Конечно, расследование украинского ЧП будет еще продолжаться, но уже понятно, что технику в этой трагедии обвинять нечего. Приходится признать, что отработала она, как это не цинично звучит, с большой эффективностью.

Российские ЗРВ во время стрельб на своих полигонах тоже довольно часто страдают из-за перелета частей ракет и мишеней на территорию Казахстана. Проблему эту пытаются решить. Так, в государственный оборонительный заказ руководством ВВС планируется включить разработку аппаратуры, повышающей безопасность боевых стрельб на всех полигонах ВВС и ЗРВ. Многие страны СНГ налаживают деловые контакты с российскими НПО по проблемам совершенствования парка своей старой техники, находящейся на вооружении в войсках. Зенитчики многих стран учатся на наших полигонах. Украине здесь тоже открыты двери.

Хроника

04.10.2001 [15:33] Самолет а/к "Сибирь" Ту-154, выполнявший рейс " Тель-Авив - Новосибирск, упал в Черное море в 185 км юго-западнее Сочи. Он пропал с экранов радаров в 13.45. РИА "Новости"[19:33] Агентство CBS (США) сообщило, что самолет Ту-154 мог быть сбит ракетой класса "земля-воздух", выпущенной с территории Крыма. Это подтверждается тем, что в районе мыса Опук проходят украинские учения с ракетными стрельбами.

Министр обороны Украины А. Кузьмук опровергает причастность ВМС к трагедии над Черным морем. По его словам, расстояние от района учений до места катастрофы превышает 200 км, тогда как "максимальная дальность действия наших систем составляет 14-22 км". Утро.Ru

06.10.2001 [17:31] По мнению специалистов Украины и России, технически невозможно, чтобы украинская зенитная ракета попала в российский авиалайнер Ту-154. Об этом заявил президент Украины Л.Кучма. РИА "Новости"

07.10.2001 [20:09] Моделирование показало, что Ту-154 мог быть сбит комплексом ПВО С-200 во время учений в Крыму. Расчеты проводились на основе параметров запуска ракет комплексов С-200, предоставленных Украиной. Они показали, что трагедия могла произойти в результате того, что радиолокационный след от находившегося на расстоянии 245 км Ту-154 заглушил радиоэхо от мишени. ИТАР-ТАСС.

11.10.2001 [11:15] "Куда попало?" - это были последние слова командира воздушного судна. Секретарь госкомиссии В.Потапов сказал, что причины катастрофы уже известны: "Воздействие внешнего взрывного устройства". Коммерсантъ.

[18:51] Президент Украины Кучма не принял отставки министра обороны, который 10 октября подал рапорт в связи с катастрофой российского самолета Ту-154. "Я не могу принимать скоропостижных решений", - объяснил президент. РБК

13.10.2001 [14:52] Главком войсками ПВО Украины В.Ткачев и его заместитель подали рапорты об отставке и принесли свои извинения за "трагическую случайность". Ткачев признал, что "это могла быть украинская ракета. Но мы были уверены, что нашей вины в этом нет. Множество доказательств - данные объективного контроля, технические аспекты стрельб придавали нам такую уверенность". Газета.Ru.

22.10.2001 [10:38] Министр обороны Украины Александр Кузьмук сказал, что он "с самого начала знал, что Ту-154 был по ошибке сбит украинской ракетой". Газета.Ru

24.10.2001 [21:07] Леонид Кучма после долгих колебаний все-таки принял отставку министра обороны Александра Кузьмука. Вместе с ним от должности отстранена целая группа высших офицеров. Кучма так и не признался, когда он сам узнал о том, что украинская ракета сбила российский самолет. Газета.Ru

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ИСКАТЬ, КТО ВИНОВАТ

Хроника

ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ С-200

(кодовое обозначение НАТО - SA-5 Gammon)

Система предназначалась для борьбы со стратегическими бомбардировщиками и разведчиками В-52 и SR-71. Разработку вело ЦКБ "Алмаз" (главный конструктор - А.А. Расплетин). Задание предусматривало создание передвижной многоканальной системы с максимальной дальностью действия 150 километров.

Впервые в составе комплекса появилась ракета, оснащенная полуактивной системой самонаведения. К разработке ЗУР 5В21 приступило ОКБ-2 Петра Грушина. Был выбран вариант с четырьмя ускорителями, позволявший сделать ракету компактной. Ракета 5В21 имела стартовую массу - 6700 кг, длину - 10,4 м, диаметр корпуса - 0,86 м. Максимальная высота полета достигала 35-40 тыс. м, максимальная скорость - 4800 км/ч.

На начальном участке траектории осуществлялось командное наведение. Ракета выходила на высоту около 40 000 м и сверху пикировала на цель. Наведение происходило с помощью полуактивной ГСН. Такой способ перехвата позволял увеличить дальность стрельбы.

В феврале 1967 г. система

С-200 была принята на вооружение. Она обеспечивала поражение воздушных целей, летящих со скоростью до 3500 км/ч на высотах от 1000 до 35000 метров, бомбардировщиков - на дальности до 150 км, истребителей - до 80 км, крылатых ракет - до 50 км.

Комплексы С-200 поставлялись в Сирию, Иран, Ливию, Болгарию, ГДР, Северную Корею и другие страны.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации