КУПЯТ ЛИ США КОМПЛЕКСЫ С-300
Воздушно-космическая оборона №1, 2001 г.
КУПЯТ ЛИ США КОМПЛЕКСЫ С-300?
Заявление президента США Буша о возможности покупки российских зенитно-ракетных комплексов С-300 наделало много шума. Что же заставило официальный Вашингтон так поступить, и насколько реальна такая сделка?
Администрация США оказалась в сложном положении. Ее инициативы по созданию широкомасштабной ПРО не только беспокоят Россию и волнуют европейских союзников по НАТО. Не встречают поддержки планы Буша и в самих Соединенных Штатах - "против" высказались почти две трети опрошенных службами изучения общественного мнения.
В этих условиях американцам не остается ничего иного, кроме как попытаться любыми средствами успокоить Западную Европу и Россию. Тем самым они косвенно обеспечат снижение негативного отношения к планам по ПРО у себя дома. Предложения президента Буша по возможным покупкам российских ЗРК С-300, а также по другим льготам в военно-техническом сотрудничестве прозвучало совершенно неожиданно, однако в рамках стоящих перед ним задач - логично. Но попробуем разобраться, возможна ли такая сделка?
Прежде всего, согласится ли Россия на поставки наиболее современного на сегодняшний день серийного ЗРК странам, которые до сих пор явно не относятся к числу наших друзей? С одной стороны, США уже имеют в своем распоряжении как минимум один комплекс С-300, полученный из Белоруссии. Означает ли это, что секреты нашего ЗРК уже известны американским военным и специалистам? Отнюдь нет. Для всесторонней оценки возможностей комплекса необходимо проведение широкого спектра испытаний, объем которых сопоставим с испытаниями, которые проводились в процессе создания системы. Провести такие испытания американцы вряд ли в состоянии - у них для этого просто не хватит ракет.
С другой стороны, подобная сделка дала бы российской оборонной промышленности средства, необходимые для доводки новейших систем ПВО/ПРО и проведении других опережающих разработок. Осторожная реакция российской стороны на американские предложения вполне понятна - для того, чтобы в полной мере оценить последствия подобной сделки, нужно время.
Еще более интересно выглядит вторая сторона медали: а позволят ли администрации Буша произвести подобную покупку? Известно, что лобби производителей систем вооружения в Вашингтоне очень влиятельно. Это естественно - ведь речь идет об астрономических цифрах. В рамках разработки системы ПРО четыре основных подрядчика Пентагона по этой теме - Boeing, Lockheed Martin, Raytheon и TRW - уже получили долговременные контракты на сумму свыше 20 млрд. долл. Еще большие доходы ожидают военную промышленность США в случае полномасштабного развертывания программ по национальной ПРО и по ПРО театров военных действий.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА граждан США
Поддерживаете ли вы план президента Буша по созданию системы противоракетной обороны?
10114 опрошенных
Да 39% Нет 61%
Затраты на европейские программы ПРО несколько меньше. Союзникам по НАТО американский размах с созданием стационарной системы ПРО явно не по карману. Однако и здесь возможны солидные доходы.
НАТО в настоящее время пытается сформировать интернациональную программу по созданию ПРО театра военных действий, которую планируется развернуть примерно в 2010 году. Италия взаимодействует с Соединенными Штатами в рамках оценки возможности создания ПРО с расширенной областью защиты (MEADS - Medium Extended Air Defense System). Эта система должна обеспечивать защиту против баллистических ракет малого радиуса действия и крылатых ракет. В разработке участвовала также Германия, но она вышла из этой программы в ноябре 2000 года. Государственные организации и производители вооружений из США консультируют Нидерланды, Германию и Италию по проблемам создания систем ПРО океанского театра военных действий, которые должны защищать силы флотов.
На первый взгляд, Европа является перспективным и гарантированным рынком для американских производителей противоракетных систем. И вот теперь президент Буш предлагает оснастить европейскую систему ПРО ракетами С-300 российского производства.
Реакцию европейских фирм, непосредственно занятых в соответствующих национальных и интернациональных программах ПРО (например, PAAMS), нетрудно предугадать. Потеря доходов европейских поставщиков вооружений вызовет нарушение кооперативных связей в мировом сообществе производителей электронного оборудования военного назначения и ракетных систем. В условиях жесточайшей конкуренции такие связи не очень надежны. Несомненно, при этом пострадают и американские компании, работающие в данной области.
Можно с весьма высокой степенью вероятности предположить, что "оружейное лобби" в Вашингтоне сделает все возможное, чтобы сделка по поставкам комплексов С-300 для европейской системы ПРО не состоялась. Но существует одно условие, которое может заставить лоббистов от этого отказаться. Речь идет о ситуации, когда администрация Буша твердо даст понять ОПК: либо сделка состоится, либо американская программа ПРО будет урезана или совсем закрыта. В любом случае предложение Буша свидетельствует о том, что он испытывает серьезные политические трудности, связанные с созданием противоракетной обороны и необходимой для этого денонсации договора по ПРО 1972 года.