Проблемы и перспективы внедрения средств автоматической идентификации в интересах технического и тылового обеспечения ВС РФ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/2010, стр. 60-70

Проблемы и перспективы внедрения средств автоматической идентификации в интересах технического и тылового обеспечения ВС РФ

Полковник в запасе Г.С. ТОЛСТОВ

Проблемы и перспективы внедрения средств автоматической идентификации в интересах технического и тылового обеспечения ВС РФТОЛСТОВ Георгий Станиславович родился 19 мая 1957 года в Свердловске. Окончил Военный инженерный институт имени А.Ф. Можайского в Ленинграде (1979). Проходил службу в испытательных частях Космических войск. С 1995 года - в 46 ЦНИИ МО РФ. Занимал должности от старшего научного сотрудника до начальника отдела, выполнял исследования в области оценки эффективности отечественных и зарубежных систем информационного обеспечения закупки и эксплуатации вооружения, прогнозирования состояния парков вооружения на долгосрочный период, занимался разработкой перспективных средств автоматизации эксплуатации вооружения. Результаты исследований реализованы в выполняемых опытно-конструкторских работах. В настоящее время - старший научный сотрудник 46 ЦНИИ МО. Занимается вопросами информационной поддержки жизненного цикла промышленной продукции, автоматической идентификации, разработкой перспективных автоматизированных систем управления техническим обеспечением Вооруженных Сил. Награжден орденом Почета.

АННОТАЦИЯ. Рассмотрен зарубежный опыт автоматической идентификации объектов. Предлагается создание в ВС РФ системы идентификации объектов вооружения, военной техники, их составных частей и другого военно-технического имущества.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: автоматическая (радиочастотная) идентификация, система контроля, активные и пассивные радиометки, идентификатор.

SUMMARY. The international experience of automatic identification of objects is considered. The establishment of the Russian Armed Forces' system of identifying objects of weapons, military equipment, their parts and other military equipment is proposed.

KEYWORDS: automatic (radio frequency) identification, control system, active and passive RFIDtags, ID.

ИСТОРИЯ использования средств автоматической идентификации в интересах вооруженных сил насчитывает уже три десятилетия. Первым опытом массового внедрения средств автоматической идентификации (или распознавания) объектов в интересах военного ведомства была масштабная исследовательская программа LOGMARS (логистическое применение автоматизации маркировки и считывания символов), выполнявшаяся в вооруженных силах США с 1978 года и основанная на использовании штриховых кодов для обеспечения машиночитаемое™ данных в составе маркировки вооружения и военной техники, тары, упаковки и документации. Реализация программы уже на ранних этапах позволила в четыре-пять раз сократить трудоемкость проведения инвентаризаций и приема-выдачи материальных средств, существенно повысить качество учетных данных, точность логистических операций, решить множество прикладных задач по контролю перемещений объектов вооружения, транспорта, персонала и др.

Первые попытки внедрения средств автоматической идентификации в ВС РФ относятся к 1995-1998 годам, однако они не вышли за рамки научно-исследовательских работ.

Последующие годы были временем активного развития технологий автоматической идентификации за рубежом и широкого их освоения гражданским сектором российской экономики - легкой и пищевой промышленностью, сферамиторговли, транспорта, складского хозяйства и многими другими отраслями. Однако автоматическая идентификация так и не нашла применения в продукции российского гражданского и военного машиностроения и приборостроения, в первую очередь по причине отсутствия требований основных потребителей данной продукции. Пассивная позиция Минобороны СССР, а затем России в области использования средств автоматической идентификации привела к нарастающему отставанию в развитии идеологии и технологии систем снабжения и управления запасами ВС РФ.

В последние несколько лет в мире происходит качественный сдвиг в области применения средств автоматической идентификации и их военных приложений. Связан он в первую очередь с развитием средств радиочастотной идентификации, ростом конструктивного совершен ства радиометок, средств приема-передачи сигналов, снижением их стоимости. По сравнению со штриховыми кодами многократно возросли дальность, скорость, помехозащищенность считывания данных, отпала необходимость в прямом визуальном контакте с носителями данных, появилась возможность оперативной перезаписи информации, существенно увеличился ее объем, появились средства защиты данных паролями и шифрами, многократно выросли стойкость носителей данных к внешним воздействиям и сроки их эксплуатации.

В своей совокупности эти изменения создали новое качество средств автоматической идентификации и управления военной собственностью, не достижимое в недавнем прошлом, что позволило перейти к построению системы материально-технического обеспечения вооруженных сил на основе идеологии всеобщей обозримости военного имущества, находящегося в цепях снабжения и во всех видах запасов. При этом становится возможным обеспечение «прозрачности» цепей поставок и хранимых запасов, переход от визуально-ручного контроля движения обезличенной товарной массы к контролю движения, состояния, местоположения десятков миллионов отдельно взятых, уникально идентифицированных объектов этого множества (единиц тары и упаковки, деталей, агрегатов, образцов техники, документов) при сокращении трудозатрат персонала на сбор и передачу данных. Контроль осуществляется во всей цепи перемещения изделий от поставщика до конечного потребителя и в масштабе времени, близком к реально происходящим событиям.

Очевидно, что внедрение самых совершенных средств автоматической идентификации в ВС РФ путем простой раздачи этикеток и считывателей по складам и арсеналам не позволит в полной мере реализовать потенциал данной технологии без изменения принятого порядка контроля перемещения и состояния материальных средств на всех уровнях управления, действующей системы сбора и передачи данных. Для этого требуется создание необходимого информационного и организационного обеспечения, решение проблемы обмена электронными данными между всеми участниками процесса движения материальных средств, организация защиты данных.

Для определения проблем и перспектив внедрения средств автоматической идентификации в ВС РФ целесообразно самым внимательным образом проанализировать опыт США по использованию этой технологии в интересах национальных вооруженных сил.

В соответствии с принятой в ВС США концепцией к технологиям автоматической идентификации относят набор технологических решений, обеспечивающих автоматизированное считывание данных в составе идентификатора и ассоциированной с ним информации об объектах тары и упаковки, вооружения, военной техники, их составных частей, военно-технического имущества, документации и персонала. Целью применения данных решений является автоматизированный сбор данных при непосредственном контакте с объектами в обеспечение их распознавания (идентификации), учета, контроля перемещения и состояния, передача данных в автоматизированные системы управления эксплуатацией вооружения от полкового звена и выше, а также в автоматизированные системы управления снабжением всех уровней. Без преувеличения можно сказать, что средства автоматической идентификации - это глаза и уши автоматизированных систем управления материальными потоками, обеспечивающие их способность не только видеть и слышать объекты управления, но и вести с ними диалог при минимальном участии человека или вообще без него.

Не останавливаясь на широко известном опыте применения штрихового кодирования в ВС США, обратимся к практике использования радиочастотных меток, карт флэшпамяти и смарткарт, качественно изменивших облик систем управления материально-техническим снабжением в последние годы.

В соответствии с меморандумом (директивой) заместителя министра обороны США по закупкам, технологиям и логистике от 30 июля 2004 года «Политика в области радиочастотной идентификации» использование радиочастотной идентификации (далее - RFID) является обязательным требованием при поставках материальных средств промышленностью. Все виды и рода войск, военные учреждения должны разработать свои планы поддержки внедрения RFID с учетом своей специфики. Предусмотрено использование активных радиометок (с источниками элекропитания для радиосвязи) и пассивных (без таких источников).

Активными радиометками должны оснащаться грузовые контейнеры и авиационные паллеты, в первую очередь используемые в трансокеанских перевозках. Активные радиометки имеют большой объем памяти, записываются в пункте формирования груза и перезаписываются при перекомплектации груза в пункте транзита. Содержанием данных активных радиометок являются идентификатор единицы тары, данные об изделиях, упакованных в единице тары, и данные о таре как объекте транспортирования. Дальность считывания данных с активной радиометки составляет десятки и сотни метров, контейнер может быть оснащен сенсорами для контроля и записи параметров условий транспортирования - температуры, влажности, перегрузок, факта вскрытия и др. Все неприкосновенные запасы на случай войны, хранящиеся в грузовых контейнерах и на паллетах, должны иметь активные радиометки с большим объемом памяти, заполняемые данными с необходимой детализацией.

Пассивные радиометки используются для маркировки других видов тары, упаковки, изделий ВВТ и комплектующих, военно-технического имущества и обеспечивают диапазон считывания до 3-9 м. В качестве носителей данных в минобороне США приняты радиометки международных промышленных спецификаций ЕРС global. В настоящее время это наиболее совершенная, активно развиваемая международными и национальными организациями технология радиочастотной идентификации, что и определило ее выбор для использования в Минобороны США. Такой выбор соответствует общей политике военного ведомства по переходу от военных стандартов информационного обмена к общепромышленным, как менее затратным для минобороны., более совершенным и динамично развиваемым.

Для идентификации уникально идентифицированных изделий ВВТ используется иной вид кодового обозначения в радиометке. В соответствии с положениями регламента федеральных оборонных закупок США (DFARS) все новые или модернизированные изделия ВВТ, агрегаты и сборки, промышленное оборудование перед поставкой в Минобороны должны иметь уникальные идентификаторы изделий.

Уникальная идентификация (установление уникальности отдельно взятого изделия ВВТ, агрегата, детали) проводилась и раньше, однако с 2004 года Минобороны США резко увеличило объем уникально идентифицируемых изделий (включая составные части ВВТ) и рассматривает уникальную идентификацию как очень эффективное и перспективное средство повышения качества управления государственным имуществом, увеличения эффективности системы снабжения боевых подразделений, поддержания боеготовности техники.

В отношении изделий, ранее поставленных подрядчиками в Минобороны, разработаны программы уникальной идентификации и перемаркировки изделий, которые осуществляются с 2004 года силами департаментов, агентств Минобороны, видов иродов войск.

Уникальной идентификации как минимум должны быть подвергнуты следующие изделия, вновь поставляемые и находящиеся в запасах Минобороны США:

финальные образцы вооружения, их ремонтопригодные сборки, подсборки, элементы, определяющие боеготовность, все ремонтные составные части;

изделия высокой стоимости безвозвратно потребляемые при использовании;

изделия с ограниченным сроком существования, контролируемые во времени, критичные с точки зрения применения в полете или операционном использовании, изделия, в отношении которых ведутся записи (журнал технического состояния, записи об обслуживании оборудования и др.);

изделия, требующие контроля технических характеристик на уровне составных частей;

все закупаемые изделия стоимостью более 5 тыс. долларов;

закупаемые изделия стоимостью менее 5 тыс. долларов, если заказчик изделия считает целесообразным отслеживать эти изделия путем присвоения им серийных номеров, изделия, важные с точки зрения предназначения;

вне зависимости от стоимости все сборки, подсборки, детали, имеющие серийные номера (в этом случае уникально идентифицируется и финальное изделие, куда они входят);

секретные изделия, а также изделия, содержащие драгоценные металлы, опасные вещества, образцы стрелкового оружия, изделия с высоким риском их хищения.

Уникальная идентификация других видов изделий должна быть предпринята в случае, если это дает преимущество с точки зрения поддержания боеготовности систем вооружения, улучшения управления запасами и снабжением, сокращения затрат.

Требования по уникальной идентификации изделий выдвигаются поставщику в контракте на поставку в виде перечня изделий, сборок, компонентов, составных частей, деталей, которым в процессе производства должны быть присвоены уникальные идентификаторы и на которые нанесена маркировка установленного вида. Требования субподрядчикам по уникальной идентификации изделий выставляет головной исполнитель контракта. Данные с уникальными идентификаторами представляются поставщиком изделия при осуществлении поставки и заносятся им в единый электронный «Реестр уникально идентифицированных изделий ВВТ». При этом проверяется отсутствие дублирования (действительная уникальность) присвоенных идентификаторов в базе данных. Доступ к «Реестру уникальных идентификаторов изделий ВВТ» осуществляется через обычную сеть Интернета в двух режимах - публичного и контролируемого доступа.

В базе данных реестра помимо уникальных идентификаторов изделий ВВТ содержится информация о финальных изделиях и их комплектующих, имеющих уникальные идентификаторы: номер контракта на закупку, головной подрядчик, разработчик, изготовитель, дата получения изделия в пункте назначения, код воинской части, получившей изделие, стоимость изделия по контракту, описание изделия (не ограниченное по объему знаков), вид и содержание маркировки (буквенно-цифровая, штрихкод, радиометка, карта флэшпамяти), вид события с изделием по месту его использования (израсходовано при эксплуатации, боевой подготовке, уничтожено в происшествии, боевых действиях, передано на хранение, заменено при ремонте, продано, утилизировано, украдено), место и дата события, реквизиты документа с изложением информации о текущем местоположении и состоянии изделия, идентификатор автоматизированной системы, предоставляющей данные по состоянию и местоположению изделия.

Таким образом, «Реестр уникально идентифицированных изделий ВВТ» позволяет решать задачи централизованного присвоения уникальных идентификаторов и контроля их уникальности, предоставлять пользователям идентификаторы, связанную с ними информацию об изделии, контролировать количество, местоположение, изменение состояния финальных изделий, содержащихся в них и находящихся в запасах уникально идентифицированных сборок, деталей, составных частей. Тем самым достигается интеграция данных об изделиях ВВТ в Минобороны, федеральной системе управления имуществом и в системах управления промышленных предприятий. Становится возможной реализация идеологии всеобщей обозримости военного имущества, повышается качество управления жизненным циклом ВВТ и аудита затрат, связанных с изделиями ВВТ в Минобороны.

Пассивная радиометка, размещенная на таре или изделии, содержит незначащий код, не характеризующий реальных свойств объекта, а лишь являющийся ключом к данным, помещенным в централизованную или локальные базы данных. Предприятие-поставщик размещает на передаваемом Минобороны грузе радиометку и оформляет электронное извещение о поставке, в котором указывает идентификатор груза и ассоциированную с ним информацию, содержащую данные о заказе, описание груза, упакованных изделий и другие данные. Минобороны должно принять извещение и отследить его отправку по сети WAWF (глобальный автоматизированный документооборот) на региональный сервер системы обозримости транспортируемого имущества (ITV) в соответствии с установленными в Минобороны США временными рамками.

Далее данные радиочастотных меток передаются в глобальную сеть данных по транспортированию (GTN) и другие системы контроля перемещения имущества. Административным органом, осуществляющим общее управление системой, является управление технологий автоматической идентификации в логистике Минобороны (LOGAIT), которое осуществляет управление серверами объединенной системы обозримости транспортируемого имущества (ITV). Все организации Минобороны, работающие с RFID считывателями, направляют свои данные на серверы ITV. Это позволяет LOGAIT обеспечивать централизованное управление региональными серверами ITV, включая и ITV сервер в секретной сети Интернета (SIPRNET). LOGAIT также отвечает за выполнение требований к системе ITV и защите информации. Для передачи данных широко используется сеть открытого Интернета (NIPRNET) с серверами ITV, которая должна быть интероперабельна с сетями данных по перевозкам грузов GTN, GTN21, объединенной системой обозримости транспортируемого имущества и другими логистическими системами Минобороны. Сервер ITV в секретной сети Интернета (SIPRNET) должен взаимодействовать с глобальной системой поддержки боевых действий.

Министерством обороны США разработан и реализуется план поэтапного внедрения пассивных радиометок. В соответствии с этим планом транспортируемая тара - ящики, коробки, паллеты, упакованные изделия (единичные упаковки), в первую очередь для уникально идентифицируемых изделий, должны снабжаться пассивными радиометками в пункте упаковки, за исключением сыпучих грузов. Начиная с 1 января 2005 года все отдельные ящики и все ящики внутри паллет, единичные грузы на паллетах должны быть снабжены радиометками, если относятся к следующим видам материальных средств: рационы питания, одежда, индивидуальное снаряжение, изделия индивидуального пользования для личного состава, запасные части и компоненты систем вооружения, в случае если эти материальные средства направляются на две распределительные базы Минобороны (Сасквахенна и Сан-Хуакин). С 1 января 2006 года к перечню снабжаемых радиометками грузов добавляются помещенные в тару, упаковку горючее и смазочные материалы, топливо, химические материалы, конструкционные и защитные материалы, боеприпасы всех видов, основные финальные изделия ВВТ, фармацевтические и медицинские материалы, если они направляются на 32 базы снабжения по установленному перечню. Начиная с 1 января 2007 года в состав оснащаемых радиометками объектов должны были быть включены все объекты материальных средств, направляемые во все пункты назначения, кроме сыпучих грузов без тары.

Однако проводимый мониторинг эффективности внедрения технологии радиочастотной идентификации показал, что установленные плановые сроки перехода на радиочастотную маркировку должны быть перенесены на более поздний период в связи с неготовностью инфраструктуры и технологий идентификации для некоторых видов объектов. Так, применение радиометок для маркировки боеприпасов, основных образцов.вооружения, предусмотренное с 2006 года, отложено на более поздний срок.

Помимо штриховых кодов и радиочастотных меток в Минобороны США в качестве дополнительного носителя уникального идентификатора изделия используются «контактные кнопки памяти» (contact memory button - СМВ). Это карта флэшпамяти, на которую записана информация об изделии в формате базы данных. Устройство работает в режиме контактного считывания записи, имеет программируемую память объемом до восьми мегабайт и выше, в которую может быть записана любая информация об изделии, необходимая пользователю. Применение СМВ особенно оправданно в случаях, когда пользователь не имеет выхода на глобальную сеть данных, а имеет доступ только к локальной сети своей организации.

Министерством обороны США реализуется программа совершенствования контроля доступа персонала на военные объекты, в отдельные зоны объектов и к компьютерам на основе использования бесконтактных смарткарт с биометрическими параметрами, для чего будет задействовано 10 млн единиц смарткарт для идентификации военнослужащих, резервистов, лиц гражданского персонала Минобороны, национальной гвардии, а при необходимости и представителей промышленных предприятий-подрядчиков. Внедрение смарткарт рассматривается как существенный шаг к повышению защищенности компьютерных сетей Минобороны США, поскольку с их помощью будет обеспечен индивидуальный контроль доступа к компьютерам и сетям Минобороны, формирование электронной цифровой подписи на документах, шифрование документов Минобороны, отправляемых пользователем по открытым сетям Интернета. Указанные функции будет выполнять встроенный в смарткарту чип, возможности которого сопоставимы с функциями малоразмерного компьютера без монитора и источника питания.

А каковы перспективы внедрения средств автоматической идентификации в Вооруженных Силах России? В настоящее время по заказам Минобороны РФ проводятся исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию системы контроля перемещения продукции военного назначения и использованию средств автоматической идентификации на основе штрихового кодирования и радиочастотных меток в интересах ВС РФ. Однако на пути создания отечественных военных приложений данных технологий сохраняется ряд проблем, требующих скорейшего разрешения. Основными из них являются следующие.

В Российской Федерации до настоящего времени не развернуто производство оборудования и расходных материалов для автоматической идентификации, что порождает проблему сертификации импортных изделий для применения в ВС РФ на начальном этапе и требует мер по ликвидации импортозависимости в будущем.

Имеет место недостаточное развитие (зачастую отсутствие) сетей для обмена электронными данными по техническому и тыловому обеспечению между промышленностью, заказывающими и довольствующими органами, арсеналами, базами, складами, линейными воинскими частями. Это особенно критично по отношению к внедрению радиочастотной идентификации, для которой характерно применение незначащих кодов, записанных в радиометках и ассоциированных данных об объектах, передаваемых по территориально распределенным сетям. В зарубежной практике для решения данной проблемы широко используются сети Интернета открытого доступа, по которым происходит обмен существенной частью информации между организациями вооруженных сил, промышленности, государственными органами, в том числе в режиме криптозащиты в части конфиденциальной информации. При этом в полной мере удается соблюсти интересы защиты государственной тайны. Опыт организации такого информационного обмена должен быть внимательно изучен и использован в интересах ВС РФ и российской оборонной промышленности, поскольку сегодняшняя политика полной изоляции организаций Минобороны РФ от открытых сетей Интернета противоречит международной практике и крайне затратна в плане потерь от сокращения возможностей информационного обмена.

Единая система конструкторской документации в РФ на деле не является единой - только 40 % отечественных предприятий руководствуются ГОСТ 2.20180 «Обозначение изделий и документов» для определения формата обозначений выпускаемой ими продукции. Не придерживаются указанных правил основные предприятия машиностроения, что создает проблемы для автоматической идентификации промышленной продукции ввиду отсутствия единых правил и форматов обозначений изделий и конструкторских документов.

Наиболее распространенная и совершенная технология автоматической радиочастотной идентификации сегодня связана с использованием частотного диапазона 860-960 МГц, на котором в ВС РФ работает значительное количество радиоизлучающих устройств. Это создает проблему радиоэлектронной совместимости устройств и требует получения разрешения на использование данного частотного диапазона для средств автоматической идентификации в ВС РФ.

Несмотря на увеличение военных поставок в последнее время, темп обновления запасов материальных средств в ВС РФ является крайне низким. В связи с этим возникает проблема перемаркировки штриховыми кодами и радиочастотными метками имеющихся запасов силами воинских частей или привлеченными организациями, что потребует значительных средств, времени и необходимой квалификации персонала.

Использование радиометок для маркировки материальных средств создает проблему появления нового демаскирующего фактора, что требует принятия мер по оценке и нейтрализации возможного ущерба.

Системы тылового и технического обеспечения ВС РФ организационно самостоятельны, что порождает обособленность материальных и информационных потоков в этих системах. Внедрение средств автоматической идентификации в ВС РФ требует достижения высокой степени интеграции информационных систем тылового и технического обеспечения.

Образцы отечественного вооружения и военной техники имеют крайне низкую оснащенность автоматизированными средствами навигации и диагностики в сравнении с зарубежными аналогами или, как правило, вообще не имеют таких средств. Это крайне ограничивает эффективность применения средств автоматической идентификации при эксплуатации вооружения ввиду невозможности считывания объективной информации по состоянию образцов техники.

Опыт применения средств автоматической идентификации в зарубежных армиях показывает, что данная технология не может быть «бесхозной» - должен существовать орган военного управления, ответственный за развитие и применение данных технологий в интересах всех Вооруженных Сил, а также подчиненные ему структуры в видах ВС и родах войск, довольствующих органах. Данный вопрос до настоящего времени не нашел своего разрешения.

Для внедрения в ВС РФ целесообразно определить состав средств автоматической идентификации, положительно зарекомендовавших себя в практике зарубежных армий, с корректировкой на особенности современного развития ВС РФ.

В качестве средств радиочастотной идентификации должны быть определены активные и пассивные радиометки в соответствии с общей практикой их применения. Активные радиометки должны использоваться для оснащения грузовых контейнеров, обладать значительным объемом памяти для записи реквизитов и сопроводительных данных груза, могут оснащаться системой сенсоров для контроля условий транспортирования и факта вскрытия.

Наиболее массовое применение должны найти пассивные радиометки для маркировки тары и упаковки, образцов вооружения, запасных частей и другого военно-технического имущества. Для маркировки образцов вооружения и военной техники, используемой для идентификации техники в условиях ее эксплуатации и боевого применения, целесообразно использовать специальные виды радиометок, выполненных с учетом специфики образцов вооружения, отвечающих требованиям по стойкости к внешним воздействиям, габаритам, радиомаскировке, криптозащите, паролям доступа и др.

Для образцов вооружения, смонтированных на автомобильных и бронетанковых шасси, целесообразно использовать специальные виды активных радиометок с системой сенсоров и памятью, обеспечивающих контроль местоположения объекта по системе спутниковой навигации, работы основных систем, расхода и запаса ресурсов, наличия и расхода боекомплекта, наличия и расхода топлива, нарушения условий обитаемости отсеков (факт пожара, взрыва). Дальность радиопередачи данных с такой радиометки должна составлять до 5-7 км и проводиться в режиме криптозащиты по запросу, в режиме доклада или автоматически по факту события.

Еще одним средством автоматической идентификации для использования в ВС РФ целесообразно определить карты флэшпамяти, размещаемые на объектах вооружения и техники, грузовых контейнерах и содержащие идентификатор объекта, а также связанную с объектом информацию-эксплуатационную и ремонтную электронную документацию, программы для диагностики и обучения, описи вложений грузов, инструкции и др. Применение таких устройств в ВС РФ особенно актуально в связи низким уровнем развития средств коммуникаций для передачи данных.

В настоящее время в ВС РФ не создана система электронного документооборота, в связи с чем актуально использование бумажных документов по приему-передаче материальных средств с дополнительным представлением данных в машиночитаемом формате на основе двумерных штриховых кодов.

Для контроля доступа персонала на военные объекты, в зоны объектов и к компьютерам Минобороны РФ целесообразно использовать бесконтактные смарткарты с биометрическими параметрами, что-соответствует современному уровню развития этой технологии. Данные устройства должны обеспечивать также формирование электронной цифровой подписи на документах и криптозащиту передаваемых документов при необходимости.

В целях информационного и организационного обеспечения внедрения средств автоматической идентификации в ВС РФ должна быть создана система уникальной идентификации объектов вооружения, военной техники, их составных частей и другого военно-технического имущества, обеспечивающая присвоение уникальных идентификаторов изделиям в процессе их производства, проверку уникальности идентификаторов, ведение реестра уникально идентифицированных изделий и предоставление данных пользователям. Ведение такого реестра целесообразно осуществить на основе системы централизованного номерного учета основных образцов ВВТ и их номерных агрегатов (комплектующих), варианты создания которой прорабатываются в соответствии с указанием министра обороны РФ.

Все изделия ВВТ, поставляемые с заводов промышленности, включая уникально идентифицированные составные части, должны заноситься в данный реестр изделий ВВТ. Списание изделий ВВТ, передача изделий ВВТ в другие организации, министерства и ведомства должны производиться с одновременным отражением движения и текущего состояния изделия в реестре. Данные для передачи в единый централизованный реестр уникально идентифицированных изделий ВВТ должны формироваться автоматически при приеме-передаче материальных средств, а также на основе записей в электронных формулярах изделий ВВТ об изменении комплектации техники при ремонте, что станет возможным в результате разработки и принятия на снабжение программно-аппаратных средств, реализующих функции электронных формуляров на изделия ВВТ, машиночитаемых документов по приему-передаче материальных средств, средств автоматической идентификации изделий ВВТ на основе штриховых кодов и радиочастотных меток.

Внедрение и использование средств и технологий автоматической идентификации в ВС РФ позволит выйти на современный, существенно более высокий качественный уровень управления материальными потоками и военными запасами всех видов, однако это станет возможным только в результате длительного, поэтапного процесса разработки и освоения данных технологий, постоянного контроля достигнутой эффективности, ежегодного финансирования, планомерной работы и заинтересованного участия специалистов технического, тылового обеспечения, научно-исследовательских организаций Минобороны России.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации