ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 12/2010, стр. 55-66

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

О некоторых аспектах отбора кандидатов на должности профессиональных сержантов

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕПолковник Г. В. ЛЕОНОВЕЦ

ЛЕОНОВЕЦ Георгий Владимирович, родился 22 августа 1958 года в селе Хочин Ровенской области. Окончил Ростовское ВВКИУ имени Главного маршала артиллерии М.И Неделина (1982), Военную академию РВСН имени Петра Великого (2003).

Службу проходил в Ракетных войсках стратегического назначения на должностях инженера отделения, начальника отделения, заместителя командира группы подготовки и пуска; начальника штаба и командира ракетного дивизиона; заместителя командира, начальника штаба и командира ракетного полка ПГРК «Тополь». С августа 2004 года - заместитель начальника отдела управления боевой подготовки РВСН.

АННОТАЦИЯ. Излагаются сущность, содержание, основные направления, этапы и методы работы командиров, органов военного управления и военных комиссариатов по отбору достойных кандидатов на должности профессиональных сержантов ВС РФ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональный отбор, профессиональное просвещение, профессиональное консультирование, профессиограмма, предварительная профессиональная диагностика, профессиональное самоопределение, социально-психологический отбор.

SUMMARY. The author sets out the nature, content, guidelines, stages and methods of the work of commanders, military administrations and military commissariats to select suitable candidates for positions of professional sergeants of the RF Armed Forces.

KEYWORDS: professional selection, vocational education, vocational counseling, professiogram, pre-vocational diagnosis, vocational self-determination, socio-psychological selection.

КАК ПОКАЗЫВАЕТ практика войск, профессиональный отбор и подготовка сержантов не могут рассматриваться как некие изолированные процессы. Только в тесном единстве они составляют эффективную, самодостаточную систему. Так, военнослужащий, пригодный по социально-психологическим качествам к выполнению служебных обязанностей на конкретной воинской должности, при просчетах в его подготовке и воспитании не достигнет нужной результативности в профессиональной деятельности и не состоится как специалист высокой квалификации. И напротив, бессмысленно тратить время и ресурсы на обучение кандидата, не обладающего набором необходимых для специалиста важных качеств. Поэтому профессиональный отбор целесообразно рассматривать в качестве важнейшей составляющей системы обучения и воспитания, направленной на формирование высококлассных сержантов - младших командиров и военных специалистов.

Профессиональный отбор - это сложный организационный процесс, включающий в себя три основных взаимосвязанных элемента: профессиональную ориентацию при отборе, профессиональный психологический отбор и отбор кандидатов на должности младших командиров.

Значимое место в профессиональном отборе принадлежит профессиональной ориентации, которую следует рассматривать как особую сферу деятельности государства, общества, заинтересованных военных организаций, представляющую собой систему взаимосвязанных целей, принципов, форм и методов реализации последних, а также четких критериев эффективности и прочих системообразующих элементов. Она является частью общей системы социальной ориентации личности в сложившейся структуре общественно-социальных отношений и военных организаций. На ее эффективность влияет многообразие объективных и субъективных факторов, нередко трудно поддающихся учету. Правильно организованная деятельность по профессиональной ориентации позволяет отобрать достаточное количество кандидатов для обучения на должности сержантов с учетом их мотивации, эмоционально-волевой сферы и создать конкурс при поступлении в учебные заведения.

При неизменной общей фундаментальной цели профессиональной ориентации конкретные (тактические) цели и задачи этой работы полностью зависят от потребностей в кадрах сержантского состава по тем или иным военно-учетным специальностям (ВУС). Наибольший эффект данная деятельность приносит при условии, если командиры частей, органы военного управления, военные комиссариаты и другие структуры, занимающиеся отбором, руководствуются следующими основными принципами подготовки кандидатов к выбору военной профессии:

культивирование полной психологической структуры воинского труда при информировании кандидата о тех или иных вариантах профессионального выбора;

воспитание равного уважения к разным видам профессионального воинского труда как социально равноценным;

интерпретация знаний о мире профессионального воинского труда и соответствующих отношений кандидата к профессиям (особенно молодого гражданина РФ призывного возраста) как органичного звена формирования мировоззрения (миропонимания и мироотношения);

опора на формирующий, воспитательный подход к руководству выбором военной профессии в противовес простому «отсеиванию» непригодных здесь и сейчас;

понимание психолого-педагогического руководства выбором военной профессии не как компенсации беспомощности человека в сложной ситуации, но как искусства активизации его жизненной позиции, процесса его самоопределения;

последовательная реализация права людей на сознательный и свободный выбор военной профессии в связи с реалистической оценкой себя и конкретной жизненной ситуации;

сочетание массовых форм работы с индивидуальной профориентацией, последовательная реализация требования «доходить до каждого».

Для достижения целей и решения задач профессиональной ориентации необходимо вести кропотливую работу по ряду важнейших направлений (рис. 1).

Профессиональное просвещение предполагает формирование у молодых людей мотивации к военным профессиям, в которых ВС РФ испытывают острую потребность, сообщение им сведений об особенностях различных военных профессий и требованиях к кандидату для обучения на должность сержанта. Оно осуществляется методами профессионального информирования, пропаганды и агитации. Применение первого метода позволяет ознакомить кандидатов с наиболее актуальными для ВС РФ военно-учетными специальностями (ВУС) на данный момент и на ближайшую (20 - 30 лет) перспективу, а также с их потенциалами и преимуществами.

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Рис. 1. Основные направления деятельности по профессиональной ориентации кандидатов на должности профессиональных сержантов

Второй метод - профессиональная пропаганда (от лат. propaganda - то, что следует распространить) - должен использоваться в общем русле пропаганды, рассматриваемой в качестве особого рода социальной деятельности, основной функцией которой является распространение идей, знаний и иной информации, формирующих определенные взгляды, представления и эмоциональные состояния, а через них воздействующих и на поведение граждан РФ, военнослужащих ВС РФ (на выбор военной профессии). Истинная цель профессиональной пропаганды - сознательное и целенаправленное преобразование ментальной субстанции общества, что прямо отражается на привлекательности тех или иных видов профессиональной деятельности. Отсюда и вытекают основные принципы профессиональной пропаганды: целенаправленность, дифференцированность, планомерность, массовость, многообразие форм и методов.

Наконец, третий метод - профессиональная агитация (от лат. aqitatio - приведение в движение) - представляет, по сути, одну из форм пропаганды, заключающейся в активном влиянии на выбор кандидатами в сержанты нужных воинским частям ВУС.

Профессиональное просвещение в целях ориентации граждан РФ призывного возраста, прошедших военную службу и пребывающих в запасе, а также военнослужащих ВС РФ на выбор военной профессии становится плодотворным только тогда, когда применяется самый широкий спектр взаимосвязанных форм, способов и приемов работы: рассказы о военных профессиях, беседы, организация клубов, в которых члены общества познают азы военных специальностей, анкетирование, тестирование (в частности, для диагностики профессиональных способностей) и др. При этом важную роль играет разработка и распространение красочных, разумно оформленных информационно-справочных материалов и использование эффективных просветительских методов: составление профессиограмм (кратких описаний профессий); издание разнообразной специальной литературы (буклеты, брошюры и т. п.) и информационно-поисковых систем с применением ЭВТ; размещение в СМИ профессиональной рекламы и агитации; организация экскурсий в воинские части и на военные объекты, встреч с широким кругом военных специалистов; чтение познавательных лекций о путях решения проблем самоопределения; проведение профориентационных уроков с выпускниками средних школ и учебных заведений среднего профессионального образования; демонстрация учебных фильмов и видеофильмов; проведение военных модификаций «ярмарок профессий» и т. п.

Особое место в данном перечне занимают профессиограммы (от лат. professio - специальность, gramma - запись), где содержится описание конкретной профессии, раскрываются специфика профессионального труда и требования, предъявляемые военнослужащему при назначении на определенную должность. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы. В профессиограммах излагаются психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности военной специальности или профессии, указываются их функции и затруднения в освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией службы. Они включают в себя психограмму - портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств.

Практика войск и анализ деятельности по профессиональному отбору кандидатов для обучения на должности профессиональных сержантов привели к выводу о том, что в структуре профессиограмм ВУС сержантов целесообразно отражать следующие основные профессиональные позиции: содержание и условия воинского труда; квалификационные требования к ВУС; средства воинской деятельности; требования к профессионально важным качествам; профессиональное образование; медицинские противопоказания; родственные воинские профессии.

Следующее направление профессиональной ориентации - предварительная профессиональная диагностика - включает в себя совокупность мероприятий, связанных с выявлением интересов и способностей кандидата для обучения на должность сержанта к той или иной ВУС посредством анкетных, аппаратурных и тестовых методов. Наиболее действенными среди них, как показывает опыт, являются беседы-интервью закрытого и открытого типа, опросники профессиональной мотивации и профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, наблюдение как один из основных методов работы психолога, сбор косвенной информации о кандидате, «профессиональные пробы» в специально организованном процессе отбора.

В контексте профориентации может также применяться специальная система педагогических воздействий, позволяющая активизировать деятельность человека в формировании и совершенствовании своих психологических и физических качеств, предопределяющих успехи в той или иной профессии или должности.

Суть еще одного из направлений профессиональной ориентации - профессионального консультирования - заключается в диагностике качеств кандидатов и сопоставлении их с профессиограммой соответствующих специальностей, результаты которых дают возможность кардинальным образом снизить последующие издержки профессионального отбора, создавая надежный барьер кандидатам, не соответствующим по своим личным характеристикам статусу младшего командира. Эффективно решать задачи профессионального консультирования можно только на основе личностного подхода. Осознанным выбор можно считать в том случае, если кандидат будет четко представлять себе степень диссонанса его личных социально-психологических качеств требованиям профессиограммы предлагаемой ВУС (должности).

Проводить профессиональное консультирование целесообразно, на наш взгляд, в несколько этапов, преследуя на каждом из них определенные цели (рис. 2).

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Рис. 2. Поэтапный порядок профессионального консультирования в процессе отбора кандидатов на должности сержантов

Военные комиссариаты, командования воинских частей и подразделений должны создавать такие условия, чтобы на предварительном этапе потенциальные кандидаты на должности профессиональных сержантов могли самостоятельно проводить диагностику соответствия своих социально-психологических качеств, требуемых для выбранной специальности. С этой целью выписки из профессиограмм целесообразно направлять в школы, учебные заведения, заинтересованным лицам, а также размещать их в информационной базе предприятий, вузов, соединений и воинских частей.

Как показывает практика, современные тенденции в социальной среде требуют широчайшего применения в процессе профессионального консультирования активных, наступательных, креативных технологий воздействия на личность. Конечно же, результативность применения тех или иных способов и приемов зависит как от личности кандидата, так и от подготовленности, опыта специалиста, проводящего консультирование. Свои коррективы в используемый инструментарий вносят также содержание и цели конкретной стадии консультирования. Тем не менее, наиболее действенными можно считать, в частности, методы морально-эмоциональной поддержки, реализуемые через группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для решения собственно профконсультационных проблем), профориентационные и профконсультационные активизирующие игры с элементами психотренинга, а также ссылки на различные положительные (успешные) примеры самоопределения, самодиагностики и самокорректировки качеств, повышающие уверенность кандидата в принципиальной возможности самопреобразования в соответствии с требованиями профессиограмм ВУС (должностей).

Кроме того, достаточно высока эффективность применения методов индивидуальной и групповой суггестии (НЛП - моделирования), функционирования специально созданных групп тренинга и т. п., которые не только позволяют молодому человеку лучше осознать смысл и особенности выбираемой специальности, но и обеспечивают необходимую психологическую поддержку принятого решения, а также создают условия для корректировки ряда психосоциальных качеств кандидатов для обучения на должности сержантов.

Важное значение для результативности профессионального консультирования имеет личное обаяние специалиста-консультанта, его умение использовать в своей деятельности приемы воспитания у кандидатов готовности к взаимопомощи и взаимоподдержке, а также организовать совместную с ними работу над формированием эмоциональной устойчивости, морально-эмоциональной готовности к возможным сложностям самоопределения.

Как показывает практика отбора кандидатов для обучения в Центре подготовки сержантов ВС РФ (ЦПС ВС РФ) в 2009 году, не менее впечатляющие результаты могут принести методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития, учитывающие основные аспекты профессиональной подготовленности и социальной защищенности специалистов конкретных воинских коллективов. К наиболее эффективным из них следует отнести: построение цепочки последовательных действий, обеспечивающих реализацию намеченных жизненных целей и перспектив; показ различных вариантов действий кандидата на должности сержантов (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, что позволяет выделить наиболее оптимальные варианты перспектив; использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов специальностей (должностей); совместный анализ ситуаций самоопределения с использованием различных методов оценки и самооценки профконсультационных ситуаций; применение приемов формирования у кандидатов для обучения на должности сержантов готовности самостоятельно всесторонне анализировать различные ситуации профессионального самоопределения.

На самоопределении следует, пожалуй, остановиться более подробно. В общем плане это сложный, многоуровневый процесс, структурными элементами которого являются разные виды самоопределения (личностное, социальное, профессиональное и др.), постоянно взаимодействующие и влияющие друг на друга. В самоопределении человек сплавляет в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и о себе самом, определяя смысл своего существования.

В свете данного понимания можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Его сущность заключается в нахождении личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности. При этом важно отметить, что смысл конкретной деятельности всегда должен определяться в контексте всей жизни, иначе не будет профессионального самоопределения как целостного процесса.

Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии. Динамика профессионального самоопределения состоит в изменении отношения к себе и критериев этого отношения.

Как собственно личностное, так и профессиональное самоопределение имеют ценностно-смысловую основу. При этом важно учитывать то обстоятельство, что ценностно-смысловая основа функционирования воинских подразделений (и соответственно младших военных специалистов этих подразделений) может вступать в явный диссонанс с ценностями современной молодежи. Очевидно к тому же, что не каждый поступающий на военную службу человек делает этот шаг осознанно (иными словами, абсолютно самоопределившись), а условия функционирования воинского подразделения далеко не всегда обеспечивают выбор потенциального военнослужащего в необходимом направлении. Ценности, доминирующие в том или ином воинском коллективе, воспринимаются далеко не всеми военнослужащими, поскольку они исповедуют ценности определенных субкультур.

Воинские коллективы являются носителями вполне конкретных ценностей. Современная же молодежь, как известно, в качестве идеала провозглашает в основном личные эгоистические ценности. Уже одно это требует не простого наблюдения за процессом самоопределения кандидатов, а самого активного участия в нем, хотя бы для того, чтобы размывание неадекватных приоритетов осуществлялось у военнослужащих по призыву менее болезненно. В целом же процесс усвоения требуемых ценностей, трансформации их в личные не будет эффективным без наступательной, перманентной и настойчивой деятельности по психолого-педагогическому обеспечению, более того - даже навязыванию необходимых моментов в контексте самоопределения.

Как свидетельствует войсковой опыт, на современном этапе должности сержантов не считаются особо престижными в связи с отсутствием убедительных материальных, моральных стимулов и хорошо проработанной нормативно-правовой и методической базы по обеспечению их социальной защиты во время службы и по ее окончанию. Все это в совокупности с несовершенством системы отбора, подготовки и прохождения службы сержантами создает проблемы специалистам на этапе профессиональной ориентации кандидатов для обучения на должности младших командиров, а также самим кандидатам в профессиональном самоопределении.

Положительное разрешение проблемы обеспечения позитивного самоопределения (профессионального самоопределения) кандидатов для подготовки на должности сержантов возможно, на наш взгляд, путем внедрения в практику деятельности командиров, органов управления и военных комиссариатов соответствующей концептуальной модели (рис. 3), разработанной на основе анализа уже имеющихся подобных моделей и опыта, полученного при отборе кандидатов для обучения в ЦПС ВС РФ.

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Рис. 3. Концептуальная модель обеспечения профессионального самоопределения кандидатов для подготовки на должности сержантов

Позитивное профессиональное самоопределение, являясь неотъемлемой чертой личности молодого кандидата для подготовки на должность сержанта, выражается в первую очередь в положительной диверсификации институциональных и личностных ценностей, а также в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых специалисту. Сформулированные выше представления о самоопределении как о фундаментальном ядре активности личности и исходном пункте в социально-психологической адаптации военных специалистов к условиям профессиональной деятельности целесообразно учитывать при работе с возможными кандидатами для подготовки на должности сержантов.

Конструктивное разрешение проблем, связанных с профессиональным отбором, имеет чрезвычайно важное практическое значение, так как конечная его цель - установление степени соответствия способностей конкретной личности требованиям конкретной военной профессии. Однако сегодня в военных организациях нередко осуществляется не отбор, а изучение и обследование, результаты которых учитываются в комплексе с состоянием здоровья, физического развития и уровнем общеобразовательной подготовки кандидата, что не позволяет дать объективную оценку его готовности к обучению по выбранной ВУС.

Как показывает анализ существующих в этой сфере подходов, после изучения и обследования кандидатов необходимо проводить второй этап - достаточно сложную и развернутую процедуру их полноценного профессионального психологического отбора (рис. 4).

Предложенный подход будет, на наш взгляд, в значительной степени способствовать успешной и ускоренной социально-психологической адаптации младших военных специалистов к условиям профессиональной деятельности. Позитивное его значение заключается также в том, что при социально-психологическом отборе оценивается степень выраженности профессиональной направленности, поведение и дисциплинированность кандидата, его склонность к организаторской и руководящей деятельности, уровень личной конфликтности и другие качества, которые являются определяющими в перечне требований к профессиональным качествам сержантов соединений и воинских частей ВС РФ нового облика.

Осуществление отбора кандидатов в соответствии с представленной процедурой позволит предотвратить проникновение в воинский коллектив наименее способных, недостаточно надежных лиц, выявить и оценить степень выраженности и устойчивости таких особенностей личности как направленность на овладение конкретной военной профессией (профессиональные мотивы, интересы, установки), повысить плодотворность военно-профессиональной подготовки, а также достичь ощутимого экономического эффекта, что в условиях транзитивной экономики становится одним из ведущих критериев деятельности любого, в том числе военного субъекта.

Специалисты профессионального отбора применяют в своей работе широкий спектр психодиагностических методик. Причем чаще всего используются те из них, которые дают возможность выявить личностные особенности (34 %); на втором месте - методики, оценивающие познавательные способности и уровень интеллекта (31 %); на третьем - методики, изучающие мотивационную сферу (20 %); оставшиеся 15% составляют методики, исследующие актуальное состояние, нервно-психическую устойчивость, профессиональную направленность интересов человека.

Как показывает опыт армий ведущих государств мира, для практической реализации мероприятий по профессиональной ориентации и профессиональному психологическому отбору кандидатов для подготовки на должности сержантов, необходимо создать действенную систему соответствующих органов (рис. 5), хорошо проработанную и обоснованную по организационно-штатной структуре и затратам на ее формирование и функционирование.

Представленный на рисунке вариант данной структуры позволит, на наш взгляд, систематизировать этот важный вид деятельности, организовать его целенаправленное финансовое и материальное обеспечение, активизировать работу командиров соединений и воинских частей, органов военного управления ВС РФ по отбору кандидатов для подготовки на должности сержантов среди рядового состава и граждан РФ призывного возраста, прошедших военную службу и пребывающих в запасе.

Важное место в деятельности командиров и органов управления занимает задача отбора кандидатов для назначения на должности младших командиров. Исходя из концептуальных подходов к созданию института профессиональных сержантов, сержантский состав целесообразно подразделять на строевых командиров (работающих с личным составом) и технических специалистов (военных техников). Задачи повседневной деятельности строевых командиров более ответственны и объемны. Они отвечают за обучение и воспитание подчиненного личного состава, поддержание боевой готовности вверенных подразделений, умелое командование ими при ведении боевых действий. Это все требует применения особой методики их отбора (рис. 6), реализуемой перед непосредственным назначением на командную должность на основе исследования профессионально важных качеств (ПВК) кандидатов.

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Рис. 4. Процедура профессионального психологического отбора кандидатов для обучения на должности профессиональных сержантов

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Рис. 5. Система органов, занимающихся профессиональной ориентацией и отбором кандидатов на должности профессиональных сержантов (вариант)

Предложенную методику отбора сержантов на должности руководителей первичных воинских коллективов рекомендуется использовать в соединениях и воинских частях ВС РФ перед их назначением на командные должности. В структурных учебных подразделениях данную методику следует применять к кандидатам для обучения на должности профессиональных сержантов на этапе их приема в комплексе с методиками профессионального психологического отбора. В дальнейшем изучение кандидатов на должности, связанные с работой с личным составом, должно продолжаться в процессе обучения, и накопленный результат или подтвердит достоверность первоначальных выводов или опровергнет их.

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Рис. 6. Методика отбора сержантов на должности командиров подразделений

Изложенные в статье предложения и рекомендации по организации профотбора кандидатов для обучения на должности профессиональных сержантов позволяют, на наш взгляд, исключить или свести к минимуму вероятность назначения на должности младших командиров военнослужащих, не способных качественно выполнять возложенных на них обязанности. Но для этого необходимо активизировать проведение мероприятий по разработке соответствующей нормативно-правовой и методической базы, созданию стройной структуры органов, целенаправленно занимающихся качественным отбором кандидатов в профессиональные сержанты с учетом проведенных исследований и анализа отечественного и зарубежного опыта.

Багрецов С.А., Львов В.М., Майданов Н.П., Шлаен П.А. Методы профессионального отбора специалистов. Учебное пособие для вузов. Тверь: ООО «Издательство Триада», 2005. С. 7.

Багрецов С.А., Львов В.М., Майданов Н.П., Шлаен П.А. Методы профессионального отбора специалистов. С. 20 - 30.

Багрецов С.А., Львов В.М., Майданов Н.П., Шлаен П.А. Методы профессионального отбора специалистов. С. 52.

Симакова А.А., Никитина В.М., Лазуткина В.И. Профессиональный психологический отбор в ВС РФ. Учебно-методическое пособие. М.: 178 НПЦ ГШ ВС РФ, 1999. С. 10-21.

Военная Мысль. 2010. № 9. С. 16-27.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации