Некоторые аспекты совершенствования системы управления общевойскового формирования нового облика

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/2010, стр. 11-15

Некоторые аспекты совершенствования системы управления общевойскового формирования нового облика

Полковник П. Ф. КУЗНЕЦОВ,

кандидат военных наук

Подполковник А.Л. РАСЧИСЛОВ,

кандидат военных наук

Некоторые аспекты совершенствования системы управления общевойскового формирования нового обликаКУЗНЕЦОВ Николай Федорович родился 12 ноября 1951 года в селе Противье Тверской области. Окончил Московское высшее общевойсковое командное училище (1974), Военную академию имени М.В.Фрунзе с отличием (1986), адъюнктуру ВА имени М.В. Фрунзе (1994).

Участник боевых действий в ДРА (1979-1981). Службу проходил в должностях командира мотострелкового взвода, мотострелковой роты, начальника штаба мотострелкового батальона, начальника оперативного отделения штаба мотострелковой дивизии, преподавателя, старшего преподавателя кафедры управления войсками и службы штабов ОА ВС РФ.

После увольнения из рядов ВС (2003) - доцент кафедры управления войсками и службы штабов ОА ВС РФ.

Некоторые аспекты совершенствования системы управления общевойскового формирования нового обликаРАСЧИСЛОВ Александр Лаврентьевич родился 21 февраля 1975 года в селе Старое Тимошкино Республики Татарстан. Окончил Казанское высшее танковое командное училище (1996), Общевойсковую академию (2004), адъюнктуру ОА ВС РФ (2008).

Службу проходил в должностях командира танкового взвода, танковой роты, заместителя командира учебного танкового батальона, командира танкового батальона, преподавателя, старшего преподавателя кафедры управления войсками и службы штабов ОА ВС РФ. Принимал участие в действиях по поддержанию мира в грузино-югоосетинском конфликте (2004-2005).

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются вопросы живучести пунктов управления тактического звена, мероприятия по созданию единого информационного пространства и развитию системы управления.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система управления, живучесть, развитие, общевойсковое формирование, единое информационное пространство, скрытность.

SUMMARY. The questions of viability of command and control points of tactical level, activities to create the common information space and to develop control system.

KEYWORDS: control system, viability, development, combined-arms formation, common information space, covertness.

ОПЫТ развития системы управления тактического звена (СУ ТЗ), полученный в послевоенный период, показывает, что данный вопрос был всегда актуальным, а его решение, как правило, осуществлялось путем проведения ряда организационно-технических мероприятий, главными из которых являлись: совершенствование организационно-штатной структуры органов управления общевойскового формирования; создание системы запасных командных пунктов (ЗКП), в том числе подвижных, их рассредоточение, тщательная маскировка и размещение в прочных фортификационных сооружениях; совершенствование организации охраны и обороны пунктов управления (ПУ), сил и средств противовоздушной обороны; применение эффективных мер по защите системы управления от воздействия средств радиоэлектронного подавления (РЭП) противника; выполнение организационно-технических мероприятий по информационной безопасности.

Опыт тактических и командно-штабных учений, проведенных в 2000 году с общевойсковыми формированиями нового облика, показывает, что нынешнее состояние СУ ТЗ не в полной мере соответствует предъявляемым к ней требованиям. Это обусловлено следующими факторами:

целесообразностью перехода на новые формы и методы работы органов управления для более эффективного руководства применением современных боевых систем - средствами разведки и огневого поражения, РЭП, боевыми бронированными машинами, роботизированной техникой, беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), всесторонним обеспечением, достижения качественно новых боевых возможностей общевойсковых формирований нового типа;

недостаточно высокой живучестью СУ ТЗ из-за значительного (в 1,5-1,8 раза) увеличения на ПУ общевойсковых формирований нового типа количества личного состава, средств управления и транспортных средств;

возросшими возможностями средств разведки и поражения противника по вскрытию и поражению СУ ТЗ (по результатам исследования вероятность вскрытия КП общевойскового формирования в исходном районе для наступления составляет 0,7, вероятность поражения 0,9);

потребностью в создании единого цифрового информационного пространства тактического звена для обеспечения как вертикальной, так и горизонтальной интеграции и постепенному переходу к децентрализованному управлению силами и средствами;

необходимостью стандартизации средств автоматизации управления, применяемых на ПУ, образцах вооружения и техники, с целью повышения эффективности руководства соединениями нового типа в различных условиях обстановки.

Кроме того, по нашему мнению, для выработки основных направлений развития СУ ТЗ требуется учесть предыдущий опыт использования автоматизированных средств управления войсками (АСУВ), таких как АСУВ «Маневр», АСУ «Полет-К», единой системы управления тактического звена «Созвездие», а также их зарубежных аналогов. Сравнительный анализ показывает, что наибольший эффект внедрения достигается, когда охвачена вся организационно-техническая составляющая управления общевойсковым формированием.

Таким образом, в свете современных требований по дальнейшему совершенствованию структуры общевойсковых формирований, на наш взгляд, необходимо:

повысить до современного уровня качество работы оперативного состава на ПУ за счет более четкой структуризации функциональных групп и распределения управленческих обязанностей;

интегрировать силы и средства управления, разведки, огневого поражения, РЭБ, всестороннего обеспечения на базе совместных органов управления;

осуществить дальнейшее разделение управленческого труда по основным функциональным направлениям на основе применения современных информационных технологий;

уменьшить в 1,5-2 раза количество специально оборудованных рабочих мест, размещенных на ПУ, с которых командиры и офицеры штаба осуществляют управление подразделениями, за счет применения современных средств связи, аппаратуры передачи данных, снижения массогаба-ритных характеристик средств управления и улучшения эргономичности командно-штабных машин (КШМ);

сократить общую численность личного состава и техники, формирующих СУ ТЗ и обеспечивающих работу оперативного состава.

Проведенные в ОА ВС РФ исследования показывают, что выполнение мероприятий по развитию СУ ТЗ потребует пересмотра существующего порядка формирования ПУ бригад нового типа, а следовательно, и организационно-штатных структур подразделений обеспечения управления. Так, по действующему положению ПУ общевойскового формирования (КП, ТПУ) при развертывании на местности формируются на основе сил и средств подразделений обеспечения управления, которые не объединены единым командованием, не имеют единого органа обеспечения всеми видами снабжения и довольствия.

Большое количество отдельных, разнородных, организационноразоб-щенных подразделений обеспечения управления усложняет руководство ими. Такое положение создает значительные трудности в период развертывания ПУ, в организации их четкой работы и жизнедеятельности. В ходе боя затрудняются осуществление маневра силами и средствами управления, их взаимозаменяемость. Определенные сложности могут возникнуть и при восстановлении нарушенного управления.

Кроме того, после распределения сил и средств подразделений обеспечения управления оставшийся личный состав размещается, как правило, вблизи КП (ТПУ) и перемещается вместе с ними. Так, по результатам исследованийипроведенныхученийбылоподсчитано,чтонаКПобщевой-скового формирования может быть сосредоточено до 60 единиц различной техники и более 100 человек личного состава. В итоге это не способствует поддержанию установленного режима функционирования ПУ и их маскировки в районах расположения. Эти негативные явления в условиях мирного времени в полной мере не проявляются, так как ПУ общевойскового формирования создаются на период учений, как правило, в сокращенном составе на сравнительно короткое время (5-7 суток).

Таким образом, одним из направлений устранения отмеченных недостатков и дальнейшего развития СУ ТЗ является совершенствование организационно-штатной структуры подразделений обеспечения управления, предназначенных для формирования ПУ. Так, вместо существующего порядка, основанного на временном выделении части сил и средств отдельных, разобщенных, не имеющих единого командования подразделений, рекомендуется создать штатное подразделение обеспечения управления в общевойсковом формировании - до батальона обеспечения управления, который формировал бы ПУ, а их штатный командир смог бы осуществлять непосредственное руководство развертыванием и функционированием пунктов управления в полевых условиях.

Предлагаемый путь решения обозначенной проблемы создает, на наш взгляд, более благоприятные условия для формирования монолитных коллективов, обеспечивающих работу ПУ, целенаправленного обучения и воспитания всего личного состава, повышения его боевой готовности, боевого слаживания, взаимодействия, а при необходимости - взаимозаменяемости. Подобная реорганизация не только не потребует увеличения личного состава, а напротив, позволит в целом сократить количество подразделений обеспечения управления.

Результаты исследований показывают, что дальнейшее развитие СУ ТЗ невозможно без совершенствования существующей системы связи тактического звена. В качестве главного системообразующего компонента предусматривается формирование единого информационного пространства тактического звена (ЁИП ТЗ), обладающего высокой пропускной способностью, масштабируемостью, устойчивостью к вскрытию, поражению (подавлению), непрерывным и единообразным обменом информацией для всех систем и средств при ведении боевых действий.

Сегодня создание такого компонента невозможно без:

сетевого объединения ПУ, средств разведки, огневого поражения, всестороннего обеспечения;

организации «бесшовного» информационного взаимодействия ПУ и подразделений, вплоть до отдельного военнослужащего (единицы боевой техники);

формирования и доведения в реальном масштабе времени цифровой картины боевой обстановки до органов управления (подразделении);

разработки единых комплексных электронных боевых документов по планированию боевых действий и управлению подразделениями (силами и средствами) в бою.

Одним из направлений, позволяющих наиболее полно реализовать концепцию ЕИП ТЗ, является переход на систему связи, основанную на современных принципах организации. Результаты исследований показывают, что в настоящее время при построении систем связи оперативного и тактического звеньев в армиях передовых стран активно применяются сотовые технологии. Система связи тактического звена управления также может быть построена по принципам организации связи в коммерческих сетях, так как, по сути, она состоит из тех же элементов: подвижных абонентов на командно-штабных машинах; абонентских радиотелефонных аппаратов подвижных объектов (расчетов, отделений и выше), узлов связи различного уровня, системных центров коммутации, таких как мобильный узел связи. Современные вооруженные конфликты показали, что для повышения живучести СУ ТЗ данные системы крайне необходимы. Они могут применяться в качестве временного средства для полной или частичной замены в короткие сроки проводной телефонной связи при расположении пунктов управления в новых районах, а также для обеспечения связью органов управления, временно находящихся в труднодоступных районах.

Особое место в обеспечении бесперебойного функционирования системы управления занимает фортификационное оборудование районов развертывания пунктов управления. Практика боевой подготовки показывает, что для решения данной задачи следует выделять до инженерно-позиционной роты (без инженерно-позиционного взвода) из инженерно-саперного батальона бригады. Кроме того, к инженерному оборудованию места развертывания командного пункта необходимо привлекать личный состав подразделения обеспечения управления и мотострелковых подразделений численностью до 50 человек, к оборудованию вспомогательного пункта управления - инженерно-позиционное и инженерно-саперное отделения из инженерно-саперного батальона, а также подразделения обеспечения (мотострелковые подразделения) численностью до 25 человек. Оборудование района развертывания тылового пункта управления обычно осуществляется силами тыловых подразделений с выделением специальных землеройных машин, а передовой командный пункт - инженерно-позиционным отделением и мотострелковым отделением.

К возведению фортификационных сооружений в ложных районах развертывания ПУ привлекаются подразделения родов войск и инженерных войск с землеройной техникой. Соотношение ложных и действительных пунктов управления общевойскового формирования должно быть не менее, чем \:2, а количество и типы оборудуемых фортификационных сооружений - соответствовать действительным объектам на ПУ. При этом допускается отрывка траншей и котлованов для окопов и укрытий неполного профиля.

Сегодня созданные в структуре Сухопутных войск общевойсковые формирования имеющимися силами и средствами не способны в полной мере выполнить весь объем задач по фортификационному оборудованию пунктов управления. Их возможности по проведению тактической маскировки также ограничены, что не позволяет качественно и своевременно проводить весь комплекс мероприятий и обеспечить живучесть ПУ тактического звена.

Поскольку задача возведения сооружений на пунктах управления будет постоянной для инженерных подразделений во всех видах боевых действий, целесообразно в их составах иметь специальные подразделения оборудования пунктов управления, а для централизованной заготовки фортификационных конструкций в общевойсковом формировании - взвод инженерных конструкций. При этом в обязательном порядке к оборудованию районов развертывания пунктов управления следует привлекать наряду с инженерными войсками подразделения обеспечения управления (комендантские, связи) и обслуживания в количестве: для КП общевойскового формирования - не менее 50 человек, для ТПУ - не менее 20 человек.

Расчеты показывают, что для обеспечения скрытности ПУ целесообразно на каждую единицу техники иметь не менее одного маскировочного комплекта. Однако существующие нормы ограничивают этот показатель до 55 % от их необходимого количества.

Какпоказываетопытвойсковыхучений«3апад2009»,маскировка50% средств управления ПУ осуществлялась с помощью подручных средств. При этом существующие табельные маскировочные комплекты (МКТ) и маски позволяют скрыть объекты только от оптических средств разведки противника и снизить вероятность их вскрытия до 0,3. Комплекты МКТ всех типов обеспечивают маскировку ПУ от оптических и оптико-механических средств разведки на дальности от 600 м и далее, а дешифрируются на аэрофотоснимках масштаба 1: 3000-5000. Кроме того, эти комплекты и маски малоэффективны для маскировки ПУ от других технических средств разведки: фототелевизионных, электронно-оптических, радиолокационных, лазерных. Существенным недостатком всех табельных маскировочных комплектов и масок является то, что они малоэффективны для маскировки движущихся объектов, тогда как современные разведывательно-ударные комплексы противника предназначены для поражения именно таких целей.

Повышение живучести СУ ТЗ за счет создания модульной структуры пунктов управления невозможно без пересмотра традиционных форм и методов работы оперативного состава на пунктах управления. Установлено, что при таком распределении необходимо:

интегрировать работу органов управления общевойскового формирования по основным функциям со строгим распределением обязанностей основных должностных лиц в решении управленческих задач;

перейти к совместной разработке комбинированных боевых документов по управлению войсками; исключить дублирование органами управления (должностными лицами) выполнение одних и тех же задач;

придать работе должностных лиц органов управления большую целеустремленность и инициативу в принятии решений и планировании специфических вопросов, особенно огневого поражения, боевого обеспечения;

повысить производительность труда органов управления за счет использования современных методов и средств управления.

Новый облик Вооруженных Сил Российской Федерации предполагает проведение кардинальных мероприятий по развитию теории и практики управления войсками, и прежде всего осуществление активного поиска путей совершенствования системы управления общевойсковых формирований, непосредственно выполняющих боевые задачи на поле боя.

Изложенные в статье предложения по развитию системы пунктов управления тактического звена не представляют собой окончательное и готовое к применению решение данной проблемы, а лишь предполагают дальнейшую научную разработку и подтверждение полученных результатов в ходе боевой подготовки войск.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации