Методология определения влияния различных условий на выполнение внутренними войсками МВД РФ задач территориальной обороны

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/2010, стр. 47-54

Методология определения влияния различных условий на выполнение внутренними войсками МВД РФ задач территориальной обороны

Полковник И.Л. КАРДАШ,

кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются существующие противоречия в развитии теории боевого применения соединений и воинских частей при выполнении задач территориальной обороны. Предлагается выработать единый подход к определению основных понятий, привести условия применения внутренних войск в единую систему, классифицировать их по определенным основаниям, а на этой основе определить место условий в общей системе применения внутренних войск.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: условия, факторы, задачи, формы, способы, чрезвычайные обстоятельства, чрезвычайная ситуация, боевая служба, боевые действия, специальная операция, вооруженный конфликт, территориальная оборона.

SUMMARY. The existing contradictions in development of the theory of combat use of military formations and units in carrying out the tasks of territorial defence. It is proposed to develop a uniform approach to defining the basic concepts, giving conditions for application of internal forces in a unified system, to classify them according to certain reasons, and on this basis to determine the place in of conditions in terms of the overall system of the Internal Troops.

KEYWORDS: conditions, factors, tasks, forms, methods, emergency, situation of emergency, military service, combat actions, special operation, armed conflict, territorial defence.

АНАЛИЗ опыта выполнения служебно-боевых задач внутренними войсками МВД России (далее - внутренние войска) позволяет сделать вывод о том, что эффективность их действий в значительной степени зависит от того, насколько полно и грамотно учтено влияние условий, в которых эти задачи выполняются. Кроме того, исследование указанных условий является одной из задач теории тактики и оперативного искусства внутренних войск.

Наряду с теоретической значимостью, рассматриваемый вопрос имеет и практическое значение: в зависимости от того, в каких условиях действуют войска, создаются группировки сил и средств, определяются формы применения соединений и воинских частей, выбираются способы и приемы действий, организуются и осуществляются подготовка, взаимодействие, всестороннее обеспечение, управление. Другими словами, условия применения войск непосредственно (а в ряде случаев - определяющим образом) влияют на тактику соединений и воинских частей внутренних войск при выполнении тех или иных задач.

Исследования вопросов, связанных с условиями выполнения задач внутренними войсками, показывают, что сегодня пока еще отсутствует единая логичная классификация этих условий, не установлены связи и зависимости условий применения войск и явлений, определяемых понятиями: «предназначение», «функции», «цели», «задачи». Кроме того, в этой сфере нет единой трактовки некоторых понятий.

Исходя из этого напрашивается вывод: при разработке теории необходимое внимание должно уделяться терминологии - выявлению подходящих, разработке новых терминов, понятий и категорий, изложению (выработке) соответствующих им определений и раскрытию в необходимой и достаточной степени содержания этих определений. Такой поход облегчит понимание рассматриваемых явлений и послужит основой для проведения дальнейших исследований.

В качестве примера можно привести подход к пониманию такого явления, как незаконные вооруженные формирования (НВФ). Сегодня для его обозначения все чаще можно встретить термин «иррегулярные вооруженные формирования», а также «террористические формирования», «партизанские (повстанческие) формирования», «экстремистские формирования», «бандгруппы», «боевики». Терминологический анализ различных источников показал, что одно и то же вооруженное формирование может быть одновременно незаконным по степени легитимности, иррегулярным по способу комплектования, террористическим по своим целям и партизанским по способам действий. Приведенный пример подчеркивает важность и значимость терминологического аппарата при разработке теории применения внутренних войск.

В связи с этим представляется целесообразным выработка единого подхода и применение при проведении исследования следующих основных терминов: условия - обстановка, в которой происходит что-нибудь; фактор - причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты, момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении; причина - явление, действие которого вызывает, характеризует, изменяет, производит или влечет за собой другое явление - следствие (производимое причиной следствие зависит от условий); ситуация - совокупность обстоятельств, положение, обстановка; обстоятельство - явление, сопутствующее какому-нибудь другому явлению и с ним связанное, условия, определяющие положение, существование чего-нибудь, обстановка; обстановка - положение, обстоятельство, условия существования чего-нибудь; цель - то, к чему стремятся, что надо осуществить; задача - то, что требует исполнения, разрешения; предназначение - то, что предопределено, предначертано кому-нибудь, роль; функция - работа, производимая органом, организмом, роль, значение чего-нибудь, обязанность, круг деятельности, назначение; чрезвычайный - исключительный, очень большой, превосходящий все.

Применительно к теории тактики и оперативного искусства внутренних войск наиболее общий формальный подход к определению условий, в которых внутренние войска выполняют служебно-боевые задачи, предлагался руководящими документами в определении содержания служебно-боевой деятельности. При этом выделялись несение боевой службы, действия по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, при чрезвычайных обстоятельствах и введении военного положения.

Подобный подход не раскрывал сущности и содержания условий применения войск, а кроме того, в одном определении были объединены явления, относящиеся к различным категориям деятельности - форма применения войск (боевая служба), правовые режимы (чрезвычайное положение, военное положение), условия применения (чрезвычайные обстоятельства).

Существующие же руководящие документы, предложив более логичное и адекватное определение служебно-боевой деятельности, тем не менее не внесли ясность в определение условий выполнения задач.

Таким образом, необходимость приведения условий применения внутренних войск в единую систему, классификация их по определенным основаниям является очевидной. Вместе с тем важным является определение места условий в общей системе применения внутренних войск. Это позволит установить степень влияния условий применения войск на другие элементы системы (формы применения, способы действий и т. д.).

В общем виде место условий в системе применения внутренних войск представлено на рисунке 1.

Методология определения влияния различных условий на выполнение внутренними войсками МВД РФ задач территориальной обороны

Рис. 1. Место условий в системе применения внутренних войск

В соответствии с Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» внутренние войска «предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств».

Предназначение внутренних войск определяет цели их применения. При этом необходимо учитывать, что категория «цели» относится к какой-либо деятельности, поскольку оформляется в виде ее результата. Таким образом, цели применения внутренних войск будут определяться в зависимости от условий, в которых осуществляется деятельность, поскольку ее результат в тех или иных условиях будет различным.

Условия выполнения задач оказывают влияние на действия войск не прямым образом, а через проявление различных факторов. Системный анализ такого явления, как применение внутренних войск, требует учета большого количества различных факторов, оказывающих влияние на действия войск.

Именно факторы как наиболее существенные составляющие условий применения войск будут оказывать непосредственное влияние на определение задач для выполнения, выбор форм применения и способов действий.

Выполнение же задач в конкретных условиях позволит обеспечить достижение поставленных целей и в конечном счете реализовать функции войск.

Для классификации условий применения внутренних войск необходимо определить ее основания. При этом ясно, что войска могут одновременно действовать в условиях, относящихся к разным ветвям классификации. Исследования позволили предложить вариант оснований классификации, представленный на рисунке 2.

Методология определения влияния различных условий на выполнение внутренними войсками МВД РФ задач территориальной обороны

Рис. 2. Классификация условий применения внутренних войск

Представляется целесообразным подробнее рассмотреть условия применения войск в свете представленной классификации.

В зависимости от политической обстановки войска могут применяться в условиях военного или мирного политической обстановки времени.

Военное время наступает с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий. Состояние войны объявляется Федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации.

С функциональной точки зрения внутренние войска могут действовать в условиях повседневной деятельности, чрезвычайных обстоятельств, вооруженного конфликта, территориальной обороны.

Повседневная деятельность - это условия применения войск, при которых отсутствуют угрозы возникновения чрезвычайных обстоятельств, вооруженных конфликтов, террористических актов, вооруженного нападения на Российскую Федерацию. В этих условиях внутренние войска участвуют в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, осуществляют физическую защиту важных государственных объектов и специальных грузов и находятся в постоянной готовности к выполнению задач в случае осложнения обстановки.

Чрезвычайные обстоятельства - это условия, при которых войска применяются для устранения (ликвидации) последствий чрезвычайной ситуации (чрезвычайного происшествия). При этом нередко чрезвычайные обстоятельства отождествляются с чрезвычайной ситуацией, хотя они и не являются абсолютными аналогами. Это приводит к определенной путанице в понятиях.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В зависимости от источника чрезвычайные ситуации в настоящее время подразделяются на:

чрезвычайные ситуации природного характера, которые возникают в результате опасных геофизических, опасных метеорологических (агрометеорологических), морских, опасных гидрологических явлений, природных пожаров;

чрезвычайные ситуации техногенного характера, возникающие в результате транспортных аварий (катастроф), пожаров и взрывов (с возможным последующим горением), аварий с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ, аварий с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ, аварий с выбросом (угрозой выброса) опасных биологических веществ, внезапного обрушения зданий, сооружений, пород, аварий на электроэнергетических системах, аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения, аварий на очистных сооружениях, гидродинамических аварий;

чрезвычайные ситуации биолого-социального характера, являющиеся результатом инфекционных заболеваний людей, сельскохозяйственных животных, поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями.

Внутренние войска, а также иные силы, формирования и органы применяются как при чрезвычайной ситуации, так и при наличии чрезвычайных происшествий, которые не ведут к возникновению чрезвычайной ситуации, но являются исключительными, из ряда вон выходящими (например, при участии в розыске и задержании вооруженных и особо опасных преступников).

Вооруженный конфликт - это условия, при которых внутренние войска в той или иной степени и форме участвуют в вооруженном противоборстве между государствами или социальными общностями внутри них в целях разрешения экономических, политических, национально-этнических и других противоречий.

Вооруженный конфликт может иметь международный (с участием двух или нескольких государств) или внутренний характер (с ведением вооруженного противоборства в пределах территории одного государства).

Проведенные исследования позволили выделить основные стадии развития внутреннего вооруженного конфликта как наиболее типичного для действий внутренних войск: зарождение (у разных групп появляются противоположные интересы, которые по мере углубления различий перерастают в противоречия); обострение (переход от мирных форм и средств противодействия к открытому насильственному противоборству); кризис (кульминация) (резкое обострение противоречий, разрешение которых осуществляется путем вооруженного насилия); восстановление мира (прекращение военных действий на определенных условиях).

Территориальная оборона в ряде исследований рассматривается как составная часть военных и общегосударственных оборонных мероприятий, организуемых и проводимых федеральными органами законодательной, судебной и исполнительной власти в мирное и военное время в целях сохранения и защиты военно-экономического потенциала государства от воздействия внешних и внутренних источников угроз его военной безопасности и создания условий для их ликвидации, а также обеспечения устойчивого функционирования всей государственной структуры.

Общими задачами территориальной обороны, к выполнению которых могут быть привлечены внутренние войска, являются: охрана и оборона важных военных, государственных объектов и объектов на коммуникациях; борьба с диверсионно-разведывательными, террористическими силами и десантами противника; обеспечение установления и поддержания режимов чрезвычайного и военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Силы и средства внутренних войск, привлекаемые для ведения территориальной обороны, могут входить в состав первого, второго эшелонов и резерва. В состав первого эшелона могут входить части и подразделения, охраняющие важные государственные объекты и объекты на коммуникациях, и специальные моторизованные воинские части. В состав второго эшелона - военно-учебные заведения, соединения и воинские части оперативного назначения. В резерв могут входить соединения и воинские части оперативного назначения.

При этом необходимо учесть, что по вопросам применения внутренних войск в территориальной обороне в настоящее время активно ведутся научные исследования, поскольку единого понимания сущности этого явления пока нет.

В зависимости от установленного режима внутренние войска могут применяться в условиях (для установления, обеспечения и поддержания) чрезвычайного положения, военного положения, контртеррористической операции, чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайное положение представляет собой особый правовой режим, вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом на всей территории страны или в ее отдельных местностях, устанавливающий особый порядок деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений и допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Чрезвычайное положение вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в целях устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.

В этих условиях внутренние войска действуют в составе группировки, создаваемой для обеспечения режима чрезвычайного положения.

Военное положение - особый правовой режим, вводимый на территории страны или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом Российской Федерации в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии.

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

При введении военного положения внутренние войска могут привлекаться к ведению боевых действий по отражению агрессии.

Режим контртеррористической операции - правовой режим, вводимый в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Этот режим вводится по решению должностного лица, принявшего решение о проведении контртеррористической операции, в пределах определенной территории и на период ее проведения.

Режим чрезвычайной ситуации - режим, устанавливаемый при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Он может устанавливаться для соответствующих органов управления и сил единой системы решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена их ликвидация.

В этих условиях внутренние войска действуют в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, входя в состав функциональной подсистемы охраны общественного порядка. Формы применения и способы действий соединений и частей внутренних войск в этих условиях будут определяться конкретными задачами и особенностями условий применения.

Установлено, что условия воздействуют на применение войск через различные факторы.

Все многообразие факторов, влияющих на применение внутренних войск, можно условно разделить на две группы - внешние и внутренние (рис. 3).

Исследования показывают, что состав факторов, определяющих влияние условий на применение войск, в целом для различных условий будет оставаться неизменным. Изменится лишь содержание этих факторов, что и будет характеризовать различную степень влияния условий на применение войск: их задачи, формы применения, способы действий и т.д.

Внешние факторы можно отнести к объективным для формирований внутренних войск, выполняющих задачи в определенных условиях, поскольку они характеризуют элементы обстановки, на которые войска повлиять не в силах. В этом случае речь идет об учете влияния этих факторов с целью минимизации воздействия негативных и усиления влияния позитивных.

Внутренние факторы в этой ситуации следует рассматривать как субъективные, поскольку изменение их количественных и качественных параметров лежит в сфере деятельности органов управления формированиями внутренних войск.

Методология определения влияния различных условий на выполнение внутренними войсками МВД РФ задач территориальной обороны

Рис. 3. Факторы условий применения внутренних войск

Необходимо отметить, что, помимо теоретического значения, вопрос о влиянии условий на применение внутренних войск имеет и практический смысл. Например, очевидно, что такие факторы, как состав, вооружение, характер и особенности действий противника, с которым придется столкнуться внутренним войскам в условиях внутреннего вооруженного конфликта, будут отличаться от содержания этих же факторов в условиях ведения территориальной обороны или пресечения массовых беспорядков. Это в свою очередь предполагает применение соответствующих форм и способов применения внутренних войск, адекватных складывающейся обстановке.

Таким образом, условия выполнения задач внутренними войсками, не являясь по своей сути элементами системы применения внутренних войск, оказывают существенное влияние на содержание этих элементов. Причем это влияние оказывается как непосредственно - через содержание обстановки, которая выражает сущность этих условий - на цель применения войск, так и через различные факторы условий - на выполняемые задачи, формы применения, способы действий соединений и частей.

Для создания системы применения войск необходима ясная классификация условий, которая бы учитывала влияние различных факторов, соответствующих этим условиям. Такая классификация возможна при определении оснований - например, политических, функциональных, режимных и других. При этом необходимо учитывать, что условия, классифицированные по различным основаниям, не существуют обособленно друг от друга. Например, внутренние войска могут применяться в условиях мирного времени, во внутреннем вооруженном конфликте, в режиме контртеррористической операции.

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (в ред. Федерального закона от 9.04.2009 г.) «Об обороне» // Гарант. Информационно-правовой портал. URL: http: //www. base.garant. га/135907.htm

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Гарант. Информационно-правовой портал. URL: http: //www. base.garant.ro/ 10107960.htm

Кокоев А.В. Проблема боевого применения общевойсковых соединений ичастейвре-шении задач территориальной обороны и пути ее решения: Дис. доктора военных наук. - М., 2005.

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (в ред. от 30 июня 2003 г.) «О чрезвычайном положении» // Гарант. Информационно-правовой портал. URL: http: // www. base.garant.ru/ 12123122.htm

Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФК.З «О военном положении» // Гарант. Информационно-правовой портал. URL: http: //www. base.garant.ru/ 184121.htm

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 30.12.2008 г.) «О противодействии терроризму» // Гарант. Информационно-правовой портал. URL: http: //www. base. garant.ru/ 12145408.htm

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Гарант. Информационно-правовой портал. URL: http: //www. base.garant.ru/ 186620.htm


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации