Зональный способ ведения инженерной разведки

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/2010, стр. 47-52

Зональный способ ведения инженерной разведки

Подполковник И.М. ИРКАЛИЕВ,

кандидат военных наук

Подполковник Г.М. ПАВЛЮКОВ

Зональный способ ведения инженерной разведки

ИРКАЛИЕВ Ильдар Махмудович родился в 1970 году в селе Разночиновка Астраханской области. Окончил Камышинское высшее военное строительное командное училище (1992), Военно-инженерную академию (2006). Службу проходил в войсках Федерального дорожно-строительного управления при МО РФ, Центрального регионального центра МЧС, Московского военного округа на должностях начальника парка (механизации) дорожно-строительного корпуса, начальника инженерной службы отдельной спасательной бригады, заместителя командира инженерно-саперного батальона по вооружению. В настоящее время - преподаватель кафедры инженерных войск Военного учебно-научного центра СВ «Общевойсковая академия ВС РФ»

Зональный способ ведения инженерной разведки

ПАВЛЮКОВ Геннадий Михайлович родился в 1974 году в г. Тюмень. Окончил Тюменское высшее военное инженерное командное училище (1995), Военно-инженерную академию (2006).

Службу проходил в войсках Московского, Северо-Кавказского и Дальневосточного военных округов на должностях командира инженерно-технического и инженерно-саперного взводов, роты инженерных заграждений, заместителя командира инженерно-саперного батальона и заместителя командира понтонно-мостового полка.

В настоящее время - адъюнкт кафедры инженерных войск Военного учебно-научного центра СВ «Общевойсковая академия ВС РФ».

АННОТАЦИЯ: Обосновывается целесообразность внедрения нового, более эффективного зонального способа ведения инженерной разведки, раскрывается его сущность и преимущества по сравнению с применяемым в настоящее время объектовым способом.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инженерная разведка, ДПЛА, зональный способ, достоверность, оперативность.

SUMMARY: The expediency of introducing new, more efficient method of zonal engineering reconnaissance, its essence and advantages are revealed as compared with the asset method currently used.

KEYWORDS: engineering reconnaissance, remotely piloted vehicle, zonal method, reliability, operational flexibility

ПО МНЕНИЮ военных теоретиков ведущих государств мира, достижение целей операций в будущих войнах возможно прежде всего за счет достижения информационного превосходства над противником. При этом значительная доля объема информации, используемая должностными лицами при принятии или уточнении решений на операцию, относится к сведениям о характере местности и ее изменениях в полосе предстоящих действий, а своевременное добывание, сбор и доведение потребителям этих сведений - главная цель инженерной разведки.

В настоящее время применяется так называемый объектовый способ ее организации и ведения, при котором органы инженерной разведки распределяются по важнейшим объектам местности в полосе операции и имеют задачу добыть достоверные сведения об их состоянии. Однако такой подход не позволяет полностью охватить все необходимые объекты и требует периодического перенацеливания уже задействованных сил и средств на решение вновь возникающих задач. Как следствие, органам управления приходится затрачивать значительное время на решение оптимизационных задач по перераспределению органов инженерной разведки, а самим органам - совершать сложные маневры на значительные расстояния. Все это приводит к увеличению сроков добывания инженерной разведывательной информации и, следовательно, к снижению уровня ее достоверности и оперативности, а также к необходимости привлечения большего количества сил и средств.

Одним из путей решения этой проблемы является, на наш взгляд, изыскание и внедрение в теорию и практику военного искусства новых, перспективных способов ведения инженерной разведки, основанных на применении современных, более эффективных средств добывания, обработки и оперативного доведения потребителям данных о состоянии местности в полосе операции (боевых действий). Так, к значительному повышению возможностей подразделений инженерной разведки может привести использование беспилотных летательных аппаратов.

Различают неуправляемые, автоматические и дистанционно пилотируемые беспилотные летательные аппараты (ДП ЛА), которые принято подразделять по таким взаимосвязанным параметрам, как масса, время, дальность и высота полета, на следующие разновидности: класс «микро» - массой до 10 кг, продолжительностью полета около часа на высоте до километра; класс «мини» - массой до 50 кг, продолжительностью полета в несколько часов на высоте до трех-пяти километров; средние («миди») - массой до 1000 кг, продолжительностью полета 10-12 часов на высоте до 9 -10 километров; тяжелые - массой более 1000 кг, с продолжительностью полета 24 часа на высоте до 20 километров.

Для ведения инженерной разведки наиболее приемлемыми, на наш взгляд, являются ДПЛА класса «мини», поскольку масса и габаритные размеры таких аппаратов позволяют транспортировать их в разведывательной машине, а высота и продолжительность полета - применять беспосадочно в течение одного дня операции на достаточно большой дальности (радиусе управления). С оснащением подразделений подобными ДПЛА появляется возможность перейти от объектового к более эффективному - зональному способу ведения инженерной разведки.

Сущность предлагаемого способа заключается в определении подразделениям инженерной разведки на весь период операции зон ответственности (в полосе обороны) или направлений (в полосе наступления). В пределах зоны (направления) любая точка (объект) местности будет досягаема для ведения инженерной разведки благодаря применению ДПЛА. Это позволит подразделениям инженерной разведки осуществлять беспрерывный мониторинг местности с полным охватом полосы операции, совершая при необходимости маневр в значительной степени средствами, а не силами (рис. 1).

Для эффективного мониторинга местности отделение инженерной разведки целесообразно оснастить разведывательной машиной на гусеничной (ИРМ-2) или на колесной базе (ГАЗ-2330) и разместить на ее борту комплект ДПЛА класса «мини» со следующими основными характеристиками: масса - до 50 кг; высота полета - до 3 км; дальность применения (радиус управления) - до 40 км; продолжительность нахождения в воздухе - 8-10 часов; количество одновременно пилотируемых летательных аппаратов 3-5 ед.; возможность управления с земли и с борта машины; целевая нагрузка - видеокамера по системе трала Чистякова, тепловизионная камера, навигатор, рассчитанный на совместное использование систем ГЛОНАСС и GPS.

Зональный способ ведения инженерной разведки

Рис. 1. Зональный способ ведения инженерной разведки

Внедрение ДПЛА позволит значительно повысить оперативность инженерной разведки, однако в неблагоприятных климатических условиях (туман, низкая облачность, ливневые осадки, сильное задымление и т. п.) их эффективность резко снижается. Поэтому ДПЛА предлагаетсяприменятьвкомплексесдругими(наземными)силамиисред-ствами инженерной разведки, которые будут осуществлять доразведку объектов, а при неблагоприятных погодных условиях, исключающих использование ДПЛА, их полную разведку. Для этого машину инженерной разведки целесообразно дополнительно оснастить системой дистанционного видеонаблюдения за объектами в зоне ответственности на дальности до 20-30 км (телекамеры, тепловизионные камеры, ретрансляторы, приемники сигналов).

Поскольку кроме добывания достоверной информации все сведения о местности еще необходимо своевременно собрать, обработать, обобщить и довести потребителям, целесообразно автоматизировать некоторые из этих процессов, не требующих творческого подхода. Для этого в разведывательной машине следует оборудовать автоматизированное рабочее место командира отделения инженерной разведки, оснащенное защищенным портативным персональным компьютером типа Pentium IV (или более современным) с тактовой частотой не менее 2 гигагерц, оперативной памятью не ниже 1024 мегабайт, жестким магнитным диском не менее 240 гигабайт, а также сформировать для него программное обеспечение, включающее операционную систему МСВС 3.0 (специально разработанную для ВС РФ), систему управления базами данных «Линтер» и геоинформационную систему «Интеграция».

Более высокий уровень эффективности представленного зонального способа ведения инженерной разведки подтвержден математическим моделированием. При этом использован комплекс критериев, в котором в качестве основного критерия принята достоверность добываемых инженерных разведывательных сведений, а в качестве дополнительных - период обновления информации, характеризующий оперативность инженерной разведки, и интенсивность потока обнаружений, характеризующая производительность сил инженерной разведки.

Численные значения основного критерия эффективности (достоверность разведывательных сведений) в модели определены как эффект суммарного воздействия органов инженерной разведки на объект:

Зональный способ ведения инженерной разведки

где j- тип объекта инженерной разведки;

i- тип органа инженерной разведки;

Дij - математическое ожидание значений достоверности как результат суммарного воздействия органов инженерной разведки на объект j-го типа. Оно рассчитывается по формуле

Зональный способ ведения инженерной разведки

где Рi - вероятность вскрытия объекта инженерной разведки j-го типа одним разведорганом типа i, которая в свою очередь, определяется следующим произведением:

Зональный способ ведения инженерной разведки

где Рt - вероятность попадания за время t j-го объекта в зону поиска;

Рtвид - вероятность наличия прямой видимости j-го объекта;

Рtвскр - вероятность вскрытия за время t j-го объекта, попавшего в зону поиска, конкретным органом инженерной разведки;

Рtпрот - вероятность неуспеха противодействия противника разведке j-го объекта.

Численные значения периода обновления инженерной разведывательной информации определены по следующей зависимости:

Зональный способ ведения инженерной разведки

где Тр - суммарное время разведки объекта за операцию;

п - общее число изменений состояния объекта;

PV(τД) - вероятность обнаружения изменения состояния объекта разведки за допустимое время τД .

Численные значения интенсивности потока обнаружений объектов определены по следующей формуле:

Зональный способ ведения инженерной разведки

где - дальность действия средств наблюдения инженерно-разведывательного органа (км);

Vр - скорость передвижения органа разведки (км/ч);

к - количество объектов инженерной разведки в зоне ответственности;

Рк - вероятность того, что с попавшим в зону обнаружения объектом будет установлен контакт;

S - площадь района поиска или зоны ответственности (км2).

Проведенное таким образом математическое моделирование позволяет с помощью количественных показателей обосновать преимущества зонального способа ведения инженерной разведки по сравнению с объектовым.

Во-первых, достигаются более высокие значения достоверности добываемой инженерной разведывательной информации (0,4-0,6 против 0,2-0,4).

Во-вторых, повышается производительность отделения инженерной разведки, поскольку интенсивность потока обнаружений возрастает до 60 обнаружений в час.

В-третьих, уменьшается период обновления разведывательной информации (Т ≤ 1час).

Вместе с тем внедрение зонального способа ведения инженерной разведки сопряжено со значительными расходами финансовых и материальных ресурсов. Обусловлено это прежде всего необходимостью оснащения подразделений инженерной разведки дорогостоящими комплектами ДПЛА и электронными средствами автоматизации сбора, обработки, хранения и передачи разведывательной информации, а также затратами на подготовку операторов ДПЛА и ПЭВМ и проведение других мероприятий.

В этой связи встает необходимость выбора оптимального варианта применения сил инженерной разведки в операции, обеспечивающего достижение ее целей при рациональном расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Ее решение возможно путем количественной оценки интегрального критерия эффективности, характеризующего стоимость единицы полученного эффекта:

Зональный способ ведения инженерной разведки

где Wc - критерий стоимости, имеющий экономическое содержание, за который принимаются затраты на проведение мероприятий инженерной разведки объектовым и зональным способами;

- критерий эффективности, характеризующий результат осуществления предлагаемых мероприятий, за который принята достоверность добываемых инженерных разведывательных сведений как эффект (результат) деятельности сил инженерной разведки.

Расчеты показывают, что даже при двукратном возрастании расходов финансовых и материальных средств, стоимость условной единицы достоверности полученной информации при зональном способе ведения инженерной разведки на 3-8 % ниже, чем при объектовом способе.

Поскольку целью инженерной разведки является своевременные добывание, сбор, обработка и доведение потребителям достоверных данных о местности в полосе проведения операции в интересах принятия ими решений, следует установить, как предлагаемый способ будет способствовать достижению указанной цели.

Эффективность принимаемого решения в условиях неопределенности, весьма характерных для управления войсками в ходе современных военных конфликтов, существенным образом зависит от достоверности имеющейся информации. С этой точки зрения в теории управления изучаются три группы решений: первая - принимаемые в условиях полной определенности, когда требуется информация с достоверностью не ниже 0,5 (Д ≥ 0,5); вторая - принимаемые в условиях неполной определенности (0,3 ≤ Д ≤0,5); третья - принимаемые в условиях полной неопределенности (Д ≤0,3).

Как показывают результаты математического моделирования, предлагаемый зональный способ ведения инженерной разведки позволяет добывать сведения с достоверностью от 0,4 до 0,6, что обеспечивает начальнику инженерных войск и другим потребителям информации возможность принимать решения в условиях, близких к условиям полной определенности (рис. 2).

Зональный способ ведения инженерной разведки

Рис. 2. Условия принятия решений в зависимости от достоверности информации

Таким образом, внедрение зонального способа ведения инженерной разведки способствует, на наш взгляд, повышению автономности применения инженерных разведывательных подразделений, полному охвату ими всей полосы (района) проведения операции, сокращению временного цикла управления инженерной разведкой и, что особенно важно, достижению высокой степени оперативности обеспечения информацией о местности командующих (командиров) и штабов с достоверностью, позволяющей им принимать решения в условиях, близких к полной определенности.

Зарубежное военное обозрение. 2007. № 5. С. 7-12.

Астахов А.Д. Методика военно-экономического обоснования принимаемых решений. Учебное пособие. М.: ВИА, 2005. С. 11 - 13.

Волотко В.И., Пустынин Б.В., Шабага В.Л. Система вооружения инженерных войск. Учебное пособие. М.: ВИА, 2ООЗ.С. 115-117.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации