ГЕОПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 12/2010, стр. 3-13

ГЕОПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Векторный подход к определению геополитических интересов Российской Федерации

Полковник А. Ю. МАРУЕВ,

кандидат политических наук

АННОТАЦИЯ: Предложен векторный подход к определению геополитических интересов России, позволяющий сформировать эффективную стратегию их реализации и защиты и усилить роль нашего государства на мировой арене.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Геополитические интересы, векторный подход, экспансия, национальная безопасность, геополитический сектор, многополярный мир.

SUMMARY. The author proposes vector approach to determining the geopolitical interests of Russia, which allows of forming the effective strategy to implement them and to protect and strengthen the role of our country in the world.

KEYWORDS: geo-political interests, vector approach, expansion, national security, geopolitical sector, multi-polar world.

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ интересы стали одним из движущих факторов современного политического процесса. Проблемность вопроса их анализа заключается в том, что мир становится все более геополитически подвижным, и эта подвижность зависит от многих составляющих, в том числе имеющих геополитическую направленность.

Геополитические интересы позволят нам правильно определить место страны на мировой арене, скорректировать основные пути развития государства. Рассматривая геополитические интересы как объект политологического исследования, можно выделить ряд специфических особенностей.

Во-первых, само определение геополитические интересы указывает на то, что для этого объекта характерно воздействие на него современных геополитических реалий. Среди данных реалий можно назвать, например, динамично меняющуюся мировую ситуацию, устремления ведущих мировых держав, активное геополитическое противоборство и др.

Во-вторых, понятие интересы подразумевает существование носителей этих интересов, т. е. субъектов.

В-третьих, геополитические интересы должны носить национальный характер, т. е. быть сформированными для нации, отражать волю общества. Ведь именно в интересах личности и общества следует сформулировать национальные интересы, в том числе и геополитические.

Таким образом, рассматривая категорию геополитических интересов, следует учитывать, что они являются составной, но довольно внушительной частью национальных интересов России, защита которых - одна из основных задач нашего государства.

Центральная роль и особое значение интересов определяются тем, что именно они являются основной движущей силой развития общества, реальной причиной социальной активности людей и в этом смысле выступают важнейшими факторами любых преобразований в обществе, государстве и мире в целом.

Совокупность сбалансированных жизненно важных интересов личности, общества и государства как раз и представляет собой национальные интересы страны. Это, как справедливо отмечает доктор экономических наук профессор М.Я. Корнилов, следует из смысла Закона «О безопасности» так было зафиксировано в Концепции национальной безопасности, но почему-то совершенно иначе изложено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. В ней национальные интересы представлены лишь как совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. При такой трактовке государство занимает положение явной доминанты по отношению к личности и обществу.

Доктор экономических наук профессор А.А. Прохожев еще более категорично подчеркивает, что в нашей стране национальные интересы есть интересы государства, что и было характерным для всей многовековой истории России. В итоге вся новизна Стратегии заключается в возврате в прошлое. Авторы документа не учли положений Конституции, в которой человек, а не государство объявлен высшей ценностью.

Устойчивым научным понятием, на котором необходимо строить представления о геополитических интересах, стала геополитика. Один из важнейших постулатов геополитики состоит в том, что географическое пространство не просто территория государства, а один из атрибутов его силы. Бережное отношение к своему пространству должно стать основным направлением деятельности всех россиян и основным содержанием российской геополитики.

Что касается определений геополитики, то их достаточно много, например: «фундаментальная научная дисциплина, изучающая со своей точки обзора развитие политического пространства планеты»; «наука, система знаний о контроле над пространством»; «область знаний о пространственных отношениях между государствами».

Из перечисленных определений следует, что геополитика как область теоретических исследований изучает систему межгосударственных отношений, выделяя в ней собственный аспект - обусловленность экспансии государств пространственными характеристиками последних. Таким образом, в современных условиях геополитика представляет собой систему теоретических знаний о пространственной экспансии государств.

Наряду с территориальной экспансией, которая еще имеет или имела место в последнее время (ливано-израильский конфликт, вторжение американских войск в Афганистан и Ирак), ведущие страны для реализации своих геополитических интересов все большее значение уделяют другим формам экспансии: экономической, культурной, информационной, демографической и т. д. Особое значение имеет информационная составляющая, так как, по сути, информационные войны идут в условиях геополитического противоборства. Это касается, в частности, борьбы между севером и югом, где, с одной стороны, цивилизованные страны доказывают необходимость подавления исламских террористов, а с другой - радикальный ислам пропагандирует правильность своих идей и ратует за силовой способ борьбы с «неверными».

Прорыв в области информационных технологий, использование информационного фактора, занятие лидирующих позиций в области информационного противоборства - вот те основы, которые позволяют успешно сопровождать свои действия на международной арене и проводить политику внедрения своих ценностей и интересов в мировое сообщество.

В условиях глобализации, особенно при формировании транснациональных компаний, значительную роль играют геоэкономические компоненты. Используя глобализацию, США стремятся навязать остальному миру свои ценности, свое видение мира, претендуя на роль лидера в социокультурной области. Ареной серьезного соперничества становится не только территориальное, но и космическое пространство. В космосе Россия занимала всегда одно из лидирующих мест. В то же время есть опасность потери этих позиций в случае недостаточного внимания государства к российской космической отрасли. Контроль за космическим пространством необходим с точки зрения обеспечения национальных интересов Российской Федерации.

Проведенные политологические исследования позволяют нам подойти непосредственно к определению геополитических интересов. Эксперты Военной академии Генерального штаба ВС России считают, что геополитические интересы есть исходная форма осознания и выражения объективного геополитического положения государства и вытекающих из этого положения потребностей сохранения и развития (укрепления) этого государства как целостной политико-территориальной системы и субъекта геополитического соперничества.

И. Белашов рассматривает геополитические интересы как детерминанты современной и перспективной «многослойной» и многоуровневой глобальной политики в многомерном и многополярном мире.

Определяя геополитику как науку, оперирующую различными пространственными характеристиками, а интересы через «триаду» интересов личности, общества и государства, геополитические интересы можно представить как осознанные потребности личности, общества и государства в политической, экономической, военной, пограничной, информационной и других сферах, которые направлены на решение задач, связанных с осуществлением контроля над пространством.

В теории национальной безопасности в тесном единстве с интересами рассматривается категория угроз национальной безопасности. Угроза национальной безопасности (интересам личности, общества и государства) представляет собой посягательство на интерес.

Своевременное обнаружение угроз и реагирование на них со стороны системы обеспечения национальной безопасности имеют первостепенную важность в практической деятельности по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства. Характер и уровень угроз определяют основные направления деятельности по их предупреждению и локализации, формы, способы, средства и методы решения задач обеспечения национальной безопасности при рациональном использовании имеющихся ограниченных ресурсов.

Геополитические интересы в первую очередь связаны с угрозами национальной безопасности России в международной сфере. Концепция национальной безопасности обусловливала основные угрозы в международной сфере следующими факторами: стремлением отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ; опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; укреплением военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширением НАТО на Восток; возможностью появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки; ослаблением интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств; возникновением и эскалацией конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств; притязаниями на территорию России.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года основные угрозы, влияющие на процесс формирования геополитических интересов России, изложены в разделе «Обеспечение национальной безопасности». В частности, угрозой военной безопасности является: политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства.

Основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются: разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, с целью насильственного изменения основ конституционного строя Российской Федерации.

Основные угрозы интересам и безопасности Российской Федерации в пограничной сфере - это наличие и возможная эскалация вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы, незавершенность международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации с отдельными сопредельными государствами.

Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами.

После проведения анализа и определения понятия, предназначения и свойств геополитических интересов встает вопрос о выборе или разработке подходов к их формулированию, а затем и стратегии их реализации и защиты. При этом эффективность выбранного подхода будет зависеть от того, насколько с его помощью решатся, в частности, следующие вопросы: каким образом с наибольшим эффектом использовать свойства геополитических интересов? каким образом можно провести моделирование стратегии реализации геополитических интересов? какие подходы позволяют построить действенную защиту геополитических интересов от угроз, исходящих от геополитических соперников Российской Федерации?

Основные подходы к определению геополитических интересов и стратегии их реализации сводятся к следующему: определение геополитических интересов по региональному принципу, когда формулируются интересы России в конкретном регионе (Америка, Европа, АТР, Ближний Восток и т. д.); определение геополитических интересов России со странами по цивилизационным признакам (западной, восточной цивилизации, арабскими странами и др.); определение геополитических интересов России в отношении конкретной страны; определение геополитических интересов России со странами в соответствии с их расположением (страны «ближнего» и «дальнего» зарубежья); определение геополитических интересов по основным векторам (направлениям) российской геополитики.

Анализ этих подходов позволяет предположить, что в наибольшей степени использовать такие свойства геополитических интересов, как направленность и сила, и проводить моделирование состояния интересов на конкретном временном отрезке позволяет векторный подход. Кроме того, угрозы геополитическим интересам России имеют векторный характер, т. е. направлены против этих интересов. Поэтому именно векторный подход позволит построить эффективную защиту российских интересов.

В настоящее время отдельные элементы векторного подхода используются в российской внешней политике. В документах, в которых изложена ее направленность, приоритет отдается многовекторности, определяющей области взаимодействия России с зарубежными государствами. В одном из выступлений министр иностранных дел России СВ. Лавров заявил, что «многосторонняя дипломатия наиболее полно способствует обеспечению российских национальных интересов во внешнеполитической сфере». В Концепции внешней политики России отмечается, что многовекторность вытекает из геополитического положения страны как крупнейшей евразийской державы, ее статуса одного из ведущих государств мира и постоянного члена Совета Безопасности ООН. Интересы РФ в современных условиях диктуют настоятельную необходимость активного продвижения позитивной повестки дня по всему спектру международных проблем.

В Стратегии национальной безопасности до 2020 года указывается, что в современных условиях переход от блокового противостояния к принципам многовекторной дипломатии расширил возможности Российской Федерации по укреплению ее влияния на мировой арене.

Таким образом, можно констатировать, что многовекторная внешняя политика России предполагает сотрудничество со всеми заинтересованными государствами. Такой подход понятен, однако он требует научного осмысления и наличия научных разработок в плане формирования и реализации принципов многовекторной дипломатии. При том, что о многовекторности в последнее время много говорят и пишут, до сих пор мало работ, в которых бы она исследовалась как явление во внешней политике. Неизученность онтогносеологических оснований многовекторности стала причиной возникновения весьма негативного и искаженного представления об эвридическом потенциале понятия и основанного на его базисных характеристиках векторного подхода. Ряд экспертов, например, отмечают, что многовекторная внешняя политика является верным признаком определенного геополитического и идеологического раскола в обществе, слабости государства на международной арене, неустойчивости его внешнеполитического курса и зависимости от внешних, более мощных, политических сил.

Отдельные элементы векторного подхода используются пред ставите-лямироссийскихнаучныхкругов.Так,известныйроссийскийгеополитик А. Г. Дугин использует в своем геополитическом проекте для России геополитические лучи, идущие от центра к периферии. Под геополитическим лучом понимается вектор силового (экономического, стратегического, культурного, хозяйственного, административного и т. д.) воздействия геополитического полюса на периферийные регионы.

Доктор исторических наук М.А. Мунтян при рассмотрении геостратегических возможностей России анализирует интересы страны на основных геополитических векторах. Вместе с тем не совсем ясно, какой смысл автор вкладывает в понятие «вектор», которое представляет собой математическую категорию.

В таких условиях настоятельной необходимостью является научная проработка векторного подхода, в том числе и к формированию геополитических интересов Российской Федерации, изучение его принципов, целесообразности и процедурных компонентов.

Векторный подход в контексте геополитических интересов России предполагает формирование и защиту интересов РФ исходя из их действия в пространстве (в том числе географическом), с учетом региональной специфики и характера реальных и потенциальных угроз интересам Российской Федерации с различных направлений.

Понятие «вектор» рассматривается в теории векторов в разделе аналитической геометрии и представляет собой направленно ориентированный отрезок, имеющий начальную и конечную точки. Таким образом, вектор имеет как определенное направление, так и определенную величину (силу). Этими же свойствами обладают и геополитические интересы. Относительная величина интереса будет характеризоваться степенью его продвижения к конечной цели, каковой является полная реализация этого интереса. Следовательно, векторы (интересы) действуют еще и во временном пространстве. Наличие у интересов и векторов схожих свойств позволяет использовать этот фактор при проведении исследований и осуществлении моделирования. Начальная точка интереса совпадает с моментом его формулирования, действует этот интерес в векторном пространстве (для определения векторных пространств возьмем за основу географический принцип с выделением основных сторон света), а конечная точка будет приходиться на момент его полной реализации.

Давая определение геополитическому векторному пространству, следует представить его как пространство, в котором действуют геополитические интересы, сформулированные в соответствии с географическим выделением основных сторон света. Применительно к России геополитическое пространство условно состоит из четырех геополитических секторов: северного, южного, западного и восточного. Под геополитическим сектором мы понимаем ограниченную в соответствии с выделением основных сторон света часть геополитического пространства страны (рис.).

ГЕОПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Рис. Распределение геополитических интересов России по секторам

Использование одинаковых свойств геополитических интересов и векторов требует особой интерпретации проводимых в данном контексте операций и выдвигаемых положений и выводов.

В координатном представлении с векторами могут осуществляться следующие операции: сравнение векторов, сложение векторов и умножение векторов на число. При сложении векторов возникает новый вектор, а умножение вектора на скалярную величину приводит к изменению длины вектора. Соответственно может происходить сравнение интересов, при котором может быть выбран более приоритетный интерес. Несколько интересов могут быть соединены в один (сложение), в результате чего может образоваться геостратегический национальный приоритет. Величина или сила интереса может изменяться в зависимости от изменения его функциональных составляющих под воздействием определенных событий. Расчет изменения состояния интереса может происходить с помощью умножения величины текущего состояния интереса на выведенный коэффициент.

С векторами (интересами) может происходить инверсия. В процессе инверсии вектор некой силы изменяет свое направление на противоположное. Это изменение не происходит внезапно, а проходит ряд определенных промежуточных стадий. Применительно к интересам, например, при определенных условиях ухудшение состояния отношений России с США (западный геополитический сектор) может привести к улучшению состояния отношений России с Китаем (восточный геополитический сектор).

Целесообразность векторного подхода к группированию геополитических интересов РФ объясняется рядом факторов:

Первый. Геополитическое положение России. Большие размеры территории РФ географически делят ее на северную, южную, западную и восточную части. Внешняя политика России глобальна не только в силу политического, военного или экономического потенциала, но и в силу географической специфики страны.

Для более целостного определения основных направлений геостратегии ее главный элемент - геополитические интересы - должен быть разложен в содержательном плане по важнейшим геополитическим регионам планеты. При огромных территориальных размерах России необходимо как обеспечение геополитических интересов России в целом, так и на основных геополитических направлениях.

Геополитическое положение России как евразийской державы требует повышенного внимания к военно-политическим процессам, происходящим в Америке и Европе (западный геополитический сектор), в Азии (восточный сектор), соответствующей адаптации российской политики в отношении Севера (северный сектор), а также к ситуации в южных регионах, прилегающих к геополитическому пространству России (южный сектор).

В последние годы происходят значительные геополитические изменения в мире, в том числе и в ближнем зарубежье. На северном, западном и восточном флангах Российской Федерации имеют место территориальные претензии со стороны зарубежных государств. Происходят значительные события, меняющие геополитическую ситуацию на южном фланге. Все это требует от России отслеживания ситуации на ее рубежах и своевременной корректировки политики по защите геополитических интересов. Детализированный векторный подход позволит сделать это более оперативно и рационально. Укрепление российских позиций на различных направлениях будет улучшать геополитическое и геостратегическое положение страны.

Второй. Выбранный Россией внешнеполитический курс на построение многополярного мира.

Реализуя концепцию многополярного мира и позиционируя себя в качестве одного из полюсов, России необходимо демонстрировать стремление к установлению конструктивных отношений с имеющимися и потенциальными полюсами.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время уже идет формирование других (помимо американского) полюсов: объединенная Европа (западный сектор); Китай - в Юго-Восточной Азии, Япония - в азиатско-тихоокеанском регионе (АТР) (восточный сектор); среди мусульманского мира идет борьба за роль лидера между Турцией, Ираном и Саудовской Аравией; на Ближнем Востоке на роль лидера претендует Израиль (южный сектор). Таким образом, просматривается векторный подход и в перспективе построения многополярного мира.

У России есть все шансы стать лидером на постсоветском пространстве. Ее территориальные размеры, людские и ресурсная базы, экономический, научно-технический, интеллектуальный и военный потенциал объективно делают РФ региональным лидером. Реальности таковы, что при всех симпатиях или антипатиях тех или иных политических деятелей государств этого региона, стремящихся ориентироваться на ту или иную страну или группу стран, российский фактор неискоренимо будет присутствовать во всех их внешнеполитических начинаниях.

Третий. Характер угроз геополитическим интересам России. Данные угрозы существуют со всех направлений: с западного, восточного, северного и южного.

Четвертый. Четыре геополитических сектора исходя из географического принципа предложены еще и потому, что большее количество секторов приведет, по нашему мнению, к чрезмерной детализации геополитических интересов и привнесет трудности в механизм их реализации, основанный на выделении ключевых геополитических интересов.

Таким образом, геополитическое положение современной России, ее выбор в пользу многополярного мира, угрозы интересам РФ с запада, востока, севера и юга, необходимость конкретизации геополитических интересов России на различных направлениях и установления приоритетов при решении задач по обеспечению этих интересов настоятельно диктуют целесообразность применения векторного подхода к группированию геополитических интересов Российской Федерации.

Процедурными компонентами векторного подхода являются следующие: выделение основных геополитических секторов (в соответствии с географическим подходом это - северный, западный, восточный и южный геополитические секторы); определение геополитических интересов на основных геополитических секторах; оценка угроз интересам на основных геополитических секторах; распределение геополитических интересов в соответствии с принципом приоритетности; разработка мер по обеспечению этих геополитических интересов и нейтрализации основных угроз в геополитических секторах.

Векторный подход должен способствовать превращению российской внешней политики из пассивной и способной лишь реагировать на события в более конкретную исходя из существующих возможностей на отдельных направлениях.

На западном геополитическом направлении приоритетными задачами для России являются создание благоприятной для Российской Федерации архитектуры европейской безопасности, построение взаимовыгодных отношений с США, странами Европы, а также установление конструктивного взаимодействия с НАТО и партнерских связей с ЕС.

Не уступающим по значению западному геополитическому сектору является восточный геополитический сектор. Здесь на первое место выходят активизация участия России в основных интеграционных структурах АТР, а также установление взаимовыгодных отношений с Китаем, Японией, Индией и обоими корейскими государствами.

Немаловажным стало северное направление геополитики России или интересы Российской Федерации в Арктическом регионе. Основное внимание в северном геополитическом секторе целесообразно уделить освоению природных богатств Арктики под государственным контролем.

И наконец, с точки зрения угроз геополитическим интересам РФ одним из главных направлений является южное, где первостепенное значение имеет восстановление стабильности в Кавказском регионе. Также к югу от России расположены государства мусульманской культуры, с которыми необходимо поддерживать цивилизованные отношения.

Что касается связей Российской Федерации со странами СНГ, то Москва должна рассматривать пространство СНГ как сферу своих стратегических интересов. В свою очередь, для государств Содружества Россия является зоной их национальных интересов.

Следует учитывать, что отношения на постсоветском пространстве постепенно становятся полноценными международными отношениями. Это свидетельствует о том, что оно оформляется в международный регион.

Необходимо применение дифференцированного подхода к республикам СНГ, адекватного их готовности к развитию и укреплению равноправных и взаимовыгодных отношений на основе обеспечения соблюдения прав человека и уважения взаимных интересов при урегулировании политических, военных, экономических и социальных проблем.

Помимо прочего, просматривается региональный аспект сотрудничества в рамках СНГ, который предполагает участие в определенных союзах как стран Содружества, так и других зарубежных государств. Примером тому является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), где помимо России, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана принимает самое активное участие Китай. Проблемы Закавказья трудно решать, не подключая к ним Турцию и Иран, в калининградском вопросе следует учитывать позиции Литвы, Польши, Германии и Белоруссии.

Векторный подход позволяет структурировать отношения России со странами СНГ. Отношения с Белоруссией, Украиной и Молдавией находятся в западном секторе российских геополитических интересов (учитывая европейские устремления Украины и Молдавии, а также географическую и историческую предначертанность Белоруссии как моста, связывающего Россию с Европой). Отношения с республиками Закавказья рассматриваются в южном секторе российских геополитических интересов. Отношения РФ с центральноазиатскими республиками СНГ органично вписываются в восточное направление российских геополитических интересов.

Важное значение имеет геополитическое прогнозирование, позволяющее определить основные факторы, которые будут оказывать влияние на возможности России по обеспечению своих геополитических интересов. Так, состояние геополитических интересов России в западном секторе будет зависеть от готовности США и ведущих европейских государств к конструктивному сотрудничеству с Российской Федерацией. Интересы России и Запада в плане построения общеевропейской системы безопасности в основном совпадают. Продвигаются вперед и вопросы создания общих пространств России и ЕС. Плодотворного сотрудничества России с блоком НАТО не получается, а новая стратегическая концепция НАТО носит наступательный характер, и по многим вопросам интересы нашей страны и стран альянса не совпадают.

Состояние отношений с находящимися в западном секторе республиками СНГ (Белоруссия, Украина, Молдавия) во многом будет зависеть от лиц и сил, которые будут стоять во главе этих государств и от их готовности к сотрудничеству с Россией. Нормализация отношений с государствами Центральной и Восточной Европы и Балтии лежит в плоскости налаживания взаимовыгодного экономического сотрудничества, восстановления положительных факторов прежних связей и снятия напряженности по острым проблемам двусторонних отношений. Локализацию попыток вывода Калининградской области из состава России необходимо осуществлять с одновременной реализацией мер по улучшению социально-экономического положения этого региона.

На состояние геополитических интересов России в восточном секторе будут оказывать влияние действия США, стремящихся сохранить свои позиции в АТР и Юго-Восточной Азии, а также политика ведущих стран региона (Китая, Японии, Индии). Предполагается активизация участия России в основных структурах АТР и взаимодействия со странами региона. Набирающий военную и экономическую мощь Китай будет для России, с одной стороны, партнером в плане сотрудничества по вопросам, представляющим взаимный интерес во многих областях, а с другой - геополитическим конкурентом, который, в частности, будет пытаться решить свои проблемы, в первую очередь демографическую, за счет России. Снятие остроты вопроса о принадлежности Южных Курил создаст предпосылки для активизации отношений России с Японией. Предполагается постепенное налаживание прежних связей Российской Федерации с Индией.

Центральноазиатские республики СНГ останутся зоной геополитического соперничества России, США, Китая и некоторых других государств. В обозримом будущем не просматривается перспектив улучшения ситуации в Афганистане, остающимся одним из очагов нестабильности в регионе.

На северном геополитическом направлении обострится борьба за возможности освоения ресурсов Арктического региона. Интерес США, а также ряда других государств к природным богатствам Севера очевиден и будет лишь возрастать. Отсюда вытекает и усиление военного присутствия НАТО на подступах к российским северным границам, и сохранение территориальных претензий ряда государств к России.

Развитие обстановки во многом будет зависеть от последовательности выполнения намеченной линии российского руководства по сохранению контроля в российской Арктике.

Отношения России с государствами ближнего зарубежья южного геополитического сектора (Закавказье) скорее всего будут строиться исходя из развития внутриполитической ситуации в этих странах, где длительное время тлеют межэтнические конфликты. Сохранится конкуренция вокруг использования углеводородных ресурсов Каспия.

Что касается государств дальнего зарубежья южного сектора, то возможно определенное участие России в отстаивании своих интересов в ближневосточном урегулировании и решении иранской ядерной проблемы. Наметилась тенденция по укреплению отношений РФ с рядом стран Латинской Америки.

Таким образом, векторный подход к определению геополитических интересов Российской Федерации позволяет сформировать эффективную стратегию их реализации и защиты, которая должна способствовать решению задач по усилению роли нашего государства на мировой арене.

КорниловМ.О концептуальном подходе к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации // Национальная безопасность России в условиях трансформации международных отношений: сб. статей/ М.: МАКС Пресс, 2009. С. 24.

Прохожев А. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и возможности ее реализации. // Национальная безопасность России в условиях трансформации международных отношений: сб. статей. М.: МАКС Пресс. 2009. С. 6.

Проскурин С.А. Геополитические факторы в мировой политике. Россия в мировой политике. М. РАГС, 2003. С.76.

Сорокин К. Э. Геополитика современного мира и Россия. Политические исследования. 1995. № 1. С. 8.

Нартов Н.А. Геополитика. М., 1993. С. 10.

Поздняков Э.А. Философия политики. М., 1993. С. 435.

Общая теория национальной безопасности. Под общей редакцией А.А. Прохожева. М.: РАГС, 2002. С. 274.

Военная политология. ВАГШ ВС РФ. М., 2008. С. 149.

Белашов И.И. Геополитические интересы в структуре современного политического процесса // Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Ставропольский государственный университет, 2004. С. 21.

Общая теория национальной безопасности. М.: РАГС, 2002. С. 116.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации //Дипломатический вестник. 2000. № 2.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

http://www.itogi.ru/rassia/2009/2 l/140267.html.

http://archive.kremlin.ru/text/docs/200807/204108.shtml.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.: АРКТОГЕЯ-центр, 2000. С. 902.

Мунтян М.А. Геополитика: история и современность. Курс лекций. Т. 2. М.: НП «Центр общественных экспертиз», 2009. С. 361.

Умнов А.Е. Аналитическая геометрия и линейная алгебра. Московская обл., ЗАО «Оптимизационные системы и технологии», 2004. С. 31.

Соколов Ю.Н. Общая теория цикла как метод познания. Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь, 2004. С. 19.

Кашлев Ю.Б., Галумов Э.А. Информация и PR в международных отношениях. М.: Известия, 2003. С. 339.

Лужков Ю.М. Возобновление истории: человечество в XXI веке и будущее России. М.: Изд-во МГУ. 2002. С. 183.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации