Нам же кажется, что анахронизмом является как раз мысль о все меньшей значимости самоценной духовности воина в результате совершенствования техники. Ведь именно она всегда возникала в головах некоторых мыслителей, правителей и полководцев после изобретения каждого принципиально нового вида оружия. Вот хотя бы что писал великий философ Н. Бердяев по поводу Первой мировой войны: «Война делается не борьбой армий и даже не борьбой народов, а борьбой химических лабораторий, и она будет сопровождаться чудовищным истреблением народов, городов, цивилизаций, т. е. будет грозить гибелью человечеству. Рыцарские стороны войны, связанные с мужеством, храбростью, честью, верностью, совершенно отмирают и теряют значение. Они почти не играли этой роли и в последней войне. Война делается явлением совершенно другого порядка и требует другого наименования». У русского мыслителя есть и более сильные высказывания на эту тему, восходящие уже к ценностным предпочтениям нашего мира: «Высшие ценности в этом эмпирическом мире слабее материальных ценностей, пророк, философ или поэт слабее полицейского, солдата или банкира. Бог слабее материи». Однако именно эти идеи о всепоглощающей силе техники и примате материального и грубой силы всегда на практике оказывались несостоятельными, поскольку во все времена только более сильный воин, сильный, прежде всего, духовно, а не физически, может сломить волю к сопротивлению своего противника. И более совершенное оружие может ему служить в этом случае существенным подспорьем. Даже погибнув в результате схватки с более технически оснащенным и эмпирически сильным противником, такой солдат не проиграет, поскольку победа в войне не достигается просто захватом территории, а возможна лишь тогда, когда «захвачены» умы местного населения, а это возможно лишь при наличии более сильного духа, чем у противника.