Специфика доказательства военного знания

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/2008, стр. 58-61

Специфика доказательства военного знания

Полковник в отставке К.М. ИЛЬИЧЕВ,

доктор философских наук

ИЗВЕСТНО, что каждая наука обладает более или менее ярко выраженной спецификой доказательства, т. е. установления достоверности знания, заключенного в ее законах, категориях, принципах и др. Например, особенностью доказательства физического знания является решающая роль эксперимента. Математическое знание обретает достоверность преимущественно благодаря использованию логических средств. Ряд характерных особенностей имеет и доказательство военного знания: о войне (причинах войн, их сущности, характере, роли, закономерностях хода и исхода, условиях и способах подготовки к ним государств, их коалиций) и армии (ее сущности, функциях, происхождении, принципах обучении и воспитания личного состава и т. д.).

Важнейшей особенностью доказательства значительной части военного знания является его идеологизированность, которая обусловливается сущностью войны как продолжения политики насильственными средствами, ее причинами, характером, ролью в жизни общества, сущностью и функциями армии, содержанием и особенностями военной науки. Все понятия, категории, законы и принципы учения о войне и армии, военной науки так или иначе связаны с интересами людей и направленностью их действий. В военном знании аккумулируются устремления определенных социальных сил в наиболее тяжелые периоды развития общества. Характер военного звания определяется тем, что его основное содержание составляют закономерности, принципы, способы и формы реализации политических задач путем применения военных средств.

Доказанные, доведенные до сознания широких народных масс идеи и цели справедливой войны, материализованные в определенных условиях, всегда были мощной военной силой, обеспечивающей победу в войнах в защиту Отечества. В настоящее время могучей мобилизующей силой в укреплении позиций сторонников решения возникающих проблем путем переговоров являются определенные и доказанные важнейшие пути защиты мира и прогресса, совершенствование на этой основе коллективной деятельности миролюбивых государств, совместных усилий ведущих демократических сил, многогранной инициативной деятельности Организации Объединенных Наций.

Необходимость реализации принципа идеологазированности военно-философского доказательства обусловливается и потребностями усиления борьбы со взглядами военных теоретиков, извращающих проблемы войны, мира и армии. Доказательство военного знания имеет большое значение в формировании логико-методологического основания противопоставления научного учения о войне и мире и ненаучных концепций, в выявлении противоположности таких взглядов на войну и мир на гносеологическом, социально-политическом и морально-этическом уровнях.

Ярко выраженная конкретность доказательства военного знания присуща продолжающим оставаться актуальными военно-философскому обоснованию и доказательству оборонительного характера российской военной доктрины, значения военно-стратегического равновесия многополюсного мира. Конкретность требует от военных кадров убедительного доказательства знания о необходимости подчинения всей деятельности личного состава Вооруженных Сил России интересам государства, принципиальности и непримиримости к недостаткам.

Важные особенности военного доказательства вытекают из чрезвычайной сложности военного знания. Война изучается многими науками. Основными отраслями военно-научного знания являются учение о войне и армии, собственно военная наука, представляющая единую систему знаний о подготовке и ведении вооруженной борьбы в интересах защиты страны от агрессии. Ядром военной науки является теория военного искусства, исследующая закономерности, характер, принципы и способы ведения вооруженной борьбы в стратегическом, оперативном и тактическом масштабах.

В военную науку включаются знания различных уровней. Поэтому при доказательстве военного знания целесообразно принимать во внимание как его специфику (его уровень, его сферу), так и возможность использования уже доказанного «смежного» ему по уровню и сфере военного знания или знания других наук. Необходимо соблюдать корректный переход от одного уровня военного знания к другому, от одной его сферы к другой. Естественно, что в различных разделах военной науки по-разному проявляются и критерии, основы доказательства. Абстрактность построения значительной части фундаментального военного знания существенно повышает роль логических средств доказательства. Положения военной науки, уставов выступают в качестве прикладной логики. Однако основным критерием истинности, основой доказательства военного знания и в мирное время остается военная практика.

Тесная связь учения о войне и армии, военной науки с другими науками благоприятно сказывается на возможности использования положений других наук для доказательства категорий и законов военного знания. Так, данные общественных наук предоставляют материал, служащий для доказательства научной трактовки законов войны и вооруженной борьбы, решений по управлению войсками, по формированию высокихморально-боевыхкачествличного состава. Материал естественных и технических наук используется военными теоретиками и практиками для доказательства знаний, позволяющих эффективно воздействовать на совершенствование материально-технической базы военного дела. Общественные науки и науки, изучающие биологоорганичес-кие качества человека, предоставляют аргументы для доказательства военных знаний, наиболее точно устанавливающих возможности человека в войне. При помощи доводов экономических наук рассматривается экономическая сторона войны. Положения гражданской истории широко применяются для доказательства результатов познавательной деятельности военных историков. Математические знания обеспечивают возможности для проведения мысленных, математических экспериментов, относящихся к опосредованным видам подтверждения военно-научного знания. Понятно, что и данные военной науки могут служить для доказательства положений других наук.

Важной особенностью доказательства военного знания является широкое применение научной философии для обеспечения достоверности знаний о военном деле, так как философское знание есть такое всеобщее знание, которое является результатом осмысления всей человеческой деятельности. Особенно часто военная наука обращается за помощью к философии для установления достоверности своего теоретического арсенала в период коренных преобразований военного дела, когда осуществляется решительная переоценка ценностей. Использование законов, категорий и принципов научной философии, законов и правил формальной логики обеспечивает обоснование и доказательство военно-научных знаний о причинах, сущности, характере, роли войн, закономерностях их хода и исхода, сущности и функций современных армий. При оперировании философскими положениями в процессе доказательства военного знания надо учитывать специфику военного знания: если военно-философское знание доказывается положениями научной философии непосредственно, то достоверность данных специального военного знания устанавливается через ряд опосредованных звеньев.

Свой отпечаток на характер военного доказательства накладывает и то обстоятельство, что значительная часть военного знания устремлена в будущее, ибо его предметом и объектом является прежде всего война, подготовка к войнам. Но, как известно, войны не ведутся постоянно. Причем ни одна война не является полной копией другой. Поэтому представления о возможных будущих военных действиях имеют оттенок гипотетического знания. Кроме того, деятельность военного руководителя проходит в условиях, когда цели противоборствующих сторон имеют прямо противоположную направленность. Это обстоятельство неизбежно ведет к возникновению ранее непредусмотренной обстановки, необходимости ее познания и вскрытия замысла противника. От степени установления намерений противоборствующей стороны в значительной мере зависит исход боя (операции), особенно в том случае, когда инициатива оказалась у противника.

Усложнение современных военных действий, их пространственный размах, динамичность, острота, решительность выдвигают необходимость предвидения характера будущей войны, направлений развития способов вооруженной борьбы. Возникает потребность в оценке, доказательстве знаний о возможной системе вооруженной борьбы, наиболее эффективных способах ведения боевых действий, путях развития военной науки.

Относительно возможности доказательства знания о будущем не существует единого мнения: одни ученые признают, а другие отрицают саму возможность установления достоверности знания о будущем. Действительно, сложность военного знания, динамичность его развития исключают однозначный ответ на этот вопрос. Так, нельзя доказать знание о таком будущем, которое резко отличается от настоящего и наоборот, можно доказать знание о будущем, которое непосредственно вытекает из настоящего. Однозначно доказанным должно быть знание об основных тенденциях развития военного дела, о его перспективе, ибо такое знание призвано обеспечить убежденность, необходимую для успешной реализации намеченного.

Отсюда вытекает значимость учета прошлого опыта для доказательства военного знания. Без глубокого изучения опыта войн невозможно ни уяснить сути процессов, происходящих в военном деле, ни осуществить верный прогноз будущего. Выявленные на основе анализа прошлого опыта закономерности, например развития способов и форм вооруженной борьбы, помогают оценить, доказать новое, освободиться от того, что не выдерживает проверки. Очевидно, что нельзя научиться решать свои задачи новыми приемами сегодня, если вчерашний опыт не открыл глаза на неправильность старых приемов. Использование прошлого опыта для доказательства нового знания предполагает соблюдение по крайней мере следующих правил: прошлый опыт следует применять с учетом возможностей современного оружия; опираясь на прошлый опыт, нужно принимать во внимание изменение соотношения сил, боевых возможностей войск; требуется осуществлять всесторонний и объективный анализ прошлого опыта, что обеспечивается творческой, диалектической оценкой его, свободной как от скептицизма, так и от фетишизма.

Существенной особенностью военного доказательства является также то, что оно зачастую должно осуществляться при неполноте данных. Это обусловливается рядом обстоятельств: динамичностью боевых действий, влиянием дезинформации противника и др. Динамичность современных боевых действий ведет к тому, что становится все труднее иметь точные сведения о противнике даже руководителям оперативно-стратегического звена. Кроме того, сведения, которыми обладает командир, нередко оказываются следствием дезинформации, осуществленной противником для скрытия намеченных действий. Однако неполнота военных знаний не освобождает военного руководителя от оценки сложившейся ситуации и принятия решения на бой. Командир обязан развить в себе способность обладать искусством реконструировать по неполным сведениям подлинную обстановку боевых действий, смело принимать адекватные решения, осуществлять твердое управление боем. В этих случаях особую ценность представляют логические обобщения, служащие основаниями, аргументами доказательства.

Необходимо иметь в виду и такие особенности доказательства военного знания, как обязательность и ограниченность времени на его проведение, ибо опоздание с принятием доказанного решения может привести к поражению войск. В отличие от ученого, которому, как правило, «дозволено» рассматривать свою проблему со всех сторон иногда в течение почти неограниченного времени, для военного руководителя характерной является ситуация, когда только что возникшую проблему надо немедленно познать, оценить (в том числе и при посредстве доказательства) возможные противоположные точки зрения. Причем это доказательство должно быть окончательным, абсолютным, так как на основе данного доказанного знания организуются боевые действия войск. Естественно, что если ложные знания в результате ошибки руководителя «обрели титул» достоверно истинных, то это может привести к трагическим последствиям.

Осуществить доказательство в ограниченное время возможно только при наличии глубоких знаний, богатого личного практического опыта. Военное знание должно быть готово к применению в любой момент. Поэтому возможность внезапного нападения агрессора, обладающего ракетно-ядерным оружием, коренным образом изменила временные границы боевой готовности - она стала постоянным состоянием Вооруженных Сил, а боевой потенциал, ставший ее синонимом, призван гарантировать не только срыв внезапного нападения агрессора, но и успех сокрушительного ответного удара по противнику.

Определенное влияние на специфику доказательства военного знания оказывает и огромная ответственность военных руководителей. Во время войны от их решений зависят жизнь или смерть многих людей, судьбы народов. Образцы сочетания ответственности с убедительностью доказательства полученных знаний показали наши выдающиеся полководцы в годы Великой Отечественной войны. Особенно возросла ответственность военного руководителя в современных условиях. Это обусловлено многими обстоятельствами, прежде всего тем, что сейчас на вооружении армии и флота находится боевая техника, обладающая колоссальной разрушительной силой. В этих условиях от боевой выучки, дисциплины одного воина может зависеть выполнение тактических, оперативных и даже стратегических задач. Ныне военный руководитель несет ответственность не только перед настоящим, но и перед будущим человечества.

Процесс военного доказательства в боевой обстановке сопряжен с постоянной опасностью для жизни военного руководителя. Чувство опасности может оказывать двоякое влияние на качество познания и доказательства. Если опасность порождает страх, сковывающий человека, то тот теряет контроль над собой, лишает себя способности качественно познавать и доказывать. Человек же, у которого опасность повышает активность деятельности, в такой обстановке способен успешно реализовать намеченное. Поэтому необходимым качеством военного руководителя является умение выполнять боевые задачи в самой сложной и опасной обстановке.

Таким образом, доказательство военного знания является необходимым атрибутом жизнедеятельности Вооруженных Сил и, обладая определенной спецификой, требует соответствующей подготовки личного состава.

Военная Мысль. 2007. № 3. С. 2-40.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации