Система поддержания правопорядка и воинской дисциплины
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 8/2008, стр. 59-66
Система поддержания правопорядка и воинской дисциплины
Генерал-майор в отставке И.Г. МАРИЧЕВ,
кандидат технических наук
МАРИЧЕВ Игорь Георгиевич родился 8 сентября 1936 года в городе Харькове. Окончил Харьковское высшее военное авиационно-инженерное училище (1959), факультет руководящего инженерного состава Военной академии имени Ф.Э. Дзержинского. Службу проходил в войсках 12 ГУМО на должностях: инженер сборочной бригады, начальник группы, главный инженер соединения, с 1985 года - командир соединения (центральная база хранения ядерных боеприпасов). В 1996 году защитил диссертацию кандидата технических наук. Ветеран подразделений особого риска, награжден 16 государственными наградами.
После увольнения в отставку в 1997 году работает в Научно-исследовательском центре безопасности технических систем Минобороны России (Санкт-Петербург) старшим научным сотрудником. Член-корреспондент Академии акмеологических наук.
В СОЕДИНЕНИИ, куда автор был назначен командиром, показатели состояния правопорядка и воинской дисциплины оценивались как неудовлетворительные, а соединение в целом - как небоеготовое. После изучения состояния дел был предпринят ряд мер по ликвидации недостатков. Результаты не замедлили сказаться: при очередной проверке комиссией вышестоящей инстанции соединение оценили на «хорошо», а через два года оно было признано лучшим в войсках 12 ГУМО. В предлагаемой статье автор, опираясь на собственный опыт работы в воинских коллективах, предлагает комплекс организационных мероприятий - систему поддержания правопорядка и воинской дисциплины, которая может быть использована командирами, штабами, другими органами военного управления в их практической деятельности.
Главная цель функционирования системы - поддержание установленного правопорядка, обеспечение дисциплинированного поведения военнослужащих - достигается путем постоянного управленческого воздействия субъекта на объект. Под процессом воздействия понимается совокупность последовательных действий, необходимых для достижения определенного результата.
Поддержание правопорядка и воинской дисциплины - это управленческий процесс, направленный на обеспечение строгого и точного соблюдения всеми военнослужащими установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и правил общественных отношений в Вооруженных Силах.
Поддержание правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах РФ организуется в соответствии с признанными нормами международного права, федеральными законами РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, приказами и директивами министра обороны РФ и его заместителей, директивами Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Оно направлено на предупреждение и устранение (нейтрализацию) причин и условий, способствующих совершению преступлений и проступков.
Поддержание правопорядка и воинской дисциплины достигается: глубоким изучением социально-психологических процессов, происходящих в воинских коллективах; объективной оценкой состояния правопорядка и воинской дисциплины; своевременным принятием мер по обеспечению дисциплинированности военнослужащих; установлением порядка и правил, необходимых для успешного выполнения воинской частью (подразделением) задач и не наносящих ущерб здоровью военнослужащих; проведением воспитательной работы с военнослужащими, своевременным доведением до них установленных норм и правил поведения, разъяснением порядка их соблюдения и привитием навыков дисциплинированного поведения; обучением командиров (начальников) практике поддержания правопорядка и воинской дисциплины, оказанием им помощи в этой работе; повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным, контролем за их исполнительностью и соблюдением ими установленных порядка и правил поведения военнослужащих; умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия воинского коллектива; своевременной корректировкой установленных норм и правил поведения военнослужащих в соответствии с изменившимися условиями и обстоятельствами; соблюдением социальной справедливости в военно-служебных отношениях; устранением (нейтрализацией) причин и условий, способствующих совершению правонарушений, предупреждением и пресечением преступных проявлений; исправлением и перевоспитанием правонарушителей.
Система поддержания правопорядка и воинской дисциплины есть совокупность согласованных по времени, силам и средствам, формам и методам аналитических, организационных и воспитательных мер и мероприятий, осуществляемых органами военного управления и воинскими должностными лицами по единому замыслу и плану со всеми военнослужащими, направленных на предупреждение преступлений, происшествий и дисциплинарных проступков.
Она определяет основные организационные документы, которыми должны руководствоваться должностные лица различного ранга, а также мероприятия, проводимые с целью поддержания правопорядка и воинской дисциплины с указанием периодичности их исполнения.
При разработке системы следует прежде всего подумать о мотивации работающих, целях и средствах, чтобы получить положительный результат. Целью является поддержание уставного порядка, обеспечение дисциплинированного поведения военнослужащих. Мотивом выступает служебное благополучие должностного лица (поощрение, продвижение по службе) при условии поддержания правопорядка и воинской дисциплины в подчиненном подразделении, воинской части. Средствами служат приказы, методические указания (рекомендации), другие учебно-методические материалы, необходимые командирам и начальникам для проведения занятий с подчиненными.
Конечным результатом для воинского коллектива является состояние правопорядка и воинской дисциплины, обеспечивающее необходимый уровень боевой готовности, управляемости и способности качественно выполнить задачи по предназначению.
Практика свидетельствует, что условиями успешного функционирования системы поддержания правопорядка и воинской дисциплины являются: твердость и последовательность в проведении мер, направленных на создание и поддержание уставного порядка в воинской части (подразделении); высокий профессионализм и компетентность; творческий подход в работе, направленной на предупреждение и пресечение правонарушений; участие всех руководящих должностных лиц; всесторонний учет специфики и характера решаемых воинской частью (подразделением) задач; постоянный и действенный контроль.
Поддержание правопорядка и дисциплины достигается комплексным использованием сил, средств, форм, методов и мер профилактики правонарушений; установлением сфер ответственности должностных лиц органов военного управления по поддержанию правопорядка и предупреждению правонарушений; персональной ответственностью каждого должностного лица за состояние дел на порученном участке.
Сферами ответственности должностных лиц органов управления является нижеследующее.
Командиры (начальники) несут личную ответственность за состояние правопорядка и воинской дисциплины в подчиненном соединении, воинской части, подразделении. Они обязаны своевременно ставить задачи подчиненным по предупреждению преступлений и проступков и контролировать исполнение; учить их организаторской и воспитательной работе с личным составом; изучать и знать реальное состояние правопорядка и воинской дисциплины; подводить итоги работы и оценивать вклад каждого в поддержание правопорядка и воинской дисциплины.
Штабы отвечают совместно с органами воспитательной работы за планирование мероприятий по поддержанию правопорядка; организацию и контроль их исполнения; поддержание высокого уровня службы войск, обеспечение безопасности военной службы; информационно-статистическое обеспечение состояния правопорядка и воинской дисциплины.
Органы воспитательной работы отвечают за организацию и качество воспитательной работы по поддержанию правопорядка; анализ и прогноз развития социально-психологических процессов, происходящих в соединении, воинских частях и подразделениях. По итогам работы вырабатывают предложения по устранению (нейтрализации) причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Все руководящие должностные лица органов управления отвечают за морально-психологическое состояние личного состава, воспитательную работу, правопорядок, воинскую дисциплину и безопасность военной службы в непосредственно подчиненных им воинских частях и подразделениях.
Сферами непосредственной ответственности за профилактику наиболее часто совершаемых правонарушений являются:
для штабов - предупреждение гибели личного состава в результате нарушения требований безопасности, неправомерного применения оружия, взрывчатых веществ или неосторожного обращения с ними; нарушений правил несения боевого дежурства, караульной и внутренней служб, патрулирования в гарнизоне; хищений (утрат) оружия и боеприпасов; дезертирств и самовольных оставлений воинских частей или места службы; преступлений военнослужащих в отношении местного населения;
для органов воспитательной работы - предупреждение нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и доведения их до самоубийств;
для медицинской службы - предупреждение правонарушений на почве психических расстройств, алкоголизма и наркомании;
для служб тыла - предупреждение хищений, утрат и порчи материальных средств по службам тыла, массовых пищевых отравлений и обморожений 3-4 степени;
для автомобильных и бронетанковых служб - предупреждение нарушений правил вождения и эксплуатации машин;
для службы ракетно-артиллерийского вооружения - предупреждение хищений (утрат) ракетно-артиллерийского вооружения, стрелкового оружия и боеприпасов.
Для создания системы поддержания правопорядка и воинской дисциплины необходимо:
установить на основе анализа и прогноза приоритетные направления деятельности по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины; определить исходя из организационно-штатной структуры, специфики решаемых задач, реального состояния дел и потребностей практики комплекс мер и мероприятий по профилактике правонарушений; разработать с учетом требований воинских уставов, приказов и директив министра обороны РФ, Генерального штаба Вооруженных Сил РФ и иных служебных документов всем должностным лицам, имеющим подчиненных, обязанности по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, определить наиболее эффективные формы и методы их реализации; ставить задачи подчиненным органам военного управления и должностным лицам по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, координировать их усилия, придавая работе слаженный, последовательно-плановый характер; установить контроль за выполнением должностными лицами своих обязанностей, а также формы учета и периодичность отчетности о результатах проводимой работы.
В связи с особенностями каждого соединения и воинской части система поддержания правопорядка и воинской дисциплины может быть реализована при учете реального состояния правопорядка и воинской дисциплины, характера и специфики решаемых задач, района дислокации (базирования), организационно-штатной структуры и укомплектованности личным составом, национального состава военнослужащих и их взаимоотношений с местным населением, наиболее вероятных предпосылок преступлений и происшествий, краткосрочного и среднесрочного прогнозов состояния правопорядка и воинской дисциплины.
Для документального оформления системы поддержания правопорядка и воинской дисциплины разрабатываются:
приказ командира (начальника) о системе поддержания правопорядка и воинской дисциплины, издаваемый на год;
комплексный план поддержания правопорядка и воинской дисциплины;
методические рекомендации по подготовке и проведению профилактических мероприятий.
Приказ является основным документом, устанавливающим систему поддержания правопорядка и воинской дисциплины. Он закрепляет ответственность должностных лиц за выполнение требований системы, носящих обязательный для исполнения характер.
Комплексный план включает мероприятия по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, увязанные по срокам и последовательностью выполнения органами военного управления, должностными лицами. В разделах плана определяются наиболее приоритетные направления деятельности по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины.
Одним из важных документальных составляющих системы поддержания правопорядка и воинской дисциплины являются методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий по профилактике правонарушений. Эти рекомендации нужны прежде всего офицерам, не имеющим достаточного опыта, а также прибывшим из других соединений и воинских частей и не усвоившим конкретных требований командира данного соединения, воинской части. Наличие этих рекомендаций дает моральное право командиру при осуществлении контроля отвергать заявления подчиненных должностных лиц о том, что они не знали, как подготовить и провести то или иное мероприятие по предупреждению правонарушений.
Комплексный план работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, методические рекомендации по подготовке и проведению профилактических мероприятий оформляются как приложения к приказу.
Рассмотрим понятия «руководство» и «организация», в чем их отличия: руководят жизнью и деятельностью воинского коллектива, организуют выполнение конкретной задачи. Руководят лично или коллективно, организуют только лично и непосредственно подчиненных лиц.
При руководстве указания, как правило, общие, дающие направление работы, при организации - конкретные, раскрывающие пути и методы, силы и средства выполнения задачи. Руководитель определяет «что делать», организатор - «как делать».
Практика показывает, что количество времени, уделяемое тем или иным командиром (начальником) на руководство и организацию, различно и зависит от занимаемой должности. Так, например, командир соединения руководству уделяет около 50 % служебного времени, организации - 20 %; командир полка (отдельной воинской части) - 10-15 % и 50-60 % соответственно; командир подразделения 5-10 % уделяет руководству и до 85-90 % - организации и непосредственному проведению конкретных мероприятий.
Осуществляя руководство, командир (начальник) должен: четко представлять цель поддержания правопорядка и все вытекающие из нее задачи, решение которых приведет к результату; определить главное звено на конкретном этапе; определить задачи для себя и подчиненных, установить время на их выполнение; распределить ресурсы для выполнения задачи: людские, финансовые, материальные и другие; контролировать ход и соблюдение сроков выполнения задач поддержания правопорядка и дисциплины; разработать меры, обеспечивающие практическое выполнение принятых решений; убедить подчиненных в успехе.
Осуществляя руководство, командиру (начальнику) целесообразно:
ежедневно заслушивать своих заместителей и командиров воинских частей о состоянии правопорядка и дисциплины в течение не более 20-30 минут в утреннее время вместе с заслушиванием дежурной службы;
еженедельно проводить совещания с заместителями, начальниками отделов и служб, командирами воинских частей (отдельных подразделений), на которых доводятся требования поступивших служебных документов, анализируется состояние дел, уточняется план мероприятий на предстоящую неделю, даются указания. Делается это в установленный день недели и в одно время, что облегчает подчиненным должностным лицам планирование личной работы;
приказы и распоряжения издавать по мере необходимости. Не нужно увлекаться изданием большого количества приказов, ибо возникает опасность их невыполнения. К сожалению, в настоящее время количество письменных приказов, директив и распоряжений, спускаемых «сверху», таково, что командиры (начальники), а также офицеры исполнительского звена физически не в состоянии выполнить их требования. В связи с этим всякие призывы соблюдать регламент служебного времени офицеров и других военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, предоставлять им выходные дни нередко остаются красивыми пожеланиями, реализовать которые на практике невозможно. Обреченность офицера быть уличенным в неисполнительности является одним из существенных факторов, негативно влияющих на их морально-психологическое состояние и подрывающих престиж военной службы. Эта проблема серьезна и требует отдельного исследования. Об этом командиру (начальнику) следует постоянно помнить и не порождать по поводу и без повода различные приказы.
Приказы, кроме того, могут издаваться в случаях:
санкционирования действий подчиненных должностных лиц (приказы на стрельбы, совершение маршей, формирование внутрипро-верочных комиссий, суточные приказы и т. д.);
организации выполнения перспективных задач (приказы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины на очередной учебный год, по организации службы войск, работе с письмами, жалобами и заявлениями);
детального анализа информации о складывающейся негативной тенденции, выявления причин и условий, способствовавших обострению криминальной обстановки, и принятия мер по выправлению положения дел (ежеквартальные приказы по службе войск и воинской дисциплине);
поощрения отличившихся или наложения дисциплинарного взыскания на виновных военнослужащих.
Для внедрения системы поддержания правопорядка и воинской дисциплины в практическую деятельность руководящих должностных лиц необходимо: обеспечить изучение приказа и приложений к нему всеми должностными лицами, задействованными в его выполнении; добиться, чтобы каждый из них имел выписки из комплексного плана работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в рабочей тетради и учитывал их при планировании личной работы на день, неделю, месяц; изготовить и иметь в соединении, воинской части и подразделении до роты включительно плакаты, иллюстрирующие перечень основных мероприятий, которые обязаны проводить соответствующие должностные лица ежедневно, еженедельно, ежемесячно; обязать подчиненных должностных лиц быть готовыми доложить о выполнении требований приказа, функциональных обязанностей по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины и результатах проведенной работы на подведении итогов и служебных совещаниях.
Служебные совещания по заслушиванию докладов подчиненных должностных лиц об итогах работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины и достигнутых при этом результатах проводить: в полках и им равных воинских частях - не реже одного раза в месяц; в батальонах - дважды в месяц; в ротах и им равных подразделениях - еженедельно.
Командованием воинской части выполнение системы поддержания правопорядка и воинской дисциплины целесообразно проверять ежемесячно не менее чем в двух подразделениях.
При проверке состояния правопорядка и воинской дисциплины и оказании помощи командирам (начальникам) в их поддержании особое внимание следует обращать на:
полноту и качество выполнения должностными лицами своих функциональных обязанностей по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины и мероприятий, предусмотренных комплексным планом; эффективность проводимой работы, ее влияние на состояние правопорядка и воинской дисциплины; социально-психологические процессы во взаимоотношениях личного состава и чем они обусловлены, опыт неординарного решения психолого-педагогических проблем; причины и условия, способствующие совершению правонарушений, соответствие предупредительных мер этим причинам и условиям; оказание практической помощи должностным лицам, особенно не имеющим достаточного опыта, в анализе состояния дел, привитии им навыков применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий, коррекции стиля работы, а также в создании в воинской части (подразделении) необходимых материально-бытовых условий для личного состава, повышении дисциплинирующей роли учебного процесса, организации и проведении воспитательной работы; тщательное подведение итогов работы с руководящими должностными лицами, продолжение работы в воинской части (подразделении) до достижения изменений к лучшему в состоянии правопорядка и воинской дисциплины; убеждение должностных лиц в выгодности добросовестного исполнения функциональных обязанностей по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины для их служебного и личного благополучия, широкое применение мер морального и материального поощрения.
Следует отметить, что для поддержания правопорядка и воинской дисциплины одного приказа и методических рекомендаций недостаточно. Необходимо добиться, чтобы каждое должностное лицо придерживалось определенных принципов. Под принципами понимается внутреннее убеждение о необходимости проведения в жизнь изложенной системы. Такими принципами могут быть следующие.
Начать нужно с себя. Если командир не выполняет требования собственного приказа, он тем самым подчеркивает его бесполезность и формальный характер. Если командир не руководит своими заместителями, а они действуют каждый сам по себе, никакого уставного порядка не будет.
Работе с людьми надо учить. Для работы с людьми, а тем более для руководства ими, недостаточно быть просто назначенным на должность.
Не знаешь - научим, не хочешь - заставим. К командирам (начальникам), не желающим менять стиль работы, могут быть применены меры дисциплинарного воздействия. Сопротивление ослабевает по мере появления положительных результатов. Оно исчезнет совсем, когда станут видны преимущества нового подхода к организации работы.
Дисциплина - забота общая. За состояние дисциплины отвечает командир и его заместитель по воспитательной работе. Но состояние правопорядка и дисциплины зависит от многих факторов и условий: организации боевой подготовки, обеспеченности личного состава всеми положенными видами довольствия и др. Поэтому поддержанием уставного порядка должны заниматься все без исключения должностные лица присущими им формами и методами работы.
Правда ненаказуема. Если командир (начальник) вскрыл правонарушение, принял меры к виновным военнослужащим, провел мероприятия по предупреждению подобных правонарушений и об этом доложил установленным порядком, он не должен подвергаться серьезной дисциплинарной ответственности.
За ложь - наказание максимальное. Командиры (начальники), скрывшие правонарушения, должны строго взыскиваться вплоть до отстранения от должности.
Раскрытие грубого нарушения уберегает от преступления. Нарушения, не повлекшие огласки и наказания, могут привести к более тяжким проступкам и даже преступлениям. Поэтому командир (начальник), замечающий даже незначительные нарушения и принимающий меры по их пресечению, должен всячески поощряться.
Перевоспитание в решках требований воинских уставов. Перевоспитывать военнослужащего, систематически нарушающего воинскую дисциплину, необходимо в рамках положений воинских уставов жестко, без оскорблений и унижений личного достоинства всеми командирами (начальниками) и в первую очередь должностными лицами органов воспитательной работы. Этот процесс осуществляется выявлением и искоренением отрицательных и формированием положительных качеств, побуждением к самоисправлению постоянно, дифференцированно, с учетом психологических особенностей военнослужащих и степени их социально-нравственной деградации.
Регулярное подведение итогов. Подведение итогов эффективно при его регулярности, глубоком анализе состояния дел, объективной оценке работы каждого руководящего должностного лица. В заключение определяются меры по устранению (нейтрализации) причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Таков некоторый опыт по формированию и внедрению в практическую деятельность органов военного управления и должностных лиц системы поддержания правопорядка и воинской дисциплины в войсках (силах).