О некоторых аспектах подготовки и проведения разборов учений
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 12/2008, стр. 31-36
О некоторых аспектах подготовки и проведения разборов учений
Генерал-майор В.В. ТРУШИН,
кандидат военных наук
ТРУШИН Василий Викторович родился 13 октября 1960 года в городе Нойстрелиц (ГДР). В 1981 году с золотой медалью окончил Благовещенское высшее танковое командное училище. Службу проходил на должностях командира взвода, роты, начальника штаба батальона в Киевском военном округе. В 1992 году с золотой медалью окончил Военную академию бронетанковых войск имени Р.Я. Малиновского. В 1995 году успешно защитил кандидатскую диссертацию при адъюнктуре ВА БТВ. С 1995 по 1998 год служил в Центре оперативно-тактических исследований Главного командования Сухопутных войск на должностях старшего офицера, начальника группы. С 1998 года службу проходил в Главном оперативном управлении Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации на должностях старшего офицера, начальника группы.
В 2003 году с отличием закончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время - заместитель начальника управления ГОУ ГШ ВС РФ. Является автором 20 научных работ.
В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ сложилась четкая система учений, являющихся высшей и наиболее эффективной формой выучки войск (сил), важнейшим средством повышения их боевой готовности. В процессе их проведения вырабатывается единый подход к организации военных действий, совершенствуются навыки командующих (командиров) в руководстве войсками (силами), осуществляется слаживание штабов, оценивается реалистичность планов, исследуются формы и способы применения войск (сил), отрабатываются способы разгрома противника.
При этом всякое учение, независимо от его масштаба, целевого назначения, состава обучаемых и методики проведения, должно вносить посильный вклад в решение назревших проблем теории и практики военного искусства. А для этого важно на каждом учении совершенствовать уровень подготовки органов военного управления, обобщать положительный опыт, своевременно доводить его до офицеров и внедрять в практику. В качественном решении этих задач особая роль принадлежит подведению итогов учений.
В этой связи чрезвычайно ответственным моментом в проведении учения, своеобразной школой совершенствования профессиональной подготовленности генералов и офицеров является разбор учения, в ходе которого не только подводятся итоги действий органов военного управления и войск (сил), но и на основе свежих, только что полученных практических результатов делаются теоретические обобщения, выводы, указываются пути и направления повышения боевого мастерства личного состава, совершенствования теории оперативного искусства и тактики.
Опыт подведения итогов учений выдвинул ряд требований к подготовке и проведению разборов, выполнение которых будет способствовать, на наш взгляд, объективному восприятию результатов действий органов военного управления и войск (сил). К наиболее важным из них следует отнести научный подход, тесную связь теории с практикой, наглядность, убедительность и поучительность. В целом их содержание известно. Отметим только, что профессионализм офицеров группы разбора заключается в умении оптимально сочетать указанные требования в практической работе.
Для того чтобы разбор был проведен поучительно, на высоком научном и методическом уровне, его следует готовить заранее, параллельно с разработкой документов по организации и проведению учения. Изначально, исходя из общей направленности и замысла учения определяются структура и содержание разбора. Данный шаг обусловлен тем, что каждое подведение итогов будет иметь свои особенности в зависимости от вида учения, привлекаемых органов военного управления и ряда других факторов.
Соответственно в каждом конкретном случае определяются целевые установки, учебные и исследовательские задачи, перечень проблемных вопросов, на изучение которых следует обратить особое внимание всех обучаемых и посредников на каждом этапе учения. В этот период разрабатывается проект плана проведения разбора, в котором определяется состав привлекаемых на данное мероприятие должностных лиц, порядок его проведения. Так, общий разбор может включать: доклад начальника штаба руководства и доклад (указания) руководителя учения или только доклад руководителя учения.
В докладе начальника штаба руководства целесообразно излагать тему, цели учения, состав привлекаемых органов военного управления войск, суть исходной обстановки или обстановки, сложившейся к началу последующих этапов, содержание поставленных задач и решений, принятых обучаемыми, краткий анализ их работы по выполнению поставленных задач и практических действий войск. Кроме того, более подробно рассматриваются вопросы организации управления войсками и работы штабов.
В докладе (указаниях) руководителя учения анализируются наиболее общие недостатки в подготовке органов военного управления и войск, проблемные вопросы, результаты предварительных исследований, проведенных в ходе учения, делаются общие выводы по отработанным вопросам, объявляются оценки органам военного управления и войскам (силам) и ставятся задачи по итогам учения. Для обоснования своих оценок, выводов и указаний руководитель учения излагает существующие теоретические положения, способствующие повышению эффективности форм и способов боевой подготовки войск (сил), органов управления, а также совершенствованию тактической и оперативной подготовки командующих (командиров), офицеров штабов.
При необходимости в ходе разбора с докладами по наиболее актуальным вопросам могут выступать заместители и помощники руководителя учения и начальника штаба руководства, а также руководители обучаемых органов военного управления, командиры обучаемых соединений и воинских частей.
Опыт оперативной и боевой подготовки вполне убедительно свидетельствует, что глубокое обобщение итогов учения возможно при тщательной подготовке предварительных материалов для предстоящего разбора. В этих целях группа разбора заблаговременно изучает с учетом темы учения и исследовательских задач приказы и директивы, научную литературу, определяет степень разработки узловых вопросов темы, готовит теоретический фундамент для будущего подведения итогов и соответствующий иллюстрационный материал. Здесь же необходимо подчеркнуть, что в состав группы назначаются наиболее подготовленные офицеры штаба, обладающие аналитическим мышлением, умеющие глубоко оценивать современные тенденции развития тех или иных явлений и тонко разбираться во всей сложности рассматриваемых вопросов, способные на основе общих указаний руководителя учения и начальника штаба руководства самостоятельно оперативно сформулировать выводы и теоретические положения, обосновать и развить их, четко и ясно изложить свои предложения в устной и письменной форме.
Основными документами, разрабатываемыми на данном этапе группой разбора, являются планы-проспекты выступлений руководителя учения и начальника штаба руководства. В них определяется структура докладов, а самое главное - по каждому разделу назначаются должностные лица, ответственные за подготовку материалов и сроки их представления в группу разбора. В дальнейшем в ходе учения содержание данных документов может быть уточнено: в зависимости от действий обучаемых органов военного управления на определенных вопросах будет сконцентрировано особое внимание, какие-то отойдут на второй план, кроме того, могут появиться новые проблемы, требующие их разрешения. Но главное заключается в том, что организация работы по подготовке материалов разбора в соответствии с планом-проспектом, безусловно, позволяет придать ей целенаправленный характер.
Важное значение на предварительном этапе имеет непосредственная работа представителей группы разбора с разработчиками учения. Она заключается в том, что офицеры группы разбора глубоко вникают в суть обстановки на каждом этапе, уясняют, какая основная идея заложена разработчиком, возможные варианты действий обучаемых, недостатки и преимущества каждого из них. Если такая интеллектуальная работа не проведена, то по своему содержанию деятельность группы разбора в ходе учения примет не аналитический, а описательный характер, представляющий собой механическую фиксацию недостатков.
До начала учения желательно подобрать наиболее поучительные факты и примеры, имевшие место в войнах и вооруженных конфликтах, а также в состоявшихся ранее учениях. К их подбору необходимо подходить творчески, чтобы приводимые сравнения получились интересными, и по ним можно было бы легче проследить основные тенденции в развитии военной теории и практики оперативного искусства и тактики. Анализ деятельности должностных лиц при организации и проведении разборов показывает, что использование исторических примеров для аргументации излагаемых теоретических положений и выводов способствует развитию оперативно-тактического кругозора обучаемых. При этом нельзя, конечно, слепо и шаблонно копировать этот опыт в теоретической и практической деятельности. Когда речь идет о значении уроков прошлого, то имеется в виду необходимость разумного сочетания выводов из истории с задачами современности.
В ходе инструктивного занятия с руководством учения и посредническим аппаратом руководитель учения (начальник штаба руководства) помимо вопросов подготовки и проведения учения доводит задачи по разработке и представлению материалов в разбор. При этом до должностных лиц штаба руководства и посреднического аппарата может доводиться перечень конкретных вопросов, которые должны быть освещены ими по каждому этапу учения. Главный принцип заключается в том, что на разбор работают все должностные лица руководства учения и посреднического аппарата. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что он будет подготовлен и проведен с высоким качеством.
Для целенаправленной и плодотворной подготовки материалов разбора важное значение имеет организация работы группы разбора. Ответственность за обобщение материалов и подготовку разделов докладов руководителя и начальника штаба руководства целесообразно распределять между офицерами группы следующим образом: по этапам учения - при этом каждый офицер описывает действия органов военного управления и войск (сил) на одном из этапов учения; по обучаемым органам военного управления и войскам (силам) - в этом случае офицер группы готовит материал по действиям конкретного органа управления и (или) объединения по всем этапам учения. Кроме того, каждый раздел доклада (например, выводы по итогам учения, указания руководителя учения) также закрепляется за офицерами группы разбора. Такая организация работы способствует быстрой обработке и обобщению материалов, представляемых в разбор учения, а также своевременной подготовке докладов.
Разработка основных документов разбора осуществляется в ходе учения. При этом важно обеспечить детальный анализ действий обучаемых органов военного управления и войск (сил), своевременную обработку поступающей информации в группу разбора в виде отчетов и донесений должностных лиц штаба руководства, посреднического аппарата, материалов группы исследования. Именно от качества этой работы во многом зависит и содержательность готовящегося разбора. При необходимости часть офицеров группы разбора выезжает в войска, чтобы лично наблюдать наиболее важные эпизоды учения.
Ведущая роль в подготовке материалов разбора принадлежит руководителю учения. Он, как непосредственный организатор, призван лично участвовать в разработке основных документов по проведению учения еще до его начала, наряду с другими вопросами определить порядок подготовки, основное содержание и объем разбора. В ходе учения, исходя из личных наблюдений, докладов должностных лиц штаба руководства, руководитель дает конкретные указания о включении в материал разбора выводов на основе анализа отдельных эпизодов, положительных моментов и недостатков в действиях обучаемых органов военного управления и войск (сил), а также рекомендации по их устранению.
Большую помощь в качественной подготовке материалов разбора призваны оказывать заместители, помощники руководителя учения и штаб руководства. Опыт оперативной и боевой подготовки подтверждает, что для планомерной подготовки материалов разбора целесообразно, чтобы данные от заместителей и помощников руководителя, посредников поступали в группу разбора к исходу каждых суток и за каждый этап учения. Кроме того, не позднее чем за сутки до окончания учения указанные должностные лица должны доложить руководителю предварительные выводы по действиям обучаемых и о результатах проведенных исследований.
Содержание материалов разбора должно базироваться на глубоком и беспристрастном анализе главных учебных эпизодов и действий, обобщении положительного опыта и его доведения до всех участников учения, обеспечивать развитие творческой активности и инициативы обучаемых, вызывать у них интерес, а также способствовать вскрытию причин неудачных действий и быстрому устранению недостатков. Разбор не должен перегружаться перечислением общеизвестных фактов без их глубокого теоретического анализа, изложением положений руководящих документов и детальным пересказом хода учения.
В качестве иллюстративного материала на разборе могут использоваться карты, схемы, таблицы, слайды, фотографии, а для большей наглядности - кино- и видеоматериалы, подготовленные в ходе учения. Кроме того, на разборе могут быть представлены графические и текстовые оперативные (боевые) документы, разработанные обучаемыми.
Основное содержание разбора заключается в анализе обстановки, сложившейся к началу каждого этапа учения, решений, принятых обучаемыми по ней, а также практических действий органов военного управления и войск по их реализации. При этом важно, чтобы руководитель не ограничивался только перечислением недостатков в действиях обучаемых органов военного управления и войск, но и проанализировал причины допущенных ошибок, указал, что необходимо сделать для их устранения и недопущения в будущем.
Оценивая действия обучаемых, руководитель учения в целях убедительности излагаемого материала обычно определяет: полностью ли в решении реализуется замысел старшего начальника; в какой мере оно отвечает сложившейся обстановке и учитывает соотношение боевых возможностей сторон; насколько рационально использовались имеющиеся силы и средства и, в конечном счете, к каким результатам могли привести принятые решения и их реализация в ходе реальных военных действий. При этом особое внимание уделяется анализу избранного способа выполнения поставленной задачи. Важно также показать, насколько полно решение командира обосновано расчетами, логическими доказательствами, научными рекомендациями, в какой мере достигнута краткость его изложения, ясность содержания, четкость и конкретность формулировок, как его поняли подчиненные командующие (командиры).
Большое значение имеет способность руководства учения увидеть и поддержать оригинальность, нестандартность принимаемых решений, оценить элементы новизны, безусловно, при их соответствующем обосновании обучаемыми. Для сравнительной оценки вариантов решения целесообразно шире применять математическое моделирование военных действий. В настоящее время в органах военного управления имеется значительное количество расчетных задач, которые выполняются с помощью современной электронно-вычислительной техники.
Очень важно также оценить работу органов управления по планированию боевых действий на основе решения, в частности, качество разработки боевого приказа, планов огневого поражения противника, применения родов войск и специальных войск, всестороннего обеспечения, организации взаимодействия и управления.
Известно, что чем детальнее организована подготовка войск к операции, тем эффективнее может быть выполнена боевая задача. Поэтому качество организаторской работы командующих, командиров и органов военного управления непосредственно в войсках - важнейший показатель их зрелости и подготовленности к руководству войсками в боевой обстановке. Вот почему этот вопрос должен занимать одно из центральных мест в разборе учения.
При рассмотрении хода боевых действий необходимо уделять внимание глубокому анализу практической деятельности командиров, штабов, войск при решении наиболее сложных и недостаточно отработанных вопросов. Очень важно отметить смелые, инициативные решения и действия командного состава, организованность и слаженность работы штабов, умелое управление войсками (силами) в ходе боевых действий, применение обучаемыми наиболее целесообразных и новых способов ведения боевых действий.
Подводя итоги учения, необходимо исходить из объективного анализа всех сторон деятельности командиров, штабов и войск. Оценка органу военного управления, соединению (части, подразделению) должна соответствовать знаниям, навыкам, практическим действиям обучаемых, реальному состоянию дел и определяться исходя из требований приказов, других руководящих документов и соответствующих нормативов. В разборе могут рассматриваться наиболее актуальные проблемы способов ведения боевых действий в современных условиях, отрабатываемых в ходе проведенного учения. На этой основе руководитель делает выводы и дает практические рекомендации войскам (силам), в которых отмечает степень достижения учебных целей и выполнения исследовательских задач, ставит задачи по устранению выявленных недостатков и дальнейшему совершенствованию подготовки органов военного управления и войск (сил).
Безусловно, что в ходе различных учений будет вскрыт целый ряд недостатков, упущений, т. е. получен и отрицательный опыт. Им ни в коем случае нельзя пренебрегать. Его также следует тщательно и глубоко анализировать, изучать причины неудачных и неправильных действий, нацеливать органы военного управления на разработку соответствующих выводов и обобщений, учет которых облегчит практическую деятельность и позволит избежать повторения аналогичных ошибок в будущем.
В целом хорошо подготовленный в организационном, методическом и научном отношениях разбор - это живое воплощение единства теории и практики, венец творческой деятельности руководителя учения, штаба руководства и всех его участников. Он развивает сознательность и активность обучаемых, приучает их критически и более сознательно относиться к своим действиям, вызывает стремление совершенствовать свою подготовку.