Новая система подготовки и накопления военнообученных граждан, пребывающих в запасе, и нахождение их в резерве
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 9/2008, стр. 43-47
Новая система подготовки и накопления военнообученных граждан, пребывающих в запасе, и нахождение их в резерве
Генерал-майор В.А. ОДРИНСКИИ
ПЕРЕХОД к комплектованию воинских должностей солдат (матросов) и сержантов (старшин) преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и к одногодичному сроку службы по призыву существенно сокращает ежегодные объемы накопления в запасе специалистов, особенно дефицитных ВУС. Это влечет за собой необходимость коренных изменений в системе подготовки и накопления военнообученных мобилизационных людских ресурсов.
Накопление в запасе военнообученных мобилизационных людских ресурсов за счет граждан, уволенных с военной службы, и их подготовка (переподготовка) на различных видах военных сборов и тренировочных занятий, как показывает опыт, утратили свою былую эффективность и не позволяют обеспечить достижения требуемых параметров качественного укомплектования войск (сил) на военное время. Основной причиной этого является отсутствие заинтересованности граждан повышать свою военную квалификацию и проходить военные сборы, а руководителей организаций всех форм собственности - отпускать своих работников на военные сборы. Ужесточить существующие нормы административного и иного воздействия за неисполнение воинской обязанности пока не удается.
В связи с этим существующее состояние системы подготовки на военных сборах пребывающих в запасе граждан требует качественного обновления, гарантирующего как их высокую военную обученность, так и постоянную готовность при необходимости к выполнению своих функциональных обязанностей в составе подразделений и воинских частей, в которые они предназначены.
Главной целью перехода на новую систему подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов является придание ей необходимой эффективности, экономичности, гибкости, надежности, управляемости и устойчивости с одновременным приведением ее в соответствие с потребностями войск (сил). Она должна обеспечивать: удовлетворение мобилизационной потребности войск (сил), воинских формирований и органов; достаточные объемы накопления военнообученных мобилизационных людских ресурсов; поддержание военной обученности мобилизационных людских ресурсов на должном уровне; создание таких условий, когда граждане, пребывающие в запасе, будут добровольно стремиться совершенствовать свои военные знания, умения и навыки.
Сущность новой системы заключается в сочетании двух важнейших способов подготовки: подготовка граждан в период прохождения ими военной службы по призыву или контракту; подготовка граждан в период нахождения их в запасе, когда с ними заключается контракт на пребывание в резерве.
Объемы подготовки, необходимые для качественного укомплектования войск (сил) по мобилизационному плану, будут определяться исходя из возможностей имеющейся учебной материально-технической базы и объемов финансирования.
Подготовку граждан в период прохождения военной службы по призыву предлагается осуществлять путем их целенаправленного призыва в учебные соединения и воинские части в целях подготовки в течение шести месяцев по ВУС, недостающим в районах комплектования войск (сил).
Особенностью новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов является то, что в составе запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации из числа приписанных (предназначенных) специалистов выделяется мобилизационный людской резерв (далее - резерв), с которым воинские части заключают соответствующие контракты.
Остальные граждане запаса всех разрядов учета, категорий запаса и категорий годности к военной службе, приписанные (предназначенные) в воинские части, будут относиться к мобилизационному людскому ресурсу.
Концепция новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов предполагает создание нескольких видов резервов (1, 2 и 3-й очереди).
Основным принципом создания различных видов резервов является добровольное заключение гражданами, пребывающими в запасе, контрактов на пребывание в различных видах резервов с Минобороны России и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
Комплектование резервов должно осуществляться исходя из наличия и продолжительности военной подготовки у граждан, пребывающих в запасе, их годности к военной службе и возраста.
Для каждого вида резерва определяется свой вид контракта, порядок комплектования и подготовки резервистов исходя из предназначения воинских частей и планируемого порядка их использования в мирное время, в угрожаемый период, в период мобилизации и в военное время.
Подготовка резервистов должна обеспечиваться путем регулярного прохождения ими военных сборов, привлечения к мероприятиям оперативной, мобилизационной, боевой подготовки и тренировочным занятиям в конкретных воинских частях, в которые в соответствии с контрактом они предназначаются. Периодичность прохождения военных сборов и привлечения к вышеуказанным мероприятиям будет зависеть от уровня их личной подготовки и вида резерва, в котором они состоят.
В зависимости от вида резерва, в который зачисляются граждане, необходимо определить порядок пребывания в резерве, выплаты компенсаций (вознаграждений), присвоения очередных воинских званий, предоставления различных социальных льгот (определенные преимущества резервистов и членов их семей перед другими гражданами в различных сферах общественной жизни: по налогам, в пользовании общественным транспортом при следовании к месту дислокации воинской части на военные сборы или тренировочные занятия, по жилищному обеспечению и другие); компенсаций материального характера, призванных возмещать затраты или лишения, связанные с пребыванием в резерве, а также определить меры, позволяющие урегулировать отношения между резервистом и работодателем.
Необходимо также предусмотреть предоставление работодателям различных льгот и частичных компенсаций возможных потерь, понесенных в связи с отрывом от производства работающих у них резервистов для исполнения обязанностей военной службы (военные сборы, тренировочные занятия и пр.).
Финансирование мероприятий по подготовке и накоплению мобилизационных людских ресурсов предлагается осуществлять за счет средств федерального бюджета.
С переходом на новую систему подготовки и накопления мобилизационных ресурсов финансовые выплаты резервистам предлагается производить как в период пассивного выполнения обязанностей военной службы, так и в период привлечения на военные сборы и тренировочные занятия. В связи с этим расходы на подготовку специалистов запаса возрастут, но благодаря целенаправленной и дифференцированной системе подготовки специалистов запаса эффективность их использования увеличится.
Финансирование подготовки специалистов запаса при проведении военных сборов предлагается осуществлять применительно к существующей системе финансирования военных сборов.
При пассивном и активном выполнении резервистами обязанностей, предусмотренных контрактом, предлагается ввести систему единовременных, ежемесячных (ежегодных) стимулирующих и компенсационных выплат (при привлечении на военные сборы и тренировочные занятия).
По результатам проведенного мониторинга граждане, пребывающие в запасе, обязательными условиями нахождения в резерве считают наличие ряда льгот и компенсаций (вознаграждений).
В первую очередь большинство (до 80 %) граждан, пребывающих в запасе, считают, что при заключении контракта на пребывание в резерве 1-й очереди для резервистов следует предусмотреть ежемесячные денежные выплаты, средняя величина которых, по социологическим расчетам, может составить 4000-5000 руб.
Вместе с тем анализ показал, что количество желающих заключить контракт на пребывание в резерве 1-й очереди, равно как и суммы ежемесячных выплат в качестве вознаграждения, в различных регионах страны существенно различаются в зависимости от уровня прожиточного минимума населения, средней заработной платы, уровня безработицы и инфляции (например, величина прожиточного минимума по Москве - 6563 руб., когда в целом по Российской Федерации - 4116 руб.).
При организации соответствующего мониторинга по оценке региональных условий, проведении военной рекламы и информационно-разъяснительной работы в субъектах Российской Федерации возможна некоторая оптимизация финансовых расходов (на 15-20 %) и достижение эффективности в военно-профессиональном отборе граждан, желающих заключить контракт на пребывание в резерве 1-й очереди.
Снижение финансовых издержек государства при введении новой системы должно достигаться за счет предоставления определенных социальных льгот или компенсаций (вознаграждений), основными из которых являются: 50 % -ная оплата стоимости жилищно-коммунальных услуг или ее 50 %-ная денежная компенсация; снижение уровня единого социального налога или отмена его; сохранение заработка на период проведения военных сборов (тренировочных занятий).
С учетом общих тенденций перевода части льгот в денежное выражение необходима тщательная проработка механизма их реализации. В целях обеспечения исполнения указанных льгот в форме денежной компенсации (вознаграждения) и контроля за их реализацией необходимо разработать такой механизм, который позволил бы своевременно и гарантированно предоставлять резервистам эти льготы в денежной форме (размеры указанных выплат должны соответствовать фактическим затратам).
Можно прогнозировать, что пребывание в различных видах резерва и обеспечение гарантий со стороны государства на предоставление льгот и компенсаций (вознаграждений) резервистам (сохранение заработка на период проведения военных сборов (тренировочных занятий); гарантированное сохранение рабочих мест на период нахождения в резерве; введение административной ответственности для руководителей организаций, создающих препятствия своим работникам по выполнению обязанностей, связанных с пребыванием в резерве, и др.) будут способствовать закреплению на своих рабочих местах граждан, которые заключили контракты на военную службу в резерве, снизится текучесть кадров в производственном секторе экономики и уменьшатся миграционные потоки между регионами страны.
Для граждан запаса 1-го разряда наиболее предпочтительны льготы (компенсации) на получение образования или прохождение переподготовки по какой-либо специальности, дефицитной на рынке труда. Решение этой проблемы будет возможно в форме фиксированных единовременных денежных пособий (компенсаций) или полной (частичной) оплаты услуг по факту их получения.
За счет гарантий со стороны государства может быть обеспечено заинтересованное отношение руководителей организаций (учреждений) и предприятий к тому, чтобы их работники (сотрудники) стремились заключать контракты на пребывание в различных видах резерва. Это предполагает наличие таких льгот, как введение дифференцированной налоговой шкалы исходя из количества резервистов среди работников (например, процент резервистов от общего числа граждан, пребывающих в запасе); возмещение государством убытков организациям (учреждениям) и предприятиям независимо от форм собственности в связи с выполнением работниками обязанностей, связанных с пребыванием в резерве; предоставление преимуществ на государственный заказ в зависимости от количества резервистов среди работников в организации (учреждении) или предприятии и т. д.
Переход к новой системе подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов предполагает разработку (уточнение) необходимых (действующих) нормативных правовых актов, определяющих понятия резерва, резервистов, принципов создания резерва, порядка использования резервистов в мирное время, в угрожаемый период, в период мобилизации и в военное время, социальный статус граждан, пребывающих в запасе, заключивших контракт на пребывание в резерве, закрепление их прав и ответственности.
Нормативно-правовая база перехода на новую систему должна обеспечивать: создание правовых условий для привлечения граждан, пребывающих в запасе, на заключение контракта в различных видах резервов; защиту прав граждан, пребывающих в резерве; надежные юридические механизмы исполнения правовых решений, регулирующих пребывание в резерве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что «...защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации», введение института пребывания в резерве не противоречит действующему российскому законодательству и может быть оформлено в виде нового раздела в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе», иными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Министерства обороны Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Заключение контракта на пребывание в резерве расширяет возможности граждан по реализации конституционного долга по защите Отечества, так как предполагает свободу в праве выбора и сознательное отношение к принятию единоличного решения о заключении контракта на пребывание в различных видах резерва.
Ожидается, что реализация новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов приведет к ряду положительных социально-экономических, политических, юридических последствий и позволит оптимизировать военно-гражданские отношения в системе «армия - общество», а также даст возможность предвидеть возникающие риски и своевременно парировать их.
Возможность пребывания граждан в резерве в целом будет положительно воспринята общественным мнением в стране, а это скажется на повышении степени доверия государству.
Государственная гарантия определенных социальных льгот и компенсаций (вознаграждений) для резервистов, руководителей организаций различных форм собственности, чьи работники заключат контракт на пребывание в резерве, должна вызвать определенное оздоровление и стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.
Укрепление института резервистов обеспечит успешный переход к новой системе комплектования Вооруженных Сил по контракту и создаст в ближайшей перспективе необходимые благоприятные предпосылки для строительства профессиональной армии в России, что полностью соответствует интересам национальной безопасности государства.
Последовательная и поэтапная реализация положений «Концепции новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов...» будет способствовать повышению мобилизационной готовности Вооруженных Сил и других войск за счет подготовки и накопления требуемых объемов военнообученных людских ресурсов.
Комментарий «Концепции новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в новых условиях социально-экономического развития Российской Федерации».