К вопросу об информационной составляющей военно-управленческой деятельности в современных условиях
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/2008, стр. 23-28
К вопросу об информационной составляющей военно-управленческой деятельности в современных условиях
Д.П. ПРУДНИКОВ
ПРУДНИКОВ Дмитрий Петрович родился 1 августа 1974 года. Срочную службу проходил в Московском военном округе. В 2001 году с отличием окончил факультет культуры и журналистики Военного университета МО РФ. Служил на различных должностях в Северо-Кавказском и Московском военных округах. С 2005 года - адъюнкт кафедры политологии Военного университета МО РФ. В 2007 году уволен из ВС РФ с должности старшего редактора газеты «Красная звезда» в связи с переходом на службу в Министерство внутренних дел РФ. В настоящее время - старший инспектор по особым поручениям Управления организации работы с личным составом Департамента кадрового обеспечения МВД России.
В НАСТОЯЩЕЕ время уже стало очевидно, что чем большими возможностями в информационной сфере обладает государство, тем вероятнее (при прочих равных условиях) оно может добиться политических и военных преимуществ. Другими словами, современная военная практика, дает мощный импульс осмыслению нового места и роли информации в военной деятельности. По мнению отечественных и зарубежных исследователей это выражается в следующем:
во-первых, изменение содержания главной цели войны, которая теперь направлена не на захват территории противника, а на подавление его воли к сопротивлению, разрушение его политического и военно-экономического потенциалов и обеспечение господства на политической арене, в экономике, на рынках сырья и сбыта;
во-вторых, высокая боевая эффективность высокоточного оружия (ВТО) и средств информационного воздействия на деле обусловили доминирующую роль электронно-огневой операции как следствие - в структуре и оснащении войск проявляется тенденция к сокращению их численности за счет опережающего технологического потенциала для создания высокоэффективных средств информационного воздействия и ВТО большой дальности с элементами «искусственного интеллекта»;
в-третьих, нарастающее неприятие мировой общественностью силовых методов решения международных споров склоняет военно-политическое руководство развитых стран к мысли об отказе применения вооружений, уничтожающих огромные людские ресурсы, материальные ценности и нарушающих экологию.
Очевидно, что обозначенные выше аспекты не могут не сказываться на характере военно-управленческой деятельности. Стремительное усложнение и увеличение масштабов задач, связанных с обработкой огромных массивов информации (причем не редко противоречивой) вызывает необходимость внедрения новых информационных технологий в управленческую деятельность всех уровней военного управления. Так, применение информационно-аналитических систем в качестве интеллектуальных «советчиков» при решении задач управления войсками особенно сопряженных с неопределенностью и риском, позволяет в значительной степени ослабить воздействие субъективных факторов на эффективность работы командования и штабов. Поэтому на повестке дня достаточно актуальна задача всеобъемлющей информатизации военно-управленческой деятельности. Предполагается, что наиболее важными направлениями, являются:
обеспечение единства процессов управления войсками и оружием на основе существующих АСУ, а также сопрягаемых с ними комплексов управления оружием на базе технических и программных средств новых поколений;
совершенствование информационно-аналитических систем в интересах обеспечения процессов вооруженной борьбы;
широкое внедрение роботов и робототехнических систем, которые позволят повысить эффективность средств вычислительной техники на основе распределения функций по обработке информации и управления между ЭВМ и человеком-оператором, при одновременном выведении последнего из зоны непосредственного ведения боя;
использование современных информационных технологий для исследований и внедрения качественно новых средств и методов вооруженной борьбы.
Следующим важнейшим аспектом развития информационной составляющей военного управления является разработка и принятие эффективного комплекса мер, направленных на эффективное ведение информационного противоборства. Дело в том, что все возрастающие масштабы информационного противоборства, как в мирное, так и в военное время обуславливают необходимость предотвращения или нейтрализации негативных информационных воздействий на систему военного управления, а также на индивидуальное и общественное сознание.
Разумеется, что решение вопросов информационной безопасности должно повысить устойчивость военно-управленческой деятельности к негативным информационным воздействиям как в информационно-техническом, так и информационно-психологическом плане. Особое место здесь занимает совершенствование информационного противодействия негативным информационным воздействиям на вооруженные силы и население страны в различных условиях. Действительно, в мирное время информационная борьба носит, как правило, завуалированный, латентный характер. В частности, в этот период ее основным содержанием является ведение разведывательных, политико-идеологических мероприятий, направленных, как правило, на относительно мягкую информационную экспансию в отношении сознания населения и вооруженных сил потенциального (реального) противника. Наиболее ярким примером этого является «мирное» информационное противоборство между США и Китаем. Так, начиная с 1980-х годов, американское руководство в своем информационном воздействии на Китай преследовало две основные цели: способствование отходу Китайского общества от социалистических ценностей в направлении западных демократических ценностей и способствование формированию прочных симпатий к Америке. Для достижения указанных целей использовались следующие средства: широкое обучение студентов и стажеров в КНР и США; ознакомление китайской аудитории с достижениями американской науки и техники путем экспорта в Китай соответствующих товаров; широкие контакты с интеллигенцией, в том числе с оппозиционными группами; форсированное издание в КНР книг американских авторов и показ американских фильмов; круглосуточное вещание на Китай. По мнению американского руководства это должно было способствовать изменению массового сознания китайцев по отношению к Западу, в том числе и в оборонной сфере.
Китай в свою очередь активно противодействовал массированному информационному воздействию США. Как следствие - руководство КНР добилось блестящих результатов в ходе информационного противодействия. Так, китайцам удалось переиграть американцев в ходе информационного противоборства в экономической сфере. Кроме того, благодаря организованному китайской разведкой мощному лобби КНР решает ряд стратегических задач: обеспечивает продвижение дешевых китайских товаров на американский рынок; стимулирование роли китайской диаспоры США за счет материкового Китая; добыча передовых технологий и научных разработок. Все это делает весьма проблематичным открытое военное столкновение США с Китаем, особенно из-за наличия на территории США мощной «пятой колонны».
Любое государство, сталкиваясь с кризисными военно-политическими ситуациями, практически всегда сталкивается с резким ростом информационных потребностей как органов военного управления, так и населения, а информационное противоборство обостряется и приобретает ярко выраженный конфронтационный характер. Поэтому немаловажное значение имеет разработка концепции информационного обеспечения военного управления в кризисных военно-политических ситуациях.
Войны последних десятилетий показали, что одной из главных целей уничтожения является не только физическое поражение систем боевого управления, военных объектов и техники, но и систем получения, хранения и обработки информации военного и государственного значения, т.е. информационной инфраструктуры. Следует отметить, что в кризисной ситуации потребность общества в информации, а также необходимость его оповещения со стороны государственных структур прямо пропорционально глубине проблемы. Если в стабильном, мирном состоянии происходит относительно достаточное удовлетворение личности, общества и государства в информации, то в условиях кризиса, когда возникают стрессовые ситуации, отмечается потребность людей в максимальной определенности информации, наблюдается рост недоверия к любым источникам, в том числе и к официальным. Таким образом, обнаруживается дефицит объективной информации. Это в частности связано с тем, что в кризисной ситуации обычно вводятся ограничения для средств массовой информации (СМИ), в первую очередь иностранных, происходит перестройка информационных потоков.
В этих условиях органам военного управления приходится решать сложную дилемму: с одной стороны, поступающая информация должна удовлетворять информационные потребности общества, с другой - она не должна мешать военному управлению осуществлять мероприятия по выходу из кризиса.
Из вышеизложенного следует, что характер информационного обеспечения военно-управленческой деятельности, должен соответствовать глубине и специфическим особенностям военно-политического кризиса, особенно в отношении общественного сознания. Следовательно, в кризисной ситуации существует необходимость в постоянном совершенствовании механизмов управления информацией. Это обусловлено и еще тем обстоятельством, что в такой ситуации существенно возрастает объем негатива, который, нередко исходит со стороны противостоящей стороны, а также тем, что в обществе значительно увеличивается потребность в обладании сведениями о реальном положении дел. Кроме того, на освещение действий вооруженных сил серьезное влияние могут оказать различные политические силы через негосударственные, а порой и через государственные средства массовой информации.
Думается, что регулирование информационных отношений между органами военного управления и общественностью в кризисных военно-политических ситуациях должно осуществляться по следующим основным направлениям:
во-первых, активное противодействие информационно-психологическому воздействию со стороны враждебно настроенных государств на население страны, вооруженные силы и военно-политическое руководство;
во-вторых, принятие дополнительных мер по информационно-технической и организационной защите систем управления войсками, особенно там, где имеет место их сопряжение с гражданскими объектами;
в-третьих, объединение государственных и негосударственных СМИ в пропаганде патриотических ценностей;
в-четвертых, выработка единых этических правил в информировании населения СМИ различных форм собственности;
и, наконец, в-пятых, усиление контроля над нераспространением сведений секретного характера.
Следует помнить, что важнейшим аспектом в кризисных ситуациях является тесное взаимодействие органов военного управления со средствами массовой информации, так как СМИ представляют собой один из действенных инструментов антикризисного управления.
Для минимизации негативных информационных воздействий нужно иметь определенные заготовки моделей управления информацией в таких ситуациях. Причем данные модели должны учитывать потребности и интересы не только государства, но и гражданского общества. Помимо этого органам военного управления необходимо стараться организовывать работу с прессой так, чтобы сделать масс медиа своими потенциальными союзниками. В частности, грамотно организованная информационная деятельность органов военного управления НАТО в отношении прессы в период подготовки и проведении военной операции на Балканах в 1999 году позволила обеспечить поддержку боевых действий среди большинства населения западных стран. Как признал бывший в то время председателем военного комитета НАТО К. Науманн: «Без показа в СМИ беженцев мы не смогли бы продолжать операцию в течение 78 дней». При этом активно подавлялся информационный потенциал Югославии: пункты управления, теле- и радиостанции, редакции средств массовой информации.
Конечно, взаимодействие государства и СМИ не ограничивается исключительно только решением информационных проблем, связанных с кризисными ситуациями. Однако недооценка информационных факторов взаимодействия государства и СМИ может негативно отражаться на результатах военной деятельности государства. Подтверждением этого может служить анализ телевизионных материалов во время Чеченской кампании в 1994-1996 годах. «В среднем чеченская тематика занимала в программе НТВ от 10 до 18 минут на информационный выпуск, в «Вестях» от 3 до 7 минут. Так вот, у НТВ до 80 % всех видеосъемок непосредственно боевых действий велось со стороны чеченских боевиков или сепаратистов. В «Вестях» это соотношение достигало 60 %. Оставшиеся 20 % НТВ обычно делило между съемками разрушений, ... интервьюировании местных жителей чеченцев, «страдающих от русской агрессии», или же комментариями своих тележурналистов, в лучшем случае на фоне российских позиций, но чаще у сгоревшей российской техники. Так же примерно делили оставшийся эфир и «Вести».
В итоге, недооценка роли влияния СМИ, а также неумение «работать» с прессой способствовало своего рода «перепрограммированию» восприятия конфликта российской общественностью глазами чеченских сепаратистов, что привело к ухудшению отношения к собственной армии и проводимой военной политике государства на Северном Кавказе, в то время как цели боевиков становились ближе и понятнее. Именно первая чеченская компания явилась сильнейшим катализатором осознания органами военного управления возрастающего влияния СМИ на общественное сознание, а конечном итоге и военную политику государства в России.
Таким образом, в отношениях власти и СМИ, следует иметь в виду, что это отношения не только между управляемыми и управляющими (такие отношения встречаются не редко), но и отношения партнерства и оппозиции. На ряду с командно-административным руководством СМИ приходит происходит выстраивание отношений на основе конституционно-правовых и договорных принципах, что в свою очередь требует новых подходов к организации взаимодействия государства и СМИ.
Сегодня органы военного управления все больше становятся заинтересованными в разъяснении и популяризации своей деятельности, в том, чтобы подготовленная ими информация доводилась до сведения общественности, ибо необходимым условием достижения целей военной деятельности государства является общественная поддержка. Все более заметное место приобретают специальные структуры, которые обеспечивают взаимодействие государства и общества. В большинстве федеральных и региональных органов государственной власти и управлениях, в различных ведомствах, в том числе и в Министерстве обороны РФ существуют структуры, отвечающие за взаимодействия со СМИ и общественностью, которые призваны наладить диалог государственных органов с гражданским обществом. В частности, они организуют встречи с представителями общественности, пресс-конференции, брифинги, выпускают бюллетени, пресс-релизы, информационные сообщения и т.д.
Предполагается, что деятельность структур по связям с общественностью может быть эффективной, только когда они являются не только транслирующим источником информирования, а субъектами, которые систематически и творчески налаживают контакты с прессой. Главная задача здесь - полнота и достоверность представляемой информации, а также создание благоприятных условий для профессиональной деятельности журналистов. Успех может быть достигнут только тогда, когда тонко чувствуется и компетентно оценивается информационная ситуация. Помимо этого необходимо умение находить наиболее подходящие для обсуждаемой темы, участников, строить и реализовывать «сценарий» (например, пресс-конференции), обеспечивающий выгодный для военно-управленческой деятельности политический ракурс.
В настоящее время повышение качества деятельности структур по связям с общественностью вооруженных сил приобретает все большее значение. Поскольку в условиях открытого общества эффективность государственной службы определяется не только квалифицированным исполнением административных обязанностей, но и умением взаимодействовать с гражданским обществом, политическими организациями, а также способностью влиять на формирование общественного мнения.
Другими словами, учитывая степень влияния средств массовой информации на общественное мнение, необходимо делать их своими союзниками в освещении военной деятельности государства. В СМИ в свою очередь должны существовать механизмы, которые бы способствовали: недопущению подчинения СМИ конъюнктурными интересам различных политических группировок во влиянии на военную организацию РФ; защите законных интересов силовых ведомств; обеспечению достаточной открытости Вооруженных Сил РФ для средств массовой информации в освещении их деятельности.
Важно помнить и о том, что СМИ - это инструмент не только государственного, а еще в большей степени и общественного воздействия на массовое сознание, инструмент формирования общественного мнения. Поэтому идеи тонкого правового регулирования всей системы электронных и печатных СМИ должны быть тщательно согласованы с действующим и вновь принимаемым законодательством в этой области. Весьма важным является поиск баланса между государственным и общественным регулированием деятельности СМИ по военным вопросам. При этом важно не отходить от демократических приоритетов развития общества и государства
Таким образом, сегодня информационный фактор является одним из важнейших факторов, обуславливающих эффективность военно-управленческой деятельности. Учитывая, что и сейчас, и в обозримой перспективе вооруженные конфликты и войны останутся неотъемлемой частью политики государств, можно заключить, что как не может быть надежной национальная безопасность, не имеющая военного обеспечения, так не может быть и военной безопасности без современного качественного информационного обеспечения военно-управленческой деятельности.
П а н а р и н И.Н. Информационная война XXI века: готова ли Россия? // Власть. 2000. № 2. С. 102.
Расторгуев СП. Информационная война. М.: Радио и связь, 1999. С. 128.
Приказ министра обороны № 457 от 14 декабря 1997 г. «Об утверждении положения о пресс-службе Министерства обороны Российской Федерации».