Информационное обеспечение как способ реализации государственной информационной политики в области обороны
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 8/2008, стр. 36-44
Информационное обеспечение как способ реализации государственной информационной политики в области обороны
Полковник А.Н. ПЕТРУНИН
ПЕТРУНИН Александр Николаевич родился в 1968 году во Владимирской области. В 1989 году окончил Омское высшее общевойсковое командное училище имени М.В. Фрунзе. В 2001 году - Общевойсковую академию Вооруженных Сил Российской Федерации. Службу проходил в Западной группе войск, Киевском, Забайкальском, Сибирском военных округах на различных командных и штабных должностях. В настоящее время проходит службу в одном из органов военного управления центрального аппарата. Соискатель ученой степени кандидата наук в Военном университете МО РФ.
ПРОИСХОДЯЩИЕ социально-политические изменения и экономические преобразования в Российской Федерации убедительно демонстрируют, что в нашем государстве информация фактически становится одним из основных ресурсов общественного развития, а масштабы ее использования сопоставимы с традиционными ресурсами (сырьем, энергией и т. д.). Сформировался и успешно развивается рынок информационных технологий, продуктов и услуг, в процессе информатизации находятся многие сферы государственной и общественной жизни. В общественном мнении России сложилось понимание объективности постепенного перехода к информационному обществу.
Одной из важнейших задач государства в условиях существования информационного общества становится управление информацией и регулирование информационных потоков. То есть речь идет о государственной информационной политике, оказывающей влияние на все больший спектр человеческой деятельности, который включает и область обороны. Естественно, что Вооруженные Силы Российской Федерации как основной компонент военной организации государства не могут находиться в стороне от происходящих социально-политических процессов.
Изучением различных аспектов государственной информационной политики в области обороны занимались отечественные ученые Ю.М. Батурин, СВ. Борисенко, А.В. Герасимов, А.В. Манойло, В.Ф. Ницевич, В.Г. Парфенов, А.И. Петренко, Д.Б. Фролов. В их трудах можно найти немало интересных размышлений теоретического и методологического характера. Вместе с тем анализ действующей нормативно-правовой базы, на наш взгляд, не позволяет выявить официальный подход к пониманию сущности государственной информационной политики в области обороны. Попытаемся сформулировать собственные взгляды на определение данного понятия. Государственная информационная политика в области обороны представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, привлекаемых к решению задач обороны страны, и органов военного управления (ОВУ), осуществляемую в сотрудничестве с другими институтами политической системы по созданию для субъектов государственной политики в области обороны благоприятных условий в информационном пространстве. В содержательном аспекте государственная информационная политика в области обороны сосредоточена на регулировании и развитии взаимоотношений в информационной сфере между силовыми структурами, обществом и государством по вопросам обороны.
Информационное обеспечение Вооруженных Сил РФ. Одним из способов реализации государственной информационной политики в области обороны, на наш взгляд, является информационное обеспечение Вооруженных Сил. Что собой представляет сегодня этот вид деятельности?
В приказе министра обороны Российской Федерации 2005 года № 555 под информационным обеспечением понимается деятельность, направленная на реализацию государственной информационной политики в области обороны и проводимая в целях создания благоприятных условий в информационной сфере, способствующих эффективному решению Вооруженными Силами стоящих перед ними задач.
Анализ руководящих документов, регламентирующих информационные отношения граждан и военнослужащих, позволяет выделить общие цели информационного обеспечения. К ним относятся:
информационная поддержка реализации государственной политики в области обороны;
духовная консолидация общественных сил в стране по вопросам обеспечения военной безопасности;
анализ социально-политической и информационной обстановки в стране;
плановое и оперативное информирование общественности по актуальным военно-политическим вопросам и вопросам развития Вооруженных Сил РФ;
удовлетворение потребностей органов государственной власти, общественности и СМИ в информации о состоянии Вооруженных Сил РФ;
осуществление информационного взаимодействия ОВУ с федеральными органами государственной власти РФ, государственными учреждениями и общественными организациями, средствами массовой информации в интересах военной деятельности.
Достижение целей информационного обеспечения Вооруженных Сил РФ осуществляется решением следующих задач:
своевременным и полным представлением информации о состоянии Вооруженных Сил РФ внешним потребителям;
совершенствованием процесса доступа, распространения и обмена информацией между Минобороны России и объектами информационного обеспечения;
формированием позитивного общественного мнения внутри страны и за рубежом о предназначении Вооруженных Сил РФ и решаемых ими задачах;
развитием взаимодействия Минобороны России со структурами гражданского общества.
Основными объектами информационного обеспечения на современном этапе выступают российские и зарубежные средства массовой информации, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные и религиозные организации, граждане страны, в том числе военнослужащие и члены их семей.
В настоящее время основными видами информационного обеспечения Вооруженных Сил РФ являются: подготовка и предоставление информации для СМИ, связь с общественностью, мониторинг сферы массовой информации, обеспечение информационной безопасности в сфере массовой информации, деятельность в ГИС «Интернет», рекламно-издательская работа. При этом необходимо понимать, что данные виды представляют собой целостную и организованную систему. Работа системы осуществляется по единому замыслу и плану, которые тесно увязаны с основными мероприятиями Минобороны и Вооруженных Сил РФ.
К основным механизмам реализации на практике задач информационного обеспечения Вооруженных Сил РФ можно отнести создаваемые органами военного управления и органами по связям с общественностью коммуникаций с различными государственными, информационными, политическими и общественными структурами российского социума. Без выстраивания таких постоянных коммуникаций государственная политика в области обороны не может ни вырабатываться, ни эффективно реализовываться. Именно путем постоянного наполнения позитивным и одновременно объективным содержанием информационных коммуникаций с различными социально-политическими институтами Минобороны России стремится обеспечить поддержку своих действий в обществе. Необходимо отметить, что Минобороны России как федеральный орган исполнительной власти и орган управления Вооруженными Силами стремится к максимальной доступности и разумной открытости перед властью и обществом.
С практической точки зрения информационное обеспечение представляет собой двусторонний процесс. С одной стороны, осуществляются сбор, обработка, анализ и создание информации, поступающей в военную сферу от власти и общества для принятия военно-политических решений руководством военного ведомства. С другой стороны, предоставляется информация о Вооруженных Силах субъектам информационной политики. При этом весь процесс подготовки информации направлен на создание благоприятных условий для деятельности Вооруженных Сил РФ с использованием разнообразных информационных ресурсов. Именно информационные ресурсы являются тем компонентом, из которого внешний потребитель может получать необходимую информацию о Вооруженных Силах РФ.
Для информирования средств массовой информации и общественности используются следующие основные формы работы: подготовка сообщений и пресс-релизов; проведение пресс-конференций и брифингов; посещение журналистами военных объектов; присутствие журналистов на мероприятиях, проводимых в Вооруженных Силах; официальные комментарии позиции руководящего состава Минобороны; организация встреч военнослужащих с представителями СМИ. Решение задач информационного обеспечения осуществляется специализированными органами (службами информации и общественных связей), работу которых координирует Управление пресс-службы и информации МО РФ.
Результаты осмысления зарубежного опыта. Для более глубокого осмысления актуальности информационного обеспечения деятельности Минобороны России небезынтересен опыт зарубежных стран. Анализ информационной деятельности оборонных ведомств ведущих зарубежных государств показывает, насколько значительны роль и место информационного обеспечения военной политики в целом. Так, современное военно-политическое руководство США рассматривает информационную политику в качестве жизненной необходимости и важного элемента деятельности органов государственного и военного управления. Для этого разработана соответствующая правовая база, а в министерстве обороны США созданы специальные органы, отвечающие за организацию работы со СМИ. При защите национальных интересов США и расширении зоны их влияния военно-политическое руководство государства активно опирается на поддержку органов государственной власти и общественности. При этом военное ведомство проводит активную работу по формированию благоприятного отношения общества к решениям о применении вооруженных сил.
Данная работа детерминирована демократической системой американского общества. Органы государственной власти и военного управления США воспринимают стремление граждан страны знать, для решения каких политических задач израсходованы полученные от налогоплательщиков ресурсы, как нормальное и естественное явление. Высшим политическим руководством этой страны определено, что военные, защищающие нацию от внешних врагов, обязаны информировать американских граждан о состоянии защищенности страны, а также о мерах по обеспечению личной безопасности военнослужащих. Никакое другое министерство не имеет такой ответственности перед нацией и никакое другое ведомство не имеет такого эффективного органа по связям с общественностью, как департамент общественных связей министерства обороны США.
Департамент формирует общие основы информационной политики, разрабатывает нормы и принципы распространения аудивизуальной информации, руководит работой служб радио- и телевизионного вещания вооруженных сил; обеспечивает подготовку печатных, радио- и телевизионных материалов, а также фильмов для использования в национальных и зарубежных информационных программах. Министерство обороны США издает многочисленные журналы, газеты, брошюры, плакаты и другую продукцию, которая распространяется как в войсках, так и среди гражданского населения не только своего государства, но и тех стран, где дислоцируются соединения и воинские части американских вооруженных сил.
Военное командование, несмотря на ограниченные возможности влиять на характер интерпретации в СМИ предоставляемых данных о деятельности вооруженных сил, полностью определяет содержание предназначенной для публикации информации и порядок допуска журналистов в войска. Необходимость сохранения военной тайны и обеспечения безопасности является основным требованием при работе со СМИ. В этих целях могут вводиться военная цензура или дозированное предоставление информации. Предусматривается и временная задержка публикации материалов, способных повлиять на успех проводимой политики в области обороны и безопасности.
Во многом похожим образом осуществляется информационная политика в области обороны и безопасности в Великобритании. Военно-политическим руководством этой страны заявлено, что все большее значение придается информационной составляющей военной политики. Исходя из этого в структуре правительства страны имеется служба правительственной информации и коммуникаций, решающая задачи информационной политики. По оценке английских специалистов, основная роль в информационной политике отводится СМИ. Деятельность по управлению СМИ рассматривается как одно из приоритетных направлений работы органов государственного и военного управления.
Общее руководство проведением информационной политики в вооруженных силах Великобритании осуществляется начальником управления формирования политики. Непосредственно за организацию и проведение информационной политики в мирное и военное время отвечает главное управление общественных связей министерства обороны, которое призвано обеспечить понимание и поддержку обществом проводимой военной политики Великобритании, представлять военнослужащих как защитников страны и ее интересов, эффективно и рачительно использующих деньги налогоплательщиков.
Главной же задачей этой структуры является обеспечение процесса управления общественным сознанием в масштабах вооруженных сил, страны и мирового сообщества в целом. Кроме того, в его функции входит обеспечение национальных СМИ информацией военного характера; обмен информацией внутри министерства обороны и вооруженных сил; организация публикаций, выставок, выпуск специальной кинопродукции, разработка и поддержка интернет-ресурсов; подготовка тезисов выступлений военно-политического руководства страны; проведение исследований в сфере общественных отношений. Главное управление общественных связей также координирует деятельность структур, отвечающих за подготовку информационных сообщений для национальной и мировой прессы, личного состава вооруженных сил и персонала обеспечивающих гражданских служб.
В Великобритании любое общение политических и военных руководителей с представителями СМИ, а тем более допуск журналистов в места дислокации британских войск, всегда осуществляется с разрешения должностных лиц управления общественных связей и в их сопровождении (приоритет отдается национальным информационным компаниям). При этом интервью могут давать только офицеры, отвечающие за связь со СМИ, или в их присутствии другие военнослужащие. Проведение видеосъемок не запрещается, но контролируется и рецензируется. В результате вся информация военного характера, официально поступающая в национальные и иностранные СМИ, находится под контролем сотрудников главного управления общественных связей.
В ФРГ основная тенденция действий власти и министерства обороны в информационном пространстве заключается в учете влияния общественности на принятие военно-политических решений. Немецкие эксперты в сфере политики безопасности и обороны отмечают, что в современных условиях «общественное мнение будет постоянно принуждать органы государственной власти к тому, чтобы политическая цель достигалась возможно меньшим применением военных средств».
Данные обстоятельства побуждают политическое руководство современной Германии считаться с общественным мнением, предпринимать значительные усилия по его формированию таким образом, чтобы оно способствовало принятию эффективных военно-политических решений, а также имело возможность вносить необходимые коррективы в военную политику. Для выполнения данной установки в ФРГ выбран механизм постоянного информирования общественности о положении в бундесвере и о практической реализации политики обороны и безопасности.
Основным органом бундесвера, отвечающим за подготовку предложений по формированию информационной политики и ее реализацию, а также за организацию взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью, является штаб прессы и информации министерства обороны, который подчинен непосредственно министру обороны. На штаб возложено решение следующих задач: информирование руководства бундесвера о ходе и направленности освещения в СМИ состояния дел в вооруженных силах; информирование представителей СМИ и общественных организаций по военным вопросам; руководство подчиненными органами информации; работа с общественностью и пропаганда военной службы среди населения; взаимодействие с пресс-службами федеральных и земельных органов власти. Кроме того, разрабатываются концептуальные документы по информационной работе бундесвера, в которых раскрываются формы, методы и основные направления деятельности по укреплению единства армии и гражданского общества, повышению мотивации военной службы и самоуважения военнослужащих.
Анализ информационного обеспечения военной политики ведущих зарубежных государств в первом приближении показывает, что военно-политическое руководство этих стран осознает актуальность и необходимость такого вида деятельности. Вместе с тем нельзя идеализировать зарубежный опыт и рассматривать его только в позитивном ключе. Еще свежи в памяти события 2006 года, когда впервые в своей истории Израиль фактически не достиг желаемого для себя результата в войне с Ливаном и Палестиной. В экспертных кругах одной из причин этой неудачи как раз называют недостаточное информационное обеспечение боевых действий. Кроме того, значительная часть населения Израиля основной причиной поражения считает не столько военные просчеты, сколько информационные. Есть мнение, что Израиль проиграл войну не на поле боя, а именно в информационном пространстве.
Известно, что руководство армии обороны Израиля было вынуждено постоянно либо опровергать информацию, предоставляемую информационными структурами Ливана и Палестины, либо ее подтверждать. По сути «наземная операция» носила наступательный характер, войска продвигались на новые рубежи, а информационная деятельность израильского военного ведомства при этом носила оборонительный характер. Такое противоречивое положение дел в действиях армейских структур привело к утрате доверия со стороны общественности Израиля и значительной части мирового сообщества. Иначе говоря, информационная поддержка действий армии не удалась, что, на наш взгляд, и вынудило политическое руководство израильского государства прекратить военные действия.
В числе основных причин информационного поражения израильской армии следует выделить несогласованные действия различных ведомств, отвечающих за информационное обеспечение военной операции; отсутствие необходимого опыта у лиц, отвечающих за информационную работу и ведение информационной войны.
Примерами неэффективной информационной деятельности могут служить действия вооруженных сил США против движения «Талибан» в Афганистане и коалиционных сил в Ираке (под эгидой борьбы с терроризмом). На начальном этапе военные действия имели (и в какой-то степени продолжают иметь) некоторую поддержку в ряде государств мира. Но даже та незначительная поддержка действий населением этих государств, которая была в самом начале, продолжает уменьшаться, о чем свидетельствует информация об увеличении количества нападений на армейские подразделения в этих странах, а также рост потерь личного состава и военной техники США и коалиционных сил. Под влиянием общественного мнения в связи с отсутствием видимых результатов по достижению целей в «борьбе с международным терроризмом» Дания, Испания и Словакия были вынуждены вывести свои войска из Ирака. Сегодня и в самих США немалая часть общественности высказывает недовольство проводимой политикой и обращается к руководству страны с требованиями о прекращении дальнейших военных действий в Ираке и Афганистане.
Постараемся выделить общее в информационной политике ведущих зарубежных стран в области обороны.
Первое. Информационная политика рассматривается в данных государствах как неотъемлемая часть оборонной политики. В целях ее формирования и реализации в соответствии с действующим законодательством в вооруженных силах созданы и эффективно функционируют специализированные структуры.
Второе. Развитость демократического общества в этих странах позволяет ему влиять на выработку и проведение военной политики. Исходя из этого военно-политическое руководство предпринимает значительные усилия для разъяснения общественности основных направлений проводимой в области обороны политики и решаемых вооруженными силами задач.
Практика информационного обеспечения Вооруженных Сил РФ. Избранный руководством Российской Федерации курс на открытость органов власти в соответствии с действующим законодательством также, на наш взгляд, приносит положительные результаты, а именно: отмечается все большая заинтересованность граждан страны в информации о политике в области обороны, с одной стороны, а с другой - наблюдается выражение поддержки проводимого властью курса. Можно констатировать, что российское общество постепенно становится активным участником государственной информационной политики в области обороны. Следовательно, в современных условиях актуальность информационного обеспечения как одного из способов реализации государственной информационной политики в области обороны только возрастает.
Недооценка же информационного обеспечения, отказ от целенаправленного формирования общественного мнения может существенно осложнить решение Вооруженными Силами возложенных на них задач. Полагаем, далеко не случайно в Минобороны России считают, что «...ни одна армия не может успешно выполнять возложенные на нее функции без создания благоприятных условий в информационном пространстве посредством формирования позитивного восприятия обществом всех сторон ее жизнедеятельности».
Это утверждение находит подтверждение на практике. Приобрели системный характер заседания пресс-клуба военных обозревателей при Управлении информации и общественных связей Минобороны России. Представители СМИ теперь могут получать информацию по наиболее интересующим общественность вопросам от руководящего состава Минобороны и Вооруженных Сил РФ. Благодаря такому подходу в СМИ стало появляться гораздо меньше искаженной информации о существующих армейских проблемах и действиях по их решению. В значительной степени благодаря усилиям сотрудников органов информационного обеспечения видов ВС (родов войск), военных округов (флотов) граждане страны узнают о жизнедеятельности войск, решаемых ими задачах, а также о мужестве и самоотверженности российских солдат и офицеров при выполнении боевых задач и совершении дальних походов. Благодаря совместным усилиям СМИ и ОВУ возрождается интерес граждан к военной службе, формируется понимание необходимости серьезной подготовки к защите Отечества.
Посещения представителями СМИ воинских частей и военных объектов приобрели систематический характер. В ходе них журналисты имеют возможность в неформальной обстановке встретиться с командованием, военнослужащими и членами их семей, получить ответы на интересующие их вопросы. Надо отметить, что российская общественность постоянно получает объективную информацию о переходе соединений и воинских частей Вооруженных Сил РФ на контрактный способ комплектования, об оснащении их новыми (модернизированными) образцами вооружения и военной техники, обеспечении военнослужащих постоянным жильем, о формировании фонда служебного жилья и др. Растет активность центральных органов военного управления в информационном обеспечении Вооруженных Сил РФ. Так, в январе 2006 года с их участием было подготовлено 340 публикаций в СМИ, в январе 2007 года - свыше 400, в январе 2008 года - 595. При этом информация не всегда носит позитивный характер, что является лишним подтверждением открытости военного ведомства.
В обществе увеличивается интерес к официальному сайту Министерства обороны в ГИС «Интернет» как со стороны российских, так и иностранных пользователей Всемирной паутины. За 2007 год зарегистрировано более 147 тыс. посещений сайта, 20 % составляют иностранцы из более чем 20 стран мира, в том числе США, ФРГ, Франции, Италии, Греции, Польши, Израиля, стран ближнего зарубежья.
Вместе с тем существуют и определенные проблемы в решении задач информационного обеспечения. Не всегда органами информационного обеспечения своевременно предоставляется информация по интересующим общественность вопросам. Журнал «Коммерсант Власть», например, справедливо отметил, что служба информации и общественных связей Военно-воздушных сил скупо отчиталась о «десятичасовом плановом полете» самолетов ТУ-95 дальней авиации с целью выполнения «задачи по предназначению». «Тем временем, - отмечает журнал, - японские и американские СМИ взахлеб описывали подробности. А сделанные американскими пилотами фотографии ТУ-95 почти неделю украшали главную страницу официального сайта военно-морских сил США. Фактически, новость о полете «РИА Новости» пришлось переписывать у «Associated Press», а не у отечественных служб информации и общественных связей».
Кроме того, информация, которая поступает в печатные СМИ и агентства, зачастую не размещается на официальном сайте Минобороны России в ГИС «Интернет». Полагаем, что это является серьезным упущением с учетом постоянно растущей популярности Всемирной паутины, особенно среди молодежи.
Пока недостаточно активно ведется рекламная работа, направленная на повышение престижа военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ по призыву и контракту, учебы в военных образовательных учреждениях Минобороны. Принимаемые руководством государства меры по повышению социальной защищенности военнослужащих и членов их семей и хорошо организованная реклама позволят, на наш взгляд, привлечь к военной службе гораздо больше граждан и перейти от. «набора» к «отбору» желающих. Также предстоит проработать механизм рекламы в электронных, печатных СМИ и на официальном сайте Минобороны в ГИС «Интернет».
Полагаем, что информационное обеспечение как способ реализации государственной информационной политики в области обороны развивается в соответствии с теми тенденциями, которые получили развитие в армиях ведущих государств мира. Информационная деятельность постепенно смогла заменить существовавшие в советское время пропаганду и агитацию. Основной целью этой деятельности является создание благоприятной политической, социальной и психологической среды для самого военного ведомства и войск (сил) в целях достижения необходимой поддержки в обществе.
Иными словами, во власти, в обществе и в информационном пространстве ведется работа по созданию таких условий, при которых войска (силы) могли бы наиболее эффективно выполнять свои задачи. Руководство специализированных структур видит существующие проблемы в организации информационного обеспечения и вырабатывает пути их решения исходя из того, что именно Минобороны России в процессе реализации государственной информационной политики призвано играть ключевую роль.
Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М., 2001. С. 11-12.
Перечень терминов и определений в сфере информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. Утвержден приказом министра обороны РФ 2005 года № 555.
ВасильевП. Главное управление общественных связей министерства обороны Великобритании // Зарубежное военное обозрение. 2003. № 9. С. 13-19.
Статский В. Пиво для журналистов от Минобороны // Независимое военное обозрение. 2003. № 42.
Sicherheitspolitik in neuen Dimensionen: Kompendium zum erweiterten Sicherheitsbegriff / Bundesakademie fur Sicherheitspolitik. Hamburg: Mittler, 2001. S. 862.
Ку р а к о в В. А. Армейский имиджмейкинг // Независимое военное обозрение. 1998. № 2.
Б е л о з е р о в В.К. Внутренний облик современной германской армии // Армия и флот. 2003. № 3. С. 8-15.
Информационное обеспечение Вооруженных Сил РФ: состояние и пути его совершенствования // Вестник информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. Под общ. ред. И.У. Байчурина и Л.И. Бочарова. 2007. № 1. С. 4.
А л е к с е е в А. Воздушное пиратство // Коммерсант Власть. 2008. № 6. С. 22.