Информационное обеспечение как важнейший компонент военно-управленческой деятельности

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 7/2008, стр. 42-45

Информационное обеспечение как важнейший компонент военно-управленческой деятельности

Д. П. ПРУДНИКОВ

Информационное обеспечение как важнейший компонент военно-управленческой деятельности

ПРУДНИКОВ Дмитрий Петрович родился 1 августа 1974 года. Срочную службу проходил в Московском военном округе. В 2001 году с отличием окончил факультет культуры и журналистики Военного университета МО РФ. Служил на различных должностях в Северо-Кавказском и Московском военных округах. С 2005 года - адъюнкт кафедры политологии Военного университета МО РФ. В 2007 году уволен из ВС РФ с должности старшего редактора газеты «Красная звезда» в связи с переходом на службу в Министерство внутренних дел РФ. В настоящее время - старший инспектор по особым поручениям Управления организации работы с личным составом Департамента кадрового обеспечения МВД России.

НОВЫЕ информационные технологии и развертывающаяся в мире глобальная информатизация открывают небывалые возможности во всех сферах человеческой деятельности. Становится все более очевидным, что и общественный прогресс и развитие каждого человека сопровождаются и даже в значительной степени определяются развитием информационной сферы. В «Военной доктрине Российской Федерации» говорится, что ее реализация достигается и за счет информационных мер, направленных на обеспечение военной безопасности Российской Федерации и ее союзников. Другими словами, информация выступает одновременно как ее цель, ресурс и средство. В этой связи неизменно возрастает роль информационного обеспечения в военно-управленческой деятельности.

Информационное обеспечение военного управления представляет собой совокупность информационных ресурсов, средств и технологий, находящихся в распоряжении органов управления и их должностных лиц, а также деятельность, направленную на их создание, совершенствование и обеспечение их бесперебойного функционирования. Основной целью информационного обеспечения военного управления является повышение устойчивости управления военной организацией государства, его Вооруженными Силами в условиях информационного воздействия противника. Указанная цель достигается комплексом мер разнопланового характера.

Так, специфическими направлениями функционирования системы информационного обеспечения сферы обороны являются: выявление информационных угроз и их источников, определение практических задач по их нейтрализации; развитие специального программного обеспечения, прикладных программ и средств защиты информации в автоматизированных системах управления военного назначения; совершенствование средств защиты информации от несанкционированного доступа, развитие защищенных систем связи и управления войсками и оружием; совершенствование структуры функциональных органов системы информационного обеспечения сферы обороны и координация их взаимодействия; совершенствование приемов и способов стратегической и оперативной маскировки, разведки и радиоэлектронной борьбы и др.

Однако в целом информационное обеспечение военно-управленческой деятельности не является сугубо оперативно-тактической или технологической задачей. По своим целям, содержанию, результатам оно относится и к сфере политики, что четко прослеживается при выявлении слагаемых информационного обеспечения военного управления. Помимо названных специфических направлений оно включает в себя:

равноправное вхождение страны в мировое информационное пространство, в том числе при включении ее информационных ресурсов в глобальные информационно-телекоммуникационные сети;

доведение до российской и международной общественности достоверной информации о военной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по актуальным военно-политическим проблемам;

создание и совершенствование информационной инфраструктуры, ее техническое и программное развитие;

развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок;

разработку и внедрение информационных технологий управления войсками и оружием и информационных комплексов вооружения и военной техники, автоматизированных систем военного назначения, а также систем управления ими;

защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем на территории России, сохранение государственной и военной тайны, усиление контроля за использованием информации в организациях, занятых военной деятельностью;

обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;

активное противодействие информационно-пропагандистским и психологическим операциям вероятного противника, ослабление (подрыв) его информационных возможностей;

ведение спецпропаганды на население и войска противника и нейтральных стран с целью формирования у них мнения, выгодного для воздействующей стороны;

подготовку квалифицированных специалистов по информационно-технической и информационно-психологической борьбе;

сбор, обработку и продвижение объективной информации, необходимой для оценки обстановки и принятия решения, доведение до исполнителей информации, необходимой для их организации и мобилизации, распространение информации, обеспечивающей понимание и поддержку принятого решения.

Информационное обеспечение включает в себя два потока информации, от военного управленца и к военному управленцу. Так, информационное обеспечение должно дать командиру материал, позволяющий воссоздать истинную картину ситуации, в которой ему предстоит действовать. При этом работа командиров и штабов определяется как анализ и оценка обстановки, которые в свою очередь представляют собой процесс изучения всех факторов и условий, влияющих на выполнение задач и достижение поставленной цели. Эта работа проводится постоянно по мере поступления соответствующей информации. В методологическом плане она заключается в последовательном выявлении, осмыслении и определении роли всех элементов обстановки, которые могут влиять на развитие ситуации. В зависимости от звена управления проводится оценка военно-политической (или общественно-политической, когда речь идет о ситуации внутри страны), стратегической, оперативной или тактической обстановки. Например, для военных управленцев оперативно-тактического уровня предметом анализа являются:

состав, состояние и обеспеченность подчиненных частей и подразделений, их боевые возможности, оперативное положение, состояние системы управления, сильные и слабые стороны, готовность к действиям, а также положение и возможности соседей и войск (сил), решающих задачи в интересах объединения (соединения, части);

экономические и социальные условия, социально-политическая и социально-психологическая обстановка, состояние военно-гражданских отношений в районе расположения и деятельности соединения, части; характер и уровень взаимодействия с органами местной власти и самоуправления; этнодемографическая и религиозная ситуация в регионе; степень социально-политической дифференциации общества, позиции различных составляющих его социальных групп и отношения между ними; направленность и характер действий средств массовой информации; наличие общественных движений и организаций экстремистского толка, незаконных вооруженных формирований; возможность террористических действий;

боевой состав, оперативное положение, боеспособность и моральное состояние войск (сил) противника, система управления и тылового обеспечения, сильные и слабые стороны, намерения и возможный характер действий, наиболее важные объекты (цели) и их координаты, а также характеристика новых средств вооруженной борьбы и способов ведения боевых действий (боя);

природно-географические, включая климатические, условия, оперативное оборудование территории.

Анализ и оценка военно-политической и общественно-политической обстановки осуществляются с определенных позиций. Выявление причинно-следственных связей между составляющими ее элементами имеет целью определение мероприятий по нейтрализации ее неблагоприятных и эффективному использованию положительных факторов. При этом важно иметь в виду, что в оценке сторон учитываются не их реальные силы, а сложившиеся на основе доступной информации представления о них. Эти представления далеко не всегда адекватны действительности. Сложность заключается и в том, что при изучении обстановки декларируемые цели и заявления сил и структур, влияющих на ее состояние, и их практические действия могут существенно расходиться и как следствие их изначального стремления скрыть свои подлинные намерения, так и в силу изменения позиции под давлением обстоятельств. В этой связи для оценки обстановки большое значение имеет изучение социально-психологических качеств и характера предшествовавшей деятельности лиц принимающих решения (командиры противной стороны, руководители учреждений и организаций, лидеры мнений и др.)

Вся информация должна отвечать следующим требованиям: полнота и всесторонность, достоверность, своевременность и оперативность. Оптимальное решение предполагает исчерпывающую информацию обо всех обстоятельствах, влияющих (могущих повлиять) на объекты и ход событий, на которые направлена властно-распорядительная деятельность органов военного управления. С этим связано наличие целого ряда объективных противоречий в формировании информационного поля.

Во-первых, достоверность информации обеспечивается ее перепроверкой, что требует времени и, следовательно, ведет к запаздыванию информации, снижает ее оперативность. И наоборот, оперативность может стать причиной недостаточной надежности информации.

Во-вторых, полнота информации предполагает наличие всех знаний обо всем, что в принципе невозможно. Между тем очень большое количество сведений с трудом поддается обработке. Поэтому избыток или излишняя детализация информации, как и ее недостаток, затрудняют оценку обстановки.

В-третьих, наличие многих и разных источников информации может стать причиной, с одной стороны, повторяемости информации, а с другой - ее несопоставимости.

И, наконец, в-четвертых, определенные трудности связаны с отмеченным в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» обострением противоречий между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения отдельных регламентированных ограничений на ее распространение.

Другое направление информационного обеспечения - от военного управленца. Оно призвано обосновать его решения, т. е. объяснить и оправдать их как необходимые, целесообразные и выполнимые. Любое решение должно быть по возможности более легитимным.

Эта информация идет в три адреса: на подчиненных (для этого есть специальные структуры, в том числе органы воспитательной работы); на общественность (этим занимаются органы по связям с общественностью); на противника (этим занимаются специальные службы). Разумеется, содержание, объем, характер информации и способ ее продвижения в каждом случае принципиально иные.

Таким образом, информационное обеспечение является важнейшим компонентом военно-управленческой деятельности и представляет собой главным образом предоставление необходимых сведений военным управленцам, что в результате дает им возможность адекватно и более эффективно использовать военную силу. Одновременно информационное обеспечение направлено на создание необходимых условий, благоприятной информационной среды для военно-управленческой деятельности. Такая деятельность осуществляется в большей степени посредством распространения информации среди граждан государства, личного состава вооруженных сил и мировой общественности.

См.: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации