ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 12/2008, стр. 57-59

ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА

Система подготовки кадров в Министерстве обороны Российской Федерации

Полковник в отставке Б. И. БАЧКАЛО,

доктор технических наук

Полковник Е.А. НОСКОВ

Полковник Ю.Л. ПРИХОДЬКО,

кандидат военных наук

РУКОВОДСТВОМ Министерства обороны РФ всегда уделялось постоянное внимание вопросу подготовки кадров. На совещании с представителями органов военного управления и военно-учебных заведений, прошедшем еще 26 января 2008 года статс-секретарь - заместитель министра обороны РФ генерал армии Н. Панков отметил, что качество образования, полученного в военно-учебном заведении, не устраивает сегодня ни самих выпускников, ни тем более войска и силы флота. Замалчивание данной проблемы и непринятие соответствующих мер может уже в ближайшее время сказаться на функционировании и развитии Вооруженных Сил, возможности выполнения ими своих задач по обеспечению вооруженной защиты целостности и территориальной неприкосновенности государства.

Подготовка кадров может осуществляться как в отдельных образовательных заведениях, так и в корпоративных системах подготовки. Принципиальное отличие при этом состоит в том, что первые готовят, как правило, специалиста общего профиля, последующее совершенствование которого зависит в основном от него самого. В корпоративных же системах процесс подготовки организуется так, что в первую очередь решается задача последующей специализации и совершенствования специалиста, а в некоторых - и его должностного роста.

Подготовка специалистов в Министерстве обороны представляет собой, по нашему мнению, ярко выраженную корпоративную систему, которая включает в себя три подсистемы: предварительной подготовки (суворовские и кадетские корпуса, спецшколы), образовательную (училища, университеты, академии) и боевой подготовки (строевые части, курсы, центры боевой подготовки). По существу эта система решает задачу подготовки военнослужащих на протяжении всей их службы, включая адаптацию офицеров к гражданской деятельности после увольнения в запас. Ее функционирование требует самого пристального внимания со стороны руководства Министерства обороны, больших финансовых средств и, в конечном итоге, определяет способность Вооруженных Сил решать задачи по предназначению. Причем чем более совершенная техника поступает на вооружение, тем в большей степени результативность функционирования системы подготовки кадров будет определять эффективность ее применения в боевых условиях.

Чем же определяется результативность функционирования системы подготовки кадров? Рассматривая эту проблему, надо ответить на три главных вопроса, составляющих суть подготовки в любой системе: кого учить, чему учить и как учить? Исходить необходимо из системных позиций (о том, что процесс подготовки реализуется именно как система свидетельствует факт появления системного свойства при объединении ее элементов - образовательной и боевой подготовки). Конечной целью подготовки кадров является их способность на занимаемой должности с заданным качеством решать задачи по предназначению.

Подчеркнем, что ни одна из подсистем не может решать задачу подготовки кадров самостоятельно и в полном объеме: только их объединение приводит к желаемому результату - подготовке должностного лица, способного с заданным качеством выполнять свои функции. Образовательная подсистема готовит специалиста достаточно широкого профиля как должностного лица на первичную офицерскую должность, подсистема же боевой подготовки - к решению задач по предназначению на конкретной технике и обеспечивает его должностную подготовку. К сожалению, между этими подсистемами нет должной преемственности, что сказывается на качестве подготовки военнослужащих. Кроме того, в каждой из них отсутствуют механизмы преемственности между элементами. Наблюдается дублирование в программах подготовки училищ и академий (при несущественном изменении задач боевой подготовки на год программы подготовки военнослужащих фактически не меняются, во многих звеньях отсутствует система подготовки должностных лиц и т. д.).

В настоящее время подготовка кадров осуществляется в четыре этапа: обучение в училище (институте); подготовка военнослужащих в рамках боевой (оперативной) подготовки, реализуемой непосредственно в войсках; обучение в академии; обучение в Военной академии Генерального штаба (ВА ГШ) ВС РФ. При существующем подходе к обучению (подготовке) кадров на каждом из этапов решаются свои задачи, при этом нет системного подхода к определению параметров функционирования системы профессионального обучения в целом, что приводит к дублированию элементов подготовки, возникновению «провалов» на определенных этапах (уровнях) и, как следствие, допускается снижение практической направленности обучения и уровня военно-профессиональной подготовки. Разрешить данное противоречие можно путем построения сводной линейки квалификационных требований (КТ) (рис.). Для этого определяется перечень должностей, которые составляют (образуют) определенную специальность, для каждой должности формируются КТ и уровни подготовки специалиста, которые отражают качественную характеристику рассматриваемой должности. В дальнейшем производится системное объединение квалификационных требований и уровней в определенную последовательность (линейку КТ). Анализ полученных результатов позволит определить выходные параметры (показатели) системы подготовки кадров (где и до какого уровня будет осуществляться подготовка специалиста). Новый подход позволит:

своевременно корректировать организацию и содержание образовательной деятельности системы подготовки кадров с учетом вновь возникающих задач;

распределить реализуемые квалификационные требования и их уровни по подсистемам подготовки;

просчитать временные интервалы на реализацию заданных квалификационных требований;

при необходимости скорректировать (перераспределить по подсистемам подготовки) реализуемые квалификационные требования и их уровни;

определить перечень дисциплин, формы учебных занятий для реализуемых квалификационных требований;

построить структурно-логическую схему подготовки специалиста в системе обучение - боевая подготовка;

отработать учебные планы, программы, курсы боевой подготовки.

ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА

Соотношение образования и должности через линейку квалификационных требований по специальности

Таким образом, подготовку специалистов целесообразно рассматривать в единой системе подготовки кадров, основанной на реализации единой линейки квалификационных требований и их уровней («иметь представление», «знать», «уметь», «иметь навык», «обладать компетенцией») и в соответствующих подсистемах подготовки. При этом формирование содержания обучения должно осуществляться в строгом соответствии с госстандартами, квалификационными требованиями и другими нормативными документами. На основании вышеизложенного представляется целесообразным создать в Министерстве обороны структуру для решения задачи подготовки кадров в единой системе подготовки, состоящей из образовательной подсистемы и подсистемы боевой подготовки.

Бачкало Б.И., Носков Е.А. Содержание образования и организация образовательного процесса в академии: состояние, проблемы, пути решения // Научно-методический сборник. Актуальные проблемы совершенствования образовательного процесса в академии, Монино: ВВА, 2007. № 9.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации