Деонтологическая подготовка студентов военной кафедры на учебном сборе
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 11/2008, стр. 46-50
Деонтологическая подготовка студентов военной кафедры на учебном сборе
Подполковник В.А. КАРАВАЕВ
КАРАВАЕВ Вячеслав Аркадьевич родился 18 июня 1967 года. Окончил Курганское высшее военно-политическое авиационное училище (1988), Петрозаводский государственный университет (2002). Службу проходил в Уральском военном округе, Северной группе войск, Ленинградском военном округе на различных командных и штабных должностях. С 2004 - года на преподавательской работе на военной кафедре при ГОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет». В настоящее время - старший преподаватель цикла общевоенной подготовки того же вуза. Автор девяти научных статей.
ВПЕРВЫЕ термин «деонтология» (от греч. deon - нужное, должное и logos - слово, понятие, учение) был введен английским ученым И. Бентамом, который употребил его для обозначения теории нравственности в целом. Изначально это понятие подразумевало совокупность основанных на клятве Гиппократа нравственных норм профессионального поведения медицинских работников. В последующем принципы деонтологии нашли отражение в профессиональных кодексах журналистов, социальных работников, юристов и др. Педагогическую деонтологию рассматривают как «науку о профессиональном поведении педагога». Военная же педагогическая деонтология - это совокупность этических норм и принципов поведения военного преподавателя при выполнении своих служебных обязанностей.
Особую значимость деонтологический аспект при подготовке будущих офицеров приобретает в процессе прохождения ими учебных сборов на заключительном этапе обучения на военной кафедре. Студенты попадают в абсолютно не знакомую ситуацию, которая характеризуется жесткими требованиями уставов Вооруженных Сил Российской Федерации. Чаще всего участники сборов проживают в палаточном лагере. Это требует от них предельного напряжения физических и моральных сил.
Будущие офицеры значительно отличаются от военнослужащих, проходящих службу по призыву и курсантов высших военных учебных заведений. Призывники гораздо моложе студентов (19 против 22 лет). Курсант же в 22 года, как правило, тоже заканчивает вуз и является уже фактически подготовленным специалистом в своей области. Поэтому студенты военной кафедры - это особая категория граждан, поставивших себе цель стать офицерами российской армии. В большинстве случаев у них уже не просматривается такая черта волевой сферы как негативизм, т. е. отрицательная реакция на всякое позитивное действие. Они прекрасно осознают важность и целесообразность организации учебных сборов и стараются представить себя уже на месте офицера-воспитателя.
Большое значение имеют волевые качества будущих офицеров запаса. «Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением. Это деятельная сторона разума и морального чувства», - говорил И.М. Сеченов. Однако не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте - это осознание ценностной характеристики цели действия, ее соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта воли характерно не эгоистичное «я хочу», а осознанные «надо» и «я должен». Осуществляя волевой поступок студент противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных действий. По своей структуре волевое поведение разделяется на принятие решения и его реализацию. При несовпадении цели волевого действия и актуальных потребностей принятие решения часто сопровождается борьбой мотивов (так называемый акт выбора).
По отношению к военнослужащим «воля - это способность сознательно действовать в соответствии с поставленной целью и достигать ее, преодолевая трудности». На учебном сборе студент должен не только хорошо понимать свои задачи, ориентироваться в обстановке, но и правильно действовать. Целенаправленная же деятельность предполагает развитую волю, высокие волевые качества, которые формируются в процессе воспитания и обучения. Именно эти качества являются составной частью деонтологической подготовки будущего офицера.
Профессионально и деонтологически важными являются следующие волевые черты характера:
целеустремленность, выражающаяся в строгой определенности мотивов и целей деятельности. Это качество дает возможность мобилизовать все свои физические и нравственные силы на выполнение служебной или учебной задачи;
самообладание, т. е. умение владеть собой, своими мыслями, чувствами, действиями, подчинять свои помыслы и дела основной цели;
решительность, проявляющаяся в своевременном и обоснованном принятии решений и в незамедлительных действиях, которые обеспечивают выполнение задачи. Значение этого качества особенно важно для офицера;
самостоятельность, т. е. возможность действовать по своему разумению и плану, не поддаваясь посторонним влияниям;
настойчивость, проявляющаяся в упорстве, с которым студент добивается выполнения поставленной перед ним задачи;
инициативность, которая проявляется в творческих действиях для достижения цели, отличающихся новизной по форме и содержанию;
исполнительность, т. е. активное, старательное и систематическое выполнение принятых решений или полученных распоряжений.
Все перечисленные качества воли студента военной кафедры развиваются на основе формирования у него высокой деонтологической сознательности и системы положительных мотивов.
Преподаватель военной кафедры как субъект учебно-воспитательного процесса призван решать задачи по формированию волевых качеств у студентов в процессе прохождения учебных сборов. Например, при проведении занятий по тактической подготовке он может оказывать воспитательное влияние на их волю, правильно подобрав содержание материала, умело организуя действия, показывая личный пример, стимулируя активность. При этом важно, чтобы преподаватель своим влиянием не сковывал подчиненных, что замедляет формирование волевых качеств, в первую очередь такого, как решительность.
Преподаватель в повседневном общении со студентами посредством замечаний и советов также осуществляет воспитательное воздействие на них. При этом надо учитывать, что реплики, замечания могут не только помогать волевому развитию, но иногда и тормозить его. Бывают такие ситуации, когда студент проявляет активность, в данный момент в службе и не нужную. Но в интересах развития инициативности как важного волевого качества эту активность надо направить в правильное для воинской деятельности русло.
Каждый волевой поступок, каждое волевое действие развивается строго закономерно во времени, т. е. имеется поэтапная последовательность волевого поступка, независимо от его характера. Предположим, дневальный на территории лагерного сбора в ночное время заметил постороннего. Он быстро принимает решение по задержанию нарушителя. Это волевой поступок, который развился на протяжении секунд. А вот решивший бросить курить воздерживается месяц, другой, третий. Это тоже волевой поступок, но требующий более длительного времени развития. Офицеру для осуществления воспитания воли у подчиненных и использования всех воспитательных возможностей необходимо знать поэтапное развитие волевого акта.
Первый этап - борьба мотивов. Всякий поступок начинается с мотива, а волевой поступок - с борьбы мотивов. Так, например, перед заступлением в наряд студент должен повторить уставные требования. Но ему кажется, что процедуру службы он знает, достаточно хорошо изучил обязанности во время обучения на военной кафедре и осложнений не должно быть. Поэтому он пренебрегает общевоинскими уставами. Офицер призван воспитывать подчиненных так, чтобы у них всегда преобладали положительные, общественно значимые мотивы, а также помогать им избавляться от эгоистических отрицательных установок, если они есть. Важную роль играет выработка у студентов отношения к приказу командира, начальника как основному, главному мотиву, который должен устранить всякую борьбу мотивов.
Второй этап - осознание цели. Например, студент (после напоминания командира) понял, что нужно вновь прочитать статьи устава о несении внутренней службы. Тем самым осуществляется руководство волей и ее воспитание. Помогать увидеть цель, разъяснять подчиненным смысл в службе, работе, учебе - это значит побуждать их к волевым действиям, а учить самостоятельно ставить актуальные цели и задачи - развивать волю.
Третий этап - выработка плана действий. В любом волевом поступке есть планирование действий для достижения цели. В нашем примере студент поставил перед собой цель повторить требования Устава внутренней службы. Вначале он думает освежить в памяти общие положения о своих обязанностях как дневального, а затем выбрать пункты, определяющие порядок их выполнения, и повторить эти пункты. В данном случае речь идет о руководстве и воспитании студентов. Преподаватель в интересах воспитания их воли должен побуждать обучаемых тщательно продумывать, планировать содержание и последовательность действий для достижения целей.
Четвертый этап - принятие решения. Это очень сложный этап волевого действия. Не каждый человек, после того как он продумал цель, спланировал действия, сразу же приступает к их выполнению. Отдельные люди испытывают затруднения: принятый план кажется неверным, нереальным, они откладывают его осуществление. Человеку с недостаточно сильной волей иногда надо помочь начать действовать, и это могут сделать офицер, коллектив, сослуживцы.
Пятый этап - выполнение решения. Достижение намеченной цели и преодоление препятствий на пути к ней составляет завершающий этап волевого акта. Где нет достижения цели, там нет и волевого акта. Не доведенное до конца дело не только не способствует формированию сильной воли, а, наоборот, размагничивает ее, благоприятствует развитию безволия.
Шестой этап - анализ выполненного действия. Что бы человек ни делал, он бывает либо доволен, либо не удовлетворен выполненной работой. Это и есть анализ действия, но в его простейшей форме. Правильные самооценки развивают личность. Офицер, воспитывая подчиненных, должен иметь в виду, что развивать волю - это учить правильно анализировать проделанное, выявлять положительные и отрицательные стороны совершенного действия.
Для анализа волевых качеств на военном сборе было проведено исследование волевой подготовки студентов, которые заканчивали обучение на военной кафедре по специальности «Эксплуатация и ремонт стрелкового вооружения и средств ближнего боя». Всего было опрошено 40 человек (цифры отражают проценты полученных ответов респондентов).
1. Кем вы себя чувствовали на учебном сборе!
Рядовым, проходящим военную службу по призыву, - 20; студентом военной кафедры - 62,5; будущим офицером - 12,5; не задумывался - 5.
2. Что вы хотели получить от учебного сбора!
Посмотреть на военную службу - 42,5; получить практические навыки - 32,5; привлекают экстремальные условия - 10; все поехали, и я поехал - 15.
3. Какие трудности вызывали наибольшую сложность! Физические нагрузки - 15; моральные нагрузки - 37,5; и физические, и моральные - 5; не испытывал трудностей - 42,5.
4. Получили ли вы желаемый результат от военного сбора!
Да - 22,5; нет - 15; частично - 62,5; полностью не осознал - 0.
5. Повлияли ли преподаватели военной кафедры на формирование воли у студентов!
Да - 47,5; нет - 15; частично - 37,5; затрудняюсь ответить - 0.
Ответы на первый вопрос наглядно показывают, что большинство респондентов во время прохождения военного сбора (несмотря на то что находились в сложных условиях военной службы) чувствовали себя студентами, и только чуть более десяти процентов смогли представить себя в роли будущего офицера. А каждый пятый будущий офицер и вовсе представлял себя военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Это говорит скорее всего о несовершенстве системы обучения на военных кафедрах в целом, о недостаточном количестве часов, выделяемых на прохождение стажировки в войсках. Эту задачу может решить новый институт подготовки офицеров при гражданских вузах - учебный военный центр.
Ответы на второй и четвертый вопросы можно объединить, так как они характеризуют мнение респондентов о результатах учебного сбора. Основным мотивом прохождения учебного сбора значительная часть студентов посчитала то, что можно реально «увидеть» военную службу, прочувствовать ее на себе и получить практические навыки. Это характеризует положительный настрой выпускников на дальнейшее прохождение военной службы уже в качестве офицеров. Кроме того, практически все респонденты полностью или частично получили желаемый результат от учебного сбора (следует заметить, что сбор проходил в подразделениях тыла, где производится ремонт различных видов вооружения. Поэтому было заметно разочарование некоторой части обучаемых, тех, кто предполагал, что попадет на стажировку в «боевой» полк).
Результаты ответов на третий вопрос непосредственно характеризуют волевые качества объектов учебно-воспитательного процесса. Отрадно осознавать то, что почти половина обучаемых не испытывали никаких трудностей. Однако более трети испытывали значительные моральные нагрузки, и это было особенно заметно в первые две недели. Наблюдались и психологические срывы, которые заключались как в действиях, так и в высказываниях. В целом это объяснимо: не каждый человек сразу может адаптироваться к жизни в палатке при резкой смене погодных условий и строгой регламентации жизни в течение всех 24 часов в сутки.
Ответы на пятый вопрос дают деонтологическую характеристику преподавателям военной кафедры как субъектам волевого воспитания подчиненных. Почти все респонденты признали, что преподаватели полностью или частично повлияли на формирование их воли. Столь высокая оценка характеризуется в первую очередь тем, что в данном случае офицеры проживали в таких же условиях, как и подчиненные, в течение всего времени суток находились вместе с ними, принимали ту же пищу, что и их воспитанники. Таким образом был наглядно продемонстрирован личный пример офицера-командира и офицера-воспитателя.
В заключение отметим, что волевое развитие личности предполагает большую и сложную деонтологическую работу. Она не может сводиться лишь к замечаниям, укоряющим в безволии, и призывам стать волевым. Эта работа складывается из конкретной помощи в выборе мотивов, уяснении целей, планировании действий, принятии решений действовать, чтобы справиться с трудностями, и организации деятельности по их преодолению. Из такой конкретной, повседневной, индивидуальной работы преподавателя и состоит его вклад в развитие воли будущих офицеров запаса.
Ярошевский М.А. Иван Михайлович Сеченов. М.: Наука, 1968. С. 157.
Bentham Jeremy. Deontology or The science of morality, v. 1-2, 1834. P. 12.
ЛевитанК.М. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, 1994. С. 5.
Цит. по: Ярошевский М.А. Иван Михайлович Сеченов. М.: Наука, 1968. С. 157.
Барабанщиков А.В., Вдовюк В.И., Городов П.Н, Давыдов В.П. Основы военной психологии и педагогики. М.: Воениздат, 1981. С. 87.