Государственная информационная политика в области обороны исходное определение
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3/2008, стр. 43-48
Государственная информационная политика в области обороны: исходное определение
Д. П. ПРУДНИКОВ
ПРУДНИКОВ Дмитрий Петрович родился 1 августа 1974 года. Проходил срочную службу в Московском военном округе. В 2001 году с отличием окончил факультет культуры и журналистики Военного университета. Служил на различных должностях в Северо-Кавказском и Московском военных округах. С 2005 года - адъюнкт кафедры политологии Военного университета МО РФ. В 2007 году уволен из Вооруженных Сил РФ с должности старшего редактора газеты «Красная звезда» в связи с переходом на службу в Министерство внутренних дел РФ. В настоящее время - старший инспектор по особым поручениям управления организации работы с личным составом департамента кадрового обеспечения МВД России, майор милиции.
СЕГОДНЯ не вызывает никакого сомнения тот факт, что человечество вступило в эпоху информационной цивилизации. Действительно, массовая компьютеризация, внедрение новейших информационных технологий привели к впечатляющим изменениям практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Не является исключением и сфера обороны. Так, опыт боевых действий последних десятилетий наглядно свидетельствует, что эффективность применения вооруженных сил государства значительно усиливается при условии использования различных информационных технологий.
По мнению многих авторитетных исследователей, обеспечение военной безопасности в двадцать первом веке все больше будет зависеть именно от информационных факторов. Так, известный американский футуролог О. Тоффлер в своей книге «Война и антивойна» отмечает, что информация становится важнейшим военно-стратегическим ресурсом, не менее, а то и более важным, чем традиционные виды вооружений и военной техники. Другими словами, в формировании оборонного потенциала и военной мощи государства значительное место должно быть уделено регулированию информационных отношений, развитию информационных технологий, совершенствованию методов информационной борьбы и т. д. Соответственно, важнейшей задачей российского государства является осуществление эффективной информационной политики в области обороны.
Всякая, не только теоретическая, но и практическая область знания всегда представлена системой понятий. Без умения оперировать ими невозможно решить никакую проблему. «Любая деятельность, не поддержанная системой понятий, оказывается провальной, невозможной». Не составляет исключения в этом отношении и государственная информационная политика в сфере обороны - она тоже строится с использованием развернутой системы терминов, понятий и категорий.
Необходимо сразу отметить, что разброс мнений относительно определения понятия информационная политика, равно как и государственная информационная политика, среди современных авторов достаточно значителен. Нет устоявшегося определения этого понятия и в основных руководящих документах. Поэтому достаточно актуален вопрос, связанный с определением понятий государственная информационная политика и государственная информационная политика в области обороны.
Итак, рассмотрим основные подходы к определению понятия государственная информационная политика с целью выработки общей позиции понимания настоящего феномена применительно к сфере обеспечения военной безопасности.
Традиционно при рассмотрении содержания государственной информационной политики определяются понятия «информация» и «политика». Такой подход позволяет дифференцированно рассмотреть составляющие понятия «информационная политика». Так, термин «информация» (от латинского information - ознакомление, разъяснение, представление) означает сообщение, сведения о чем-либо, передаваемые людьми. В настоящее время многие исследователи рассматривают информацию как самостоятельный феномен, имеющий непосредственное отношение к процессам управления и развития, обеспечивающий устойчивость и выживаемость любых систем, в том числе и политических. Другое составляющее понятие - «политика» - характеризует деятельность социальных субъектов, направленную на реализацию общественно значимых интересов посредством институтов власти. Полагается, что субъекты, обладающие властью, должны обеспечивать интересы больших социальных групп в различных сферах общественной жизни. Соответственно, государственная информационная политика призвана выражать и защищать интересы большинства членов общества, а также интересы самого государства в информационной сфере. В качестве субъектов государственной информационной политики выступают органы государственной власти и управления, в компетенцию которых входит регулирование социально-политических и социально-экономических отношений в информационном пространстве.
Как уже отмечалось выше, государственная информационная политика понимается исследователями с разных позиций. Одним из распространенных подходов является собирательный, рассматривающий информационную политику как определенную целостность субдеятель-ностей органов государственной власти по регулированию информационных отношений и информационной инфраструктуры в рамках политического курса государства. Например, Е.П. Тавокин с таких позиций определяет государственную информационную политику «как деятельность органов государственной власти по таким направлениям, как разработка целевых ориентиров, критериев оценки эффективности информационной политики, определяемых на основе принятой идеологической доктрины; производство, накопление и хранение актуальных сведений о социально значимых событиях, происходящих в государстве и за его пределами; адаптация, интерпретация, упорядочение и определение приоритетности названных сведений в соответствии с принятыми идеологическими установками; упорядоченное тиражирование и распространение этих сведений пор каналам массовой коммуникации, прежде всего по государственным каналам; обеспечение координации деятельности негосударственных каналов массовой коммуникации и пресс-служб госструктур; целенаправленная подготовка и переподготовка кадров, занятых в информационной сфере».
Очевидно, что определение государственной информационной политики посредством перечисления направлений деятельности органов государственной власти позволяет дифференцированно представить многообразие задач, решаемых настоящими субъектами. В то же время именно это многообразие делает данный подход уязвимым. Дело в том, что практически всегда какое-то из направлений может быть не зафиксировано хотя бы потому, что на каждом новом этапе развития общества или изменения политической и социально-экономической обстановки возникают новые направления, проблемы, требующие корреляции (или изменения) проводимой информационной политики государства. Так, например, в приведенном определении не зафиксированы такие направления современной государственной информационной политики, как формирование единого информационного пространства России, государственное регулирование рекламной деятельности, вопросы обеспечения информационной безопасности, формирование позитивного имиджа государства во внешнеполитической деятельности; поддержка развития высокотехнологичных отраслей в информационной сфере и многие другие.
Представляет несомненный интерес еще одно определение понятия «государственная информационная политика», в котором особо выделяется ее властно-политическая сущность. Такой подход вполне логичен, ибо власть характеризует прежде всего способность и возможность одних субъектов оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение других субъектов при помощи различных средств. Так, В.Д. Попов считает, что «в широком смысле государственная информационная политика - особая сфера жизнедеятельности людей (политиков, ученых, аналитиков, журналистов, слушателей и читателей и т. д.), связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями».
В то же время в приведенном определении субъектами государственной информационной политики выступают не только государство, но и партии, общественные организации. Кроме того, не вполне ясно, какие интересы государства и гражданского общества должна удовлетворять государственная политика. К тому же данное определение ограничивает государственную информационную политику исключительно вопросами регулирования информационного взаимодействия между государством и гражданским обществом, но не отражает такого важнейшего аспекта политики, как обеспечение безопасности. Да и целевая установка рассматриваемой политики достаточно размыта. Так, В.Д. Попов пишет, что стратегическая роль государственной информационной политики состоит в построении в России «цивилизованного и культурного информационного общества».
Разумеется, не подлежит никакому сомнению необходимость построения информационного общества в России. Эта цель фиксируется в концепции развития такого общества, других официальных документах и верна в общетеоретическом и стратегическом плане. Однако представляется не вполне корректным сводить цель информационной политики России к формированию информационного общества. Исходя из современных внутригосударственных и мировых политических реалий считаем, что целесообразно особо выделить необходимость приоритета и защиты национальных интересов страны в информационном пространстве. По нашему мнению, целью государственной информационной политики России должно быть не просто формирование информационного общества как такового, а использование его достижений в эффективном функционировании институтов, обеспечивающих безопасность, экономическое благосостояние, духовно-нравственное здоровье и консолидацию общества. Практическая значимость такой трактовки целевой установки информационной политики состоит в том, что она позволяет зафиксировать идею не просто формирования, но и дальнейшего прогресса в совершенствовании информационного общества, использования его преимуществ для удовлетворения жизненно важных интересов личности, общества, государства.
Собственно, с этих позиций определяет государственную информационную политику Ю.А. Нисневич. Исследователь считает, что информационная политика - это «совокупность целей, отражающих национальные интересы в информационной сфере, стратегии, практике, задачах государственного управления, управленческих решений и методов их реализации, разрабатываемых и реализуемых государственной властью для регулирования и совершенствования как собственно процессов информационного взаимодействия в общественно-политической жизни и социально-экономической сфере жизнедеятельности общества и государства, так и процессов обеспечения такого взаимодействия».
Ценность такого подхода состоит в том, что в нем подчеркивается важность национальных интересов в стратегии и тактике государственного управления информационной сферой. С другой стороны, информационная политика по существу сводится к регулированию и совершенствованию процессов информационного взаимодействия.
Определенный интерес представляет и подход Б.В. Коваленко, который рассматривает информационную политику государства как «составную часть общей политики государства, партий, других институтов гражданского общества, направленную на создание благоприятных условий для осуществления информатизации всех сфер общественной жизни, обеспечение информационной безопасности государства, общества и личности, контроля за использованием национальных информационных ресурсов, а также формирование цивилизованного информационного рынка и правовое регулирование информационных отношений в обществе и государстве». Однако, соглашаясь с тем, что информационная политика неразрывно связана с общей политикой государства, считаем, что здесь слишком широко трактуются возможности негосударственных субъектов рассматриваемой политики. Так, думается, вряд ли институты гражданского общества в силу объективных причин способны осуществлять правовое регулирование информационных отношений в масштабах всей страны или же эффективно осуществлять информатизацию различных сфер жизни общества. Несомненно - это прерогатива государства.
Итак, основываясь на том, что государственная информационная политика составляет важную часть внешней и внутренней политики государства, охватывает все сферы жизнедеятельности общества и является в том числе фактором (действующей силой, условием) обеспечения военной безопасности страны, вычленим в государственной информационной политике отдельное направление - государственную информационную политику в области обороны.
История вооруженных конфликтов и войн конца XX - начала XXI века свидетельствует о безусловном возрастании роли информационного фактора при возникновении, течении и прекращении вооруженного столкновения. Сегодня любые вооруженные конфликты сопровождаются острым информационным противоборством, в сферу которого вовлекаются не только специальные информационные службы конфликтующих сторон, но и практически вся информационная инфраструктура государства и общества. Так, эффективная информационная деятельность может существенно поддержать усилия государства по мирному разрешению кризисной ситуации. И наоборот - игнорирование информационных факторов, а часто и намеренно измененная информация способны спровоцировать самые радикальные настроения, вспышки враждебности и привести к катастрофическим последствиям. Владение информационными ресурсами и их защита в военной сфере станет таким же непременным атрибутом, как вооружение, боеприпасы, транспорт и т. п. Выигрыш в информационном противоборстве в ходе бесконтактных войн может способствовать достижению их стратегических целей.
В контексте вышеизложенного особого внимания заслуживает определение военно-информационной политики В.Ф. Ницевича, которое по смыслу является практически синонимом «государственная информационная политика в сфере обороны». Этот автор трактует военно-информационную политику как «деятельность государства по формированию системы информации и благоприятных условий ее использования, обеспечивающих эффективное применение военной силы для защиты общественных и государственных интересов или предотвращения войны».
Думается, что настоящее определение достаточно полно отражает сущность государственной информационной политики применительно к военной деятельности. Ведь нельзя не согласится с тем, что целью военно-информационной политики должно быть построение такой системы информации и создание таких условий, которые бы надежно обеспечивали защищенность социума от угроз военного характера. В то же время в приведенном определении мы видим противопоставление общественных и государственных интересов, а в монографии, посвященной военно-информационной политике, не раскрываются не только понятие «система информации», но и не перечисляются ее компоненты. Соответственно, достаточно трудно судить о месте и роли государства в формировании данной системы.
Основываясь на вышеизложенном, приведем собственную формулировку искомого понятия. Итак, государственная информационная политика в области обороны представляет собой деятельность соответствующих органов государственной власти и военного управления по регулированию военно-информационных отношений, направленных на повышение информационных возможностей системы обеспечения военной безопасности в интересах защиты национальных ценностей от угроз военного характера.
Очевидно, представленное определение нуждается в пояснении. Во-первых, это касается понимания содержательных аспектов информационных отношений, которые предстают как противоречивое, многоуровневое информационное взаимодействие государства с институализированными и неинституализированными субъектами во внутри- и внешнеполитической деятельности. При этом важно отметить, что регулирование информационных отношений в области обороны предполагает своей целью упорядочивание процессов передачи и обмена всего массива информации, касающейся вопросов обороны страны. Прежде всего это обеспечение конституционных прав человека и гражданина на получение информации (за исключением служебного и секретного характера) о положении дел в военной организации и военных угрозах, доступа граждан к открытым информационным ресурсам; своевременное доведение до внутренней и международной общественности достоверной информации о военной политике государства и его официальной позиции по значимым событиям в стране и за рубежом; правовое и моральное регулирование отношений государства и СМИ. И во-вторых, это повышение информационных возможностей системы обеспечения военной безопасности. Это своего рода результат государственной информационной политики в области обороны. Сегодня не подлежит сомнению факт существования прямой зависимости между информационными и (в самом широком смысле этого слова) военными возможностями государства. Признанными параметрами, которые определяют информационные возможности системы обеспечения военной безопасности, являются: уровень информатизации вооруженных сил, состояние информационной безопасности, способность осуществлять эффективное информационное противодействие (как в мирное, так и военное время), степень развитости информационной инфраструктуры, зависимость отечественной информационной промышленности от иностранных производителей и т. д.
Таким образом, напрашивается очевидный вывод: при определении понятия «государственная информационная политика» необходим комплексный и взвешенный подход вне зависимости от того, рассматривается данная политика как целостное самостоятельное явление или как процесс в отдельно взятой сфере жизнедеятельности. Причем информационная политика должна быть своего рода мультипликатором, способствующим высокотехнологическому развитию не только информационной сферы, но и других областей жизнедеятельности общества и государства, в которых формируется оборонный потенциал. И последнее: представленный подход не претендует на бесспорность и полноту отражения сути государственной информационной политики в области обороны, а потому не исключает конструктивной критики. Мы стремились прежде всего показать многогранность этого вида политики, главной целью которой выступает безусловная национальная ценность - военная безопасность личности, общества, государства.
То f f 1 е г A. War and Anti-War. N.Y., Bantam, 1994.
С о р и н а Г.В. Основы принятия решений. М.: Экономист, 2005. С. 63.
Тавокин Е.П. Системные основы государственной информационной политики // В кн.: Массовые информационные процессы в современной России. Очерки. Отв. ред. А.В. Шевченко. М.: РАГС, 2002.
Информационная политика: Учебник / Под общей ред. В.Д. Попова. М.: Изд-во РАГС, 2003.С. 38.
Там же. С. 38.
Нисневич Ю.А. Информация и власть. М., 2000. С. 57.
Коваленко Б.В. Государственная информационная политика в деятельности ФПС России. М.: ВУ, 1998. С. 17.
Ницевич В.Ф. Военно-информационная политика государства: теория, императивы, приоритеты. М.: ВУ, 2001. С. 25.