Воспитание военнослужащих на боевых и воинских традициях

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 7/2008, стр. 46-51

Воспитание военнослужащих на боевых и воинских традициях

Полковник В.В. ДУДУЛИН

Подполковник П.А. ДРОЗДОВ

ИЗВЕСТНО, что в современном российском обществе как никогда прежде остро стоит проблема возрождения духовных ценностей. Причем речь идет прежде всего о патриотическом воспитании россиян, без чего нельзя всерьез говорить о таких понятиях, как любовь к Отечеству, готовность с оружием в руках защищать свой народ, свою Родину. Об этом свидетельствует вся история российского государства.

Наиболее ярко лучшие качества нашего народа проявились в двух отечественных войнах: Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне 1941-45 годов, когда решалась судьба независимости всего государства. Примеры массового героизма показывали воины и гражданское население как в войне 1812 года, так и в годы борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Мы бережно храним в памяти имена героев как знаменитого Бородинского сражения, так и битвы под Москвой, Сталинградского и Курского сражений. Так, из века в век в горниле жесточайших битв и сражений зарождались, крепли и формировались лучшие боевые и воинские традиции. В наши дни именно эти традиции являются одним из важнейших условий эффективного патриотического воспитания военнослужащих, поэтому они должны не только бережно храниться из года в год, но и приумножаться в каждом соединении, воинской части и подразделении.

О том, что такое традиции, каковы их функции и как с их помощью воспитать у современных вооруженных защитников страны патриотизм, любовь к Родине, желание в совершенстве освоить специальность и пойдет разговор в данной статье. Но сначала определимся с терминами. Например, что мы подразумеваем под словом «традиции»? В учебнике дано следующее определение: «Традиции - это передаваемые из поколения в поколение обычаи, правила, нормы, ценности, представления, ритуалы, обусловливающие и определяющие формы деятельности, поведения и отношения людей».

Историко-педагогический анализ традиций в российской армии показывает, что они представляют собой сложную взаимосвязь и различаются по сферам воинской деятельности. Так, существуют традиции обучения и воспитания, или традиции учебно-боевой деятельности. Есть традиции повседневной жизнедеятельности и быта воинов. Именно в них нашли отражение и традиции, унаследованные современными военнослужащими от прославленных предшественников.

Однако специфика воинской службы, например в тех же Ракетных войсках стратегического назначения, придала старым боевым и воинским традициям свои, неповторимые черты. Речь идет прежде всего об образцовой службе Родине, верности военнослужащих военной присяге и Боевому знамени; бдительном несении ими боевого дежурства, содержании в боевой готовности ракетно-ядерного оружия и боевой техники, высочайшей дисциплинированности военнослужащих при выполнении боевых задач. Это и предельная организованность, четкость и оперативность в действиях военнослужащих, самоотверженность и мужество при выполнении ими боевых задач. Естественно, это и коллективизм и товарищеская взаимопомощь, взаимозаменяемость номеров расчетов и смен.

Воинам-ракетчикам приходится выполнять свой воинский долг в непростых условиях. Изо дня в день на протяжении суток они должны бдительно нести боевое дежурство. Казалось бы, что появившаяся сила привычки, обыденность постоянных тренировок должны были притупить чувство ответственности у солдат и офицеров за порученный им участок «работы». Однако этого не происходит. Почему?

Дело в том, что существуют писаные и неписаные традиции, которые не позволяют ракетчикам хоть на мгновение забыть о личной ответственности за выполнение боевой задачи. И особую роль здесь играет в том числе и воинский ритуал заступления смен военнослужащих на боевое дежурство. Именно во время данного ритуала солдаты, сержанты и офицеры с особой остротой вновь и вновь ощущают особую важность их военной службы, а главное - личную ответственность за выполнение боевой задачи.

Следует помнить, что чем сильнее эмоциональное воздействие ритуалов и боевых традиций, тем сильнее их воспитательное значение, тем большую гордость и ответственность испытывают военнослужащие за то, что служат в Ракетных войсках стратегического назначения. Более того, в людях рождается желание еще лучше освоить свою военную специальность. Солдаты, сержанты и офицеры становятся более требовательными к себе и товарищам по оружию.

Вот почему так важна роль ритуала при подготовке военнослужащих и заступлении на боевое дежурство, проводах дежурных смен, а также их встреч с боевого дежурства. И все же среди перечисленных норм патриотического и воинского воспитания ритуал чествования лучших военнослужащих воинской части или подразделения занимает особое место.

Нет такого человека, которому не было бы приятно почувствовать, что его труд, талант и усердие не остались незамеченными коллективом и командиром. Приятно, когда на родину, к родителям, отправлено благодарственное письмо или снимок военнослужащего, сфотографированного на фоне развернутого Боевого знамени. Или когда фотографический снимок героя появится на стенде подразделения или воинской части. Что же можно сказать о самом мероприятии, на котором чествуют отличившегося военнослужащего!

Практика показывает, что человек, которому воздали по его труду, всегда старается служить на совесть. Более того, на него равняются и сослуживцы. Вот почему так важно не забывать оценивать добросовестный ратный труд своих подчиненных.

Патриотическое и воинское воспитание военнослужащих - процесс сложный, многогранный, а главное - непрерывный. Поэтому такие его формы, как соревнование под девизами: «Вернулся с боевого дежурства, готовься снова к боевому дежурству», «Новой технике - своевременный и качественный уровень ее освоения» и другие - являются звеньями одной цепи. Причем соревнование под тем или иным девизом достигает своей цели только в том случае, если оно организуется и проводится творчески. Здесь формализм недопустим.

Помнится, на территории одной воинской части был потрепанный транспарант с призывом: «Освоим новую боевую технику на «отлично». Нетрудно было догадаться, что данный лозунг был вывешен давным-давно и к нему солдаты и сержанты так привыкли, что перестали его замечать. Естественно, что воспитательный эффект от такого призыва оказался близким к нулю. Как потом выяснилось, личный состав воинской части уже давно освоил поступившую на вооружение новую боевую технику, а поменять лозунг командир и его заместители забыли.

Особую роль в патриотическом и воинском воспитании личного состава играют такие традиции, как празднование Дня воинской славы и воинской части, отдание воинских почестей павшим героям, встречи с ветеранами минувшей войны. И к чести большинства наших командиров и их заместителей, они умело их используют в работе с личным составом.

Например, в воинском коллективе, где служат офицеры Е. Пона-марев и Н. Огарков, на День воинской части приглашаются не только родители, жены, братья и сестры военнослужащих, но и все жители небольшого гарнизона. Ведь каждому молодому человеку, еще не служившему в армии, интересно своими глазами увидеть, как живут военнослужащие, как их кормят, какой боевой техникой они владеют.

С другой стороны, когда военнослужащие чувствуют то уважение, с которым гости взирают на оружие и боевую технику, которыми они, солдаты, сержанты и офицеры, овладели в совершенстве, у них рождается самоуважение, а оно в свою очередь заставляет их в последующем еще лучше осваивать свою специальность. Так традиции влияют на сознание людей, побуждая их к многому, в том числе и к подвигу. И в этом плане отдание воинских почестей павшим воинам является одним из наиболее действенных форм патриотического и воинского воспитания личного состава.

Например, ежедневно, когда личный состав подразделения, где служит офицер Н. Сидоров, построен на вечернюю поверку, первой по списку называется фамилия Героя Советского Союза гвардии лейтенанта Ю. Малахова. И тогда в строгой тишине помещения звучат волнующие сердца воинов слова: «Герой Советского Союза гвардии лейтенант Малахов пал смертью храбрых...»

В подразделении стало традицией участвовать в соревновании за право называться экипажем имени Героя Советского Союза Юрия Малахова. На недавно прошедших тактических занятиях гвардии рядовые А. Пегасин, В. Григоренко и О. Альмухамедов продемонстрировали возросшую полевую выучку, четкость и слаженность в работе и заслуженно получили отличную оценку.

Подстать экипажу, носящему имя Героя Советского Союза Юрия Малахова, показал себя и экипаж, где командиром гвардии сержант М. Каламбаев. Накануне тактического занятия он призвал сослуживцев действовать в поле по-боевому и предложил поддержать почин: - «В роте героя - служить по-геройски». По мнению младшего командира, образцовое выполнение служебного долга в мирное время является прямым продолжением героических дел однополчан в годы Великой Отечественной войны. Так лучшие качества молодых россиян развиваются и совершенствуются во время службы в рядах Вооруженных Сил.

А вот другой пример. Во время празднования Дня воинской части заместитель командира по воспитательной работе мотострелковой дивизии (58-я армия СКВО) полковник О. Мосеев при встрече с ветеранами прямо сказал, что в армии молодежь получает не только настоящую закалку, учится организованности, дисциплине, но и проявляет высокую сознательность, а подчас и настоящий героизм. И примером им в этом служат подвиги, совершенные советскими воинами в годы Великой Отечественной войны.

Наверное, неслучаен и тот факт, что когда ветераны Великой Оте-чественой войны встречаются с солдатами и сержантами соединения, а главное - видят боевую технику, которой они владеют, то убеленные сединами воины не могут скрыть своего восхищения. Вот, например, запись, оставленная одним из ветеранов в Почетной книге музея боевой славы: «Спасибо за то, что вы храните традиции воинов, защищавших нашу Отчизну в дни Великой Отечественной войны. Будьте же достйны тех, кто, не щадя своей жизни, свято сражался и защищал рубежи Родины... Капитан в отставке И. Сергеев».

Практика показала, что такая форма патриотического и воинского воспитания по-прежнему эффективна. Однако жизнь не стоит на месте, появляются и новые формы духовного, нравственного, патриотического воспитания. Например, сегодня во многих воинских частях построены православные храмы и часовни, в которых военнослужащие молятся о сохранении российского государства и о русском воинстве, о святых Александре Невском и Дмитрие Донском. Здесь чаще обычного поминают имена русских солдат, сержантов и офицеров, погибших в локальных войнах и вооруженных конфликтах. В память о них россияне ставят свечи, пишут поминальные записки. Да, пока это все еще для многих из нас непривычная, но далеко не новая форма патриотического, нравственного и духовного воспитания российского воинства. Просто мы возвращаемся к тому, что когда-то было забыто.

Следует особо подчеркнуть, что кроме вышеперечисленных приемов героико-патриотического воспитания воинов на боевых традициях существуют еще и традиции так называемой повседневной жизнедеятельности и быта. И об этом не следует забывать. В данном случае речь идет об устоявшихся правилах и обычаях, связанных с удовлетворением насущных материальных и культурно-досуговых потребностей военнослужащих в интересах служебной деятельности. Другими словами, речь идет о поддержании в воинских частях установленного внутреннего порядка. Это и информационное, культурно-досуговое и медицинское обеспечение военнослужащих, которые оказывают непосредственное воздействие на все стороны жизни, в том числе на морально-психологический климат в воинских коллективах и в конечном итоге - на боевую подготовку.

Помните, как мы не раз слышали полушуточное высказывание типа «Война войной, а обед - по распорядку». О чем это говорит? Прежде всего о том, что в военной службе не бывает мелочей и хорошо приготовленная и вовремя доставленная к солдату в полевых условиях пища напрямую влияет на его настроение.

Как уже упоминалось, существуют «писаные и неписаные» традиции. И нередко неформальные традиции играют решающую роль в воспитании и обучении военнослужащих. Речь идет, например, о стремлении личного состава стойко переносить трудности военной службы, о помощи слабым, об ответственности более опытных военнослужащих за тех, кто только недавно прибыл в коллектив, о рыцарском отношении к женщине, о кодексе офицерской чести и т. п. Поэтому задача командира и его заместителей всемерно поддерживать и развивать данные традиции в воинских коллективах. И чтобы это у командиров хорошо получалось, офицеры должны понимать сущность и содержание традиций, уметь правильно оценить их воспитательные функции.

В связи с чем есть смысл напомнить, что воинские традиции обладают рядом следующих функций: нормативно-регулятивными, транзитивными, мобилизационно-побудительными, познавательно-информационными, интегративными. Рассмотрим их.

Так, нормативно-регулятивная функция состоит в том, что традиции могут выступать в качестве ориентиров воинского поведения солдат, сержантов и офицеров. Другими словами, служить своеобразной программой деятельности военнослужащих, их отношений, мерой социальных отношений и действий. Традиции, выступая как оценочный критерий поступков, действий людей, их отношений, оказывают сильнейшее воздействие на сознание, чувства и поведение военнослужащих. Это объясняется тем, что традиции поддерживаются общественным мнением - весьма мощным фактором социального влияния.

В этой связи командиры должны умело использовать в воспитательной работе с военнослужащими силу общественного мнения. И тут речь идет не только о собраниях личного состава, но и о тех же чествованиях военнослужащих, где «обществом» признаются заслуги героя.

Однако общественное мнение как об отдельном военнослужащем, так и о целом коллективе зачастую формируется независимо от мнения командования или офицера. И поэтому опытные командиры всегда к нему прислушиваются. Ведь не зря же говорится, что «глас народа - глас Божий!»

Если же говорить о транзитивной функции, то ее суть состоит в том, что происходит аккумуляция, консервация и трансляция опыта традиционного поведения. Каждое последующее поколение воинов берет на вооружение не только накопленный опыт боевой и повседневной деятельности своих предшественников, но и сформировавшиеся традиции. Благодаря этой функции становится возможной трансформация накопленного опыта военнослужащих, их поведения и действий. Между тем ее неумелое использование может привести к нежелательным явлениям в воинском коллективе. Достаточно вспомнить примеры неуставных отношений между военнослужащими, получившими название «дедовщина». Вот почему так важно бороться с подобными неформальными традициями, воспитывать у военнослужащих уважение друг к другу, культивировать традиции взаимовыручки и помощи.

Мобилизационно-побудительная функция воинских традиций. Суть ее заключается в том, что традиции побуждают и вдохновляют воинов на определенные действия, поступки, отношения. Тем самым происходит усиление факторов воспитательного, морально-психологического воздействия на военнослужащих. В этом плане традиции помогают воспитывать личный состав на положительном примере старших поколений.

Вспомним примеры, когда при выполнении своего воинского долга в Демократической Республике Афганистан солдаты, спасая командира от пули снайпера, закрывали его собой. Почему? Да потому, что именно мобилизующая сила примера старших поколений солдат и сержантов заставляет воинов спасать своего командира в бою. Так поступали солдаты в войне 1812 года, и в годы Великой Отечественной войны и так же поступают они в ходе контртеррористических операций на Северном Кавказе. Потому что, если погибнет командир, то будет потеряно управление подразделениями, а в бою это означает поражение и гибель всего личного состава.

Поэтому мобилизационно-побудительная функция традиций тесно связана с познавательно-информационной функцией. Традиции побуждают воинов к познанию, к выявлению причинно-следственных обусловленностей в действиях как других людей, так и самих себя. Образно говоря, в традициях информация о подвигах, поведении военнослужащих старшего поколения в тех или иных ситуациях как бы спрессовывается в компактную матрицу и в таком виде сохраняется в коллективном сознании военнослужащих долгое время.

Интеграционная функция традиций проявляется в сплочении военнослужащих для выполнения стоящих перед ними боевых задач. Вспомните, например, как в ходе тактических учений или боевых стрельб действуют военнослужащие: грамотно, инициативно. И тон здесь задают более опытные солдаты и сержанты. Они же и помогают менее опытным сослуживцам. Потому что хотя бой и учебный, он также требует мобилизации сил, знаний, опыта всех военнослужащих.

В реальном же бою интеграционная функция традиций заставляет военнослужащих совершать подвиг и жертвовать жизнью ради выполнения поставленной задачи. Достаточно вспомнить десантников знаменитой 6-й роты, которые погибли, вступив в бой с многократно превосходящим их по численности противником, но с занимаемого рубежа не отступили.

Как видим, сущность, содержание и функции традиций находятся в постоянной и сложной взаимосвязи. Поэтому воспитание военнослужащих на боевых и воинских традициях - это непрерывный и целенаправленный процесс, где деятельность государственных и общественных организаций, институтов Вооруженных Сил Российской Федерации, всех должностных лиц воинской части и соединения по формированию и развитию личности вооруженного защитника Отечества сложна и огромна. Ведь, как и прежде, нам предстоит решить одну из важнейших задача - не просто подготовить воина-профессионала, а воспитать гражданина - патриота России.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации