Эволюция оперативного искусства
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 12/2007, стр. 60-67
Эволюция оперативного искусства
Генерал-майор в запасе В.К. КОПЫТКО,
доктор военных наук, профессор
КОПЫТКО Василий Кириллович родился 12 ноября 1948 года в Минской области. Окончил Казанское высшее танковое командное училище (1970), Военную академию бронетанковых войск (1982), Военную академию Генерального штаба (1991). Службу проходил на командных и штабных должностях в Группе советских войск в Германии, Одесском военном округе, Главном оперативном управлении Генерального штаба. С 1992 по 2003 год - старший преподаватель, доцент, заместитель начальника кафедры оперативного искусства, с ноября 2003 года - профессор кафедры оперативного искусства Военной академии Генерального штаба. Доктор военных наук (1994), профессор по кафедре оперативного искусства (2000), Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2007).
В ТЕОРИИ и практике военного искусства оперативное искусство занимает промежуточное положение между стратегией и тактикой. Оно вытекает из стратегии и подчиняется ей. В свою очередь, занимая руководящее положение по отношению к тактике, определяет ее задачи и направления развития. Существует и обратная связь. Совершенствование тактики, появление новых способов ведения боя оказывают влияние на оперативное искусство, которое влияет на развитие стратегии.
Характер взаимосвязи указанных выше составных частей военного искусства непостоянен. Он зависит от ряда факторов: развития оружия и военной техники; состава, состояния и организационно-штатной структуры войск (сил) противоборствующих сторон; взглядов потенциального противника на способы ведения военных (боевых) действий; опыта войн и вооруженных конфликтов; содержания военной доктрины государства и др.
В современных условиях в связи с наличием у наиболее развитых государств мира ядерного и дальнобойного высокоточного оружия, эффективных систем разведки, навигации и управления, а также повышением вероятности ведения Вооруженными Силами РФ локальных войн и вооруженных конфликтов роль и значение оперативного искусства неизмеримо возрастают. В отличие от стратегии и тактики, которые развиваются с момента возникновения армий и войн, оперативное искусство зародилось значительно позже.
В нашей научной литературе нет однозначного ответа на вопрос о времени появления оперативного искусства. Видимо, и стремиться к поиску какой-либо конкретной даты нет необходимости, так как исторический процесс не знает резких, точно обозначенных границ между этапами развития военного искусства.
Еще в XVIII веке появились формы применения вооруженных сил, которые не являлись стратегическими, но явно выходили за рамки тактики. Так, двенадцатитысячный летучий корпус («Корволант») Петра I в 1708 году разбил под деревней Лесная шестнадцатитысячный шведский отряд Левенгаупта, выдвигавшийся на усиление армии Карла XII. Данное сражение не носило стратегического характера, но благодаря этой победе впоследствии была достигнута стратегическая цель в битве под Полтавой.
Увеличение размаха вооруженной борьбы, совершенствование оружия, рост численности вооруженных сил в крупных государствах в начале XIX века обусловили возникновение оперативных объединений - полевых армий. В России перед Отечественной войной 1812 года русские войска были разделены на три армии (1 -я и 2-я Западные и 3-я Резервная). В 1813 году армии стал создавать Наполеон I. Позднее они появились в Пруссии (1866 год), Японии (1904 год) и других странах.
Однако в теории военного искусства их применение чаще всего связывалось с тактикой. Вместе с тем, к примеру, действия армии адмирала П.В. Чичагова и 1-го пехотного корпуса генерала П.Х. Витгенштейна в 1812 году, которые по приказу главнокомандующего русской армией фельдмаршала М.И. Кутузова должны были в короткие сроки выдвинуться к реке Березина, преградить путь отступавшим французским войскам и способствовать своим главным силам в их окружении, нельзя отнести к тактике. Общая задача русской армии (окружение и разгром армии Наполеона I) была стратегической, а задачи объединений П.В. Чичагова и П.Х. Витгенштейна явно выходили за рамки тактических. И хотя из-за некоторого промедления в совершении марша эти объединения не смогли выполнить поставленные задачи в полном объеме, они все же внесли свой существенный вклад в общее дело разгрома врага.
Процесс оформления оперативного искусства стал особенно наглядным в войнах второй половины XIX - начала XX века. В этот период утверждение капиталистического способа производства обусловило быстрое по тому времени развитие производительных сил, что обеспечило массовое создание и принятие на вооружение более совершенных средств борьбы (нарезной артиллерии, пулеметов, танков, авиации и др.). Резко возросла численность вооруженных сил, комплектование которых проводилось на основе введенной почти во всех европейских странах всеобщей воинской повинности. Строительство железных дорог, совершенствование других видов транспорта и появление средств дальней связи (радио, телеграф) позволяли перебрасывать войска на большие расстояния, осуществлять сосредоточение и развертывание крупных группировок войск в короткие сроки, улучшать их снабжение и управление ими.
В войнах Пруссии против Австрии и Франции, в Русско-японской войне военные действия развертывались на широком фронте, расчленялись по времени и пространству, велись в течение длительного периода. Боевые усилия войск эшелонировались по глубине. Содержание вооруженной борьбы стало представлять собой совокупность ряда сражений, каждое из которых в свою очередь являлось вооруженным столкновением крупных масс пехоты, кавалерии и артиллерии, ведущих многочисленные бои различного характера. Так, прусский фельдмаршал Хельмут Мольтке в 1866 году развернул трехсоттысячную группировку против Австрии в составе трех отдельных армий на фронте до 300 км, за что подвергся осуждению сторонников господствовавшей в тот период теории военного искусства Наполеона I. Тем не менее его победа показала, что период войн, успех в которых достигался одним «генеральным сражением», закончился.
В Русско-японской войне 1904-1905 годов действовали три русские и пять японских армий, а в Первую мировую войну количество армий было доведено во Франции до 10, а в России, Германии, Великобритании и Австро-Венгрии до 15.
После завершения Русско-японской войны наиболее прогрессивные военные теоретики в России первыми предложили выделять военные действия, по своим масштабам выходящие за пределы тактики, но в то же время не являвшиеся стратегическими, в самостоятельную часть военного искусства. Они называли их «армейским боем» или «боем в крупных массах». Одновременно русская военная мысль опять же первой обосновала необходимость создания промежуточной инстанции между верховным командованием и большим количеством армий, которыми оно уже не могло эффективно управлять. В результате в Первую мировую войну в России были созданы фронты как высшие объединения вооруженных сил на театрах военных действий.
Однако в целом в начале XX века в военной теории все еще продолжали господствовать положения о «неизменных принципах» военного искусства, а глубоких теоретических исследований по проблемам применения фронтов и армий проведено не было. В Первую мировую войну Россия вступила со старыми взглядами - с теорией военного искусства, включающей стратегию как учение о войне и тактику как учение о бое, что свидетельствовало о значительном отставании в тот период теории от практики.
Практика опережала теорию и в годы Первой мировой войны. В ходе ее ведения окончательно сложилась армейская операция как категория оперативного искусства. Так, в ходе наступления Юго-Западного фронта в Галиции под руководством генерала А.А. Брусилова (май-август 1916 года) проводились операции четырех армий (8, 11, 7, 9 А), каждая из которых наступала на фронте от 80 до 130-140 км с темпом до 6-7 км в сутки (операция в истории военного искусства известна как «брусиловский прорыв»). Тщательная подготовка армейских операций, внезапность нанесения одновременных ударов на пяти направлениях в полосе 450 км (прорыв осуществлялся на 13 участках, суммарная ширина которых составляла 35 км) позволили русским войскам прорвать сильную позиционную оборону противника и продвинуться на глубину 80-120 км. На направлениях главных ударов армий было создано превосходство над противником в живой силе в 2-2,5 и в артиллерии в 1,5-1,7 раза, что обеспечило быстрое развитие тактического успеха в оперативный.
Фронтовая операция как категория оперативного искусства в ходе Первой мировой войны только зарождалась и окончательно не сложилась. При высокой степени самостоятельности армий она фактически представлялась суммой армейских операций.
Черты фронтовой операции как новой формы военных действий оперативного масштаба впервые проявились в действиях Южной группы армий Восточного фронта, которая под командованием М.В. Фрунзе в апреле-июне 1919 года последовательно осуществила три операции по разгрому главной группировки войск Колчака - Бугурусланскую, Белебеевскую и Уфимскую. В последующие годы Гражданской войны были проведены: Орловско-Кромская и Воронеж-ско-Касторненская операции Южного фронта по разгрому главных сил Деникина (октябрь-ноябрь 1919 года), наступательная операция войск Западного фронта против белополяков (июль-август 1920 года), операция Южного фронта по разгрому Врангеля в Северной Таврии и в Крыму (ноябрь 1920 года).
После окончания Гражданской войны разработка теории оперативного искусства стала вестись более интенсивно. С 1922 года термин «оперативное искусство» (от латинского слова «о р е г a t i о» - буквально, действие) стал широко применяться в военной литературе, а с 1924 года оперативное искусство, как самостоятельная дисциплина, было внедрено в учебный процесс Военной академии РККА.
Основы оперативного искусства нашли отражение в Наставлении «Высшее командование. Официальное руководство для командующих и полевых управлений армий и фронтов», утвержденном М.В. Фрунзе в 1924 году. В это же время М.Н. Тухачевский опубликовал труд «Вопросы высшего командования», посвященный обоснованию основных положений этого Наставления.
С1924 года деление военного искусства на три составные части - стратегию, оперативное искусство и тактику - можно считать официально признанным. С этого времени началась глубокая теоретическая разработка каждой из составных частей военного искусства и, прежде всего, оперативного искусства. При этом учитывался рост военной мощи Красной Армии, ее оснащение новой боевой техникой.
Известный военный теоретик профессор Академии Генерального штаба Александр Андреевич Свечин (1878-1938), анализируя опыт Первой мировой и Гражданской войн, писал: «Небоскреб операции нельзя охватить с тактической точки зрения. Руководство операцией возможно лишь для оперативного искусства». В конце 20-х годов публикуются труды «Характер операций современных армий» В.К. Триандафиллова, «Бой и операция» М.Н. Тухачевского, «Оперативное использование танков» И.П. Уборевича и др. В 1929 году издается Полевой устав, в котором нашли отражение основные положения теории глубокого боя. Разрабатывается теория подготовки и ведения последовательных операций, раскрывающая вопросы оперативного применения всех существовавших в то время родов сухопутных войск и авиации.
Таким образом, с выходом Полевого устава 1929 года и ряда военно-теоретических трудов видных военачальников и военных ученых, в конце 20-х годов XX века было завершено теоретическое становление оперативного искусства. Нужно отметить, что теория в этот период вышла на передовые позиции и стала опережать практику. Об этом свидетельствует развитие военно-теоретической мысли в 30-е годы, когда была разработана теория глубокой операции, прошедшая проверку в ходе Великой Отечественной войны и до настоящего времени оказывающая огромное влияние на развитие всех частей военного искусства.
После официального признания оперативного искусства в качестве важнейшей составной части военного искусства в его развитии можно выделить несколько периодов.
Первый период - конец 20 - начало 40-х годов. На развитие оперативного искусства в предвоенный период решающее влияние оказал рост оборонной промышленности в стране. С 1930 по 1939 год танковый парк возрос в 43, а производство самолетов - в 6,5 раза. Производились качественные образцы артиллерии, стрелкового и других видов оружия.
Главное внимание уделялось вопросам подготовки и ведения фронтовых и армейских наступательных операций. В основу взглядов на их характер была положена теория глубокой операции или теория глубоких форм вооруженной борьбы. Развивались также, особенно в предвоенные годы, основы оперативной обороны. Наряду с теорией применения объединений Сухопутных войск разрабатывались основы оперативного применения войск ПВО страны, Военно-воздушных сил, Военно-Морского флота, подготовки и ведения воздушно-десантных операций.
Второй период - Великая Отечественная война и первые послевоенные годы (1941-1953). Развитие оперативной обороны в ходе войны шло по пути повышения ее активности, возрастания огневой мощи обороняющихся войск, более глубокого эшелонирования сил и средств, совершенствования инженерного оборудования оборонительных рубежей и позиций. При проведении наступательных операций были решены такие проблемы, как: прорыв глубоко эшелонированной обороны противника; развитие тактического успеха в оперативный (за счет применения нового элемента оперативного построения - подвижных групп фронтов и армий). Совершенствовались способы ведения наступательных операций: широко применялись решительное массирование сил и средств на направлениях главных ударов, маневр войсками с целью выхода на фланги и в тыл группировок противника для их окружения и последующего уничтожения.
В годы войны получили развитие и появились новые формы и способы применения родов войск и сил - артиллерийское и авиационное наступление, воздушные операции, воздушно-десантные и морские десантные операции.
Большое внимание уделялось организации взаимодействия, управления войсками и всестороннего обеспечения операций всех типов, что способствовало их успешному проведению.
В послевоенные годы оперативное искусство развивалось на основе опыта Великой Отечественной войны. Тщательно изучался, критически осмысливался и обобщался богатейший опыт подготовки и ведения операций. При этом учитывались изменения, происходившие в техническом оснащении и организационной структуре армии и флота, во взглядах вероятного противника на характер и способы вооруженной борьбы. В качестве важнейшей проблемы оперативного искусства рассматривалась теория и практика подготовки и ведения операций начального периода войны.
Третий период - (1954-1985). Он связан с появлением и внедрением в войска ракетно-ядерного оружия, которое было признано главным средством поражения противника. При этом не исключалось, что широкое применение в войне найдут и обычные средства поражения. Огромная поражающая мощь ядерного оружия резко повысила боевые возможности войск (сил) и коренным образом повлияла на характер операций, их размах и способы разгрома противника.
Четвертый период - середина 80 - конец 90-х годов XX века. Ряд договоренностей об ограничении ядерного оружия, признание возможности его применения лишь в критической для государства ситуации, совершенствование обычного высокоточного оружия, принятие в нашей стране военной доктрины, имеющей оборонительный характер, и ряд других факторов потребовали по-новому решать многие проблемы оперативного искусства. Особое внимание уделялось развитию теории и практики ведения оборонительных операций как основных при отражении агрессии, наступательные действия в начале войны предполагалось вести в форме контрнаступательных операций.
В настоящее время мы вступили в очередной - пятый период развития оперативного искусства. Он характеризуется изменившимися взглядами на характер военных угроз для Российской Федерации, повышением вероятности возникновения локальных войн и вооруженных конфликтов, оснащением армий ведущих государств дальнобойным высокоточным оружием и оружием на новых физических принципах, появлением новых оперативных концепций и способов ведения операций вооруженными силами зарубежных государств, усилившейся ролью информационного противоборства, проведением эксперимента по совершенствованию системы управления Вооруженными Силами РФ и другими факторами.
В процессе развития оперативного искусства его сущность (определение) трактовалась по-разному. Так, Г. Иссерсон в своем труде «Эволюция оперативного искусства» определял его как учение о ведении операции.
В последующих военно-теоретических трудах оно в основном трактовалось как «теория и практика подготовки и ведения общевойсковых (общефлотских), совместных и самостоятельных операций (боевых действий) объединениями различных видов Вооруженных Сил». Это определение было закреплено в Военном энциклопедическом словаре. Учитывая, что в современных условиях значительно расширился спектр возможных операций, которые могут вести объединения различных видов Вооруженных Сил во взаимодействии с формированиями других войск Российской Федерации следует уточнить сущность оперативного искусства.
Современное оперативное искусство - это система теоретических знаний и практических рекомендаций по подготовке и ведению различных форм военных действий оперативно-стратегического, оперативного и оперативно-тактического масштаба.
Как любая наука, оперативное искусство имеет свои объект и предмет исследования.
Объектом исследования оперативного искусства являются военные и другие (специальные) действия оперативно-стратегических объединений, объединений видов Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации в ходе войны (вооруженного конфликта), а также при выполнении отдельных задач в мирное время.
Предметом исследования оперативного искусства являются теория и практика подготовки и ведения операций и других форм военных (специальных) действий, а также предназначение, организационная структура и боевые возможности объединений (соединений), мероприятия по поддержанию их в высокой боевой готовности.
Оперативное искусство включает в себя две взаимосвязанные и неразрывные части - теорию и практику.
Теория оперативного искусства - это система научных знаний о закономерностях, принципах, характере, содержании, способах подготовки и ведения операций и других форм военных (специальных) действий в оперативно-стратегическом, оперативном и оперативно-тактическом масштабах согласованными усилиями объединений (соединений) различных видов, родов войск и специальных войск Вооруженных Сил, а также формирований других войск Российской Федерации.
Основными задачами теории оперативного искусства являются:
исследование закономерностей и принципов оперативного искусства, классификации, содержания и характера современных операций и других форм оперативного применения объединений с учетом опыта войн и в свете изменений, происходящих в социально-политической, экономической и военной (военно-технической) областях как в нашей стране, так и за рубежом;
изыскание и разработка эффективных способов подготовки и ведения военных действий оперативно-стратегического, оперативного и оперативно-тактического масштаба;
совершенствование методов организации взаимодействия, всестороннего обеспечения войск (сил) и управления ими;
разработка мероприятий по поддержанию высокой боевой и мобилизационной готовности объединений, а также направлений их дальнейшего совершенствования.
В число задач входят также определение и разработка оперативных требований к организации, вооружению и боевому составу объединений; выработка рекомендаций по оперативному оборудованию ТВД; исследование и учет взглядов эвентуальных противников по ведению военных действий, состояния и направлений развития организационной структуры и вооружения их армий.
Русский военно-морской теоретик Н.Л. Кладо считал, что первоначальная задача чистой теории - исследовать, описать, сформулировать природу военных явлений. Однако теория оперативного искусства не замыкается в себе. Она вызывается к жизни потребностями военной практики и неразрывно связана с ней.
Практика оперативного искусства - это обоснование практических рекомендаций и творческая деятельность командующих, штабов, других органов управления и войск (сил) объединений по наиболее полной реализации теоретических положений при подготовке и ведении ими различных форм военных действий.
Искусство командующего (полководца) заключается в умелом и грамотном претворении в жизнь теоретических положений оперативного искусства в различных, самых сложных условиях обстановки.
Основные задачи практики оперативного искусства:
поддержание высокой боевой и мобилизационной готовности войск (сил);
изучение и учет возможностей войск вероятного противника и способов ведения ими боевых действий;
заблаговременная и непосредственная подготовка первых операций по отражению агрессии противника, в том числе оперативное оборудование ТВД и осуществление перегруппировок объединений (соединений);
принятие обоснованных решений, постановка оперативных (боевых) задач, планирование и практическая подготовка последующих операций (боевых действий) в конкретных условиях обстановки, сложившейся в ходе войны (вооруженного конфликта);
управление войсками в ходе операций, организация и поддержание непрерывного взаимодействия и всестороннего обеспечения войск (сил);
изучение и обобщение боевого опыта и др.
В мирное время задачи практики оперативного искусства решаются в ходе проведения мероприятий оперативной подготовки органов управления и войск (сил).
Структуру оперативного искусства на современном этапе составляют:
общие основы;
общевойсковое оперативное искусство (оперативное искусство общевойсковых объединений и объединений Сухопутных войск);
оперативное искусство видов Вооруженных Сил (Военно-воздушных сил, Военно-Морского Флота);
теория и практика боевого применения родов войск центрального подчинения (Ракетных войск стратегического назначения, Воздушно-десантных войск и Космических войск) и родов войск, не входящих в виды Вооруженных Сил;
теория и практика боевого применения объединений других войск Российской Федерации;
теория и практика оперативного тыла.
Структура оперативного искусства непостоянна. Она развивается в соответствии с изменением средств вооруженной борьбы, развитием видов Вооруженных Сил, появлением новых родов войск и специальных войск. Например, в составе ВС США и других государств в последние десятилетия были созданы силы специальных операций, силы быстрого развертывания и новые рода войск. Вооруженные Силы Российской Федерации перешли на трехви-довую структуру (Сухопутные войска, ВВС и ВМФ), проводится эксперимент по созданию региональных группировок войск (сил). Безусловно, это уже привело и в перспективе приведет к новым изменениям в структуре оперативного искусства, потребует дальнейшего развития его теории и практики.
Развитие оперативного искусства происходит под влиянием ряда факторов, т. е. объективных и субъективных причин и условий, выступающих в качестве движущих сил данного процесса.
К объективным факторам следует отнести:
военно-политическую обстановку в мире и отдельных регионах, тенденции ее развития;
количественное и качественное совершенствование вооружения и военной техники, обусловливающее коренные изменения в характере и содержании вооруженной борьбы (во Второй мировой войне решающую роль играли танки, в послевоенный период появилось ядерное оружие, в современных условиях сделана ставка на авиацию, крылатые ракеты воздушного и морского базирования, высокоточное оружие на основе новейших информационных технологий и оружие на новых физических принципах);
геополитическое положение, внутриполитические, экономические, демографические и социальные условия жизнедеятельности государства, наличие или отсутствие у него союзников;
состояние Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, уровень подготовки мобилизационных резервов;
состав и состояние группировок вооруженных сил потенциальных противников (нарушение стратегического баланса в обычных вооружениях между НАТО и Российской Федерацией);
эволюцию стратегии (новая стратегическая нарезка территории, уточнение системы стратегических действий ВС РФ, форм и способов их применения);
изменение взглядов потенциального противника на способы подготовки и ведения операций (боевых действий);
опыт войн и вооруженных конфликтов.
Новым объективным фактором можно считать всестороннюю информатизацию военного дела, что позволяет автоматизировать процессы сбора и обработки данных о противнике и своих войсках, практически в реальном масштабе времени реагировать на изменения обстановки, определять и доводить задачи войскам (силам), с высокой точностью наводить боеприпасы на цели и контролировать эффективность огневых ударов. Информационное противоборство становится важнейшей составляющей вооруженной и других видов борьбы между государствами (коалициями государств).
К основным субъективным факторам можно отнести:
деятельность высшего политического и военного руководства по определению направлений развития военной организации государства (закрепляются в Военной доктрине), строительства Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации;
уровень идейно-теоретической, военно-научной и профессиональной подготовки военных кадров, решающих задачи развития теории оперативного искусства и претворения ее в жизнь в ходе практической деятельности по строительству Вооруженных Сил, управлению войсками (силами) в мирное и военное время;
требования министра обороны, Генерального штаба по оперативной подготовке войск (сил);
состояние военной науки и образования, наличие традиций, научных школ и другие стороны деятельности людей.
Поскольку теорию и практику оперативного искусства развивают военные специалисты, роль субъективных факторов велика. Однако сделать правильные научные и практические выводы можно лишь при полной и всесторонней оценке объективных факторов и, прежде всего, тех, которые на данном этапе играют решающую роль для развития военного дела.
Таким образом, чтобы обеспечить соответствие уровня развития оперативного искусства современным требованиям, необходимо в полной мере учитывать как объективные, так и субъективные факторы.
В заключение следует отметить, что теория оперативного искусства не должна стоять на месте или деградировать. Она должна постоянно развиваться на основе учета изложенных выше факторов и соответствовать не только современным требованиям, но и заглядывать в завтрашний день. Только при условии, что теория оперативного искусства опережает практику, могут быть успешно решены все задачи, стоящие перед Вооруженными Силами Российской Федерации в области обороны страны.
Военная Энциклопедия. М.: Воениздат, 1999. Т. 4. С. 430.
Военный энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, «Рипол классик», 2002. С. 283.
Военный энциклопедический словарь. С. 1630.
Труды ВА РККА им. М.В. Фрунзе. Сб. 1, 1926. С. 37.
Иссерсон Г. Эволюция оперативного искусства. М.: Воениздат, 1937. С. 17; Вопросы стратегии и оперативного искусства в советских военных трудах (1917-1940). М.: Воениздат, 1965. С. 389-438.
Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1983. С. 514-515.
Копытко В.К. Основы оперативного искусства. М: ВАГШ, 2006. С. 13