О подходах к обеспечению защиты интересов России в военно-космической деятельности
Военная мысль № 4/2007, стр. 11-12
О подходах к обеспечению защиты интересов России в военно-космической деятельности
Командующий Космическими войсками генерал-полковник
В.А. ПОПОВКИН
ЗА ПОСЛЕДНИЕ 10-15 лет произошли практически революционные изменения в подходах ведущих мировых государств к использованию околоземного космического пространства. Накопленный космический потенциал начал активно применяться во всех сферах человеческой деятельности - от социально-экономической до военной. Он становится неотъемлемой составной частью социального благополучия и национальной безопасности, т. е. предметом высших государственных интересов.
Так, в Соединенных Штатах Америки околоземное космическое пространство провозглашено сферой жизненно важных национальных интересов, а развернутые в космосе орбитальные группировки космических аппаратов - важной составной частью национальной экономики, которую необходимо защищать. При этом космическая политика США, закрепленная в новой космической стратегии, направлена на достижение доминирующих позиций в космосе и не предусматривает наложения каких-либо международно-правовых ограничений на использование космического пространства в том числе и в военных целях.
В Российской Федерации в «Основах политики в области космической деятельности» данное направление признано одним из высших государственных приоритетов. Вместе с тем в действующей Военной доктрине России, которая разрабатывалась в 1993 и уточнялась в 2000 году, вопросы обеспечения безопасности государства в космосе и из космоса своего отражения пока не нашли.
Такое положение создает определенный концептуальный вакуум при подготовке и принятии многих стратегически важных для военно-космической деятельности решений, начиная с определения оперативно-стратегических задач космических сил и средств Вооруженных Сил и заканчивая формированием документов планирования строительства войск и развития военной организации государства в данной области.
В новой военной доктрине, по нашему мнению, целесообразно отразить следующие подходы к обеспечению защиты государственных интересов в околоземном космическом пространстве.
Во-первых, должна быть отражена государственная решимость защитить российский космический потенциал и космические ресурсы.
Во-вторых, необходимо установить основные угрозы безопасности России в космосе, из космоса и через космос, а также основные направления парирования этих угроз.
В-третьих, должно быть однозначно сформулировано, какие действия, направленные против отечественного космического потенциала, Российская Федерация будет считать угрозами безопасности государства, а какие - фактом агрессии. Под такими действиями, по нашему мнению, целесообразно понимать уничтожение или воспрепятствование функционированию и применению космических сил и средств, обеспечивающих решение задач стратегического сдерживания: предупреждение о ракетном нападении, стратегическую космическую разведку и стратегическую связь.
В-четвертых, целесообразно закрепить статус космических сил и средств Вооруженных Сил как самостоятельного функционального компонента, область применения которого - космическое пространство.
В-пятых, к космическим силам и средствам Вооруженных Сил следует отнести некоторые базовые информационные системы. Это системы предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства. В свою очередь космические средства геоинформационного обеспечения (разведка, связь, навигация и т. д.) целесообразно отнести к базовым (т. е. межвидовым, многоцелевым) информационным системам Вооруженных Сил.