Управление радиоэлектронной борьбой в операциях проблемы и пути их решения

«ВОЕННАЯ МЫСЛЬ» №8.2005Г. (СТР. 2-5)

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО

Управление радиоэлектронной борьбой в операциях: проблемы и пути их решения

Начальник управления 5 ЦНИИ И МО РФ

полковник Г.Д. ВЫСТОРОБСКИЙ,

кандидат технических наук

Заместитель начальника управления 5 ЦНИИИ МО РФ

полковник С.В. СОВА, кандидат технических наук.

В БУДУЩИХ операциях (боевых действиях) противоборствующие стороны придают особое значение перспективным, так называемым обезглавливающим ударам по объектам систем управления войсками и оружием. В связи с широкой радиоэлектронизацией и информатизацией современных систем управления войсками и оружием, а также возможностью поступления на вооружение перспективной техники РЭБ особая роль в достижении требуемой эффективности нанесения этих ударов будет принадлежать разнородным силам и средствам (войскам) радиоэлектронной борьбы. Тем самым РЭБ выходит за рамки просто вида оперативного (боевого) обеспечения и постепенно трансформируется в основную составную часть борьбы сторон за завоевание и удержание превосходства в сфере управления, а проблема совершенствования управления силами и средствами (войсками) РЭБ на оперативном уровне приобретает особую актуальность.

В настоящее время взгляды на пути решения проблем управления в области радиоэлектронной борьбы далеко не однозначны, а во многом и противоречивы. Такое положение, по нашему мнению, во многом обусловлено отсутствием как целостной теории управления радиоэлектронной борьбой при ведении операции, так и общепринятого определения объекта управления в РЭБ.

Наиболее конструктивное решение в этом вопросе может дать использование основных положений общей теории управления сложными системами, которые к объектам управления в любой системе относят процессы выполнения системой своих основных функций. В соответствии с подобным подходом объект управления РЭБ в операции может быть представлен в виде как минимум трехуровневой иерархии вложенных друг в друга процессов (рис.).

Такой подход к определению объекта управления и его графическому представлению позволяет более корректно формулировать цели и задачи управления РЭБ, а также обоснованно выбирать критерии (показатели) его качества. Так, на верхнем уровне рассматриваемой иерархической структуры основным объектом управления применительно к боевой системе (группировке войск), создаваемой для борьбы с системами управления войсками (оружием) противника, является процесс их дезорганизации, а критерием качества управления, очевидно, может быть требуемая степень ее достижения в операции. Управление данной боевой системой (группировкой войск) исходя из важности выполняемых ею задач необходимо возложить на командующего объединением. На следующем уровне объектом управления применительно к перспективной системе РЭБ как основному элементу ударной подсистемы боевой системы (группировки войск) должен стать процесс дезорганизации радиоэлектронных систем в системах управления войсками и оружием противника, а критерием его эффективности - требуемая степень ее достижения. Непосредственное управление применением перспективной системы РЭБ в операции должен осуществлять орган управления РЭБ объединения.

Управление радиоэлектронной борьбой в операциях проблемы и пути их решения

Такой же подход целесообразно использовать и на «нижнем» уровне - применительно к разнородным частям (подразделениям) РЭБ, входящим в состав перспективной системы РЭБ объединения. При этом объектом управления станет процесс выполнения подчиненными подразделениями (комплексами) РЭБ поставленных тактических задач в рамках дезорганизации радиоэлектронных систем противника.

Приведенное общее иерархическое представление процесса управления при дезорганизации систем управления войсками (оружием) противника позволяет рассмотреть его с разных сторон. Вместе с тем данное изучение сопряжено со значительными трудностями, которые обусловлены главным образом сложностью, разнообразием и динамичностью изменения в различных объектах управления внутренних и внешних связей, непрерывным развитием структуры боевой системы, а также перспективной системы РЭБ и входящих в нее разнородных частей (подразделений) РЭБ.

Для успешного преодоления возникших трудностей в управлении радиоэлектронной борьбой, связанных как с развитием радиоэлектронных объектов в перспективных системах управления войсками и оружием вооруженных сил развитых государств (потенциальных объектов РЭБ), так и со значительным возрастанием требований, предъявляемых к организации управления РЭБ и ее разнородными перспективными частями в современных операциях (боевых действиях), необходимо, на наш взгляд, решить в ближайшее время ряд следующих принципиальных проблем.

Первая. Управление РЭБ может быть высокоэффективным, если оно опирается на полноценные знания о содержании процесса противоборства сложных, динамичных, функционирующих с противоположными целями перспективных систем РЭБ и радиоэлектронных объектов в системах управления войсками и оружием противостоящей стороны в условиях ведения операций (боевых действий). Глубокое и всестороннее исследование процессов управления РЭБ на уровне основной составной части этих операций неизбежно приведет к необходимости развития соответствующей методологии принятия решений и разработке новых боевых документов. При этом возникает потребность в создании более совершенных комплексов средств автоматизации и внедрения их в практику работы войск, штабов и органов управления РЭБ. В рамках названной выше сложной проблемы представляются своевременными и заслуживающими внимания следующие проблемные вопросы.

Во-первых, изучение и доведение до практического использования в штабах и органах управления РЭБ объединений соответствующих разработок по вышеуказанным процессам одновременно минимум для трех иерархических уровней и применительно ко всем звеньям управления - от стратегического до тактического. Такой подход позволит в диалектической взаимосвязи формировать цели и задачи управления РЭБ и отражать их как в плане дезорганизации систем управления войсками (оружием) противника, так и в планах боевого применения войск РЭБ и разнородных частей, входящих в состав перспективной системы РЭБ. Наиболее подробно вопросы управления должны излагаться в пояснительных записках к ним.

Во-вторых, обоснование и оценка требуемых длительностей циклов управления как перспективной системой РЭБ, так и входящими в нее разнородными частями для всех звеньев управления ВС РФ применительно к масштабу времени изменения оперативной (боевой) обстановки.

Следует отметить, что при исследовании вышеприведенных проблемных вопросов необходимо будет преодолевать жесткие противоречия между требованиями к оперативности, с одной стороны, а с другой - к полноте и достоверности информационного обеспечения управления РЭБ, особенно в ходе операции (боевых действий). Ведь если длительность процессов добывания, сбора, обработки и распределения информации в общем цикле управления превысит 50 %, то исполнительные элементы перспективной системы РЭБ не смогут своевременно и эффективно воздействовать на противника.

Вторая. Существующая организация работы должностных лиц, участвующих в управлении РЭБ, на уровне вида оперативного обеспечения является одним из основных сдерживающих факторов в реализации потенциальных возможностей перспективной системы РЭБ объединений. Анализ результатов исследований по данной проблеме показывает следующее.

Во-первых, известно, что эффективность применения перспективной системы РЭБ зависит от длительности цикла управления ею, которая должна быть соизмерима с временем функционирования радиоэлектронных объектов систем в системах управления войсками и оружием противоборствующей стороны в условиях осуществления их дезорганизации. Однако до сих пор отсутствуют модели функционирования сложных радиоэлектронных систем (в первую очередь систем связи) при целенаправленном воздействии по их объектам разнородных сил и средств перспективной системы РЭБ объединений.

Во-вторых, необходима соответствующая централизация управления РЭБ (особенно в ходе боевых действий), которая должна обеспечить комплексность воздействия разнородными силами и средствами на сложные радиоэлектронные объекты только при достаточно высокой степени автоматизации. Поэтому начальник органа управления РЭБ в рамках применения перспективной системы РЭБ должен иметь право отдавать распоряжения входящим в нее частям и подразделениям «без излишней опеки», сохраняя при этом рациональные степени соотношения централизации управления и децентрализованного выполнения подчиненными поставленных им боевых задач.

В-третьих, разработка новой, более объемной боевой документации может значительно увеличить длительность ее отработки с требуемым качеством. Такое положение дел обусловлено тем, что наряду с внедрением соответствующих расчетных задач и средств автоматизации в штате органа управления РЭБ должны находиться специалисты как по применению перспективных сил и средств РЭБ., так и обеспечивающие взаимодействие с представителями других родов войск и специальных войск, участвующих в дезорганизации сложных радиоэлектронных систем.

Таким образом, очевиден вывод, что существующая организация работы органа управления радиоэлектронной борьбой как вида оперативного обеспечения и его существующая штатная численность будут приводить к увеличению длительностей циклов управления не только при создании перспективной системы РЭБ на этапе подготовки операции, но и в ходе боевых действий при ее применении.

Третья. Существующие и находящиеся в разработке комплексы средств автоматизации органов управления РЭБ в основном не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним в связи с трансформацией радиоэлектронной борьбы в составную часть операции и существенным повышением оперативности функционирования перспективных радиоэлектронных систем противника. Накопленный опыт разработки и войсковой эксплуатации комплексов средств автоматизации, а также эволюционный характер развития этих средств свидетельствуют о следующем.

Во-первых, боевая и повседневная практика войск и штабов, а также проводимые теоретические исследования процессов управления РЭБ свидетельствуют о значительном несоответствии возможностей существующих, а также разрабатываемых образцов комплексов средств автоматизации (особенно в части специального математического и программного обеспечения) современным требованиям как к самому процессу управления, так и к системе управления РЭБ в операции в целом.

Во-вторых, в связи с ограниченным штатным составом органов управления РЭБ требуется значительное повышение доли функций управления, выполняемых комплексами средств автоматизации автоматически, для обеспечения высокой оперативности и качества принимаемых решений.

В-третьих, необходимость решения задач РЭБ в тесном взаимодействии с органами управления других видов ВС, родов войск и специальных войск, а также с органами управления других силовых министерств и ведомств предполагает наличие комплексов средств автоматизации с широким набором функций оперативного сбора и обработки данных, поступающих как от своих источников, так и взаимодействующих.

Управление радиоэлектронной борьбой на оперативном (боевом) уровне станет еще более сложным и многогранным процессом, затрагивающим практически все стороны выполнения оперативных задач в операции (боевых действиях). Поэтому в статье лишь частично отражены проблемы управления РЭБ в современных условиях. Их успешное преодоление должно способствовать повышению эффективности РЭБ в будущих операциях (боевых действиях).

Редакция продолжает публикацию статей сотрудников 5 ЦНИИ И МО РФ. (см.: Военная Мысль. 2005. № 6, 7), отмечающего в этом году свое 45-летие).

Военная Мысль. 2000. № 2. С. 13.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации