СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ №11.2005 г. (стр. 68-75)

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Инженерное обеспечение контрнаступления советских войск под Курском (12.07-23.08.1943 года)

Генерал-майор Б.Г. ЗАЙЦЕВ

Полковник в отставке В.Н. ДЕРКАЧ,

кандидат военных наук

В ПЕРВОЙ статье были раскрыты особенности инженерного обеспечения в Курской оборонительной операции 5-23 июля 1943 года. В данной статье, являющейся логическим завершением первой, рассматриваются особенности инженерного обеспечения советских войск (сил) 12.07-23.08.1943 года при проведении ими контрнаступления и завершения Курской битвы.

Одновременно с подготовкой прочной и устойчивой обороны советские войска в районе Курска готовились к переходу в контрнаступление в целях разгрома ударных группировок врага на орловском и белгородско-харьковском направлениях. Против группировки противника, сосредоточенной в районе Орла, планировалось осуществить контрнаступление силами войск левого крыла Западного фронта (ЗФ), Брянского (БрФ) и Центрального фронтов (ЦФ). В соответствии с общим замыслом операции для разгрома противника на Орловском выступе были созданы четыре ударные группировки. Главный удар ЗФ наносил силами 11-й гвардейской армии на участке Глинная-Ожигово в общем направлении на Крапивно. В последующем эта армия должна была наступать на Волхов, а частью сил - на Хотынец.

БрФ наносил главный удар в направлении на Орел, причем войска 61-й армии этого фронта вначале должны были во взаимодействии с 11-й гвардейской армией окружить и уничтожить болховскую группировку противника. ЦФ должен был разгромить войска противника, вклинившиеся в расположение нашей обороны в районе Поныри, и, развивая удар в общем направлении на Кромы и далее, охватить группировку немецко-фашистских войск, действующую в районе Орла, с юга и юго-запада и во взаимодействии с войсками БрФ и ЗФ уничтожить ее.

Придавая большое значение орловскому плацдарму, немецко-фашистские войска создали на нем глубоко эшелонированную оборону с развитой системой полевых укреплений и инженерных заграждений. Общая глубина обороны достигала 150 км. Противник в большом количестве применил под Курском цельнометаллические пулеметные точки («Крабы»). Местность в районе предстоящих боевых действий советских войск сильно пересеченная, изрезанная оврагами, реками, ручьями. Почва черноземная. В ненастную погоду дороги, не имеющие искусственного покрытия, становятся труднопроходимыми. Дорог с искусственным покрытием в этом районе было мало.

Подготовка войск к наступлению началась еще с конца апреля 1943 года. Большое внимание было уделено подготовке к прорыву мощных укреплений противника в главной полосе его обороны. Тренировка войск к боевым действиям проводилась в тылу на специальных штурмовых полосах, которые были оборудованы по типу вражеской обороны. Большое внимание уделялось подготовке штурмовых групп и групп разграждения. Так, например, только в 11-й гвардейской армии было подготовлено 404 штурмовые группы.

Основными задачами инженерных войск при подготовке и в ходе контрнаступления являлись: инженерная разведка обороны противника, проделывание проходов в заграждениях, прикрытие флангов и закрепление местности в ходе наступления инженерными средствами, сплошное разминирование местности, строительство и содержание дорог и мостов, наводка и содержание переправ через реки, выполнение маскировочных мероприятий. 11-я гвардейская армия ЗФ была усилена 10-й штурмовой инженерно-саперной бригадой (шисбр).

В составе инженерных войск БрФ находились следующие инженерные части и соединения: 2 и 4 шисбр, 8-я инженерная бригада спецназначения, 57-я инженерно-саперная бригада, шесть моторизованных инженерных батальонов (6-й гвардейский, 84, 157, 231, 738, 740-й), шесть моторизованных понтонно-мостовых батальонов (48, 53, 61, 85, 131 и 136-й), 3-й батальон гвардейских минеров, 24-я маскировочная рота, 21-й парк инженерных машин и 6-я авторота. Из переправочного имущества БрФ имел: четыре парка Н2П, пять парков ДМП, восемь парков НЛП, четыре парка МДПА-3 и УВСА-3. Однако из всего этого количества автотранспортом были обеспечены только 2,5 парка Н2П, 4,5 парка НЛП и один парк УВСА. Значительная часть (23 батальона) инженерных войск фронта на период прорыва обороны противника была придана на усиление армиям. 15 июля в состав БрФ вошла 3 гв. ТА, в составе которой было около девяти инженерных батальонов, укомплектованных на 98 % личным составом, на 85 % транспортом и на 120 % инженерным имуществом. Каждый танковый корпус был усилен инженерно-саперным батальоном, одна инженерная рота была выделена в ПОЗ. На оборудование и содержание армейской дороги привлекался 136-й понтонно-мостовой батальон.

В ЦФ привлекались инженерные соединения и части те же, что и в период оборонительной операции. Дополнительно 10 июля в состав фронта прибыла 7 шисбр. Во всех фронтах стрелковые дивизии первого эшелона получили на усиление, как правило, по одному саперному батальону. Начальники инженерных войск фронтов и армий составили планы инженерного обеспечения наступательных операций войск. Так начальник инженерных войск ЦФ генерал-майор А.И. Прошляков разработал «План инженерного обеспечения операций Центрального фронта с 14-го по конец июля 1943 года», который был утвержден командующим войсками фронта генералом армии К.К. Рокоссовским. В плане были определены основные задачи инженерных войск и боевое применение их по задачам операции.

В результате успешного ведения инженерной разведки были получены данные о системе обороны противника и характере его заграждений перед передним краем и в глубине главной полосы обороны.

Для обеспечения пропуска войск через заграждения перед передним краем обороны саперы проделали проходы из расчета один-два прохода на стрелковую роту и три-четыре прохода на танковую бригаду. На участке прорыва 11-й гвардейской армии было снято 30 000 ППМ и 12 000 ПТМ. Инженерные войска БрФ проделали 1700 проходов в своих минных полях и противника.

Для обеспечения перегруппировок войск и сосредоточения их в исходных районах только в полосе БрФ инженерные и дорожные части подготовили и отремонтировали около 700 км путей. Это позволило войскам скрытно и в короткие сроки занять исходное положение для наступления.

Войска ЗФ и БрФ перешли в контрнаступление 12 июля, а войска ЦФ - 15 июля после мощной артиллерийской и авиационной подготовки. Наступление в целом развивалось успешно. К исходу 13 июля советские войска завершили прорыв обороны противника на глубину от 14 до 25 км, что было достигнуто благодаря хорошей подготовке войск к переходу в наступление, умелому и своевременному обеспечению их в ходе боя.

Отходя под натиском наших войск, противник минировал и разрушал дороги, мосты и другие важные в тактическом отношении объекты. Обеспечивая продвижение войск, наши саперы устраивали проходы в заграждениях, прокладывали колонные пути, прикрывали заграждениями фланги наступающих соединений, минировали танкоопасные направления при отражении контратак противника и закрепляли достигнутые рубежи инженерными средствами.

К 19 июля войска 11-й гвардейской армии продвинулись на глубину до 70 км и вышли на подступы к Карачеву и Хотынцу. Войска ЗА и 63А ; 16 июля вышли к р. Олешня, продвинувшись на глубину 17-22 км. ; 15 июля перешли в наступление войска ЦФ. В заграждениях противника войска этого фронта в первые дни наступления проделали 630 проходов. Для наращивания силы ударов по орловской группировке противника по приказу Ставки ВГК начали вводиться в сражение свежие резервы. Командующий войсками ЗФ вводил в сражение 11А и 4ТА, а командующий войсками БрФ - 3 гв. ТА.

Обеспечивая пропуск войск через заграждения противника, саперы 3 гв. ТА только в первые два дня наступления сняли 3500 ПТМ и 880 ППМ. В эти дни они оборудовали 73 брода, отремонтировали 87 км дорог, уложили 23 пог. км жердевого настила. Большие трудности выпали на долю инженерных войск в связи с ливневыми дождями, вследствие чего дороги стали труднопроходимыми. Инженерным войскам пришлось строить большое количество мостов и объездов, устраивать жердевые выстилки и т. д.

До конца июля инженерные войска БрФ обнаружили 300 000 мин противника, из которых 70 000 к этому времени сняли и обезвредили. К 3 августа они разминировали и в дальнейшем поддерживали непрерывно в проезжем состоянии, несмотря на сильные дожди, 1300 пог. км дорог. На этих дорогах было построено 210 мостов общей длиной 3160 пог. м и уложено жердевого настила 28 пог. км. Кроме того, на колонных путях было оборудовано 140 бродов.

Обеспечивая форсирование р. Ока войсками ЗА и 63А, приданные им 48, 53 и 85-й понтонно-мостовые батальоны навели девять наплавных мостов и содержали их при постоянных ударах вражеской авиации. 3 августа войска ЗА и 63А, преодолевая упорное сопротивление противника, вышли на подступы к Орлу. Для инженерного обеспечения штурма укрепленного города 63А была усилена 2 шисбр. Начальник инженерных войск ЗА полковник Жилин выделил в передовые штурмующие части 348-й армейский инженерный батальон.

В ночь на 4 августа в Орел ворвались советские войска. Они героически дрались при штурме города. Противник, укрепившись в зданиях и подвалах, оказывал нашим частям упорное сопротивление. Саперы, используя заряды взрывчатых веществ, подрывали приспособленные к обороне здания, устраивали проходы в заграждениях и устанавливали мины на путях контратакующих и отходящих войск противника. На рассвете 5 августа Орел был полностью очищен от противника. В боях за Орел особенно отличились 348-й армейский инженерный батальон и 2-й штурмовой инженерно-саперный батальон.

На разминирование Орла был выделен 3-й гвардейский батальон минеров, который обследовал 4757 объектов города. При этом было обезврежено и снято 718 зарядов (с общим количеством взрывчатых веществ 2340 кг и авиабомб 71 шт.), 3279 фугасов, 69 мин и 32 мины-сюрприза.

Войска ЦФ вышли на подступы к Кромам - важному узлу дорог. В ночь на 5 августа 3 гв. ТА форсировала р. Кромы (ширина реки 20-30 м). Поспешно отступая, противник оставил подготовленный к взрыву мост в районе Колки. Подъезды к мосту были заминированы. Саперы немедленно разминировали подходы и мост и пропустили по нему большую часть танков 6 гв. танкового корпуса, обеспечив захват плацдарма в районе Кромы. Однако утром 5 августа 30 самолетов противника произвели налет на мост и разрушили его. В целях обеспечения непрерывности переправы саперы оборудовали броды и приступили к постройке низководных деревянных мостов. Противник непрерывно бомбил и обстреливал из орудий и минометов переправы 3 гв. ТА. Нужно отметить, что никакого огневого прикрытия от воздушного противника организовано не было. Проявляя героизм, отвагу и мужество, несмотря на большие потери (только убитыми - 45 человек), саперы построили в течение дня девять мостов и оборудовали шесть бродов. Продвижение танковых соединений было обеспечено. Под сильным огнем противника мост длиной 23 м, грузоподъемностью 30 т силами двух саперных рот; как правило, строился за 6 ч. Всего за период с 17 июля по 5 августа инженерные части 3 гв. ТА совместно с приданными частями построили на разных реках 106 мостов.

Инженерные части, обеспечивая продвижение войск, прокладывали колонные пути, наводили переправы, прикрывали фланги и стыки средствами заграждений и закрепляли достигнутые рубежи. Прикрытие стыков и флангов наступающих соединений и закрепление местности, занятой нашими войсками, производилось армейскими и дивизионными ПОЗами. Они: продвигались за боевыми порядками передовых частей, действовавши на флангах, и выполняли задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами войск. Высокие темпы продвижения наших войск не позволяли саперам устанавливать большое количество мин, но даже в этих условиях ПОЗы ЦФ установили 13 174 ПТМ и 2380 ППМ, а ПОЗы БрФ - 25 000 мин и 20 пог. км электризованных заграждений.

В период наступления войск ЦФ (с 15 июля по 18 августа) инженерными частями было разминировано 1318 минных полей противника, 221 населенный пункт и 173 км2 территории. При этом было снято и подорвано 200 000 мин, 1500 фугасов и 1390 мин-сюрпризов.

В результате контрударов, нанесенных по вражеской группировке, наступавшей на белгородско-курском направлении, войска ВФ и СтФ к исходу 23 июля отбросили противника на исходные рубежи, которые он готовил к обороне в течение четырех месяцев. За это время противник подготовил на харьковском направлении ряд оборонительных полос, эшелонированных на глубину до 80-90 км.

Советское командование решило разгромить группировку противника силами трех фронтов. Главный удар наносился смежными флангами ВФ и СтФ из района северо-западнее Белгорода в общем направлении на Богодухов, Валки, Новая Водолага в целях расчленения группировки противника и последующего уничтожения ее по частям. Одновременно предусматривалось нанесение ряда вспомогательных ударов на других участках фронта. Главная ударная группировка ВФ в составе 6 и 5 гв. А, 1 и 5 гв. ТА должна была прорвать фронт неприятельской обороны на 24-километровом участке от Бутово до Глушин-ский и развивать удар подвижными соединениями в направлении Зо-лочев, Валки, обходя Харьков с запада. Правый фланг главной группировки фронта обеспечивался наступлением войск 40А и 27А.

СтФ главный удар наносил силами 53А и 69А из района Гостищево в общем направлении на Никольское в целях окружения и разгрома противника в районе Белгорода во взаимодействии с 7А. В период подготовки к контрнаступлению инженерные войска обоих фронтов выполнили большой объем инженерных работ. Важное место при этом отводилось мероприятиям оперативной маскировки. ВФ имитировал ложный удар силами двух армий: одной общевойсковой и одной танковой. Маскировочные мероприятия были начаты 28 июля и окончены 6 августа. Для этих целей были выделены: армейский инженерный батальон, минно-инженерная рота, маскировочный взвод. Оживление района производили два стрелковых полка, девять танков, несколько орудий, звено истребителей, восемь радиостанций и специальный поезд в районе ложной станции снабжения. Маскировочные мероприятия на сумском направлении привлекали к себе внимание противника. За период с 28 июля по 6 августа противник произвел 244 самолетовылета над ложным районом, сбросив при этом 800 бомб. В то же время действительные районы сосредоточения войск не подвергались воздействию авиации противника. Одновременно с бомбежкой противник стягивал крупные силы на сумское направление.

Перед наступлением 40А и 27А получили на усиление по инженерно-саперной бригаде. Для прикрытия ввода в сражение СтФ на белгородско-харьковском направлении 19 июля была срочно выдвинута 27-я инженерная бригада спецназначения в район Щигры, а один ее батальон - на автомашинах на окраину Курска. 8-я инженерно-саперная бригада выдвинула на автомашинах два батальона с запасом противотанковых мин по 1500 шт. в каждом: один батальон - в район Скородный и другой - в район Короча. В состав инженерных войск СтФ входили 5, 8 и 60-я инженерно-саперные бригады, 27-я инженерная бригада спецназначения, 6, 7, 19 и 40-й понтонно-мостовые батальоны и другие специальные инженерные подразделения. Укомплектованность их личным составом и инженерной техникой составляла около 97 %. Транспортных средств был значительный некомплект.

В период подготовки к наступлению около 70 % фронтовых инженерных соединений и частей использовались на дорожно-мостовых работах. В это время было построено и восстановлено 90 мостов общей протяженностью 1438 пог. м, оборудовано 62 брода и объезда, построено 47 км путей, а также было отремонтировано и поддерживалось в проезжем состоянии 960 км существующих дорог. Для маневра средствами инженерных заграждений в ходе наступления были подготовлены «подвижные резервы средств заграждений» из расчета: в полку - отделение с 50 ПТМ, в дивизии - взвод с 300 ПТМ, в корпусе - два взвода с 500 ПТМ и в армии - рота с 1000 ПТМ. Подвижный резерв СтФ состоял из двух ПОЗов в составе двух батальонов 8-й инженерно-саперной бригады с 3000 ПТМ в каждом и двух батальонов 27-й инженерной бригады спецназначения с 4500 ПТМ в каждом.

Проходы в наших минных полях были проделаны за одну-две ночи до наступления полковыми и частично дивизионными саперами. На стрелковую роту было устроено, как правило, два прохода шириной 5-8 м каждый. Количество и ширина проходов для танков определялись боевыми порядками танковых подразделений и составляли от одного прохода на роту (шириной 25-40 м) до одного прохода на каждый танк (шириной 12 м).

В минных полях противника проходы устраивались теми же командами, которые проделывали проходы в своих минных полях в ночь перед наступлением, а в ряде случаев специально выделенными группами разграждения также в ночь перед наступлением. Группы разграждения создавались, как правило, по одной-две на стрелковую роту в составе четырех-пяти саперов, вооруженных автоматами и ручными гранатами. Каждая группа имела: один миноискатель, два-три щупа, одну кошку с веревкой, одни-двое ножниц для резки проволоки, 2-3 кг взрывчатых веществ, 12-18 зажигательных трубок и пять-шесть указателей с надписью «мины».

Для практической отработки взаимодействия инженерных частей и подразделений с другими родами войск они привлекались на различные учения. К началу контрнаступления инженерные войска ВФ и СтФ были обучены и подготовлены к выполнению всех стоящих перед ними задач.

Контрнаступление началось утром 3 августа после мощной артиллерийской подготовки и массированных ударов авиации. Инженерные части и подразделения обеспечивали пропуск войск через заграждения противника, прокладывали колонные пути и маневрировали средствами инженерных заграждений. Инженерные части 6 и 5 гв. А обеспечивали ввод в сражение двух танковых армий в семикилометровой полосе по двум маршрутам. К исходу первого дня наступления войска ВФ на направлении главного удара прорвали тактическую зону обороны противника и танковыми соединениями продвинулись на 26 км, а стрелковыми - до 14 км. Войска СтФ продвинулись за день боя на 7-8 км. В первые же дни наступления саперы СтФ устроили 190 проходов в минных полях противника, сняв при этом 12 990 мин.

Инженерные части и подразделения вторых эшелонов войск продвигались вслед за боевыми порядками первых эшелонов и выполняли следующие задачи: расширяли проходы в минных полях; несли комендантскую службу на проходах; разведывали и разминировали маршруты для движения войск вторых эшелонов и резервов.

Выполнение дорожно-мостовых работ осуществлялось следующим образом. Дивизионные саперы, следуя впереди боевых порядков войск, вели инженерную разведку дорог на минирование, ограждали заминированные участки, производили мелкий ремонт дорог, обеспечивая пропуск дивизионных грузов; прокладывали колонные пути. Армейские и фронтовые саперы, следуя в боевых порядках наступающих войск, разминировали дороги в полосе 100-200 м в стороны от нее, производили ремонт и восстановление до движения. Основные пути в общевойсковых армиях были закреплены за инженерными частями, которые обслуживали их и поддерживали в проезжем состоянии. В каждой армии оборудовалось и содержалось по одной-две военно-автомобильные дороги. В ходе наступления в СтФ было проложено 65 км путей, отремонтировано и содержалось 1777 км дорог. Начальник инженерных войск фронта полковник А.Д. Цирлин лично и через офицеров штаба систематически проверял ход работ по прокладке, ремонту и содержанию путей. Поэтому движение войск и грузов к линии фронта проходило без срывов.

К исходу 11 августа войска СтФ подошли к внешнему харьковскому оборонительному рубежу. Противник, стремясь задержать наше наступление, применял тактику маневренной обороны, сосредоточивая на отдельных направлениях ударные группировки для контратак и контрударов. В этих условиях важную роль играли ПОЗы.

В СтФ полковые ПОЗы продвигались на повозках за боевыми порядками войск первых эшелонов полков; дивизионные ПОЗы на автомашинах и повозках - за полками первых эшелонов стрелковых дивизий; корпусной и армейский ПОЗы передвигались на автомашинах и располагались, как правило, около наблюдательного пункта командира корпуса (командующего армией).

Немецко-фашистское командование прилагало отчаянные усилия, чтобы остановить дальнейшее продвижение наших войск и удержать в своих руках Харьков. К 11 августа оно перебросило из Донбасса на харьковское направление три танковые дивизии и другие части и сосредоточило их для удара по нашим войскам, прорвавшимся в район южнее Богодухова. Контрудары противник начал во второй половине дня 11 августа одновременно на двух сходящихся направлениях: один - из района Константиновка на Мерефу, другой - из района Новый Мерчик на Мерефу. С 11 до 17 августа в этих районах развернулись ожесточенные бои по отражению контрударов. На направлениях контрударов противника инженерные части устраивали заграждения и производили разрушения.

Саперы взорвали железнодорожные мосты в районах станций Богодухов, Ковяга, Высокополье, Левандаловка. ПОЗы армий и дивизий были выдвинуты на угрожаемые направления. Например, ПОЗы 1ТА (начальник инженерных войск армии полковник Харчевин) прикрывали минами танкоопасные направления, ведущие к Богодухову с юга и юго-востока. При этом широко применяли трофейные мины. Саперы 1ТА заминировали мосты через р. Мерла в районах Гута и Павловка. Ими были подготовлены к взрыву четыре моста в районе Богодухов и заминированы переправы в районах Мерефа и Шаровка.

Одновременно с минированием местности при отражении контрударов инженерные войска ВФ, обеспечивая наступление на других направлениях, прокладывали пути, строили и ремонтировали мосты. Только 13 августа через р. Мерла было построено восемь мостов, отремонтировано 18 и усилено 11 мостов. В районах Казачья Лопань и Золочев было проложено свыше 40 км путей. Всего за время отражения контрударов противника инженерные войска ВФ установили и переставили 36 577 ПТМ и 1892 ППМ. Противник потерял на этих минах 75 танков, семь САУ, 20 автомашин, один бронепоезд и другую технику.

Инженерные части СтФ, обеспечивая успешное наступление войск на Харьков, строили дороги и моста, организовывали переправы войск через реки, разминировали местность и выполняли другие работы. Только в районе Харькова частями 8, 60 и 27-й~йнженерных бригад было снято 61 300 мин и 320 фугасов. Всего в период контрнаступления инженерные войска СтФ сняли и обезвредили 232 820*й&,Д€96 фугасов и мин-сюрпризов, в результате чего было разминировано 534 км2 территории и 1640 км дорог.

Анализ инженерного обеспечения обороны и контрнаступления под Курском 1943 года позволяет, исходя из поставленной цели исследования, сделать следующие выводы. .

Первый. В битве под Курском совершенствовалась организационно-штатная структура инженерных войск. Сформированные в большом количестве инженерно-саперные бригады и вновь созданные штурмовые инженерно-саперные бригады сыграли большую роль в инженерном обеспечении боевых действий войск фронтов.

Второй. Новые формы инженерного оборудования оборонительных полос, примененные советскими войсками под Курском, наряду с другими факторами обеспечили успешное отражение массированных атак танков противника. Благодаря большому количеству траншей, ходов сообщения и убежищ наши части даже от самых сильных артиллерийско-минометных обстрелов и бомбежек противника несли незначительные потери и были способны в любых условиях маневрировать на поле боя и отражать вражеские атаки как физически, так и морально.

Третий. Большую роль сыграли в срыве атак танков противника заранее установленные саперами минно-взрывные заграждения как перед передним краем, так и в глубине обороны с плотностью свыше 1500 ПТМ и столько же ППМ на 1 км фронта.

Четвертый. Противотанковые и противопехотные минные поля хорошо прикрывались огнем противотанковой артиллерии и стрелкового оружия.

Пятый. Широкое применение в битве под Курском нашли ПОЗы, которые создавались в полках, дивизиях, армиях и фронтах. Они стали составной частью (элементом) боевых порядков частей и соединений, а также оперативного построения объединений. Было хорошо налажено их взаимодействие с артиллерийско-противотанковыми резервами.

Шестой. Обеспечивая наступление войск, инженерные части и соединения устраивали проходы в заграждениях противника, обеспечивали пропуск войск через них, прокладывали пути, строили мосты, маневрировали средствами инженерных заграждений, вели инженерную разведку и выполняли другие инженерные задачи.

Седьмой. Каждая общевойсковая армия, наступавшая на направлении главного удара, получала на усиление инженерную бригаду и один понтонный батальон, а стрелковая дивизия - один саперный батальон.

Восьмой. В период наступления в полосе трех армий ЦФ (48,13 и 70-й) на разграждениях было занято 20 % имевшихся во фронте инженерных частей, на дорожно-мостовых работах - 25 %, на обеспечении маневра заграждениями, строительстве командных пунктов - до 20 % и в инженерном резерве находилось до 10 % состава инженерных войск фронта.

Девятый. В целом инженерные войска как в обороне, так и в наступлении с поставленными перед ними задачами справились успешно, при этом они проявили доблесть и героизм при выполнении боевых заданий и обнаружили хорошую выучку, что признано и высоко оценено командованием.

Начало см. журнал «Военная Мысль». 2005. № 10.

Курская битва//Военная Энциклопедия. М: Воениздат, 1999. Т. 4. С. 358-360.

ЦАМО РФ. Ф. 69, оп. 24771, д. 99, л. 34.

Там же. Л. 107.

Там же.

ЦАМО РФ. Ф. 225, on. 21768, д. 6, л. 173.

Там же. Л. 181.

Там же. Ф. 69, оп. 24771, д. 99, л. 26.

ЦАМО РФ. Ф. 69, оп. 24771, д. 99, л. 27.

Там же.

Там же. Л. 34.

Там же. Л. 107.

Там же.Л. 28.

ЦАМО РФ. Ф. 69, оп. 24771, д. 99, л. 5.

ЦАМО РФ. Ф. 69, оп. 24771, д. 99, Л. 10.

Там же. Ф. 223, оп. 274944, д. 1, л. 42.

Там же. Л. 43.

ЦАМО РФ. Ф. 336, оп. 34580, д. 45, л. 64.

Там же. Л. 113.

ЦАМО РФ. Ф. 223, оп. 274944, д. 1, л. 41, 50.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации