Психологические аспекты поддержания правопорядка и воинской дисциплины среди военнослужащих, проходящих службу по контракту

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 8/2005, стр. 31-35

Психологические аспекты поддержания правопорядка и воинской дисциплины среди военнослужащих, проходящих службу по контракту

Заместитель командующего войсками Приволжско-Уральского военного

округа - начальник управления воспитательной работы ПУрВО

генерал-майор В.А. БАТМАЗОВ

БАТМАЗОВ Виктор Александрович родился 8 апреля 1955 года в поселке Шаумян Марниульского района Грузинской ССР. Окончил Свердловское высшее военно-политическое танково-артиллерийское училище (1976), Военно-политическую академию им. В.И. Ленина (1986), академию Генерального штаба (1999).

Службу проходил в Сибирском, Приволжском и Уральском (с 2001 года - Приволжско-Уральском) военных округах. Последовательно прошел должности заместителя командира по политической части роты, ракетного дивизиона и артиллерийского полка, заместителя командира соединения по воспитательной работе, начальника управления воспитательной работы военного округа. С 2002 года - заместитель командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа - начальник управления воспитательной работы ПУрВО.

В ВООРУЖЕННЫХ Силах Российской Федерации осуществляется планомерный перевод соединений и воинских частей постоянной готовности на комплектование военнослужащими, проходящими службу по контракту. При этом остро встает вопрос о поддержании правопорядка и воинской дисциплины среди данной категории личного состава армии и флота.

Отечественная военная психология занимается изучением дисциплины уже почти 200 лет. XIX столетие и первая четверть прошлого века отмечены интереснейшими публикациями, посвященными различным сторонам этой важнейшей проблемы. Среди них работы А. Кислова («Военная нравственность», 1838), А. Навроцкого («О воинской дисциплине и средствах к ее охранению и надлежащему развитию», 1874), В.Халтурина («Психологическое обоснование воинской дисциплины», 1896); глубокие мысли о дисциплине содержатся в трудах М. Драгомирова, Н. Буговского, Д. Парского, А. Верховского, А. Свечина, Б. Жерве, А. Дмитревского, М. Фрунзе, Л. Вызова, Ф. Огороднико-ва и др. Со временем психологические аспекты проблемы определились и нашли отражение в понятии психологические основы дисциплины.

К настоящему времени сложилось представление о психологических основах дисциплины как о специфическом комплексе личностных и межличностных структур и процессов психической регуляции, которые обеспечивают нормативное поведение военнослужащих. В него входят: индивидуально-личностная дисциплинированность (структура, развитие, условия функционирования, причины и формы дисциплинарных отклонений), социальная психология групповых (межличностных) дисциплинарных процессов и структур, управленческо-психо-логические механизмы дисциплины и т. п.

Повышение нормативности поведения военнослужащих, в том числе проходящих военную службу по контракту, и поддержание ее на требуемом уровне - это непрерывная совместная деятельность всего личного состава: и командиров, и подчиненных. В ней участвуют также коллективные - формальные и неформальные - структуры войсковой общественности. Последние, на наш взгляд, влияют на состояние дисциплины преимущественно отрицательно, поскольку имеют свою собственную нормативную систему, которая несовместима с уставной. Все военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, как личности и как члены определенных служебных и общественных структур (в том числе и тех, влияние которых на дисциплину негативно), их взаимоотношения и степень активности составляют в совокупности дисциплинарную систему подразделения (части).

Вопрос о психологическом обеспечении деятельности войск возник потому, что эта работа в значительной своей части представляет собой решение комплекса специальных психологических проблем, которые возникают в дисциплинарных системах на всех уровнях, а не только в низовых звеньях, как нередко считают. Иногда дело сводится к простой дисциплинарной неготовности военнослужащего-контрактника (незнание требований уставов, приказов и руководящих документов). Однако порой психологические проблемы порождаются явно выраженными антидисциплинарными установками того или иного военнослужащего, которые дезорганизуют воинскую деятельность, общение и быт.

Выделяются две группы дисциплинарно-психологических проблем.

Первая - несформированность (слабость, неустойчивость, неполнота, незавершенность) индивидуальных, групповых или организаторских механизмов нормативного поведения личного состава и управления им. Практика показывает, что у некоторых военнослужащих-контрактников отсутствует требуемая дисциплинарная мотивация и (или) они не умеют вести себя организованно, в согласии с уставными правилами, законами, воинскими традициями, а органы военного управления не имеют достаточной энергии и умения, чтобы последовательно и уверенно упорядочивать деятельность своих подчиненных. Эта группа дисциплинарно-психологических проблем делится на три составляющих: мотивационные проблемы дисциплины, проблемы нормативной или организаторской некомпетентности и проблемы психической дезорганизации, как личностной, так и групповой, в том числе управленческой (дисциплинарная паника).

Вторая группа дисциплинарно-психологических проблем - наличие явных или скрытых альтернативных, теневых дисциплинарных систем, как индивидуальных, так и групповых, со своими порядками и правилами, которые не совместимы с требованиями уставов, законов и даже с общечеловеческой моралью. Для воинских формирований, укомплектованных военнослужащими по призыву, характерны различные формы неуставных взаимоотношений («дедовщина», «землячество»), которые с переходом соединений и частей на контрактный способ комплектования вряд ли исчезнут окончательно. Свои особые порядки могут насаждать в подразделениях и отдельные военнослужащие, что входит в основу их поведенческой стратегии, связанной с укреплением лидирующего положения в системе отношений, своей неформальной власти.

К сожалению, сегодня общесоциальным источником психологических проблем в области воинской дисциплины является сформировавшееся в обществе неуважение к закону, праву, власти, неприятие мер, направленных на поддержание общественного порядка. Такое негативное социально-правовое сознание обусловливает неготовность людей идти на известные ограничения своей свободы и потребностей ради достижения общей организованности и безопасности. Повседневные наблюдения и специальные исследования показывают, что у военнослужащих-контрактников в полном объеме может проявляться одна из закономерностей, согласно которой недисциплинированность чаще приписывается другим, но не относится к себе (т. е. недисциплинированный воин не считает себя таковым).

Неблагоприятные тенденции усиливаются неблагополучным социально-психологическим фоном, который создается социальными отклонениями в обществе: пьянством, наркоманией, преступностью, злоупотреблением властью и т. п. В результате в Вооруженные Силы РФ поступают для прохождения службы по контракту граждане, которые имеют определенный подобный жизненный опыт и стойкие отрицательные мотивационные установки.

К числу причин, порождающих дисциплинарно-психологические проблемы, следует отнести и условия, факторы, события, а также решения и действия старших начальников, которые не позволяют воину реализовать свою нормативную мотивацию. Если дисциплинированность не поощряется, если она контрастирует с поведением других военнослужащих, если для того, чтобы соблюсти какое-то обычное правило, требуются чуть ли не героические усилия, то внутренние запасы дисциплинированности быстро истощаются.

Таким образом, по нашему мнению, следует различать две категории факторов, обусловливающих появление дисциплинарно-психологических проблем:

общенациональные (общеармейские), которые проявляются в условиях конкретного подразделения;

локальные (специфические), порождаемые индивидуальными особенностями военнослужащих, взаимоотношениями непосредственно в их среде.

Психологические проблемы в отличие от остальных разрешаются путем изменения самого человека и тех отношений, какими он связан с другими людьми. Найти правильное дисциплинарно-психологическое решение - значит определить способ изменения убеждений, ценностных ориентации, самооценки и оценок других, межличностных привязанностей воина-контрактника, его навыков и привычек поведения, чтобы они не противоречили уставным нормам и законам военной службы. В ряде случаев дисциплинарные проблемы могут быть смягчены и даже сняты грамотным изменением условий службы и быта, а также такими мероприятиями, которые оптимизируют нагрузку на сформированные механизмы нормативного поведения личного состава.

История вооруженных сил разных стран и повседневная практика показывают, что многие крупномасштабные мероприятия по укреплению воинской дисциплины оказывались неэффективными или обрекались на провал только из-за того, что их организаторы не учитывали основополагающие положения законов психологии, игнорируя при этом саму природу человека.

Сегодня в войсках Приволжско-Уральского военного округа психологическое обеспечение как основополагающий фактор укрепления правопорядка и воинской дисциплины является главной составляющей процесса обучения и воспитания всех категорий военнослужащих. Помимо командиров, офицеров воспитательных структур решением данной проблемы достаточно квалифицированно и эффективно занимаются около 200 организаторов психологической работы батальонного, полкового, бригадного и дивизионного звена. К задачам психологического обеспечения военнослужащих, проходящих службу по контракту в соединениях и воинских частях округа, можно отнести следующие.

Первая. Непрерывное отслеживание и оценка динамики состояния дисциплинированности военнослужащих в каждом подразделении с учетом решаемых задач, условий службы и т. д. Это позволяет контролировать развитие основных тенденций, своевременно прогнозировать благоприятные или нежелательные перемены в воинских коллективах и, в конечном счете, достигать конкретных позитивных результатов в практической деятельности. Данная работа включает в себя не столько учет поведенческих параметров состояния дисциплины (пресловутая дисциплинарная статистика), сколько тестирование мотивационных и характерологических компонентов дисциплинированности, уровня нормативной компетентности личного состава, а также сформированности коллективно-групповых механизмов дисциплины.

Вторая. Диагностика стартового уровня дисциплины контрактников, оценка индивидуального стиля и опыта нормативного поведения, полученного в период прохождения срочной службы, прогнозирование поведенческих мотиваций, определение необходимости, содержания и методики ранних психокоррекционных мероприятий. Как видно, это - специальная задача, конкретизирующая и обогащающая процесс изучения военнослужащих. Ее решение позволяет целенаправленно организовывать процесс дисциплинирования и исключить многочисленные ошибки работы вслепую, которые ведут к необратимым последствиям в воспитании и развитии личности.

Третья. Психологическая экспертиза планируемых и оценка эффективности реализуемых мероприятий по укреплению дисциплины, анализ повседневной дисциплинарной деятельности командного состава, накопленного опыта психологической подготовки, а также дисциплинарных систем подразделений и части в целом. Особое внимание военные психологи соединений, воинских частей и подразделений округа уделяют тому, насколько грамотно ведется эта работа, какие психологические проблемы находят в ней свое решение, а какие остаются незатронутыми и, возможно, даже обостряются или порождаются некомпетентными действиями.

Четвертая. Систематическая индивидуальная и групповая (в составе штатных подразделений) психокоррекция - специальная работа военного психолога с военнослужащими, склонными к игнорированию норм воинского поведения, и подразделениями, где имеются трудности в поддержании уставного порядка.

Пятая. Психологическая экспертиза грубых дисциплинарных проступков, происшествий и несчастных случаев в целях выявления причин, условий, а также оценки психологических последствий этих событий. В ряде случаев нужна также разработка мероприятий по ликвидации их негативного влияния на состояние дисциплины как отдельных военнослужащих, так и коллективов.

Шестая. Индивидуальная психологическая помощь военнослужащим, находящимся в состоянии стресса по причине совершенных ими дисциплинарных проступков, а также из-за различных конфликтов, неблагоприятного морального климата в подразделении и других обстоятельств, которые могут привести к серьезным беспорядкам, расстройству нормативной регуляции поведения отдельных воинов и коллективов.

Седьмая. Изучение и оптимизация условий жизни и деятельности личного состава путем приведения их в соответствие с законами психологии для обеспечения условий нормативного поведения военнослужащих.

Восьмая. Повышение дисциплинарно-психологической компетентности командного состава с помощью методов индивидуального управленческого консультирования, дисциплинарно-психологического тренинга, деловых игр и др.

Девятая. Разработка долгосрочных (перспективных) программ и планов, нацеленных на решение хронических дисциплинарных проблем, справиться с которыми в режиме текущей работы, как правило, невозможно.

Десятая. Проведение исследовательской работы в области психологии, направленной на поиск путей совершенствования дисциплинарных систем в целом и конкретных методов, позволяющих решать отдельные наиболее актуальные проблемы поддержания правопорядка среди военнослужащих-контрактников.

Психологическое обеспечение воинского порядка в соединениях и воинских частях Приволжско-Уральского военного округа в различных звеньях военного управления осуществляется избирательно. В зависимости от инстанции можно выделить три уровня в содержании дисциплинарно-психологического обеспечения: низовой, на котором работа по укреплению воинской дисциплины носит преимущественно индивидуальный и микрогрупповой характер; промежуточный, где работа с определенными категориями военнослужащих требует вмешательства специалилстов-психологов; высший, характеризующийся большим объемом аналитической, планирующей и организационно-методической работы, обобщением опыта, накопленного в войсках, подготовкой крупномасштабных мероприятий.

Таким образом, психологическое обеспечение процесса поддержания и укрепления дисциплины среди военнослужащих, проходящих службу по контракту, - это важная и сравнительно новая область профессиональной деятельности командного состава и других должностных лиц соединений, воинских частей и подразделений. Данная работа требует специфической мотивации и высокой подготовленности. Она должна осуществляться непрерывно, целенаправленно, при постоянном взаимодействии органов управления войсками. Ее реальная значимость зависит от умения руководителя проникать в тонкие личностные и межличностные механизмы дисциплины, от способности улавливать едва заметные, только назревающие проблемы задолго до того, как они станут очевидными, от изобретательности в поиске способов решения разнообразных задач, настойчивости и убедительности в своих предложениях и рекомендациях вышестоящему начальнику.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации