О проблеме экономического обоснования облика ВС РФ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/2005, стр. 33-37

О проблеме экономического обоснования облика ВС РФ

Ведущий научный сотрудник ЦВСИ ГШ ВС РФ

полковник В.М. МАЛЕЕВ

СОВРЕМЕННЫЙ этап строительства Вооруженных Сил Российской Федерации характеризуется, с одной стороны, незавершенностью количественных и качественных преобразований и необходимостью продолжения начатых реформ, с другой стороны - ограниченностью экономических ресурсов государства. Ограниченность ресурсов, необходимых для строительства ВС, в той или иной мере была проблемой для всех государств в разные времена, но по ряду причин для Российской Федерации эта проблема в настоящее время приобрела наиболее острый характер. Наряду с необходимостью обеспечения национальной обороны перед нашим государством стоит множество других проблем политического, экономического, социального и иного характера, требующих немедленного решения. Ограниченные бюджетные возможности и широкий спектр требующих немедленного решения государственных задач привели к тому, что на протяжении последнего десятилетия потребности Министерства обороны РФ, определенные в бюджетных заявках, полностью не удовлетворялись.

Данная ситуация вынуждает, на наш взгляд, изменить подход к строительству ВС, основанный на принципе «от задач Вооруженных Сил - к определению требуемых для их решения ресурсов». Этот подход необходимо заменить на такой, при котором во главу угла ставятся экономические возможности государства по обеспечению обороны. Такой подход повышает требования к эффективности использования выделяемых государством на эти цели ресурсов. Реализация таких требований основывается на разработке планов и программ строительства ВС, сбалансированных по срокам, потребным ресурсам и экономическим возможностям. Первым шагом на пути обеспечения в устанавливаемые сроки потребных ресурсов и возможностей для достижения необходимого уровня развития ВС является прежде всего, на наш взгляд, экономическое обоснование принимаемых решений. Для того чтобы экономическое обоснование было достоверным, оно должно проводиться с использованием специального «инструмента», к которому, как полагают эксперты, относится научно-методический аппарат экономического обоснования облика ВС.

Задача экономического обоснования разрабатываемых в области строительства вооруженных сил планов не нова, поэтому для ее решения всегда создавался и использовался специальный инструмент, отвечающий требованиям своего времени. Так, во многих органах военного управления и научных организациях МО РФ разработано большое количество своих уникальных методик по оценке затрат на различные мероприятия строительства и содержания ВС РФ.

Однако возможности имеющейся методологической базы по проведению всего комплекса экономических обоснований строительства ВС в целом, на наш взгляд, явно недостаточны, так как не учитывают изменений экономических отношений, которые произошли в стране в конце XX века с началом экономических преобразований (в механизме ценообразования на товары и услуги военного назначения, в структуре цен, в системе материально-технического обеспечения войск, в характере взаимоотношений генеральных заказчиков вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) и исполнителей из оборонно-промышленного комплекса и т.п.). Разрабатываемые в научно-исследовательских организациях (НИО) МО методики имеют специфическую направленность, определяемую функционалом организации, и в лучшем случае утверждаются для внутреннего использования на уровне вида ВС, рода войск (сил) или органа военного управления ВС РФ.

Анализ методологической базы экономического обоснования строительства ВС показывает, что она не в полной мере отвечает требованиям и особенностям предметной области экономического обоснования облика ВС РФ в существующих в настоящее время условиях. Это несоответствие определяется, на наш взгляд, следующими факторами: отсутствием полноты системного охвата предметной области; фрагментарностью и низкой чувствительностью методик; множеством и несогласованностью используемых показателей и критериев в различных исследованиях, что обусловливает несопоставимость и разночтение результатов; разнообразием математических методов количественной оценки, что делает трудно сравнимыми получаемые результаты; отсутствием единого подхода к распределению затрат между мероприятиями.

Таким образом, в сложившейся ситуации планирования строительства ВС РФ имеется, на наш взгляд, противоречие между потребностями практики в повышении эффективности использования выделяемых средств на строительство ВС и возможностями науки по экономическому обоснованию планируемых мероприятий. Для устранения этого противоречия и решения проблемы экономического обоснования облика ВС необходимо разработать научно-методический аппарат экономического обоснования облика ВС, соответствующий требованиям настоящего времени.

Анализ рассматриваемой проблемы позволил сформулировать следующие основные требования к экономическому обоснованию облика ВС РФ на современном этапе военного строительства: максимальный охват всех процессов функционирования ВС (строительство, содержание и применение); выявление и учет экономических взаимосвязей между элементами облика ВС; обязательный учет показателей элементов облика ВС, изменение которых влечет изменение потребности в ресурсах; использование единообразных и сопоставимых экономических показателей; базовая унифицированность методов и методик экономических расчетов; относительная простота используемых экономико-математических моделей и небольшая трудоемкость вычислений; возможность автоматизации наиболее трудоемких и сложных процессов экономического обоснования.

Сформулированные выше требования выступают в качестве необходимых условий (со стороны экономического обоснования) для перехода к программно-целевому методу планирования строительства ВС РФ, обеспечивающему соответствие программ развития ВС экономическим возможностям государства, целям стратегического планирования и организационного строительства ВС. Для реализации данного метода необходима, на наш взгляд, разработка соответствующей методологии, представляющей собой определенную совокупность принципов, научно-методического аппарата и позволяющей в логической последовательности, на объективной научной основе, учитывая все факторы, влияющие на развитие ВС, осуществлять прогноз и планирование их экономического обеспечения на долгосрочную и среднесрочную перспективу.

Современный уровень развития методологии системного анализа и результаты отечественного и зарубежного опыта ее применения в практике военного строительства позволяют определить совокупность методологических положений программно-целевого планирования строительства ВС. На их основе можно сформулировать следующие принципы, на которых должно, на наш взгляд, базироваться решение проблемы экономического обоснования облика ВС РФ:

Вооруженные Силы рассматриваются как система, имеющая общее целевое предназначение (принцип системности);

цели экономического обоснования как облика ВС в целом, так и каждой его отдельной подсистемы определяются исходя из целей развития системы более высокого уровня (принцип иерархии целей);

экономическое обоснование облика ВС осуществляется с учетом экономических возможностей государства (принцип учета внешней среды);

утвержденные типовые универсальные элементы научно-методического аппарата обеспечивают однозначное содержание и понимание результатов экономического обоснования (принцип однозначности);

поиск наилучшего варианта экономического обеспечения осуществляется в процессе многократного экономического обоснования различных вариантов разрабатываемых решений (принцип итерации);

целесообразность распределения ограниченных ассигнований на развитие различных компонентов ВС определяется исходя из вклада этих компонентов в достижение целей вышестоящего уровня (принцип эффективности использования ресурсов);

экономическое обоснование облика ВС является непрерывным процессом (принцип скользящего планирования).

Научно-методический аппарат в соответствии с определением содержит, как известно, средства описания, объяснения и предсказания. Необходимый состав научно-методического аппарата экономического обоснования облика ВС определяется исходя из сформулированных принципов экономического обоснования и предъявляемых к нему требований, а также последовательности экономического обоснования (рис.).

На первом и втором этапах экономического обоснования облика ВС осуществляется общее описание мероприятий строительства ВС, следовательно, результаты данных этапов являются средствами описания. Кроме этого, к средствам описания относят понятийный аппарат, используемый на всех этапах, и постановку задачи экономического обоснования облика ВС, без которой невозможно определить цель и требуемые результаты, а следовательно, и состав средств, необходимых для объяснения и предсказания облика ВС.

О проблеме экономического обоснования облика ВС РФ

На третьем этапе происходит подготовка к расчетам, т.е. формируется инструмент получения средств объяснения и предсказания. На четвертом этапе решают расчетные задачи по оценке показателей, результаты которых в дальнейшем используются для объяснения. Из содержания пятого этапа в состав научно-методического аппарата в качестве методической составляющей вычленяют рекомендации для формулирования выводов и разработки предложений.

Из рассмотренной последовательности и содержания этапов экономического обоснования облика ВС видно, что результаты каждого предыдущего этапа являются исходными данными для выполнения последующих этапов и без их получения невозможно достичь конечной цели экономического обоснования. Такая совокупность инструментов при их комплексном использовании позволяет получить все данные, необходимые для экономического обоснования принимаемого решения. Исключение какого-либо элемента из этой совокупности может привести к снижению обоснованности разрабатываемых планов и программ строительства ВС РФ.

Данный вывод позволяет, на наш взгляд, определить необходимый и достаточный состав научно-методического аппарата для проведения экономического обоснования облика ВС РФ: понятийный аппарат экономического обоснования облика ВС; постановку задачи экономического обоснования облика ВС; цели, критерии и показатели декомпозиции, оценки и выбора мероприятий формирования облика ВС; дерево взаимосвязей мероприятий формирования облика ВС; классификацию затрат на мероприятия формирования облика ВС; расчетные задачи, комплексные модели и методики оценки затрат на мероприятия формирования облика ВС и оптимизации этих мероприятий; значения показателей, используемых в расчетных задачах, моделях и методиках; рекомендации по формулированию выводов и разработке предложений по формированию плана действий.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, разработав указанные элементы научно-методического аппарата в соответствии со сформулированными принципами и требованиями и приняв их за основу для использования всеми органами военного управления, проводящими экономическое обоснование разрабатываемых мероприятий строительства ВС, можно повысить обоснованность принимаемых решений и эффективность использования выделяемых ресурсов. Учитывая специфику экономических отношений в государстве, определенную организационной структурой ВС РФ, для качественного выполнения этой работы необходимо, на наш взгляд, объединить усилия специалистов в области военно-экономического анализа, представляющих все виды ВС и рода войск (сил), войск, не входящих в виды ВС, Тыл ВС, а также заинтересованных органов военного управления. Руководство данной работой могла бы выполнять, по нашему мнению, организация, круг функциональных обязанностей которой не ограничивается конкретными структурными элементами ВС РФ или сферой их деятельности. Безусловно, в рамках только одной статьи нельзя ответить на все вопросы, относящиеся к решению проблемы экономического обоснования облика ВС РФ, поэтому хочется надеяться, что изложенные соображения послужат основой дальнейшего изучения и решения этой важной проблемы.

Под научно-методическим аппаратом экономического обоснования облика ВС понимается арсенал средств описания, объяснения и прогнозирования явлений (процессов) в области экономического обеспечения строительства ВС, объединяющий как средства теоретического исследования, базирующиеся на использовании методов тех или иных имеющихся или складывающихся теорий, так и средства экспериментального исследования.

Предметной областью экономического обоснования облика ВС являются специфические экономические отношения, возникающие при формировании, распределении и использовании фондов денежных средств, необходимых для реализации мероприятий по переводу облика ВС из существующего состояния в требуемое.

Основы теории и методологии планирования строительства Вооруженных Сил Российской Федерации: Военно-теоретический труд// Под ред. А.В. Квашнина. М.: Воениздат, 2002.

Целью экономического обоснования облика ВС является приведение облика ВС, обоснованного исходя из военно-стратегической необходимости, в соответствие с военно-экономическими возможностями государства и отыскание наиболее эффективных путей использования материальных и финансовых ресурсов.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации