О необходимости внедрения информационных технологий в практику контроля автомобильного транспорта

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/2005, стр. 73-76

О необходимости внедрения информационных технологий в практику контроля автомобильного транспорта

Полковник в отставке Ю.Н. ГОЛУБЕВ,

кандидат технических наук, вице-президент отделения Академии проблем качества

НЕТ смысла убеждать читателей журнала в том, что без внедрения новых и новейших информационных технологий в практику военного дела не могут эффективно решаться ключевые проблемы национальной безопасности и социально-экономического развития России. Однако анализ реальной ситуации, к примеру, в «автомобильном королевстве» свидетельствует о существенном разрыве между вызовами времени (например, беспрецедентной активизацией терроризма) и практикой информатизации.

За примерами далеко ходить не надо. Достаточно припомнить, насколько результативны были различные оперативные планы ВАИ и МВД России типа «Перехват», «Вулкан-5» и пр., вводимые по горячим следам после совершенных преступлений, хищений автотранспорта, терактов. Никакие количественные усиления контроля (расширение штатов, переход на казарменное положение и т. п.) не приносят должного эффекта.

В этой связи представляет интерес путь решения этой проблемы, предложенный и оформленный в виде заявки на изобретение сотрудниками МНИИ «Интеграл» (одной из базовых организаций Московского отделения «Качество информационных технологий в системах управления» Академии проблем качества) В.И. Роговым и А.И. Кабышем. Если кратко изложить суть данного изобретения, то она состоит в том, что каждое транспортное средство (ТС) предлагается оснастить специальным электронным устройством (условно назовем его «ответчиком»), а над полосами движения в пунктах контроля поставить «запросчики», которые работают в режиме приемопередатчиков: посылают запрашивающие сигналы проезжающему по соответствующей полосе движения транспорту и принимают ответные сигналы.

Но главная особенность данного подхода заключается в том, что каждому ТС присваивается уникальный идентификационный номер. Все знакомы с жестяными табличками, которые установлены на любом ТС и на которые графическим способом нанесен государственный регистрационный номер. Принципиальное отличие предлагаемого номера состоит в том, что в этом случае уникальный идентификационный номер ТС записывается в оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) «ответчика». Кроме этого, в ОЗУ «ответчика» хранятся значения моментов времени прохождения транспортного средства через посты контроля. Это делается для повышения устойчивости системы к попыткам несанкционированного доступа и позволяет использовать эффективные методы обработки информации. Более подробно на этом остановимся ниже.

В ответ на запрашивающий сигнал «запросчика» «ответчик» посылает свой идентификационный номер и несколько значений времени прохождения предыдущих постов контроля. Принятый сигнал анализируется в базе данных сервера «запросчика» на предмет совпадения моментов времени прохождения постов. В случае положительного результата на «ответчик» посылается сигнал о разрешении дальнейшего движения. Новое время момента прохождения поста записывается в ОЗУ транспортного средства и одновременно заносится в базу данных. На каждое транспортное средство в базе данных ведется «досье», куда записываются все моменты времени прохождения постов контроля и координаты принявшего информацию «запросчика».

Известно, что главным условием жизнеспособности любой информационной системы является ее надежность в плане предупреждения несанкционированного доступа и достоверности получаемой информации. Примененная оригинальная схема оформлена в качестве заявки на изобретение. Такая схема призвана исключить попытки отсканировать или перехватить сигналы «запросчиков» и «ответчиков», так как любой запрос к транспортному средству должен быть одновременно отражен и в ОЗУ «ответчика», и в центральной базе данных. Заметим, что резервы системы в плане наращивания защиты этим далеко не исчерпываются.

«Ответчик» транспортного средства является энергозависимым и в силу этого защищен специальной схемой от попыток его съема. Как только делается такая попытка, происходит прожиг ОЗУ «ответчика», что исключает возможность перестановки его на другое транспортное средство.

При отрицательном результате речевой информатор, сопряженный с «ответчиком» ТС, информирует водителя о причинах отрицательного результата. Такими причинами могут быть как административные нарушения (неоплаченный штраф, истечение срока техосмотра, страховки и пр.), так и причины иного порядка (в том числе и криминальные).

Естественно, аналогичная информация отображается и на посту контроля. Более того, можно предусмотреть возможность автоматического включения иммобилайзера или подсказки сотрудникам ДПС сценария дальнейших действий в отношении ТС. Отсутствие ответного сигнала от транспортного средства должно уже само по себе запрещать его дальнейшее движение.

Такая система позволит не ограничивать значительно скорость движения и позволит увеличить в конечном счете пропускную способность дорог за счет использования всех полос, так как не требует сужения проезжей части до одной-двух полос в районе поста, как это делается в настоящее время.

Кроме оригинальной системы защиты информации и «запросчики» и «ответчики» уже давно известны и широко используются во многих областях (в авиации, например). Но принципиальное отличие описываемой системы заключается в использовании информационных и телекоммуникационных технологий, а именно - все «запросчики» связаны единой коммуникационной сетью. В свою очередь эта сеть базируется на распределенной базе данных. Вся информация о факте и времени прохождения поста транспортным средством записывается в базу данных. На основе этих данных происходит проверка «на лояльность». Таким образом, контроль транспортных средств из эпизодического становится постоянным. Возникает возможность контролировать въезд-выезд из городов без специальной остановки транспорта для проверки документов, а унифицированный идентификационный номер поможет систематизировать учет и контроль транспортных средств по базам данных разных ведомств, в которых по запросу можно получить различную информацию о ТС и его владельце.

Во избежание перегрузки центральной базы данных потоком запросов предусмотрено создание/распределенной системы вспомогательных серверов. Каждый сервер обслуживает несколько автоматизированных постов ГИБДД, расположенных, к примеру, в одном районе. Как только транспортное средство в процессе движения попадает в зону ответственности сервера, информация о ТС скачивается из центральной базы данных. Сервер «ведет» транспортное средство до тех пор, пока оно не покинет его зону ответственности. Затем он передает информацию соседнему серверу. И далее по цепочке. Информация на серверах и в центральной базе данных периодически актуализируется. Привязка информации к уникальному идентификационному номеру облегчает эту задачу.

Самое главное, что даст внедрение системы, - это то, что контроль автотранспорта выйдет на новый качественный уровень. Он станет системным и постоянным, а главное, задокументированным. Исчезнут субъективность и зависимость от человеческого фактора, которые присутствуют на дорогах сегодня.

Возьмем, например, оплату штрафов. Благое дело взимания штрафов с оплатой через сберкассу натолкнулось на проблему добросовестности водителей. Не секрет, что процент оплачиваемых штрафов по квитанциям не достигает и 30%. А как это проконтролировать в современных условиях? Возврат же к системе взимания штрафов на месте создаст предпосылки к увеличению мздоимства на дорогах. В конечном счете в проигрыше окажется само общество: и материально по недобору средств, и морально. Но если контроль за транспортным средством и его владельцем станет постоянным, т. е. реализуется возможность завести на каждого автовладельца лицевой счет с определенной суммой, тогда нарушитель не уйдет от ответственности: с его счета по идентификационному номеру транспортного средства будет списана сумма штрафа. Общеизвестно, что неотвратимость наказания больше влияет на дисциплину на дорогах, чем его суровость. То же самое касается таких вещей, как просроченность техосмотра и автострахования. Можно также заметить, что автоматически разрешается проблема взимания платы на платных дорогах, въезда на контролируемые территории.

Можно будет полностью взять под контроль въезд в города и выезд из них, движение ТС по федеральным и региональным трассам. Автомобиль, объявленный в розыск, окажется «вне закона». Появляется возможность проследить передвижение автотранспорта из «проблемных» регионов, что в современных условиях объявленной войны с терроризмом является весьма актуальной задачей. То же самое касается передвижения грузов. Может быть автоматизирована работа с маршрутными и путевыми листами, что несет выгоду как для отправителей, так и для получателей грузов.

Возникает также возможность противодействовать угонам транспорта. Имеется в виду не только контроль на дорогах, но и постановка транспортного средства на охрану, например, таким образом: по определенному коду в базе данных автовладельцем делается отметка, что транспортное средство не должно быть в движении. Если же обнаруживается обратное, то налицо несанкционированное завладение транспортным средством со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Внедрение системы поднимет борьбу с криминалом на новый качественный уровень. Во-первых, оно сделает различные планы, которые вводятся по горячим следам («Перехват», «Вулкан-5» и т. д.), действительно эффективными. Во-вторых, позволит даже по прошествии некоторого времени восстановить картину преступления, связанного с автотранспортом. Причем немаловажным фактором изобличения преступников будет документальное подтверждение.

В перспективе по мере развития системы, совершенствования компьютерных технологий возникнет возможность контролировать безопасность движения (превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора и пр.) и документально подтверждать факт нарушения. Если количество перекрестков, оборудованных системой, станет подавляющим, то появится возможность управлять дорожным движением, распределять транспортные потоки наиболее эффективным образом, что приведет к уменьшению пробок на дорогах, экономии материальных ресурсов и улучшению экологии.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации