О концепции создания Мобильных сил

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ №11.2005 г. (стр.51-60)

О концепции создания Мобильных сил

Начальник Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ

генерал-полковник В. И. ПОПОВ,

кандидат военных наук

ПОПОВ Владимир Иванович родился 24 декабря 1949 года. После окончания Челябинского высшего танкового командного училища в 1971 году проходил службу в Группе советских войск в Германии. После окончания Военной академии бронетанковых войск (1978) служил в Дальневосточном военном округе в должностях от командира батальона до командира дивизии.

В 1991 году после окончания Военной академии Генерального штаба назначен первым заместителем командующего танковой армией Западной группы войск. С 1992 по 1994 год - командующий танковой армией. С 1994 по 2001 год - первый заместитель командующего Приволжским военным округом, затем - заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками.

С 2 сентября 2002 года по настоящее время - начальник Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ.

ТЕРМИН «мобильные силы» стал использоваться в 60-70-е годы прошлого века в связи с широким оснащением армий вертолетами. Во время войны во Вьетнаме зародилась новая форма вооруженной борьбы - аэромобильные операции. Что же касается повышения наземной мобильности общевойсковых соединений, то большой импульс этому был дан в 70-80-х годах с оснащением их новыми высокоманевренными боевыми средствами - боевыми машинами пехоты. Под влиянием этого и ряда других факторов в зарубежных армиях стала разрабатываться и практически реализовываться концепция повышения мобильности войск (по западной терминологии - «сил быстрого развертывания»). Так, уже в начале 80-х годов в США было создано специальное командование сил быстрого развертывания, куда вошли воздушно-десантные (воздушно-штурмовые), механизированные и авиационные соединения, а также соединения военно-морских сил.

В 1984 году аналогичные силы быстрого развертывания (но значительно меньшие по составу) появились во Франции, в 1986-м - в Италии, а позже в Великобритании и других странах НАТО.

Задача создания Мобильных сил (МС) в армии России была поставлена Президентом РФ в 1993 году. Он исходил из того, что государство ныне не в состоянии создавать сильные группировки войск вдоль всей границы, отсюда возникает потребность «иметь Мобильные силы, которые были бы способны в случае необходимости в кратчайшие сроки перебрасываться в любые регионы страны». Речь шла о формировании мощного, высокоманевренного стратегического компонента в составе ВС РФ, способного в случае крупномасштабной агрессии противника восполнить острый недостаток сил и средств при создании оборонительных группировок. В соответствии с указаниями Президента России Генеральным штабом ВС РФ в 1993-1994 годах была разработана концепция создания Мобильных сил как принципиально нового оперативно-стратегического формирования многоцелевого назначения и широкого диапазона действия, способного совершать упреждающий по отношению к противнику воздушно-наземный (воздушно-морской) маневр в любой, даже самый удаленный регион страны.

По объективным причинам, а именно из-за недостаточного финансирования, эта концепция не была реализована. Получилось так, что в настоящее время по созданию Мобильных сил (мобильного компонента) наши Вооруженные Силы существенно отстают от армий развитых государств мира. Так, в Великобритании этот компонент составляет 18 % от численности вооруженных сил, в США - около 15 %, в ФРГ - 12 %, у нас же - всего 2,5 %. На Западе этот процесс продолжается, уже в ближайшей перспективе планируется сформировать европейский объединенный корпус быстрого реагирования численностью 50-60 тыс. человек с достаточными военно-воздушными и военно-морскими компонентами.

Поскольку у нас, судя по печати, в последнее время дискутируется вопрос о том, какие Мобильные силы нам надо иметь, то хотелось бы высказать по этой проблеме свое мнение. О том, что такие силы Российской армии крайне необходимы, свидетельствует следующее обстоятельство: сейчас остаются практически неприкрытыми 22 тыс. км сухопутной части нашей государственной границы. На страницах журнала «Военная Мысль» отмечалось (и, полагаю, с этим можно согласиться), что создаваемые Мобильные силы должны интегрировать в себе боевые качества соединений и частей родов войск и видов ВС - воздушную маневренность и аэромобильность ВДВ, ударную и огневую мощь мотострелковых и танковых войск, огневой потенциал ракетно-артиллерийских и авиационных соединений, а при действии на приморских направлениях - боевые качества морской пехоты, а также огневую мощь корабельных группировок.

Однако надо избежать той ошибки, которая была допущена изначально в начале 90-х годов, когда Генеральным штабом ВС РФ в состав МС планировалось включить практически все пять дивизий и все бригады ВДВ, всю авиацию и большую часть наличных общевойсковых дивизий. Это, кстати, одна из причин того, что подобная гигантская программа оказалась нереализованной. Вряд ли можно согласиться и с мнением генерал-полковника В.В. Жеребцова, высказанным в его статье в журнале «Военная Мысль» о том, что «в ближайшей перспективе представляется, на наш взгляд, возможным и целесообразным создание трех общевойсковых армий СБ».

Учитывая экономическую ситуацию в стране, можно было бы в ближайшей перспективе (10 лет) содержать у нас ограниченный состав Мобильных сил. Целесообразно в ВС РФ иметь в мирное время автономный орган управления - командование и штаб Мобильных сил, подчиненный непосредственно Генеральному штабу ВС РФ. В состав наземного компонента МС следует включить мобильный эшелон (одну-две воздушно-десантные дивизии и одну-три десантно-штурмовые бригады) и эшелон регионального базирования - общевойсковые дивизии и бригады, отдельные бригады и полки родов войск, в том числе ракетных войск и артиллерии, ПВО, армейской авиации, а также формирования и части боевого и оперативного, а также технического и тылового обеспечения.

Соединения мобильного эшелона должны постоянно находиться в непосредственном подчинении командования и штаба Мобильных сил, в готовности к переброске по воздуху (морю) или комбинированным способом в район оперативного предназначения и в любой регион страны с нестабильной обстановкой, угрожающей безопасности государства.

Соединения и части эшелона регионального базирования в мирное время должны находиться в непосредственном подчинении регионального командования (командующего войсками военного округа), их переподчинение командованию Мобильных сил осуществляется по распоряжению Генерального штаба ВС РФ.

Учитывая малочисленность реальных войск наземного компонента МС на каждом стратегическом направлении и обширность территории РФ> можно ожидать, что потребуется частая переброска общевойсковых соединений на значительное расстояние. Поэтому возникает потребность в создании баз хранения вооружения и военной техники (ВВТ) Мобильных сил в соответствии со схемой их двойного базирования в европейской и дальневосточной зонах страны. Такой порядок обеспечит ускоренную подготовку войск (сил) к выполнению боевых задач на удаленных стратегических направлениях.

Что касается воздушного компонента МС, то в его интересах всякий раз придется задействовать всю военно-транспортную авиацию, а также и дальнюю авиацию (за исключением дежурных сил и средств СЯС). Выделение фронтовой авиации будет затруднительным. Скорее всего, потребуется привлечь авиацию двух-трех региональных командований. Наиболее сложной задачей является удовлетворение потребностей в армейской авиации.

В состав морского компонента МС следует включить части морской пехоты.

Создаваемые МС могут в критических ситуациях усиливать войска прикрытия государственной границы, действовать в составе оперативных и стратегических резервов при решении внезапно возникающих задач в крупномасштабной войне и вооруженных конфликтах.

Сложность определения рациональной оргштатной структуры (ОШС) мобильных соединений состоит в том, что условия стратегических направлений (театров военных действий), на которых возможно их оперативное применение, весьма различны как по физико-географическим особенностям, так и по составу и боеспособности противостоящих группировок эвентуального противника. С учетом этого представляется необходимым в основу оргштатной структуры Мобильных сил положить принцип разновариантности их оперативно-боевого предназначения и соответственно - ОШС соединений.

Альтернативой этому принципу является создание единых МС, имеющих унифицированные (однотипные) по своему составу и боевым возможностям формирования постоянной боевой готовности, способные действовать как на западном стратегическом направлении и в Заполярье, так и в горно-пустынной и горно-таежной местности на Юге и Востоке. Но боевая практика отвергает такой под-

ход. Например, унифицированные мотострелковые дивизии с их тяжелой боевой техникой, предназначавшиеся для действий на Западе, оказались непригодными для использования в горно-пустынной местности во время войны в Афганистане, их пришлось поспешно реорганизовывать, переоснащать облегченной боевой техникой и оружием.

Сущность принципа разновариантности ОШС состоит в том, что необходимо заблаговременно предусмотреть, где конкретно, на каких операционных направлениях, против какого противника должно действовать данное соединение, чтобы боевые, ударные, огневые, маневренные возможности в наибольшей степени соответствовали его оперативно-боевому предназначению.

С учетом этого представляется целесообразным формировать соединения постоянной боевой готовности, входящие в состав МС, трех типов: легкие, средние и тяжелые. Такой разновариантный состав МС необходим в силу причин, главными из которых являются следующие: трудная предсказуемость возможных условий возникновения военных действий на различных стратегических направлениях; особая опасность состоит в том, что они могут оказаться внезапными. Чтобы парировать неожиданное нападение противника, в распоряжении Верховного Главного Командования, командующих войсками военных округов (фронтов) и армий всегда должен находиться высокомобильный резерв как облегченных соединений постоянной боевой готовности, которые должны быть приспособлены к переброске по воздуху, железнодорожным и морским транспортом, так и соединений, имеющих на оснащении все современные виды вооружения и военной техники.

ОШС соединений МС должна обеспечивать возможность ведения ими различных видов боевых действий: они могут создавать при необходимости прочную, устойчивую оборону, способную противостоять массированным ударам бронетанковых и механизированных соединений агрессора, в других условиях - прикрывать ограниченными силами и средствами обширный фронт путем создания рассредоточенной, аэромобильной обороны, вести сдерживающие, изматывающие действия, а во внутреннем вооруженном конфликте - осуществлять разведывательно-боевые, блокирующие, ударно-огневые, противодиверсионные и противотеррористические действия.

Гибкость ОШС соединений МС может быть достигнута при использовании модульного принципа, позволяющего осуществлять отход от жесткой дивизионно-полковой структуры и возможность варьировать их боевой состав в зависимости от складывающейся обстановки, оперативного предназначения, возможного характера действий противника.

Принцип вариантности, закладываемый в построение ОШС соединений МС, предполагает приспособление их структуры к физико-географическим особенностям операционного направления и тактики противника. В качестве примера можно привести боевые действия в ходе двух чеченских военных кампаний. Условия оперативно-тактической обстановки складывались тогда таким образом, что при очаговом характере боевых действий, развертывавшихся по отдельным направлениям, не представлялось возможным использовать дивизии, а нередко и полки в полном боевом составе. На их основе обычно создавались сводные тактические группы - бригадные (полковые) и батальонные. Это была вынужденная импровизация. Существенным недостатком сводных тактических групп являлось то, что их боевое слаживание приходилось осуществлять в ходе боя, к тому же это было сопряжено с ломкой сложившейся оргштатной структуры мотострелковых частей и подразделений, поскольку она не была приспособлена для этого.

Мы считаем, что избежать подобного можно, если ОШС соединений и частей, входящих в состав МС, будет создаваться на блоковой основе. С этой целью надо заранее предусмотреть формирование базовых мобильных боевых блоков, включающих в себя отдельные батальоны различных типов - легкие (стрелковые, горно-стрелковые, аэромобильные, парашютно-десантные, воздушно-штурмовые), средние (мотострелковые батальоны на БМП, БТР), тяжелые (танковые).

Наличие нескольких типов базовых модульных тактических групп позволит варьировать боевой состав соединений и частей постоянной боевой готовности в зависимости от их оперативного предназначения и условий операционного направления. Так, на Западе соединения, входящие в состав МС, в крупномасштабной войне должны быть способны по своему боевому составу решать следующие задачи: с началом военных действий - усиливать группировку войск прикрытия государственной границы; создавать огнеброневые рубежи заградительных барьеров (предполье) на пути продвижения ударной группировки войск противника; вести борьбу с иррегулярными, повстанческими формированиями, диверсионно-террористическими отрядами (группами) в приграничной зоне; в ходе военных действий - обеспечивать прикрытие развертывания, отмобилизования первого оперативного эшелона фронта (армии); вести борьбу с высадившимися оперативными и тактическими воздушными десантами противника, его силами специальных операций; решать внезапно возникающие задачи в качестве мобильного стратегического (оперативного) резерва.

На Юге и Востоке соединения МС должны быть в готовности к переброске по воздуху, наземным и морским транспортом на удаленные операционные направления/Кроме того, на всех стратегических направлениях они участвуют в решении задач территориальной обороны.

Во внутреннем вооруженном конфликте соединения и части МС должны быть готовы к решению следующих оперативно-боевых задач: входить в состав объединенной группировки войск, действуя в качестве ударной группировки, группировки блокирования и изоляции иррегулярных вооруженных формирований, охранять важные коммуникации; участвовать в проведении специальных противодиверсионных, противотеррористических операций - разведывательно-боевых, ударно-огневых, рейдово-блокирующих.

Исходя из такого облика Мобильных сил, представляется необходимым вырабатывать концепцию формирования их оргштатной структуры, параметры технического оснащения, соотношение частей и подразделений различных родов войск в их составе, систему управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения, конкретные способы решения ими боевых задач.

Основу МС должны составить дивизионные и бригадные формирования. Они могут быть трех видов: легкие, средние и тяжелые. Сохранение дивизионной структуры необходимо на западном стратегическом направлении, где нашим Вооруженным Силам противостоит группировка войск НАТО, включающая более двух десятков дивизий.

Для усиления группировки войск прикрытия государственной границы целесообразно иметь мобильные соединения (дивизии) облегченного типа, способные быстро выдвигаться на угрожаемые направления, создавать заслоны на пути продвижения ударной группировки противника. Легкая дивизия может находиться в подчинении командующего войсками военного округа (фронтом). Поскольку переброски подобного рода мобильных формирований, находящихся поблизости от государственной границы, чаще всего будут осуществляться на небольшие расстояния, то в их составе целесообразно иметь такое количество армейской авиации, которое необходимо только для поддержки войск в ходе боевых действий.

Оперативно-тактическое обоснование ОШС легкой мобильной дивизии, входящей в состав МС, может быть следующим. Она должна быть способна (по боевому составу): прикрывать полосу шириной 80-100 км по фронту, создавать на важных направлениях отдельные узлы обороны, инженерно-огневые заграждения; уничтожать два-три аэромобильных десанта противника силой до батальона каждый, 20-30 диверсионно-разведывательных групп; оборонять два-три крупных населенных пункта.

В состав легкой мобильной дивизии могут включаться преимущественно мотострелковые батальоны на БМП, БТР, один-два аэромобильных батальона, а также один-два тяжелых батальона.

При выполнении задач во внутреннем вооруженном конфликте на базе такого соединения могут создаваться мобильные формирования типа истребительного противодиверсионного отряда, войсковой маневренной группы, рейдово-блокирующих, ударно-огневых, воздушно-штурмовых отрядов. Необходимость создания «нетиповых» формирований, как показал опыт боевых действий в Чечне, возникает потому, что войскам приходится вести борьбу с диверсионно-терро-ристическими группами противника, осуществлять охрану важных объектов на коммуникациях, нести службу на блокпостах, в сторожевых заставах, секретах и заслонах.

Боевой состав дивизий МС, предназначенных для прикрытия развертывания и отмобилизования первого оперативного эшелона военного округа (фронта) должен быть достаточно сильным. Он может формироваться с расчетом создания устойчивой обороны на важнейших направлениях. Это требует включения в их состав не только легких, но и тяжелых батальонов. На Западе с этой целью целесообразно иметь дивизию среднего боевого состава в равном соотношении легких, средних и тяжелых батальонов.

Оперативно-тактическое обоснование боевого состава такой дивизии может быть следующим. Дивизия должна быть способна создавать на главном направлении позиционную оборону в полосе шириной 40-50 км с расчетом отражения наступления двух-трех мотопехотных (бронетанковых) дивизий противника. Глубина обороны может быть до 20-25 км; в маневренной обороне ширина полосы дивизии может составить до 60-80 км, а глубина - до 40-50 км (пять-шесть промежуточных оборонительных рубежей (позиций); при ведении сдерживающих действий ширина полосы может быть до 80-100 км, глубина - до 40-60 км (четыре-шесть промежуточных рубежей (позиций).

Во внутреннем вооруженном конфликте на базе дивизии среднего типового состава может создаваться пять-шесть батальонных тактических групп. Дивизия может составить главную ударную силу объединенной группировки войск, а также действовать в территориально обособленном районе, преимущественно на танкодоступной равнинной местности.

Тяжелая дивизия, имеющая в своем составе в основном тяжелые батальоны, в крупномасштабной войне может использоваться главным образом в качестве мобильного стратегического резерва как на западном, так и других стратегических направлениях для решения внезапно возникающих задач (уничтожения высадившихся оперативно-тактических аэромобильных десантов, прорвавшихся в глубину частей противника, усиления группировок на операционных направлениях, прикрытия флангов, закрытия образовавшихся брешей, решения задач территориальной обороны (охраны важных объектов, коммуникаций, обороны городов).

Во внутреннем вооруженном конфликте тяжелая дивизия может использоваться преимущественно побатальонно для локализации зоны конфликта, блокирования и окружения отрядов бандформирований, охраны и обороны важных объектов, коммуникаций.

На южном и дальневосточном стратегических направлениях целесообразно иметь в составе МС соединения бригадного состава - легкие, средние и тяжелые.

Легкие либо средние мобильные соединения (части) создаются, как правило, на горном театре военных действий. Легкая бригада может иметь в своем составе два-три горно-стрелковых, один-два стрелковых, один-два десантно-штурмовых (парашютно-десантных) батальона. В крупномасштабной войне она применяется для усиления частей прикрытия государственной границы, обороны перевалов, горных проходов, охраны и обороны коммуникаций, аэродромов, крупных населенных пунктов, узлов дорог. При необходимости бригада может занимать оборону, прикрывая направления, доступные для наступления противника. В полном составе или побатальонно она может составлять мобильный общевойсковой резерв армейского корпуса (армии).

На удаленном операционном танкодоступном направлении на Юге и Востоке могут создаваться бригады среднего типового состава, в каждую из них могут включаться один-два тяжелых (танковых) батальона, два-три средних мотострелковых батальона на БМП, БТР, один-два аэромобильных (парашютно-десантных или десантно-штурмовых) батальона. В такой оргштатной структуре бригада по своим боевым, маневренным и ударным возможностям окажется в состоянии решать разнохарактерные боевые задачи: усиливать части прикрытия государственной границы, обеспечивать отмобилизование и выдвижение оперативных резервов, оборонять доступные для наступления противника направления, морское побережье, крупный населенный пункт, аэродром, важный узел дорог, перевал, переправы через водные преграды.

Тяжелая (танковая) бригада создается, как правило, для усиления группировки первого оперативного эшелона. Она может находиться в мобильном резерве командира армейского корпуса (армии). Во внутреннем вооруженном конфликте из состава тяжелой бригады могут выделяться рейдовые батальонные тактические группы, которые предназначаются для проведения разведывательно-поисковых, блокирующих и ударно-штурмовых действий, преследования и уничтожения отрядов незаконных вооруженных формирований.

К оргштатной структуре соединений и частей, предназначенных для включения в состав МС, предъявляются требования обеспечения автономности. Обусловлено это тем, что для решения внезапно возникающих задач они могут перебрасываться на самые удаленные операционные направления, в том числе со сложными физико-географическими условиями (горные, горно-пустынные, горно-таежные, горно-лесистые, лесисто-болотистые, пустынные). Это требует включения в их состав горнострелковых и других специализированных частей и подразделений.

Одним из главных качеств таких соединений и частей является авиатранспортабельность. Их переброску по воздуху нередко потребуется осуществлять на значительные расстояния, привлекая для этого большое количество военно-транспортной авиации. Соединения мобильного резерва целесообразно иметь бригадного состава, что обеспечит гибкость их боевого использования. Типовой состав бригады резерва может быть следующим: два-три аэромобильных батальона, один-два легких мотострелковых на БМП, БТР, один-два горно-стрелковых батальона.

Особенностью ОШС соединений и частей, входящих в состав МС, является то, что структура каждого войскового звена, начиная от взвоза, роты и до бригады, дивизии должна обеспечивать возможность длительных автономных боевых действий в различных условиях обстановки. В этом их принципиальное отличие от соединений и частей ВДВ, которые предназначены для кратковременных действий в тылу противника.

Было бы неправильно в состав МС механически включать части родов войск без их существенной реорганизации. Так, в коренном улучшении нуждается оргштатная структура разведывательных частей и подразделений МС. Прежде всего требуется повысить удельный вес разведывательных частей и подразделений в соединениях и частях Сухопутных войск (СВ), поскольку он значительно ниже, чем в армиях зарубежных государств. Так, в СВ армии США этот показатель составляет 12 %, в Великобритании - 9 %, в Германии - 8 %, в Китае - 6 %, а у нас же только около 3 %.

Для совершенствования управления силами и средствами разведки в бригаде необходимо иметь разведывательное отделение и пункт управления силами и средствами разведки с включением в его состав двух командно-штабных машин и пункта приема разведывательной информации. В мирное время в разведывательных подразделениях бригады следует содержать не менее 70 % отделений (экипажей), укомплектованных всеми специалистами, предусмотренными по штату военного времени.

Поскольку разведывательный батальон дивизии действует обычно автономно, то для самообороны в его составе, на наш взгляд, должны быть разведчики-пуле метчики, гранатометчики, разведчики-снайперы и соответствующее вооружение, а также штатное инженерное подразделение - инженерно-саперный взвод.

Органы войсковой разведки должны иметь закрытые каналы связи и приборы, позволяющие определять координаты целей в масштабе времени, близком к реальному.

Не в полной мере соответствует современным требованиям оргштатная структура формирований ракетных войск и артиллерии. Мы считаем, что все артиллерийские дивизионы, входящие в состав соединений и частей МС, должны быть отдельными, тактически самостоятельными, что позволит успешно маневрировать ими в ходе боя. Требуется пересмотреть структуру реактивной и дальнобойной нарезной артиллерии, прежде всего в сторону повышения их автономности.

Важными направлениями развития ракетного вооружения в интересах соединений и частей МС являются: завершение разработки и развертывания единого многофункционального ракетного комплекса Сухопутных войск, способного выполнять боевые задачи как автономно, так и в составе РУК; расширение номенклатуры боевого оснащения ракет и повышения их могущества; создание системы самонаведения и разработка высокоточных ракет и боевых частей к ним; внедрение перспективной навигационной аппаратуры и соответствующих средств автоматизированного управления ракетным вооружением; снижение заметности и повышение живучести пусковых установок.

Наращивание боевой эффективности артиллерийских систем можно осуществить за счет увеличения дальности стрельбы и могущества боеприпасов, совершенствования автоматизации процессов заряжания, систем управления огнем, обеспечения автономности, особенно самоходно-артиллерийских орудий, повышения их живучести.

В частях и подразделениях РЭБ, входящих в состав МС, целесообразно иметь штатные подразделения охраны, типа комендантского взвода. Дело в том, что средства РЭБ уязвимы для стрелкового крупнокалиберного и противотанкового оружия. Они не приспособлены для отражения нападения противника и создания круговой обороны, поэтому подразделения РЭБ должны иметь собственные средства для охраны и обороны. Остается нерешенным вопрос управления средствами РЭБ. Имея автоматизированные комплексы помех, способные в реальном масштабе времени оценивать радиоэлектронную обстановку, органы РЭБ испытывают трудности в получении этой информации из-за отсутствия автоматизированных средств связи. Поэтому необходимо создание автоматизированных пунктов управления для органов РЭБ, имеющих сопряжение с автоматизированными комплексами РЭБ.

Требует совершенствования оргштатная структура инженерных частей и подразделений, входящих в состав МС, в частности, следует включить в штат мотострелкового (воздушно-десантного) батальона инженерно-саперный взвод, предусмотреть в штатах инженерно-саперных подразделений обеспечение их средствами связи, в штате ремонтных подразделений инженерных войск иметь экипажи бронированных ремонтно-эвакуационных машин и расчет ПТ-4. Инженерная техника должна быть бронированной, обеспечивать защиту личного состава от пуль и осколков снарядов. В подразделениях должно быть достаточное количество стрелкового оружия, в том числе пулеметов для самообороны. В роте и взводе следует иметь пулеметы и гранатометы, а на гусеничных минных заградителях дополнительно установить огневые средства.

Мы считаем, что в качестве перспективных направлений технического оснащения частей и подразделений инженерных войск, входящих в состав МС, следует рассмотреть следующие: создание мобильных комплексов воздушного и наземного базирования, основанных на комплексировании оптико-электронной, тепловизионной и радиолокационной разведывательной аппаратуры, способной обрабатывать информацию о минной обстановке в реальном масштабе времени, а также дорожных машин разминирования, способных осуществлять эффективное траление мин и фугасов, и машин обеспечения разминирования; совершенствование механических тралов, средств взрывного разминирования на основе мобильной прицепной установки разминирования; создание разведывательно-заградительных комплексов; обеспечение личного состава индивидуальными инженерными комплектами, повышающими мобильность и автономность действий военнослужащих; принятие на оснащение облегченных войсковых фортсооружений из полимерных материалов, разработка модульных фортификационных сооружений блочного типа, а также перспективных средств скрытия и имитации для маскировки и защиты ВВТ и других объектов от современных средств фото-, оптико-электронной и радиолокационной разведки и систем наведения высокоточного оружия.

Совершенствование оргштатной структуры частей и подразделений РХБ защиты, включаемых в состав МС, целесообразно направить на то, чтобы обеспечить защиту личного состава от лучевого, энергетического, психотропного и других видов оружия, повысить огневую мощь огнеметных частей. В соединении целесообразно иметь отдельный огнеметный батальон в составе роты реактивных пехотных огнеметов и двух рот тяжелых огнеметных систем. Создание более эффективной системы защиты должно быть заложено в самой структуре общевойсковых соединений и частей.

Таким образом, ОШС соединений и частей МС должна быть такой, чтобы они могли действовать как в полном составе, так и отдельными тактическими группами. Для этого необходимо соблюдать следующие условия.

Первое - обеспечение постоянной готовности соединений и частей для незамедлительной переброски по воздуху (морю), речным и наземным транспортом в полном составе и побатальонно в самый удаленный регион страны. Наиболее мобильным формированием в таком случае может быть бригада, состоящая из легких батальонов, в том числе парашютно-десантных, воздушно-штурмовых, горно-стрелковых.

Второе - ОШС бригады должна обеспечивать возможность длительных автономных действий, в том числе и в слабо оборудованных в оперативном отношении районах. По расчетам, она должна выполнять боевую задачу, действуя в отрыве от главных сил, в течение 10-12 суток, батальон - 5-7 суток, рота 3-4 суток. В связи с этим запас боеприпасов и продовольствия должен быть таким, чтобы в течение указанного времени полностью обеспечивались потребности подразделений.

Третье - ОШС и техническая оснащенность должны позволить вести успешные действия дивизии, бригаде и батальону в различных физико-географических условиях - горно-таежной, горно-пустынной и пустынной местности. Это значит, что в составе дивизии и бригады нужно иметь специализированные батальоны.

Четвертое - при действиях дивизии и бригады в отрыве от главных сил на разобщенных направлениях должна обеспечиваться устойчивость и оперативность управления, четкое взаимодействие с поддерживающей авиацией и частями РВиА, ПВО, РЭБ, силами ВМФ.

Для обеспечения двойного базирования соединений особые требования предъявляются к инфраструктуре региона. Важно прежде всего, чтобы в нем имелась соответствующая аэродромная сеть, способная принимать самолеты ВТА и, конечно, достаточно развитая дорожная сеть.

Оперативно-тактическое обоснование ОШС бригады МС при действиях ее в удаленном районе по принципу двойного базирования может быть следующим: бригада должна быть способна вести детальную разведку на глубину 10-15 км и обзорную - до 50 км; создавать полосу предполья на государственной границе по фронту до 80-100 км, в горной местности - до 120-150 км; вести наступательно-рейдовые действия в полосе 12-15 км на глубину - до 20-25 км; успешно осуществлять борьбу с диверсионно-террористическими группами противника и аэромобильными десантами - до 15-20 групп (отрядов).

Во внутреннем вооруженном конфликте бригада МС по своему боевому составу должна быть способна решать следующие задачи: блокировать (изолировать) район конфликта размером 20-25 км по фронту и 20-30 км в глубину; проводить рейдово-штурмовые действия в зоне ответственности площадью 900-1000 км2; осуществлять охрану коммуникаций протяженностью до 300 км или охрану и оборону до 50 важных объектов.

Высказанные нами предложения требуют дальнейшего исследования и практической проверки на учениях.

Красная звезда. 1993. 11 июня.

Независимое военное обозрение. 2003. 1 авг.

Попов М.М. Основные направления строительства вооруженных сил ведущих зарубежных стран// Военная Мысль. 2003. № 6. С. 66.

Жеребцов В.В. О возможных путях развития Вооруженных Сил России// Военная Мысль. 2003. № 12. С. 38-44; Воробьев И.Н. Организационная структура общевойсковых формирований: перспективы совершенствования// Военная Мысль. 2004. № 1.С. 52-55.

Воробьев И.Н. Какие Мобильные силы нам нужны// Военная Мысль. 1993. № 11. С. 13-21.

Жеребцов В.В. О возможных путях развития Вооруженных Сил России// Военная Мысль. 2003. № 12. С. 40.

Воробьев И.Н. Организационная структура общевойсковых формирований: перспективы совершенствования// Военная Мысль. 2004. № 1. С. 55.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации