Новые аспекты противодесантной обороны побережья

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3/2005, стр. 13-21

Новые аспекты противодесантной обороны побережья

Полковник Л.В. БОЙКОВ,

доктор военных наук

БОЙКОВ Леонид Викторович родился в 19S2 году в Москве. Окончил Казанское высшее танковое командное училище (1973), Военную академию им. М.В. Фрунзе (1984).

Проходил службу на различных командных и штабных должностях в Московском, Забайкальском и Дальневосточном военных округах, последняя должность в войсках - начальник отдела управления штаба ДВО. С 1993 года (после окончания адъюнктуры) - на преподавательской работе в Военной академии Генерального штаба.

В настоящее время является заместителем начальника кафедры оперативного искусства, доцент, ведущий специалист в области противодесантной обороны побережья. Автор более ста научных и учебно-методических трудов.

Академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.

АНАЛИЗ многовековой истории войн и военного искусства убедительно свидетельствует, что оборона побережья - актуальная проблема обеспечения военной безопасности для каждого государства, имеющего выход к морю. Проблема эта всегда была многоплановой, поскольку ее успешное решение предполагает организацию надежной защиты приморских городов, портов, военно-морских и авиационных баз, других объектов как от захвата с моря, так и от наступающих со стороны суши или вдоль побережья войск противника.

Глобальные изменения в военно-политической и оперативно-стратегической обстановке, происшедшие в 80-90-е годы XX столетия, изменили приоритеты военных стратегий ведущих государств мира, в связи с чем многими крупными морскими державами были пересмотрены их военные доктрины. Так, американскими военными специалистами в начале 90-х годов была разработана новая военная стратегия «региональной направленности», основные положения которой в последующем нашли свое отражение в концепции строительства и применения военно-морских сил (ВМС), получившей название «действия с моря». Ее принципиальное отличие от морской стратегии 80-х годов заключается главным образом в переносе акцента с проведения крупных морских операций (флот против флота) на ведение боевых действий в приморских районах (флот против суши).

В военно-морской стратегии Великобритании также огромное значение придается действиям флота против сухопутных группировок войск противника. Рост вероятности возникновения локальных вооруженных конфликтов потребует, по мнению английских военных аналитиков, применения сбалансированных национальных и коалиционных группировок, в состав которых от ВМС должны обязательно входить амфибийно-десантные силы. Кроме того, повышение значимости морских десантных операций как одного из основных способов вторжения в зоны жизненно важных интересов государства в рамках реализации концепции «экспедиционных воин» закономерно предопределяет наращивание боевых возможностей морской пехоты.

Значительное влияние на характер и содержание морских десантных операций и, соответственно, на эволюцию требований к современной противодесантной обороне побережья оказывают существующие в настоящее время тенденции развития средств вторжения на побережье со стороны моря. Рассмотрим основные из них.

Авианосцы в силу высокой боевой устойчивости, маневренности и автономности сохранят свою роль ядра сил оперативного прикрытия морских десантных отрядов. В ближайшем будущем к ним будут предъявляться следующие основные требования: обеспечение базирования до 100 и более ударных и противолодочных самолетов и вертолетов; глубина воздействия по наземным объектам - 250-750 км (при удалении района маневрирования от береговой линии порядка 400-250 км) и глубина непосредственной огневой поддержки - 500-900 км (при удалении района маневрирования от береговой линии порядка 200-280 км); автономность по авиатопливу - до 12-15 суток (при интенсивности - два вылета каждого самолета в сутки), а по авиационным боеприпасам - порядка 5-8 суток.

Состоящие на вооружении ВМС ряда стран легкие авианосцы-eepmoленосцы обеспечивают базирование 15-20 самолетов вертикального и укороченного взлета и посадки, а также до 6-10 вертолетов. Это позволяет расширить операционные зоны флотов на глубину до 1000 миль от своего побережья. На корабли этого класса возлагается борьба с подводными лодками, обеспечение боевой устойчивости корабельных ударных и поисково-ударных групп, противолодочное охранение десантных отрядов, а также прикрытие высадки морских десантов и другие задачи.

В области строительства многоцелевых подводных лодок основной тенденцией останется повышение их живучести, скрытности, маневренных характеристик, оснащение перспективными радиоэлектронными системами освещения надводной и подводной обстановки, позволяющими с высокой точностью применять оружие по морским целям. При этом количество подводных кораблей в боевом составе флотов будет оставаться примерно на прежнем уровне за счет ввода в боевой состав новых современных лодок.

Анализ кораблестроительных программ ведущих морских держав показывает, что крейсера, эсминцы и фрегаты сохранят свое важное значение в боевых действиях флотов, в том числе и при ведении морских десантных операций. К ним предъявляются следующие требования: наличие комплексов крылатых ракет морского базирования, способных наносить удары по целям на удалении 1800-2000 км; дальность плавания не менее 5000-6000 миль; оснащение противокорабельным и противолодочным оружием с дальностью действия до 260 и 55-60 км соответственно. Это придает им многоцелевое назначение и расширяет зону боевого применения, содержание и характер решаемых задач.

Из самолетного парка ВМС наибольший интерес в плане противодесантной обороны побережья представляет изучение состояния и направлений развития палубной авиации и авиации морской пехоты Можно прогнозировать, что основной тенденцией здесь останется сокращение числа типов самолетов. В ВМС США, например, следует ожидать снятия с вооружения большинства палубных штурмовиков, а из оставшихся наибольшее распространение получат самолеты типа F-22 и F/A-18E.

Очередное поколение самолетов морской пехоты, предназначенных для авиационной поддержки амфибийно-десантных групп, базирующихся как на кораблях, так и на береговых аэродромах, представляют тактические истребители JSF и транспортные самолеты MV-22 «Ос-при». По сообщениям иностранной печати, командование корпуса морской пехоты ВМС США планирует со временем закупить соответственно до 609 и 360 единиц этих летательных аппаратов. Кроме того, модификация тактического истребителя JSF с вертикальным и коротким взлетом и посадкой придет в обозримом будущем на смену используемым в настоящее время самолетам AV-8B «Харриер» и F/A-18E. Таким образом, следует ожидать, что к 2010-2015 годам авиация, базирующаяся на кораблях каждой из амфибийно-десантных групп, будет представлена в основном новейшими самолетами JSF (5-10 единиц) и MV-22 «Оспри» (10-12 единиц), а также вертолетами СН-53 (3-4 единицы), AH-1Z (6 единиц) и UH-1Y (3 единицы).

Основные тенденции развития палубных вертолетов заключаются в увеличении продолжительности патрулирования, радиуса действия и скорости полета, обеспечении эффективного решения широкого круга задач независимо от времени суток, времени года и сложности метеоусловий, а также в повышении живучести, в том числе и за счет снижения уровня заметности. Следует ожидать, что роль палубных вертолетов в решении различных задач в ходе морских десантных операций в дальнейшем будет возрастать, что обусловлено их способностью взлетать с разных типов кораблей и высаживать десант на необорудованные участки побережья. Транспортно-десантные вертолеты СН-53Е «Супер Стельен» остаются в настоящее время единственным подобного типа тяжелым транспортным средством в боевом составе авиации морской пехоты США. Они имеют максимальную нагрузку до 16 т и способны осуществлять переброску практически всех типов вооружения (за исключением танков и САУ) дивизии морской пехоты.

Особо следует отметить, что в последние годы активизировались разработки противоминных кораблей и других средств проделывания проходов в минных полях в прибрежных водах. Это объясняется выявленными в ходе войны в Персидском заливе (1991) низкими возможностями флота по тралению мин, что было отмечено генералом Н. Шварцкопфом на заседании сената США. Кроме кораблей для проведения разминирования предусматривается широко использовать вертолеты-тральщики, а также дирижабли типа 600S «Скайшип», с помощью которых можно протраливать обширные акватории значительно быстрее.

Большое внимание, как показывает анализ кораблестроительных программ ВМС ведущих зарубежных государств, уделяется дальнейшему развитию и совершенствованию десантно-транспортных и де-сантно-высадочных средств. При этом предполагается повысить их возможности по базированию авиационной техники, сокращению времени проведения грузовых операций и обеспечению боевой устойчивости транспортов. Кроме того, в ВМС США серьезным образом рассматривается вопрос о возможной закупке быстроходных гражданских судов большого тоннажа, способных осуществлять переброску морской пехоты и грузов в пределах театра войны. Испытания одного из таких судов проходили в экспедиционной дивизии морской пехоты. Погрузка на судно 870 человек личного состава и техники заняла пять часов, а время перехода с острова Окинава до Японии - 15 часов, в то время как для доставки дивизии морской пехоты с Окинавы до японской авиабазы Иокота двумя самолетами С-17 потребовалось бы 10-14 дней. По мнению командования американской морской пехоты, использование таких судов позволит существенно уменьшить нагрузку на транспортную авиацию.

Предполагается все более широкое оснащение десантных кораблей десантными катерами на динамических принципах поддержки типа LCAC, которые по вместимости в полтора раза превосходят катера типа LCU и в четыре-семь раз катера типа LCM-8, LCM-6. Их применение позволит уже с самого начала высадки перебрасывать на берег тяжелую технику (танки, САУ и боевые бронированные машины), более оперативно наращивать группировку высадившихся войск, быстро расширять захваченный плацдарм, а также своевременно осуществлять доставку материальных средств и эвакуацию раненых и больных. Руководство ВМС США планирует провести модернизацию десант-но-высадочных катеров на воздушной подушке LCAC с целью продлить срок их пребывания на вооружении. Модернизации подвергнутся 74 катера из 91, при этом предполагается оснастить их усовершенствованными двигателями и новейшей аппаратурой управления и связи, а также современными навигационными приборами. Очевидно, катера LCAC останутся «рабочей лошадкой» амфибийных групп еще многие годы. Тем не менее, изучается вопрос о возможности создания десантных катеров на воздушной подушке, имеющих более высокую грузоподъемность и защищенных легкой броней, но эта работа находится лишь в стадии анализа концепции.

В будущем, как планируется, на вооружение корпуса морской пехоты ВМС США поступит усовершенствованная амфибийно-десантная машина типа AAAV. На ее разработку и демонстрацию опытного образца выделено 712 млн долл. Командование морской пехоты планирует закупить к 2015 году 1013 таких машин, заменив ими амфибийно-десантные машины AAV нынешнего поколения. Экипаж новой «амфибии» будет состоять из трех человек, и она сможет перевозить 17 морских пехотинцев в боевом снаряжении ее скоростью 25 узлов (46 км/ч) по морю и 70 км/ч по земле. При этом спуск «амфибий» с десантного корабля на воду можно будет осуществлять на расстоянии 40-45 км от берега.

Таким образом, десантные корабли с десантными катерами на воздушной подушке становятся важнейшим компонентом амфибийно-десантных сил. Наряду с этим сами транспорты станут менее уязвимы ми за счет использования при их строительстве технологии «Стеле», в результате чего значительно повысится вероятность беспрепятствен ной доставки войск десанта к выбранным участкам десантирования на; побережье. Особо следует подчеркнуть, что применение в ходе морских десантных операций десантно-высадочных средств нового поколения позволяет осуществлять высадку десантных сил на считавшееся ранее недоступными участки побережья морей и океанов. Поэтому благоприятны геофизические условия береговой линии уже не будут являться главным определяющим фактором при принятии решения на проведение морских десантных операций.

В настоящее время в ВМС ряда стран ведутся исследования и разработки, результаты которых могут быть использованы непосредственно интересах морской пехоты. Изучается, в частности, возможность создания экспедиционной сети средств обнаружения, с помощью которой командующий силами высадки будет получать более полную информацию о боевой обстановке и действиях противника по воспрещению высадки десанта. Иностранные военные специалисты считают также весьма перспективным применение беспилотных летательных аппаратов (БЛА), например «Файр скаут», способных оказывать поддержку амфибийным силам. Предполагается, что БЛА с вертикальным взлетом и посадкой сможет действовать со всех авианесущих кораблей, в том числе десантных.

В последнее время новой тенденцией в боевом применении амфибийно-десантных сил ВМС США стало создание и постоянное присутствие в важных с оперативной точки зрения районах Мирового океана дежурных амфибийных групп, предназначенных для решения внезапно возникающих задач. Каждая такая группа включает, как правило, один-два универсальных десантных корабля типа «Тарава» или «Уосп», десантно-вертолетный корабль-док типа «Уидби Айленд», а также суда обеспечения. На них размещается экспедиционный отряд морской пехоты силой до батальона с боевой и специальной техникой. Важным компонентом дежурной амфибийной группы являются десантно-высадочные катера на воздушной подушке, поскольку они, по мнению американских военных специалистов, обеспечивают высадку десанта на 50-70 % побережья стран мира (вместо 15-20 % при их отсутствии). Применение этих катеров совместно с вертолетами дают амфибийной группе возможность действовать не только на береговой полосе, но и на всем побережье. При этом десантные корабли смогут осуществлять перегрузку морской пехоты на десантно-высадочные средства на расстоянии до 40-45 км от берега, а не 3-5 км, как при использовании водоизмещающих средств высадки.

Следует ожидать, что ВМС США и, возможно, их союзники будут увеличивать количество подобных дежурных амфибийных групп в различных оперативно важных районах Мирового океана, поскольку они чрезвычайно эффективны и способны через 6-10 часов после получения приказа начать высадку морских пехотинцев на побережье в целях его захвата и обеспечения последующего беспрепятственного наращивания группировки войск в данном регионе, а также участия в других операциях.

На основании изложенных тенденций развития средств вторжения на побережье со стороны моря можно сделать некоторые выводы об их влиянии на характер и содержание морских десантных операций.

Во-первых, некоторое незначительное снижение количества кораблей в составе ВМС ведущих государств мира полностью компенсируется количественно-качественным ростом боевых возможностей вводимых в строй кораблей нового поколения. В результате, с одной стороны, происходит наращивание боевых потенциалов ВМС этих государств, а с другой - расширяется спектр решаемых ими в боевой обстановке задач. Соответственно развиваются и взгляды их командования на подготовку и ведение морских десантных операций. Анализ этих взглядов позволяет с определенной долей уверенности предположить, что масштабы и размах применения морских десантов в возможных войнах и вооруженных конфликтах XXI века будут только увеличиваться. Десантные операции наполнятся новым содержанием, существенно изменится также и характер решаемых в их ходе задач.

Во-вторых, за последние десятилетия значительно возросли возможности потенциального противника по огневому поражению объектов противодесантной обороны. При этом новую опасность представляет ракетное оружие морского и воздушного базирования. Так, если в составе сил оперативного прикрытия морского десанта будет два-три

ракетных крейсера и шесть-восемь эсминцев УРО, то непосредственно по объектам на побережье, особенно по элементам систем управления, разведки и РЭБ, возможно нанесение ударов 20-30 и более ракетами, в результате чего их функционирование может быть нарушено или вообще сорвано, а группировка противодесантной обороны понесет серьезные потери.

B-третьих, повысилась вероятность достижения внезапности высадки морских десантов. В годы Второй мировой войны и в последующих военных конфликтах в огневой подготовке районов высадки десантов принимали участие авиация и боевые корабли со средствами поражения сравнительно небольшого радиуса действия и для нанесения эффективных огневых ударов они были вынуждены приближаться к побережью, что во многом осложняло достижение внезапности. За последние десятилетия ситуация существенно изменилась. Высокая досягаемость крылатых ракет морского и воздушного базирования позволяет поражать объекты противодесантной обороны, находясь на значительном удалении от них и оставаясь, таким образом, какое-то время вне зоны обнаружения и поражения. Кроме того, достижению внезапности объективно способствует массированное применение развернутых в различных районах Мирового океана дежурных амфибийно-десантных групп.

В-четвертых, высадка морских десантов на побережье становится более динамичной, что позволяет быстро наращивать группировку высадившихся войск. В морских десантных операциях Второй мировой войны и войны в Корее (1950-1953) высокие темпы высадки на побережье достигались в основном за счет подавляющего численного превосходства наступающих. Так, при вторжении на Окинаву в 1945 году японскому гарнизону в 80 тыс. человек было противопоставлено 548 тыс. американских войск при подавляющем превосходстве в кораблях и авиации. Тогда в первый день операции 1140 десантно-высадочных средств обеспечили высадку 50 тыс. человек десанта. В Инчхонско морской десантной операции (1950) американские, южнокорейские i английские войска и силы флота имели более чем 20-кратное численное превосходство над силами противодесантной обороны. Высадку десанта поддерживали 257 кораблей и более 500 самолетов тактической и морской авиации. В современных условиях высокие темпы высадки десантов будут достигаться главным образом за счет применения боле совершенных десантно-высадочных средств.

В-пятых, повышение десантодоступности морского побережья потребует увеличения состава группировок войск противодесантной обороны как минимум в полтора-два раза. Кроме того, в связи с использованием в ходе высадки на побережье катеров на воздушной подушке примерно в три-пять и более раз сокращается время преодоления десантом участков, подверженных воздействию огневых средств обороняющихся войск, а также существенно снижается вероятность подрыва высаживающегося противника на минно-взрывных заграждения Отсюда встает задача достижения необходимого уровня эффективности огневого поражения десанта на этапе отражения его высадки.

В-шестых, при проведении современных морских десантных операций будет широко применяться способ «загоризонтной» высадки морских десантов. В этом случае внешние и внутренние районы стоянки маневрирования десантных кораблей и транспортов будут располагаться на значительном удалении от обороняемого побережья - порядка 40-50 км. Следовательно, морская пехота в ходе перегрузки с десантно-транспортных на десантно-высадочные средства станет практически недосягаема для ударов большинства огневых средств группировки войск противодесантной обороны, в то время как при традиционном способе десантирования именно на этом этапе противодесантной операции создавались наиболее благоприятные условия для нанесения противнику максимальных потерь.

В-седьмых, современная морская десантная операция по своей сути в большей степени является воздушно-морской вследствие более широкого применения воздушных десантов. Например, во Второй мировой войне в интересах непосредственно морских десантов высаживались крупные воздушные десанты только в ходе Сицилийской (1943), Нормандской (1944) и Южно-французской (1944) морских десантных операций. В настоящее время благодаря бурному развитию авиации появилась возможность высадки гораздо более значительных сил не только с самолетов, но и с вертолетов, чего не могло быть ранее. При этом количество войск, высаживаемых с воздуха, может составлять до 30 % от общего состава десанта.

Таким образом, постоянное перевооружение и оснащение ВМС современными боевыми и транспортными кораблями, самолетами и вертолетами морской пехоты, десантно-высадочными средствами на динамических принципах поддержки, а также более мощными, значительной досягаемости высокоточными средствами поражения во многом меняют характер и содержание современной морской десантной операции. Данный фактор объективно обусловливает необходимость предъявления новых требований к противодесантной обороне побережья.

Как известно, общими требованиями, предъявляемыми к любой обороне, являются активность и устойчивость. Применительно к современной противодесантной обороне побережья можно утверждать, что активность - это способность непрерывного воздействия на противника на всех этапах ведения морской десантной операции. Она заключается главным образом в нанесении по морским десантам и силам их оперативного прикрытия последовательных мощных ударов авиацией, силами флота в ходе погрузки десанта, на переходе его морем, а в последующем - и сухопутными войсками при отражении высадки и в ходе боя на побережье, а также в своевременном маневре резервами и огнем на десантоугрожаемые направления.

Активность современной противодесантной обороны должна проявляться прежде всего в навязывании своей воли противнику, захвате и удержании превосходства на море и в воздухе в районе проведения противодесантной операции. Навязывание своей воли заключается в принуждении противника к изменению первоначального плана морской десантной операции, например, к высадке десантов на те участки побережья, где противник ожидаем и которые наиболее укреплены. Этого, как показывает анализ боевого опыта, можно достичь главным образом путем введения командования противника в заблуждение относительно построения противодесантной обороны, проведения продуманного и заранее всесторонне обеспеченного маневра войсками, силами флота и авиацией, а также осуществления хорошо организованных мероприятий по дезорганизации систем управления, разведки и РЭБ воздушно-морских десантных группировок. Другим направлением достижения активности противодесантной обороны является увеличение наряда сил и средств для борьбы с воздушными десантами противника и сосредоточение их усилий на нанесении ударов по вертолетоносцам на переходе морем, а затем - по воздушным десантам на перелете к району десантирования и при выполнении ими задач на берегу.

Устойчивость противодесантной обороны характеризуется способностью развернутых на десантоопасных направлениях группировок войск, сил флота и авиации успешно отражать удары авиационных и корабельных группировок противника в ходе борьбы за завоевание превосходства в воздухе, на море, а также уверенно срывать высадку морских и воздушных десантов и прочно удерживать районы и участки побережья. В современных условиях устойчивость противодесантной обороны достигается прежде всего обеспечением высокого уровня живучести войск и боевой устойчивости сил флота, искусным построением обороны, тесным взаимодействием объединений, соединений и частей видов вооруженных сил и родов войск (сил), участвующих в борьбе с морскими десантами противника, а также всесторонним обеспечением их действий. Именно за счет устойчивости созданной противодесантной обороны в конечном итоге и достигается цель противодесантных операций.

Проведенный анализ тенденций развития средств вооруженной борьбы на море и в прибрежных районах суши, а также взглядов командования ВМС ведущих зарубежных государств на ведение морских десантных операций позволяет сформулировать ряд новых требований к противодесантной обороне побережья в современных условиях.

Первое. В связи с увеличением масштабов и размаха применения морских десантов необходимо адекватное наращивание боевого состава группировок войск, сил флота и авиации на десантоопасных направлениях, а также дальнейшее развитие теории и практики подготовки и ведения противодесантной обороны побережья на основе научных исследований и внедрения передовых достижений военной мысли.

Второе. Учитывая значительный рост возможностей наступающего со стороны моря противника по огневому поражению объектов противодесантной обороны, а также угрозу массированного применения ракетного оружия морского и воздушного базирования, следует особое внимание уделить повышению эффективности мероприятий оперативной и тактической маскировки, а также созданию и непрерывному совершенствованию системы противоракетной обороны побережья.

Третье. В связи с возрастанием вероятности достижения внезапности высадки морских десантов объективно возникает такое требование к современной противодесантной обороне побережья, как способность к осуществлению мероприятий по ее непосредственной подготовке в короткие сроки.

Четвертое. Процесс высадки морских десантов становится более динамичным, что позволяет противнику в короткие сроки наращивать группировку высадившихся войск. Отсюда вытекает необходимость постоянного целенаправленного совершенствования оперативного оборудования приморских направлений в интересах обеспечения своевременного беспрепятственного выдвижения вторых эшелонов и резервов для проведения контратак и нанесения контрударов по высадившимся штурмовым эшелонам десанта.

Пятое. Повышение десантодоступности морского побережья, влекущее за собой увеличение количества возможных участков высадки, обусловливает важность высокой мобильности войск, обороняющих побережье, в целях проведения своевременного маневра на десантоугрожаемые направления.

Шестое. Применение в ходе высадки десанта катеров на воздушной подушке самым серьезным образом затрудняет огневое поражение штурмовых эшелонов морской пехоты при их приближении к берегу.

Решать эту проблему необходимо путем совершенствования системы огня на акватории, прилегающей к побережью, и повышения эффективности минно-взрывных и других инженерных заграждений на воде.

Седьмое. Использование «загоризонтного» способа десантирования позволяет противнику избежать больших потерь в ходе перегрузки десанта с десантно-транспортных на десантно-высадочные средства. Это обусловливает такое требование к современной противодесантной обороне побережья, как способность эффективно вести разведку на море в целях обеспечения огневых средств точными данными для поражения противника на значительном удалении от места1 высадки.

Восьмое. Поскольку в настоящее время в ходе морских десантных операций будут широко применяться воздушные десанты, особую актуальность приобретает достижение высокой эффективности противовоздушной обороны, а также способность войск вести круговую оборону, так как воздушные десанты после высадки (выброски) будут наносить удары по обороняющимся войскам в основном с тыла.

Представленные требования к современной противодесантной обороне побережья обусловливают необходимость решения в теории и на практике ряда проблемных вопросов подготовки и ведения борьбы с морскими десантами. Основными из них, на наш взгляд являются: обоснование целесообразных способов ведения противодесантных операций и форм применения группировок противодесантной обороны в различной оперативно-стратегической обстановке; поиск путей достижения скрытности развертывания группировок войск и сил флота по десантоопасным направлениям; обеспечение требуемой эффективности отражения массированных авиационно-ракетных ударов; разработка предложений по повышению возможностей огневого поражения противника на этапе отражения высадки морских и воздушных десантов; совершенствование организации взаимодействия и всестороннего обеспечения действий войск, сил флота и авиации в противодесантных операциях; дальнейшее оперативное оборудование приморских направлений и некоторые другие.

Kauchak M. Americas' Waterborne Expeditionary Forces. Armed Forces Journal International. 2001. September. P. 72-76.

Вольны А. Окинава, 1945. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. С. 40.

Война в Корее 1950-1953 гг. (Военно-исторический очерк). М.: Воениздат, 1959 382-383.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации