Тактические учения в ВВС

"ВМ"-02-04

Тактические учения в ВВС:

вопросы организации и проведения

Начальник боевой подготовки Военно-воздушных сил

генерал-лейтенант В. Г. СТЫЦЕНКОВ

СТЫЦЕНКОВ Владислав Григорьевич родился 29 марта 1954 года в г. Куйбышеве. Окончил Армавирское ВВАУЛ ПВО страны (1975) с отличием, ВВА им. Ю.А. Гагарина (1986) с отличием, ВА ГШ ВС РФ (1999) с отличием.

Проходил службу на должностях от летчика до командира авиационного соединения, начальника учебного центра подготовки летного состава фронтовой авиации (ПрикВО, ДВО, МВО). С февраля 2002 года - начальник управления боевой подготовки ВВС.

ТАКТИЧЕСКИЕ учения (ТУ) всегда за-нимали важное место в боевой подготовке войск. В Военно-воздушных силах до их объ-единения в 1998 году с Войсками ПВО они проводились главным образом в форме летно-тактических учений (ЛТУ). А в настоящее время в сложившейся струк-туре ВВС проводятся как ТУ с частями и подразделениями ЗРВ, РТВ, РЭБ, соединениями ПВО, так и ЛТУ с авиационными соединениями, частями 'и подразделениями. С частями и соединениями авиации и ПВО проводят-ся и совместные ТУ. Сложилось и утвердилось определение, согласно ко-торому ТУ (ЛТУ) - это высшая и наиболее сложная форма боевой подго-товки войск. Иногда в это определение добавляют слова «наиболее эффе-ктивная» (форма), но это небесспорно. Дело в том, что понятие эффективности неразрывного связано с понятием стоимости, а учения - это всегда дорогое мероприятие. Кроме того, эффективность оценивается в соответствии с целевым предназначением формы боевой подготовки, и там, где достаточно эффективен семинар либо тренировка, нет нужды про-водить учение (оно не будет эффективным). Однако как завершающий этап боевой подготовки подразделения, части, соединения ТУ (ЛТУ) безусловно, необходимы. Будут ли они эффективными - это вопрос их органи-зации и проведения. Практика показывает, что наибольшего эффекта ТУ (ЛТУ) позволяют достичь, когда проводятся на полигонах. Только там можно отработать реальные пуски ракет, бомбометания, постановку помех всех видов, т.е. все то, чем характерны современные боевые действия.

В последние годы на организацию и проведение ТУ (ЛТУ) оказывает влияние ряд основных факторов.

Во-первых, это образование нового вида ВС РФ - Военно-воз-душных сил, включивших в свой состав как прежние ВВС, так и войска ПВО. Такое объединение усложнило работу командиров и командую-щих, их штабов по организации и проведению ТУ (ЛТУ) на полигонах ВВС, но одновременно дало им такие возможности, которых не было прежде. Впервые появилась действительная возможность совместной подготовки частей различных родов войск и сил, входящих в ВВС, отра-ботки их взаимодействия, а также взаимного использования их боевых свойств в интересах повышения эффективности боевого применения.

Во-вторых, новым фактором являются известные трудности, связанные со сложившимся экономическим положением в стране в це-лом и в ВВС в частности: стареет техника, новые поступления вооруже-ния и военной техники в войска пока ничтожны; все еще не хватает го-рючего, недостает финансовых средств для проведения полноценной боевой подготовки; в войсках не развивается учебная материально-тех-ническая база, оборудование полигонов также устарело, усложнились социально-бытовые условия на полигонах как постоянного, так и пере-менного состава. Единственным положительным моментом в воздейст-вии этого фактора является то, что командиры научились считать, дей-ствительно беречь и целенаправленно использовать на боевую подго-товку каждую выделенную копейку, каждый литр топлива. Изыскиваются и внебюджетные средства там, где это возможно, осо-бенно для улучшения социально-бытовых условий личного состава.

В-третьих, дает о себе знать десятилетний спад в боевой подго-товке частей и соединений. За это десятилетие естественным образом сменилось поколение офицеров в звене «подразделение - часть», уш-ли в запас профессионалы, имевшие опыт полноценной боевой подго-товки, в том числе организации и проведения учений. На их место при-шли командиры, выросшие в условиях, когда летчики почти не летали, подразделения ЗРВ не несли боевого дежурства, не практиковались их полевые выходы. Полковые учения частей родов войск, особенно свя-занные с выездом на полигон, проводились редко.

В-четвертых, значительно сократилось число полигонов, мно-гие из хорошо оборудованных полигонов остались на территории рес-публик бывшего СССР, ныне независимых государств. Некоторые по-лигоны уменьшились территориально из-за новой конфигурации госу-дарственной границы России.

Каждый из названных факторов породил немало проблем, часть из которых уже решается, а пути решения других достаточно ясно обозначились.

Одной из проблем, связанных с объединением ВВС и Войск ПВО, явились существенные различия в руководящих и нормативных докумен-тах, регламентирующих боевую подготовку. В них использовались раз-личные понятия, а в одни и те же термины порой вкладывался разный смысл. Например, в Войсках ПВО не применялась такая категория, как «наземная подготовка», в ВВС не использовалось такое понятие, как «боевое слаживание подразделений, частей, соединений» и т.д. В связи с этим возникло много вопросов, в частности, как соотносятся командирская и наземная подготовка, боевая слаженность и слетан-ность, ТУ и ЛТУ? Очевидно, что нужны были новые, единые документы, регламентирующие все формы боевой подготовки подразделений и частей различных родов войск ВВС.

С этой целью был выполнен ряд научно-исследовательских работ, по результатам которых проведены совместные семинары и конферен-ции с участием представителей войск. Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина и Военного университета ПВО им. Г.К. Жукова, дру-гих вузов и научно-исследовательских организаций ВВС.

В настоящее время работа по созданию единой нормативно-право-вой базы в области боевой подготовки ВВС, в том числе организации и проведения ТУ (ЛТУ) на полигонах, находится в стадии завершения.

Для оценки результатов боевой подготовки в частях различных родов войск, в том числе результатов учений, использовались существенно раз-ные показатели и критерии. Понятно, что критерии оценки, например, для бомбардировочного авиаполка и радиотехнической бригады не могут не различаться, но принципы их формирования должны быть, на наш взгляд, едиными. Например, в зенитных ракетных частях до недавнего времени существовал такой критерий результатов боевой стрельбы как «промах в норме», что, по нашему мнению, принципиально неверно.

Учения, проводимые на полигонах, до недавнего времени носили «родо-вой» характер, т.е. к ним привлекались части (подразделения) одного ро-да войск. Это происходило в силу традиций, а также потому, что такие учения требуют, на первый взгляд, меньших затрат. В настоящее время учения на полигонах ВВС становятся все более общевойсковыми (совме-стными), что, во-первых, отражает природу современного боя, а во-вто-рых, дает в конечном счете положительный экономический эффект, так как части различных родов войск (например, ЗРВ и ударная авиация) вы-полняют присущие им задачи, одновременно «подыгрывая» друг другу.

В связи с этим изменяется целевое предназначение полигонов: те из них, которые использовались только для отработки задач ПВО, дообо-рудуются в качестве наземных полигонов и т.д. Эта работа будет про-должена. Требуется и дальнейшая активизация части полигонов на тер-ритории страны, с тем чтобы центральные полигоны ВВС были так же доступны для проведения учений, как и полигоны объединений ВВС. Ведь центральный полигон ВВС Ашулук, хотя и расположен на грани-це европейской и азиатской частей России, не подходит для проведе-ния учений, например, частей и соединений ВВС, базирующихся в За-байкалье и на Дальнем Востоке.

Оборудование полигонов нуждается в совершенствовании и развитии. Это касается в первую очередь траекторно-измерительной аппаратуры и других средств объективного контроля. Современные информацион-ные технологии позволяют в реальном масштабе времени обрабаты-вать, объективно оценивать и предоставлять для последующего анали-за результаты учебно-боевых действий войск. Это в равной мере отно-сится как к действиям ударной авиации, так и сил ПВО.

Опыт войн последних лет показал всевозрастающее влияние радио-электронной борьбы на ход и исход боевых действий. В связи с этим важнейшее значение для поучительности учений имеет помеховая обстановка. У нас есть современные средства постановки помех, важно обеспечить ими все полигоны ВВС и продуманно использовать их во время учений.

Проводимые учения иногда сопровождаются случаями травматизма людей, повреждения боевой техники, а также вылета воздушных ми-шеней, ракет и других средств поражения за границы полигона. Это недопустимо, однако было бы неправильным считать, что подобные случаи однозначно связаны с усложнением учебно-боевой обстановки. Чаще всего это результат человеческих ошибок, которые имеют место из-за «недоученности», а также нарушений, т.е. сознательного отступления от установленных норм безопасности. Поэтому разного рода упрощения, допускаемые иногда на учениях под предлогом обеспечения безопас-ности, не являются оправданными. На учениях должна отрабатываться вся совокупность действий, характерных для боевого применения подразделения и части того или иного рода войск, включая весь комп-лекс вопросов боевого обеспечения (разведка, тактическая маскировка и т.д.). Для этого необходимо создавать соответствующий тактический фон, с тем чтобы командиры получали практический опыт учета всех этих элементов при принятии решений.

Фактор «недоученности» подразделений и частей особенно ощутимо проявляется при совместных учениях на полигоне. При значимых мате-риальных затратах (средняя цена запуска мишени, пуска управляемой ра-кеты, вылета самолета составляет миллионы рублей) эффективность под-готовки расчетов будет минимальной, если мишень (цель) не будет обна-ружена или не обстреляна по вине личного состава. Поэтому военной науке еще предстоит обосновать требуемый уровень подготовки противо-борствующих сторон на совместных учениях. Существующие три катего-рии сложности воздушной обстановки не перекрывают множество вари-антов боевого применения сил и средств противоборствующих сторон. Эта задача усложняется в существующих условиях недофинансирования, когда в середине учебного периода приходится в авральном порядке кор-ректировать планы подготовки войск, нередко нарушая логические це-почки в их подготовке (последовательность, периодичность и т.д.).

Перспективным направлением обучения расчетов по видам подго-товки и их слаживания в процессе организации совместных ТУ (ЛТУ) является использование современных учебно-тренировочных средств (УТС), разработанных на основе единой военно-технической полити-ки, широкого использования в них новых информационных техноло-гий, а также современных аппаратных средств. В пользу этого решения свидетельствует и тот факт, что только затраты на подготовку боевых расчетов частей ЗРВ с использованием тренажных средств в 9-12 раз меньше, чем с использованием реальных летательных аппаратов.

Анализ возможностей по созданию современных средств подготов-ки боевых расчетов частей ЗРВ показывает, что решение задач боевой подготовки должно базироваться на внедрении в войска перспектив-ных УТС и создания на их основе современных тренажных комплексов и тренажных систем, а также учебных классов для проведения совме-стной подготовки. В состав перспективных УТС наряду с имитацион-ными средствами, обеспечивающими практическое слаживание расче-тов на штатных рабочих местах, должна входить автоматизированная обучающая система, обеспечивающая контроль начальных знаний обу-чающихся, их теоретической базы по необходимым видам подготовки и оценку уровня их индивидуальной подготовленности.

В настоящее время на повестку дня поставлена проблема централи-зованного автоматизированного управления разнородными силами и сред-ствами (ударной авиацией, силами ПВО различной подчиненности и т.д.) при ведении боевых действий. Очевидно, что такое управление должно также отрабатываться на учениях (вначале на исследовательских, а впоследствии и по планам боевой подготовки). Опыт проведения тако-го крупномасштабного учения, как «Оборона-2000» на полигоне Ашу-лук в 2000 году, показал, что в этом направлении требуется решить не-мало проблемных вопросов.

Наши научно-исследовательские институты, вузы, центры боевого применения исследуют вопросы использования новых и модернизиро-ванных образцов вооружения и боевой техники, средств поражения, разрабатывают новые способы боевых действий и тактические прие-мы. Очевидно, что прежде чем поступить в войска, все это должно быть опробовано на полигонах в ходе исследовательских ТУ (ЛТУ).

Наконец, нельзя не отметить ту важную роль, которую играют по-лигоны ВВС и проводимые на них учения в вопросах международного военного сотрудничества. Вооруженные силы стран, входящих в объ-единенную систему ПВО СНГ, регулярно участвуют вместе с ВС РФ в учениях серии «Содружество». По существу, это единственная воз-можность в условиях мирного времени проверить реальную боевую выучку национальных войск и сил ПВО.

Тактические учения с боевыми стрельбами на полигонах ВВС про-водят и армии других стран, на вооружении которых находится наша боевая техника. С этой точки зрения можно сказать, что полигоны играют важную роль в укреплении международного авторитета Рос-сии в военной сфере.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации