Аттестация военно-учебных заведений опыт, проблемы, уроки

«Военная мысль» №9. 2004г (стр.76-80)

НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И СООБЩЕНИЯ

Аттестация военно-учебных заведений: опыт, проблемы, уроки

Полковник Э. Е. ТУЗОВ,

кандидат военных наук

СИСТЕМА военного образования - неотъемлемая составная часть системы профессионального образования страны. Военно-учебные заведения Минобороны России работают в общем правовом поле с гражданскими высшими учебными заведениями и руководствуются единым законодательством в области образования. Вместе с тем военные вузы имеют свои особенности, обусловленные спецификой военной службы, особенностями формирования кадрового заказа на подготовку военных специалистов и рядом других факторов. Этим предопределено тесное сотрудничество Министерства обороны с федеральным органом управления образованием - Министерством образования и науки Российской Федерации.

Одна из главных сторон такого сотрудничества - регламентация деятельности военно-учебных заведений. Их регистрация и лицензирование были проведены в установленные сроки без особых проблем и достаточно организованно. Несколько сложнее обстояло дело с аттестацией и государственной аккредитацией. Однако в течение 2002 года Главному управлению кадров Минобороны России совместно с Департаментом лицензирования, аккредитации и аттестации Минобразования России (тогда еще управлением) удалось положительно решить основные проблемные вопросы, связанные с особенностями проведения этих процедур в военно-учебных заведениях. В ноябре 2002 года было подписано Соглашение о взаимодействии между Минобороны России и Минобразования России при проведении лицензирования, аттестации и государственной аккредитации военно-учебных заведений. С февраля 2003 года вузы Минобороны в соответствии с указанным Соглашением и согласно утвержденному графику приступили к прохождению аттестации и государственной аккредитации.

Сейчас завершен первый этап совместной работы двух министерств в этом направлении. По состоянию на 1 июня 2004 года 36 военно-учебных заведений успешно прошли комплексную оценку их деятельности и получили положительное заключение об аттестации, 22 из них аккредитованы. Таким образом, можно подвести первые итоги и наметить пути дальнейшего совершенствования этой работы.

Необходимо отметить, что большая подготовительная работа, проведенная Главным управлением кадров Минобороны России совместно с Минобразования России (ныне Министерство образования и науки России), а также работа, проделанная начальниками военных вузов и самими военно-учебными заведениями, в целом сыграла положительную роль в успешном прохождении этих процедур. Хотелось бы отметить плодотворное участие в этой работе и понимание проблем военных вузов со стороны руководства Министерства образования и науки Российской Федерации.

Анализ первых результатов аттестации и государственной аккредитации военно-учебных заведений показывает (это подтверждают и авторитетные эксперты), что положение дел в них в основном отвечает аккредитационным требованиям. Однако проведение указанных процедур высветило и ряд проблем, значение которых недооценивалось прежде. В их числе - недостаточный научный потенциал периферийных вузов, низкий уровень информационно-методического обеспечения, недостаточное количество монографий и учебников, подготовленных профессорско-преподавательским составом этих вузов и изданных в них, «внешняя» невостребованность научных исследований.

С февраля 2003 года органы управления военным образованием стали рассматривать деятельность военно-учебных заведений под другим углом зрения - с учетом требований действительно независимой экспертизы. В результате оказалось, что некоторые военные вузы, считавшиеся ранее вполне благополучными и имеющие богатые традиции в подготовке военных кадров, не смогли бы в процессе аттестации пройти комплексную оценку своей деятельности. И в этом не только их вина. Просто изменились подходы, возросли требования и уточнились критерии оценки.

Тщательный анализ итогов пройденного пути позволил определить те направления деятельности, на которые требуется обратить самое пристальное внимание, где необходимо немедленно выправлять положение, сложившееся зачастую по вполне объективным причинам.

В первую очередь это касается повышения качества информационно-методического обеспечения образовательного процесса. Практически во всех вузах Минобороны, которые подвергались и 2003 и 2004 годах контрольным проверкам накануне проведения их аттестации, отмечалось наличие серьезных недостатков в состоянии их библиотечного и учебно-информационного фондом. Данный аккредитационный показатель определяет общие требования к объему фондов основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для обеспечения образовательного процесса, и том числе к процентному соотношению литературы с соответствующими грифами, а также к степени устареваемости литературы.

Такое положение сложилось в связи с тем, что длительное время военные вузы финансировались на минимальном пределе достаточности. Главным было сохранить имеющееся, а на развитие инфраструктуры, учебно-материальной базы и информационно-методическое обеспечение просто не хватало выделяемых материальных и финансовых средств. Но, несмотря на все трудности, вузы, которые согласно графику прошли процедуры аттестации и государственной аккредитации, смогли в короткие сроки достаточно успешно решить эту проблему. Надо отдать должное всему руководящему и преподавательскому составу вузов, руководителям органов военного управления, которые в этих сложных условиях делали все возможное, чтобы выправить положение и поддержать на должном уровне престиж отечественной военной школы.

Практика последних двух лет показала, что там, где действовали по принципу «дорогу осилит идущий», эти задачи решались успешно. Так, за счет сил и средств начальников, которым подчинены вузы, была проведена закупка учебников, учебно-методических пособий с различными грифами в военно-учебных заведениях Космических войск, Ракетных войск стратегического назначения, вузах ГАБТУ. За счет внебюджетных средств этот вопрос практически был решен в Тамбовском и Воронежском военных авиационных институтах, а также в Военном университете РХБЗ. Спонсорская помощь обеспечила приведение данного аккредитационного показателя к требуемому значению в Тюменском филиале Военно-инженерного университета.

Эти и другие проблемы образовательной деятельности вузов детально обсуждались в ходе учебно-методического сбора с руководящим составом органов военного управления и военно-учебных заведений, который был проведен в мае 2004 года. На сборе отмечалось, что сегодня особенно остро стоит проблема наращивания средств вычислительной техники и ее применения в учебном процессе, в научной деятельности и управлении военным образованием. Необходимы дополнительные меры, направленные на повышение качества подготовки состава научно-педагогических кадров, увеличение объемов финансирования научных исследований, особенно фундаментальных.

Следует отметить, что по этим направлениям уже немало сделано. Многим вузам Минобороны в процессе подготовки к аттестации была оказана помощь, которая позволила решить часть проблем. Кроме того, с 2004 года начато финансирование мероприятий федеральной программы совершенствования системы военного образования, призванной вывести военное образование на качественно новый, более высокий уровень. В соответствии с этой программой уже в 2004 году 10 вузов и 3 органа управления военным образованием будут подключены к сети Интернет, а в 2005 году завершится работа по подключению к глобальной сети остальных вузов Минобороны России. Было бы целесообразно выделяемые программой средства в первую очередь направить вузам, находящимся в более тяжелом положении, которым еще предстоит в рамках аттестации и государственной аккредитации пройти комплексную оценку своей деятельности.

В ходе совместной работы с Минобразования и науки по аттестации и аккредитации военных вузов была получена практика оценки их деятельности с помощью такого критерия состояния дел в военно-учебных заведениях, как индекс соответствия «J». На его основе проводится объективная ранжировка военных вузов по их соответствию лицензионным и аккредитационным требованиям. В настоящее время наиболее полно им соответствуют Военная академия Генерального штаба, Военно-морская академия, Военно-космическая академия, Военно-медицинская академия и Военный институт физической культуры.

Однако прохождение процедур лицензирования, аттестации и аккредитации в целом стало для вузов и Министерства обороны ощутимым финансовым бременем. Оплата работы экспертной комиссии в среднем для вуза составляет 150-250 тыс. руб. Дополнительного финансирования для возмещения этих расходов бюджетом не предусмотрено. Кроме того, комплексная оценка деятельности вузов проводится в основном гражданскими специалистами, по роду своей деятельности слабо владеющими вопросами подготовки именно военных специалистов. В результате не в полной мере достигается главная цель: проверка состояния образовательной деятельности вуза на предмет подготовки высококвалифицированных специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации.

Поэтому назрела необходимость в организации более тесного взаимодействия двух министерств на основе ранее заключенного Соглашения. Это касается в первую очередь отбора экспертов в состав аттестационных комиссий по научной работе, а также по гуманитарным, общепрофессиональным и естественно-научным дисциплинам. Было бы правильным дать возможность органам управления военным образованием предлагать таких экспертов из военных вузов. И не надо опасаться, что тем самым Минобороны пытается поручить для себя какие-то послабления, ведь у преподавателей-военнослужащих высоко развиты самодисциплина, требовательность и ответственность за конечный результат.

Но это, так сказать, первые шаги. В перспективе необходимо рассмотреть вопрос о делегировании Министерством образования и науки Министерству обороны права самостоятельно осуществлять контроль в военно-учебных заведениях за соблюдением лицензионных и аккредитационных требований и условий осуществления образовательной деятельности, а также устанавливать при проведении аттестации соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников вузов требованиям государственных образовательных стандартов. Дело в том, что каждое военно-учебное заведение в обязательном порядке периодически подвергается всесторонней проверке или инспектированию, в ходе которых используются критерии и методы, разработанные для комплексной оценки деятельности высших учебных заведений в ходе их аттестации. Органы управления военным образованием получили необходимый опыт организации и проведения этой работы, в том числе при работе в составе аттестационных комиссий.

Положительное решение этого вопроса позволит Министерству обороны, не выходя за рамки единого правового поля общегосударственной системы профессионального образования, исключить дублирование контроля за деятельностью военно-учебных заведений Министерства обороны и повысить его эффективность. Результаты аттестационной экспертизы военно-учебных заведений Министерства обороны в установленном порядке будут представляться в Министерство образования и науки для принятия им соответствующего решения и выдачи свидетельств об аккредитации.

Необходимо отметить, что за минувший год в Министерстве обороны сформировался четкий алгоритм действий руководящего и преподавательского состава вузов в процессе подготовки к аттестации и в ходе ее проведения. Однозначно понята необходимость обновить содержание обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами нового поколения и квалификационными требованиями к выпускникам. Одновременно следует продолжать работу по формированию госстандартов на военные специальности, внедрение которых позволит военно-учебным заведениям наиболее полно обеспечить оптимальное сочетание требований к военно-профессиональной подготовке с требованиями высшей школы к фундаментальным основам образования.

Что касается последующей работы, то в Главном управлении кадров внимательно анализируется все, что связано с перспективой «вхождения» России в Болонский процесс, с переходом к двухступенчатой структуре высшего образования по схеме «бакалавриат - магистратура». Если будет принято решение о переходе высшей школы страны к двухступенчатой структуре высшего образования, представляется целесообразным в качестве базового образования при подготовке офицеров избрать бакалавриат. При этом необходимо будет учитывать одну из главных особенностей подготовки военных кадров. Она состоит в том, что вузы готовят выпускников не для открытого рынка труда, а целевым назначением на конкретные воинские должности в войсках и на флотах. Необходимость обеспечения высокой боевой готовности требует, чтобы выпускник в кратчайшие сроки был в состоянии исполнять свои обязанности в соответствии со служебным предназначением.

Планируемый переход к двухуровневой структуре военного образования, необходимость сохранения высокой военно-профессиональной направленности подготовки выпускников вузов при сокращении сроков обучения на один год потребуют от органов военного управления, руководящего и преподавательского состава вузов кардинального пересмотра содержания и организации образовательного процесса, модернизации учебно-материальной базы и внедрения новых образовательных технологий. Только своевременное и качественное решение указанных задач позволит военно-учебным заведениям успешно проходить процедуры лицензирования,


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации