ВОЕННАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6(11-12)/2001

ВОЕННАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Военное науковедение и методология военной науки

Генерал-майор в отставке В.Д. РЯБЧУК,

доктор военных наук, заслуженный деятель науки РФ

В статье автор на основе богатого личного опыта дает свое видение системы военных наук, роли и проблематики военного науковедения, показывает, что сегодня эффективность решения сложных проблем военной безопасности государства прямо связана с уровнем развития методологии научных исследований.

В ПОСЛЕДНИЕ годы в публикациях журнала повышенное внимание стало уделяться фундаментальным проблемам военной науки. Достаточно сослаться на статьи М.А.Гареева, С.А. Тюшкевича и В.А.Виноградова («Военная мысль» № 1,2,3,6 за 2000 год, № 1,2 за 2001-й), представивших результаты своих исследований основ военной науки, ее методологии. Эти исследования в совокупности с давней дискуссией по военной науке и конференциями Академии военных наук вписываются в содержание сравнительно нового научного направления - военного науковедения.

Попытаемся разобраться, что же это такое.

Необычайно быстрый рост в XX веке значения науки во всех сферах человеческой практики вызвал настоятельную потребность во всестороннем анализе особенностей научной деятельности, роли и перспектив развития самой науки. Появляется новая отрасль знаний - науковедение. Науковедение - самостоятельная отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими сферами материальной и духовной жизни общества. К числу основателей науковедения можно отнести таких выдающихся ученых, исследователей природы научных знаний, будущего науки, как К.А. Тимирязев и В.И.Вернадский. В 60-е годы науковедение оформилось в самостоятельную отрасль исследований. Капитальные исследования предмета, содержания и проблем науковедения были проведены советскими учеными Г.М.Добровым, Б.М.Кедровым, С.Р.Микулинским, Н.И.Родным, Д.М.Гвишиани и др. Поскольку науковедение ставит своей целью разработку теоретических основ повышения эффективности научной деятельности, то в последнее время в нем все более четко выделяется ведущая роль методологии организации и проведения научных исследований и методологии решения проблем управления не только конкретной наукой, но и собственно ее предметом.

Методология как особая рефлексивная (по отношению к другим научным дисциплинам) область науки, предметом которой являются методы познания и преобразования действительности, подразделяется на три уровня:

философскую методологию, включающую общие принципы познания мира, закономерностей человеческого мышления и деятельности вообще;

общенаучную, разрабатывающую методологические принципы, общие для всех областей науки и техники;

специальную (конкретно-научную), которая представляет собой совокупность методов и принципов, а также процедур исследования, применяемых в соответствующих областях знаний.

В своем развитии, начиная с периода античных мыслителей и до наших дней, наука прошла этап признания ее единства, затем расчленения на научные знания о природе (физика), обществе (этика) и мышлении (логика). В дальнейшем произошло еще большее обособление наук (выделение математики, механики и т.д.), которые, в свою очередь, не избежали многократного дробления в связи с углублением знаний и совершенствованием методов исследования.

Развитие научного метода долгое время было привилегией философии. В XX веке методологические средства становятся гораздо более дифференцированными и в конкретном своем виде все чаще вырабатываются в недрах той или иной научной области. Вместе с тем возникает настоятельная потребность во взаимодействии различных наук и их интеграции на системной основе. Важную роль в науке начинают играть такие ее отрасли, как системология, математика, кибернетика, исследование операций, а разработка методологических проблем занимает все более важное место в системе научных исследований.

С информационной точки зрения наука может рассматриваться как сложная динамическая система, созданная человеком для сбора, анализа и переработки информации в целях получения новых знаний (истин), новых их практических приложений. И чем сложнее ее структура и разнообразнее способы функционирования, тем все более необходимым становится науковедение, открывающее механизмы управления ею. Стратегическая задача здесь заключается в переходе от эпизодических воздействий на научные системы с помощью частных рекомендаций и мероприятий к систематическому диагнозу состояния, анализу тенденций и прогнозу будущего развития науки, а также в создании и использовании для этих целей автоматизированных систем управления.

Особое место в системе наук занимают военные науки, поскольку они непосредственно связаны с решением проблем обеспечения безопасности государства, исследуют конкретные вопросы военного противоборства систем, преследующих противоположные (антагонистические) цели, т.е. процессы, носящие двусторонний характер.

Происходящие в настоящее время кардинальные изменения в международных отношениях, в экономических, социальных и геополитических условиях функционирования государства резко повысили роль военных наук в решении большого числа новых фундаментальных военно-теоретических, военно-практических и общечеловеческих (общесистемных) проблем, проблем обеспечения безопасности мирового сообщества в целом. Все они относятся к числу методологических. Поэтому возникла необходимость в появлении на стыке общего науковедения и проблем военной теории и практики новой области знаний - военного науковедения. Представляется, что именно военное науковедение, всесторонне развивая методологический инструмент военной науки, может вывести на магистральный путь решения проблем безопасности, широко и активно обсуждаемых не только в СМИ, в среде ученых, но и на государственном уровне.

Одной из специфических проблем военного науковедения является определение (дефиниция) военной науки, ее целей и задач, предмета и объекта исследования, а задачами - выработка научных критериев классификации военных знаний, разработка методов обоснования научных результатов и эффективности практических рекомендаций.

Значительный вклад в решение методологических проблем военной науки внесла первая научно-теоретическая конференция Академии военных наук, проведенная в 1995 году. Большинство выработанных конференцией рекомендаций по сути относятся к основам военного науковедения. Опираясь на них, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, не может быть отвлеченной, годной на все случаи жизни классификации научных знаний. Все зависит от того, в каких целях и исходя из каких научных критериев она осуществляется. Науки различаются прежде всего по предмету познания, а именно по тому, какие закономерности и объективные явления они познают. Для каждой науки особенно важно то, что отличает ее от других, составляет ее специфику.

Во-вторых, войну как сложное общественное явление могут и должны изучать многие науки. Они образуют систему знаний о войне и армии, которая включает в себя: общее учение о войне (ее философские, политико-экономические и социально-психологические основы), знания, связанные с невоенными формами борьбы с противником; собственно военную науку, занимающуюся познанием вооруженной борьбы; военную проблематику других общественных, естественных и технических наук. В ряде областей знаний военная проблематика становится настолько специфичной, что, сохраняя свои связи с базовыми науками, постепенно превращается в специальные отрасли военных знаний и тесно примыкает к военной науке. Это в определенной степени уже произошло с военной географией, военной экономикой, автоматизацией управления войсками (силами) и военной кибернетикой, военной педагогикой и психологией. Аналогичный процесс происходит с военной системологией, военной конфликтологией, военной футурологией и с уже упомянутым военным науковедением.

Нельзя отождествлять предмет и объект военной науки. Объектом военной науки, как и многих общественных и технических наук, являются война, вопросы военного строительства в целом. Но предмет ее значительно уже. Военная наука призвана в первую очередь исследовать специфические объективные процессы, которые никакая другая отрасль науки познать не в состоянии: характер вооруженной борьбы, способы ее подготовки и ведения в стратегическом, оперативном и тактическом масштабе; состав, организацию и техническое оснащение Вооруженных Сил; управление (руководство) войсками (силами) в мирное и военное время; воинское обучение и воспитание; прошлый военный опыт и др.

В-третьих, важнейшим науковедческим принципом классификации военно-научного знания в настоящее время является предметно-проблемный подход, согласно которому структура военной науки разделяется на совокупность теорий по предмету исследования (теория военного искусства, теория воинского обучения и воспитания и т.д.) и по проблемной классификации (теория управления, теория видов Вооруженных Сил и т.д.). Таким образом, военная наука в совокупности с сопредельными с ней военными отраслями общественных, естественных и технических наук в собирательном смысле может рассматриваться как система военных наук.

В последнее десятилетие основное внимание в военной науке уделялось обоснованию важнейших положений военной доктрины государства в новых условиях, содержания и направлений развития военной реформы, необходимости создания системы коллективной безопасности стран СНГ. Усилия военных ученых и научных коллективов сосредоточивались на обобщении опыта локальных войн, на совершенствовании видов Вооруженных Сил, дальнейшем развитии организационной структуры формирований родов войск, совершенствовании форм и методов подготовки и ведения операций (боев), поиске новых способов применения войск в локальных войнах и вооруженных конфликтах, на выработке и обосновании тактико-технических характеристик перспективных систем вооружения, а также на развитии системы военного образования.

Значительный объем военно-научных исследований касался разработки новых уставных документов для войск и штабов, обоснования организационной структуры и боевого применения мобильных сил, новых форм и способов огневого поражения противника, дальнейшего развития теории и практики управления войсками (силами), особенностей применения новых систем автоматизации и связи.

В перспективе основные направления научной работы будут определяться требованиями и ходом военной реформы. С точки зрения военного науковедения к новым задачам военной науки могут быть отнесены: разработка концепции, форм и способов информационного противоборства; тактико-техническое обоснование требований к принципиально новым видам оружия; научное сопровождение разработки автоматизированных систем управления войсками (силами), построенных на основе компьютерных сетей, использования систем искусственного интеллекта; дальнейшее развитие теории военного искусства; повышение эффективности воинского обучения на основе комплексной компьютеризации учебного процесса в военных вузах и боевой подготовки войск; совершенствование форм и способов всестороннего обеспечения действий войск; оптимизация форм и методов военно-научного исследования, развитие военного науковедения, военной системологии, военной конфликтологии, военной футурологии и других новых отраслей военной науки, совершенствование методологии военной науки.

Последняя задача заслуживает особого внимания, поскольку эффективность современных военно-научных исследований как никогда ранее зависит от совершенства применяемой методологии. В первую очередь это касается исследования таких актуальных проблем, как интеллектуальное и информационное противоборство, развитие системы знаний о невоенных способах борьбы, изыскания военно-технических и оперативно-тактических средств и способов противодействия новейшим технологиям и нестандартным действиям эвентуального противника. Методология военной науки нуждается в обогащении новыми, созданными в других научных отраслях инструментами исследования. Это относится к синергетике, информациологии и другим новым научным направлениям, методику использования которых в исследованиях проблем военного дела еще предстоит разрабатывать.

Нельзя не отметить, что изменившиеся условия ведения вооруженной борьбы требуют пересмотра некоторых фундаментальных понятий. Например, опыт локальных войн указывает на необходимость по-новому взглянуть на содержание боя, который уже сегодня представляет сочетание не только и не столько удара, огня и маневра, сколько информационного, радиоэлектронного и интеллектуального противоборства. Традиционные виды боя - наступление и оборона постепенно теряют свою однозначность, грань между ними стирается, а управление войсками в военное время принимает форму управления боем. Определение системы управления как совокупности органов, пунктов и средств управления также нуждается в пересмотре.

Между тем военные ученые не спешат подвергнуть критической переоценке взгляды на основные положения уставных и других официальных документов, даже если те не вполне соответствуют новым условиям. При выработке научных рекомендаций они весьма робко используют богатейший методологический арсенал военной системологии, в том числе моделирования - физического, математического, ситуационного, эвристического. Поэтому смелый и обоснованный пересмотр привычных постулатов можно считать одним из важнейших принципов совершенствования военной науки.

Большой энциклопедический словарь: В 2-хт. М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т.2. С.11.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации