К вопросу о концепции огневого поражения противника в общевойсковых операциях

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ №4/1998, стр. 70-75

К вопросу о концепции огневого поражения противника в общевойсковых операциях

Генерал-майор В.А..КОНДРАТЬЕВ, член-корреспондент АВН, кандидат военных наук, профессор

Полковник А.М.БАРАБАНОВ, кандидат военных наук

В ПОСЛЕДНИЕ годы на страницах военной печати, в том числе журнала «Военная мысль», ведутся научные дискуссии по проблемам реорганизации Вооруженных Сил Российской Федерации, а, следовательно, подготовки и ведения ими боевых действий. Большое внимание уделяется огневому поражению противника (ОПП), являющемуся неотъемлемой частью боевых действий. Наибольший удельный вес в системе форм боевых действий имеют общевойсковые операции, где главную роль играют Сухопутные войска.

ОПП составляет основу любого способа ведения операции. Это наглядно показал опыт Второй мировой войны и локальных войн современности, в частности в зоне Персидского залива. Но изменения условий вооруженной борьбы не могут не сказаться на развитии теории и практики

ОПП. Поэтому особый интерес вызывают публикации по теории ОПП в современных операциях и предложения по реализации ее положений.

Эти публикации, безусловно, способствуют осмыслению различных аспектов ОПП, решению научных и практических задач, дальнейшему развитию теории и уточнению положений руководящих документов. Вместе с тем их анализ показывает, что многие проблемы ОПП связаны с методологией, где исключительно велика роль принятой концепции. При этом выявляются определенные расхождения во взглядах представителей различных видов ВС министерств и ведомств, а также некоторое смешивание концепции и теории ОПГГ. Все это побудило нас рассмотреть именно концептуальные основы ОПП в операциях, учитывая результаты исследований, в том числе разработанные методики его планирования.

Для обсуждения концепции ОПП необходимо, прежде всего, однозначное понимание оппонентами ее сущности. В общенаучном понимании концепция - это определенная трактовка какого-либо предмета, явления, процесса; основная точка зрения на них, руководящая идея для их систематизированного освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип в том или другом виде деятельности.

В отличие от концепции теория (в узком смысле) представляет собой высшую, самую развитую форму организации научного знания, дающую целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области - предмета данной теории. Каковы же взаимоотношения концепции и теории?

Относительно теории концепция выполняет функцию направляющей программы, обусловливая разработку ее основных положений, а в последующем - конкретных практических рекомендаций. Концепция устремлена в будущее и в таком случае выступает как научная гипотеза, предваряющая создание научной теории. Все это в полной мере относится к концепции ОПП, и в частности ОПП в операциях.

Ввиду того что концепция предваряет теорию, основные идеи, догадки, положения будут основаны на выявлении тенденций развития военного искусства, в том числе ОПП. При этом должны соблюдаться такие основные требования методологического характера, как объективность, системность и логичность.

Объективность не позволяет переоценивать роль отдельных образцов вооружения, какими бы высокими характеристиками они ни обладали, а также видов ВС и родов войск в ОПП и достижении цели операции, требует считаться с реальным положением вещей, избегать декларативности. Системность предполагает рассмотрение ОПП как составной части операции, цель которой является интегрирующим фактором действий всех разнородных сил. Логичность означает соблюдение правил логики при формулировании понятий и выводе основных положений ОПП, что особенно важно в мирное время, когда нередко они не могут быть проверены практикой.

Рассмотрев общий смысл понятия «концепция», конкретизируем его применительно к ОПП. Концепция ОПП должна, прежде всего, дать трактовку самого понятия ОПП, так как до сих пор не прекращаются споры относительно сущности ОПП и участвующих в нем сил. Вместе с тем концепция ОПП должна быть связана и с практикой, ибо ею руководствуются не только военные ученые, но и органы управления различного уровня и принадлежности и существуют различные взгляды на методы их работы по планированию, организации и осуществлению ОПП.

Таким образом концепция ОПП - это обоснованная точка зрения на сущность ОПП и ведущая идея, лежащая в основе теории и практики его подготовки а осуществления в различных формах боевых действий.

Определяя сущность ОПП, одни считают его действием, другие - результатом действия. Неоднозначная трактовка ОПП объясняется расхождением во взглядах представителей различных видов ВС и родов войск. Поэтому необходимо сформулировать общее для всех определение ОПП.

Анализируя любой вид человеческой деятельности, можно сделать вывод, что она представляет собой цепочку «цель - средство - результат». При этом чаще всего, особенно в военном искусстве, основной задачей является поиск и реализация способов достижения конкретной поставленной цели имеющимися (выделенными) силами и средствами, т.е. организация процесса. Не составляет исключения и ОПП: его следует рассматривать не как результат, а как целенаправленное организованное воздействие разнородных сил на группировки противника обычным оружием в целях нанесения ему запланированного ущерба.

Такое общее определение в целом раскрывает сущность ОПП, однако требует конкретизации относительно сил, осуществляющих его в общевойсковой операции (бою). По характеру огневых действий можно выделить силы ближнего боя (мотострелковые войска, танки и ПТС), силы нападения (ракетные войска и артиллерия, авиация), силы активной защиты (наземные и воздушные силы ПВО). Из них только для сил нападения огневые действия составляют цель и основное содержание боевых действий, а самое главное, приобретают самостоятельные формы. В годы Великой Отечественной войны такими формами были артиллерийское и авиационное наступление, а теперь - огневые налеты, удары и т.п. В то же время огонь и маневр общевойсковых подразделений в ближнем бою сливаются в единый процесс.

Итак, ОПП в общевойсковой операции (бою) представляет собой воздействие силами ракетных войск и артиллерии и авиации (фронтовой и армейской) обычным оружием на противостоящую наземную или надводную группировку противника в целях нанесения ей намеченного ущерба. Именно их следует называть силами ОПП, которые подготавливают, поддерживают и сопровождают действия других родов войск.

Концепция должна также конкретизировать ОПП применительно к операциям, и первое ее положение связано с понятием противостоящей группировки противника. Основной постулат: границы ОПП обусловлены не досягаемостью средств, а составом противостоящей группировки противника. Кроме того, ОПП, как организационный процесс, имеет структуру, конкретные формы и периодизацию. Как известно из системологии, создание любой структуры обусловлено выполнением определенной функции. В составе противостоящей группировки имеются различные силы, что определяет выделение, по крайней мере, двух задач ОПП, а, следовательно, и двух его структурных уровней в каждом звене управления.

Первый уровень (общее ОПП) объединяет задачи ОПП, выполняемые в интересах собственно операции и по плану старшего начальника, второй (непосредственное ОПП) - задачи ОПП в интересах подчиненных войск (тех или иных элементов оперативного построения). Объектами общего ОПП обычно являются средства нападения, органы управления и резервы, а непосредственного - силы первого эшелона формирования, эквивалентного в типовых условиях нашему объединению. Отметим принципиальное отличие такого понимания непосредственного ОПП от существующих взглядов, связывающих его лишь с батальонами первого эшелона.

К сожалению, до сих пор нет единого мнения относительно форм ОПП. По нашему представлению, формы ОПП должны соответствовать общим формам боевых действий, поэтому могут иметь место огневые налеты, удары, бои, сражения и операции, а также систематические огневые действия. При этом целевые, организационные и пространственно-временные границы форм ОПП будут на ступень ниже соответствующих форм боевых действий. Высшая форма ОПП слагается из нескольких низших: например, проведение в определенные сроки не менее двух огневых налетов предполагает ОПП в форме огневого удара. По своей сущности огневыми ударами являются огневая контрподготовка в обороне или огневая подготовка в наступлении.

Периодизация ОПП связана с подготовкой и действиями общевойсковых и других сил в бою и операции. Именно с ее использованием осуществляется целевое взаимодействие разнородных сил и могут быть согласованы усилия по нанесению потерь противнику. Однако в настоящее время периодизация рассматривается в рамках лишь непосредственного ОПП в бою. Например, с атакой связаны действия как наступающих, так и обороняющихся тактических формирований (подразделений), но соответствуют друг другу лишь два периода ОПП - огневая поддержка атаки в наступлении и огневое отражение атаки в обороне, причем их границы не совпадают: огневая поддержка атаки может продолжаться до овладения войсками районами обороны бригад (полков) первого эшелона противника, а огневое отражение атаки - до овладения противником позициями батальонов первого эшелона. Периода ОПП, аналогичного огневой подготовке атаки, в обороне не существует.

Кроме того, на наш взгляд, в рамках общего и непосредственного ОПП в операции необходимо выделять соответствующие периоды. Их количество и границы должны быть увязаны с действиями формирований войск (сил) сторон. В типовых условиях будет три таких периода. Первый период целесообразно связывать с подготовкой достижения войсками целей операции, второй - с выполнением ими первой (первоочередной) задачи, третий - с выполнением второй (последующей) задачи. Подобная периодизация сохраняется и при дальнейшей градации боевых задач.

Начальная часть наименований периодов ОПП может быть следующей: огневая подготовка, огневая поддержка, огневое сопровождение, а заключительная может указывать на цели и характер действий соответствующих формирований. Например, в типовых условиях армейской оборонительной операции могут выделяться огневая подготовка отражения наступления первого эшелона противника, огневая поддержка соединений наших войск при обороне ими первого рубежа, огневое сопровождение их отхода на второй оборонительный рубеж. Для обеспечения действий авиации может проводиться огневая подготовка и поддержка ее пролета.

ОПП, как организационный процесс, связано с работой органов управления, поэтому концепция должна раскрыть основную идею его подготовки и осуществления. Все разногласия, так или иначе, касаются вопроса о применяемых подходах к планированию и организации ОПП в бою и операции. Это принципиальный вопрос, ибо в зависимости от его решения разрабатываются соответствующие методики.

Априори можно утверждать, что ОПП различных уровней должно организовываться и осуществляться по-разному. Операция отличается от боя, поэтому содержание и методы работы органов управления оперативного и тактического уровней по планированию и осуществлению ОПП должны быть различными. Это положение кажется тривиальным, но далеко не всегда выполняется, о чем говорит анализ опыта прошлых войн и практика войск мирного времени. Так, часто ссылаются на опыт Великой Отечественной войны, когда планирование ОПП и управление огнем централизовалось в масштабе объединений. Это возможно и сегодня при весьма ограниченном количестве сил и средств, выводимых на полигоны, однако не стоит забывать о весьма сложных реальных условиях подготовки и ведения современных операций, а, следовательно, и работы органов управления оперативного уровня по планированию и осуществлению ОПП.

ОПП имеет структуру, связанную с иерархией системы управления. В этом отношении характерным для оперативного уровня организации ОПП является отсутствие в прямом подчинении средств поражения. Поэтому управляющая информация в ОПП связывает органы управления только в низовом звене, причем на тактическом уровне - лишь органы управления и средства поражения. Эти органы управления планируют и осуществляют стрельбу и пуски по отдельным объектам, количество которых сравнительно невелико. Поэтому метод объектового планирования реален лишь на этом уровне. Сторонники же объектового планирования ОПП полагают, что в зависимости от уровня иерархии будет меняться только количество отдельных объектов и применение АСУ позволит решить эту задачу, но при этом игнорируется ряд обстоятельств.

Так, анализ новых концепций и опыта боевых действий вооруженных сил ведущих государств мира показывает, что ставка в современных операциях делается на маневр. Одним из важнейших требований к действиям своих войск является систематическая смена их положения. Например, подразделения могут менять свое положение несколько раз в сутки. Подобным образом в сочетании с другими мерами маскировки действовали войска Многонациональных сил в зоне Персидского залива и еще до начала наступления буквально измотали органы управления войск Ирака. Те просто не успевали перерабатывать и уточнять свои планы, в том числе планы ОПП, не говоря уже о своевременности их доведения до подчиненных сил и средств. Следовательно, необходимо изменять не только материальную базу планирования и осуществления ОПП, но и в первую очередь методы работы органов управления соответствующих уровней.

Исследования показывают, что объектовое планирование ОПП в операции неприемлемо не столько по причине чрезмерного даже для ЭВМ объема задач,, сколько из-за быстрого старения или просто отсутствия исчерпывающей информации, причем информации не только об объектах противника, но и об объектах управления - своих средствах поражения. Таким образом, на оперативном уровне практически невозможно контролировать действия средств поражения, т.е. осуществлять управление их ударами и огнем. Поэтому возникают сомнения относительно предложения о создании разведывательно-огневой системы (РОС) объединений, ибо в ней, по нашему мнению, заложена идея управления средствами поражения в операции.

С информацией связано следующее концептуальное положение: при подготовке и в ходе операции ОПП подразделяется на те же этапы и осуществляется на основе такой же информации, что и общевойсковые задачи. Это означает, что мероприятия командующего и штаба объединения, а следовательно, и отделов родов войск (авиации, РВиА) по планированию, организации и осуществлению ОПП должны увязываться по времени и степени детализации решаемых вопросов. Это требование опять может показаться тривиальным, но, к сожалению, оно не всегда выполняется. Не секрет, что в практике мирного времени нередко уже на этапе выработки замысла операции командующему докладывают предложения по ОПП с такой детализацией, которая может появиться лишь в результате разработки плана выполнения первоочередной задачи. Сомнений в возможности получения необходимой для этого информации, а значит, в реальности плана ОПП обычно не возникает.

Общевойсковая информация при подготовке операции, как правило, базируется на данных обзорной разведки, поэтому планирование ОПП в операции целесообразно осуществлять так называемым табличным методом. Он основан на использовании норм потребностей сил и средств ОПП, рассчитанных для типовых условий операции, и их соответствующей трансформации применительно к конкретной обстановке.

Ввиду наличия неопределенностей в исходных данных, а также старения информации в ходе подготовки операции в оперативном звене невозможна выработка оптимального плана ОПП. Здесь необходимо поэтапное планирование на основе концепции адаптивизации, т.е. по принципу «от приемлемого плана к лучшему». При этом с каждым этапом должна повышаться степень детализации планирования с учетом информации от подчиненных войск (сил поражения), которые вырабатывают свои планы ОПП.

Оптимизация планирования в оперативном звене, в принципе, и не нужна. План ОПП в связи с изменчивостью обстановки остается лишь общим ориентиром. Конкретные же условия в ходе операции требуют максимальной реализации имеющихся потенциальных возможностей сил и средств ОПП. Из этого следует важный вывод: в операции необходимо перейти от управления средствами (ударами и огнем) к управлению поисками (силами ОПП).

Для этого в оперативном звене должны определяться и ставиться не огневые задачи, а задачи ОПП. Это значит, что органы управления оперативного уровня указывают, на что воздействовать (группировку противника), чего достичь (цель ее огневого поражения), а также чем воздействовать (выделяемые силы и средства). Вопрос, как действовать, т.е. способы выполнения задач ОПП, решают непосредственные исполнители. Естественно, оперативный штаб должен указать и основные вопросы взаимодействия для согласования усилий исполнителей в интересах достижения общей цели ОПП в операции.

И еще одно концептуальное положение - о конечных целях ОПП. Можно встретить утверждения, что силы ближнего боя играли ведущую роль во Второй мировой и ряде последующих локальных войн, а с возникновением высокоточного оружия появилась возможность огневого разгрома противника, т.е. с минимальным участием мотострелков и танкистов. Будем реалистами: не говоря о невозможности создания очередного сверхоружия, вспомним, что цель операции заключается в нанесении потерь и овладении (удержании) территорией противника, а на это способны лишь силы ближнего боя. Поэтому конечная цель ОПП в общевойсковой операции - создать для войск благоприятные условия или выгодное соотношение в силах к началу ближнего боя с противником.

Таковы основные концептуальные положения по ОПП в общевойсковых операциях. Ряд из них реализован в соответствующих методиках. Но, безусловно, рассмотренные здесь вопросы далеко не исчерпывают всей глубины затронутой темы и могут быть предметом дальнейшего обсуждения.

Военная мысль. - 1993. - № 4, 7, 9; 1994. - № 2, 5, 7; 1995. - № 3, 5, 6; 1996. -№ 1.3, 5; 1997. - № 6; 1998. - № 1.

Большая Советская Энциклопедия. - М.: Сов. энциклопедия, 1973.- Т. 13. - С. 95.

Там же. - Т. 25. - С. 434.

Военный энциклопедический словарь. - 2-е изд. - М.: Воениздат, 1986. - С. 506, 528.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации