Информационно-аналитическое обеспечение военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами пути решения проблемы

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ №4/1998, стр. 33-37

Информационно-аналитическое обеспечение военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: пути решения проблемы

Полковник Ю.Н. РАЗУМНЫЙ,

доктор технических наук,

действительный член Академии космонавтики

СКЛАДЫВАЮЩАЯСЯ к концу текущего столетия геополитическая обстановка не дает оснований говорить о снижении в будущем вероятности применения вооруженного насилия для достижения политических целей, а бурный научно-технический прогресс не только сокращает сроки разработки новейших средств борьбы, но и расширяет диапазон их применения. Все это диктует необходимость изыскания путей эффективного использования достижений науки и техники в интересах развития средств вооружения и своевременного оснащения ими армии.

Завоевание достойного места на мировом рынке вооружений позволит получать финансовые средства на проведение военной реформы, поддерживать производство продукции военного назначения и открывать новые рабочие места в промышленности, сбывать излишки устаревших образцов вооружения и военной техники, отслеживать направления развития современного вооружения и военной техники, постоянно совершенствовать техническое оснащение армии в соответствии со складывающейся геополитической обстановкой и изменением характера вооруженной борьбы. Вместе с тем достижение указанных целей возможно только при условии, что будет создана и начнет эффективно функционировать государственная система информационно-аналитического обеспечения военно-технического сотрудничества (далее - ВТС) с зарубежными странами, что позволит, во-первых, представлять военно-политическому руководству страны необходимые данные для оптимального выбора приоритетных направлений осуществления военно-технического сотрудничества; во-вторых, своевременно определять потребителей отечественной продукции военного назначения и условия ее реализации с учетом мирового опыта функционирования рынка оружия и, в-третьих, находить рациональные пути реформирования оборонной промышленности, разработки конкурентоспособной продукции военного назначения и выгодной реализации ее на внешнем рынке.

Не вызывает сомнения, что Россия, обладая относительно высоким экономическим и военно-политическим потенциалом, входит в число ведущих мировых производителей и экспортеров вооружений. Но нестабильность доходов от отечественного военного экспорта в последние годы свидетельствует о недостаточном уровне информационно-аналитического обеспечения такой специфической и сложной области внешнеэкономической деятельности, какой является военно-техническое сотрудничество. Действительно, порядок осуществления ВТС в настоящее время регламентируется Указом Президента Российской Федерации, определяющим необходимые меры государственного контроля в этой сфере. Предполагается, что «рекламная и иная маркетинговая деятельность», включающая решение вопросов информационно-аналитического обеспечения ВТС, проводится российскими предприятиями, получившими право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения (далее - право участия в ВТС), самостоятельно. Увеличение числа таких предприятий (в настоящее время их насчитывается 20, на очереди еще 14) в сочетании с усиливающейся на мировом рынке вооружений конкурентной борьбой требует в ходе определения приоритетных направлений осуществления ВТС тщательного анализа широкого спектра различной информации. Отсутствие же единого центра сбора, обработки и анализа такой информации и, как следствие, необходимой координации действий отечественных предприятий на внешнем рынке приводит подчас к неэффективным затратам материальных средств. Достаточно сказать, что часто на одни и те же международные выставки продукции военного назначения из нашей страны поступают образцы практически одного и того же изделия. Так было, например, на каждом из трех последних международных авиакосмических салонов - «Ле Бурже-97» (Франция, 15-22 июня 1997г.), «Дубай-97» (ОАЭ, 16-20 ноября 1997г.) и «Эйшн Аэроспейс-98» (Сингапур, 24 февраля - 1 марта 1998г.), где открытое акционерное общество «ОКБ Сухого» и государственное унитарное предприятие «ГНЦ «ЛИИ им. М.М.Громова» представили натурные образцы незначительно отличающихся модификаций истребителя Су-30.

Выходом из сложившейся ситуации представляется проведение маркетинговых исследований не отдельными предприятиями, а в рамках некой крупной организации (назовем ее условно Центром информационно-аналитического обеспечения ВТС), которая бы специализировалась на сборе и аналитической обработке всей доступной информации, касающейся функционирования мирового рынка вооружений. Формальная передача функций такого гипотетического центра федеральным органам исполнительной власти (сначала - Государственному комитету Российской Федерации по военно-технической политике, затем - Министерству внешних экономических связей и торговли Российской Федерации), как показывает практика, не приносит каких-либо позитивных результатов. Основными причинами этого являются ориентация данных федеральных органов на осуществление контрольных механизмов в сфере ВТС, недостаток материальных и людских ресурсов и т.п. Следует иметь в виду и то, что целью указанной выше аналитической обработки информации должно быть не столько оперативное получение справочных данных по различным актуальным вопросам ВТС (в чем, в первую очередь, испытывают потребность федеральные органы), сколько получение качественно новой информации, способствующей оптимальному выбору приоритетных направлений осуществления ВТС.

Определение на роль означенного центра одного из предприятий, имеющих право участия в ВТС, по-видимому, нецелесообразно, так как большинству из них указанная роль невыгодна, поскольку проведение исследований в широком диапазоне отечественной продукции военного назначения не отвечает их собственным интересам. Исключение в этом смысле составляют федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП), назначенные Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 1997 года № 907 на роль государственных посредников, в первую очередь «ПС «Росвооружение», имеющее наибольший опыт внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем в перспективе представляется целесообразным вести речь об указанном центре как самостоятельном предприятии, специализирующемся на проведении глубоких исследований, выработке рекомендаций по приоритетным направлениям осуществления ВТС и обеспечении ими федеральных органов исполнительной власти и соответствующих предприятий.

Выше сделана попытка рассмотреть возможные варианты решения проблемы информационно-аналитического обеспечения с организационной точки зрения. Остановимся на технической стороне.

В основе функционирования Центра информационно-аналитического обеспечения ВТС должны лежать, с одной стороны, сбор, обработка и анализ всей доступной информации, с другой - разработка методов и средств автоматизированной обработки и анализа этой информации. При этом если первая часть проблемы носит вторичный характер и состоит в практической реализации уже отработанных технологий, то вторая, наиболее сложная, сопряжена с целым рядом научных и инженерных задач первостепенной важности, от качества решения которых зависит эффективность функционирования центра в целом. Фактически речь идет о создании и использовании современных вычислительных средств и последующем постоянном развитии специализированного программного продукта, не имеющего аналогов в отечественной и, по-видимому, мировой практике, - информационно-аналитической системы (НАС) для поддержки решений в сфере ВТС.

Известные подобные системы, в названии которых также часто имеется термин «аналитическая» (что, вообще говоря, нельзя назвать корректным, поскольку по своей сути они являются лишь информационными), предполагают непосредственный доступ пользователя системы к тематическим базам данных и самостоятельный анализ всей получаемой информации. Это привносит в процедуру анализа субъективный фактор, не позволяет просматривать все возможные варианты решения задачи и в целом приводит к неэффективному использованию информационного пространства. Этих недостатков лишен предлагаемый вариант НАС, в которой доступ пользователей к тематическим базам данных осуществляется посредством специального программного аналитического блока - своего рода «мозгового центра» системы (см. рисунок). Однако применение указанного блока предъявляет повышенные требования к разработке самих тематических баз данных, что связано с существенной математической формализацией используемых в этих базах вербальных описаний различных моделируемых объектов и процессов.

Важно отметить, что с ИАС не снимается и простая информационная функция, заключающаяся в получении различных справок по стандартным запросам. Она может быть обеспечена уже на начальном этапе разработки ИАС (в некотором справочно-информационном режиме ее функционирования) за счет создания специального программного блока выборки и предварительной обработки информации. При этом отмеченная выше углубленная формализация данных в тематических базах, необходимая для «нужд» аналитического блока, позволяет решить и задачу чисто информационного обеспечения на более высоком техническом уровне.

Программный аналитический блок является наиболее наукоемкой частью ИАС и предназначен для решения априори сформулированного ряда типовых оптимизационных задач, необходимых для поддержки решений в сфере ВТС. Формализованная постановка таких типовых задач с учетом потребностей практической деятельности предприятий, имеющих право участия в военно-техническом сотрудничестве, и интересов осуществления его в целом представляет собой один из важнейших и, пожалуй, самых трудных этапов создания информационно-аналитической системы. Таким образом, конкретное содержание выходной информации программного аналитического блока зависит от того, какая задача решается. Забегая вперед, заметим, что конечной информацией, получаемой в условиях заданных ограничений, могут быть предложения по разработке и модернизации отечественной продукции военного назначения (ПВН), по перспективным направлениям и способам продвижения этой продукции на мировой рынок и т.д. Данный блок может «запрашивать» по мере необходимости любую тематическую информацию из имеющихся баз данных.

Информационно-аналитическое обеспечение военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами пути решения проблемы

Содержательная часть аналитического блока определяется перечнем решаемых задач, достигнутой степенью их формализации и существующим научным уровнем развития методов их решения. В связи с новизной постановки проблемы какие-либо известные достижения в этой области практически отсутствуют. Развитие данного направления исследований требует осмысления и тщательного анализа существующей практики принятия решений в сфере ВТС. Вместе с тем уже сейчас просматривается возможность использования некоторых традиционных математических методов: теории игр - для моделирования действий конкурирующих фирм на рынке вооружений; статистических испытаний - для моделирования случайных факторов, влияющих на указанные действия; численных методов анализа - для аппроксимации и исследования используемых функциональных зависимостей и др. Очевидно также, что не обойтись и без специально разрабатываемых частных методов оптимизации моделируемых процессов.

Чтобы дать наглядное представление о предметной области, с которой «имеет дело» рассматриваемый программный аналитический блок, определим в первом приближении используемые им тематические базы данных. В их число, по нашему мнению, должны быть включены следующие четыре основные базы, отражающие характеристики узловых процессов ВТС: производство продукции военного назначения отечественными и иностранными предприятиями; учет региональных потребностей в ПВН; участие предприятий в различных рекламных кампаниях; осуществление предприятиями поставок своей продукции.

База данных по характеристикам ПВН отечественных и иностранных предприятий отражает характеристики отечественной и конкурентоспособной иностранной ПВН, а также возможности наших предприятий по разработке новых и модернизации имеющихся образцов ПВН.

База данных по характеристикам потенциальных регионов (стран) для продвижения ПВН содержит формализованное описание географических особенностей регионов (стран), политической и экономической ситуаций, оказывающих влияние на потребности их в ПВН, а также данные о состоянии военной техники, находящейся на вооружении армий, сроках их предстоящей модернизации и т.д.

База данных по характеристикам участия отечественных и иностранных предприятий в рекламных кампаниях представляет сведения, получаемые в результате сбора и систематизации перечней вооружения и военной техники, демонстрируемых в действии, экспонируемых в виде натурных образцов и макетов, а также рекламируемых с помощью планшетов, видеозаписей и других материалов на международных выставках продукции военного назначения. Полезной оказалась бы и информация о публикациях в прессе и других мероприятиях рекламного характера с указанием сроков и места их проведения.

База данных по характеристикам поставок ПВН, выполненных Россией и иностранными государствами, содержит характеристики (номенклатуру, регионы, сроки и т.д.) поставок обычных вооружений Россией (на основе итоговых сводок по выполненным контрактам) и иностранными государствами (на основе сведений, получаемых в рамках участия в международных механизмах контроля над распространением вооружений: Регистр обычных вооружений ООН, Вассенаарские договоренности и др.).

Совместная обработка и анализ указанной вполне доступной информации с помощью специально разрабатываемых методик и алгоритмов, что как раз и осуществляется в программном аналитическом блоке, дает возможность получить качественно новую информацию, чрезвычайно полезную как при определении приоритетных направлений деятельности ФГУП «ГК «Росвооружение» и других предприятий, имеющих право участия в ВТС, так и для поддержки решений в сфере ВТС в целом, действительно, совместное рассмотрение, например, данных из баз 1 и 2 позволяет оценить перспективность продвижения тех или иных имеющихся или модернизируемых образцов ПВН в различные регионы, из баз 3 и 4 - эффективность проведения определенных рекламных мероприятий в конкретных регионах и в конкретных обстоятельствах, покупательную способность потенциальных заказчиков и т.д.

На основании полученных результатов могут вырабатываться предложения по созданию новых и модернизации имеющихся отечественных образцов ПВН, определяться конкретные пути их продвижения на мировой рынок, объемы и формы рекламных публикаций в прессе, их сроки и периодичность в привязке к месту и времени проведения. Это, в свою очередь, дает возможность решить вопрос о целесообразности крупномасштабного участия в конкретных выставочных мероприятиях, с тем чтобы не тратить впустую колоссальные материальные средства. В конечном счете работа в данном направлении могла бы, с одной стороны, оказать существенную помощь отечественным предприятиям в определении направлений совершенствования своей продукции, а с другой - позволить точно выверенными приемами с помощью небольших российских экспозиций ПВН, соответствующих публикаций в прессе и других рекламных мероприятий представлять конкретные образцы отечественной продукции военного назначения в нужное время и в нужном месте.

Итак, проблема информационно-аналитического обеспечения ВТС стоит достаточно остро. Рано или поздно ее придется решать. Эмпирические подходы к выбору направлений осуществления ВТС должны опираться на соответствующий научно-методический аппарат, основанный на эффективном использовании мощностей современных ЭВМ и предусматривающий постоянное развитие и преемственность. Рассмотренный путь решения проблемы безусловно, требует определенных материальных затрат. Последние, однако, представляются несоизмеримо 'меньшими по сравнению с теми потерями, которые уже имеют место и, по-видимому, могут предстоять в будущем из-за просчетов в определении ориентиров военно-технического сотрудничества.

Указ Президента Российской Федерации от 20 августа 1997 года № 907 «О мерах по усилению государственного контроля внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами».

Положение о порядке предоставления организациям Российской Федерации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 1997 года №907.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации